88-7606/2023
27RS0004-01-2022-006238-91
2-5246/2022
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
27 июля 2023 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Саломатиной Л.А.
судей Власенко И.Г., Аноприенко К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу краевого государственного бюджетного учреждения «Хабаровский психоневрологический интернат» на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 24.03.2023 по делу по иску прокурора Индустриального района г. Хабаровска в интересах Б. к краевому государственному бюджетному учреждению «Хабаровский психоневрологический интернат» о возложении обязанности, взыскании денежных средств.
Заслушав доклад судьи Саломатиной Л.А., объяснения прокурора Царевой М.Г.,
у с т а н о в и л а:
истец, обратившись в суд, указал, что по результатам прокурорской проверки выявлены нарушения действующего законодательства о социальной защите граждан пожилого возраста и инвалидов.
Проверкой установлено, что 01.12.2021 между Б. и КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» заключен договор о предоставлении социальных услуг в стационарной форме, по условиям которого размер ежемесячной платы составляет 75 процентов среднедушевого дохода Б.., рассчитанного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2014 № 1075 «Об утверждении правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно».
Включение в расчет платы за предоставляемые интернатом социальные услуги помимо пенсии, суммы начисляемой Б. ежемесячной денежной выплаты, противоречит положениям статьи 35 Федерального закона 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
Общая сумма необоснованных удержаний составила 86 159,27 рублей.
Прокурор, с учетом уточнения требований, просил обязать КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» производить удержание за предоставляемые социальные услуги Б. в размере, не превышающем 75 процентов пенсии, взыскать с КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» в пользу Б. незаконно удержанные за период с 01.07.2019 по 31.07.2022 денежные средства в сумме 86 159,27 рублей в качестве платы за предоставляемые социальные услуги.
Решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 20.10.2022 исковые требования удовлетворены частично, на КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» возложена обязанность производить удержание за предоставляемые социальные услуги Б. в размере, не превышающем 75 процентов пенсии, с КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» в пользу Б. взысканы незаконно удержанные в качестве оплаты за предоставленные социальные услуги за период с 01.07.2019 по 30.11.2021 денежные средства в сумме 66 042,37 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 24.03.2023 решение суда отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении исковых требований, на КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» возложена обязанность производить удержание за предоставляемые социальные услуги Б. в размере, не превышающем 75 процентов пенсии, с КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» в пользу Б. взысканы незаконно удержанные в качестве оплаты за предоставленные социальные услуги за период с 01.07.2019 по 31.07.2022 денежные средства в сумме 86 159,27 рублей.
В кассационной жалобе КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» просит отменить апелляционное определение, считая его незаконным, ссылаясь на неправильное применение судом норм права.
Представители ответчика и третьего лица в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, извещены надлежаще, причин неявки не сообщили. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив апелляционное определение в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит правовых оснований для отмены судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также вопросы установления экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого возраста и инвалидов на момент поступления Б. в КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» регулировались Федеральным законом от 02.08.1995 N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
В соответствии с названным федеральным законом, а также в целях повышения качества социально-бытовой помощи, оказываемой гражданам пожилого возраста и инвалидам в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания, Правительством Российской Федерации было принято постановление от 17.04.2002 N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов".
Пунктом 1 указанного постановления было установлено, что плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания, включающая затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений, производится на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемого между указанными гражданами (их законными представителями) и учреждениями. Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определяется с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и не может превышать 75 процентов установленной им пенсии.
С 01.01.2015 правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
Из части 4 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ следует, что размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 этого федерального закона.
Согласно части 4 статьи 31 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей данного федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 5 Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2014 N 1075, при расчете среднедушевого дохода учитываются такие доходы, полученные в денежной форме, как пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации.
Вместе с тем в силу части 2 статьи 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ в рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу указанного федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с данным федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31.12.2014, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31.12.2014.
Суд первой инстанции частично удовлетворяя требования прокурора, исходил из того, что со дня заключения договора от 01.12.2021 с учетом увеличения объема услуг между сторонами изменились ранее возникшие правоотношения, следовательно, могли быть изменены и условия оплаты за оказываемые услуги, соответственно ответчик с 01.12.2021 мог удерживать с Б. плату за оказанные услуги в размере не более 75 процентов среднедушевого дохода.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, отменяя его и принимая новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, суд апелляционной инстанции, действуя в пределах своей компетенции, верно указал, что поскольку Б. социальные услуги начали оказываться до вступления 01.01.2015 в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ, то на момент введения нового правового регулирования, возникшие между сторонами спора правоотношения по предоставлению социальных услуг являлись длящимися, в связи с чем истец Б. обязан оплачивать и вновь предоставляемые социальные услуги в размере, не более 75 процентов получаемой им пенсии.
Доводы ответчика о расширении объема социальных услуг, предоставляемых Б. новым правовым регулированием, введенным с 01.01.2015, вынужденность изменения условий оплаты социальных услуг при заключении договора с Б. 01.12.2021, противоречит части 2 статьи 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», которая устанавливает запрет на повышение для граждан, получавших социальное обслуживание в стационарное форме до 01.01.2015, размера платы за предоставление им социальных услуг, определенного по состоянию на 31.12.2014, - одного из существенных условий договора о предоставлении социальных услуг.
Правильность избранной судом апелляционной инстанции позиции по делу подтверждается практикой Верховного Суда Российской Федерации (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2022 N 78-КГ22-36-К3, Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 01.11.2021 N 36-КГ21-4-К2).
Кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
о п р е д е л и л а:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 24.03.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи