Решение по делу № 12-10/2019 (12-842/2018;) от 03.12.2018

Дело № 12-10/2019 РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление об административном правонарушении

г.Йошкар-Ола 17 января 2019 года

Судья Йошкар - Олинского городского суда Республики Марий Эл Митькова М.В., с участием директора МУП «РИА «Йошкар-Ола» Назаровой В.А., представителя Государственной инспекции труда в РМЭ Иванова И.Е., государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в РМЭ Черновой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Назаровой В.А. на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл от 20 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, которым

Назарова В.А., родившаяся ДД.ММ.ГГГГ в д. <адрес>, русским языком владеет, проживающая по адресу: <адрес>, являющаяся директором МУП «РИА «Йошкар-Ола», ранее к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не привлекавшаяся,

привлечена к административной ответственности по части 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл Черновой С.А. от 20 ноября 2018 года Назарова В.А. привлечена к административной ответственности и подвергнута административному взысканию в виде штрафа в размере 12000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ.

Согласно постановлению, в действиях Назаровой В.А. имеется нарушение ст. ст. 136, 140 Трудового Кодекса РФ.

Не согласившись с данным постановлением, должностное лицо Назарова В.А. обратилась в суд с жалобой, в которой просила отменить указанное постановление и производство по делу прекратить, применив ст. 2.9 КоАП РФ. В обоснование жалобы указала, что нарушение сроков выплаты заработной платы, а также оплата отпускных работникам в нарушение установленных законом сроков были незначительны, обусловлены неперечислением дотаций УФК по Республике Марий Эл Управление культуры администрации ГО «Город Йошкар-Ола» на счет организации. Нарушение оплаты отпуска обусловлено также возможностью работников в связи с производственной необходимостью брать отпуск, отклоняясь от установленного графика. Указанные действия не причинили ущерб неограниченному кругу лиц, нарушения допущены впервые. При назначении наказания административным органом не исследовалось ее имущественное положение, не учтено, что после проверки произведена выплата денежных средств работникам в качестве компенсации за задержку заработной платы, выплат по отпускным.

В судебном заседании директор МУП «РИА «Йошкар-Ола» Назарова В.А. доводы и требования жалобы поддержала, пояснила аналогично изложенному в жалобе, указав, что вину в совершении административного правонарушения признает, редакция имеет маленький штат, организация ведет предпринимательскую деятельность, которая является убыточной, не учтено ее имущественное положение, наличие на иждивении дочери-студентки, наличие кредитных обязательств, состояние здоровья. Допущенные нарушения были устранены сразу же после проведения проверки, государственным органом не доказано, что ее действиями был причинен значительный ущерб.

Представитель Государственной инспекции труда в РМЭ Иванов И.Е. в судебном заседании 10 января 2019 года с доводами жалобы не согласился, считает постановление законным и обоснованным по доводам, изложенным в возражении, указав, что должностным лицом не доказано, что им были предприняты все меры для недопущения выявленных нарушений.

Государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в РМЭ Чернова С.А. в судебном заседании с жалобой не согласилась, указав, что при вынесении решения должностному лицу разъяснялась возможность обращения с заявлением о предоставлении отсрочки в связи с тяжелым материальным положением, указанным правом до настоящего времени Назарова В.А. не воспользовалась.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.

В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Статья 22 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Согласно положениям статьи 136 Трудового кодекса РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором. Оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.

В силу ст. 140 Трудового кодекса РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете. В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.

Согласно статье 20 Трудового кодекса РФ работодатель - физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

В соответствии со статьей 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Как следует из материалов дела, основным видом деятельности МУП «РИА «Йошкар-Ола» является издание газет, дополнительным видом деятельности – деятельность агентов, специализирующихся на оптовой торговле прочими товарами, не включенными в другие группировки; транспортная обработка грузов; деятельность рекламных агентств.

В ходе проведенной Государственной инспекцией труда в РМЭ в период с 18 октября 2018 года по 15 ноября 2018 года, 31 октября 2018 года с 14 часов 00 минут до 14 часов 30 минут, 13 ноября 2018 года с 13 часов 00 минут до 15 часов 30 минут плановой выездной проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в отношении МУП «РИА «Йошкар-Ола», директором которого является Назарова В.А., установлены нарушения трудового законодательства.

Так, согласно материалам дела, в нарушение сроков выплаты заработной платы, установленных внутренним локально-нормативным актом организации 10 и 25 числа, заработная плата за вторую половину августа 2018 года, причитающаяся к выплате 10 сентября 2018 года, 11 работникам выплачена на 1 день позже. Денежная компенсация за нарушение срока выплаты заработной платы за вторую половину августа 2018 года работникам не начислялась и не выплачивалась. Оплата отпуска произведена с нарушением установленных законом сроков в отношении работников – ФИО5 на 3 дня позже, ФИО6 на 15 дней позже, ФИО7 на 5 дней позже, ФИО8 на 3 дня позже, ФИО9 на 4 дня позже, ФИО7 на 10 дней позже. Денежная компенсация за нарушение сроков выплаты отпусков работникам не начислялась и не выплачивалась. В ходе проверки также установлено, что выплата всех сумм, причитающихся при увольнении ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 произведена с нарушением установленных законом сроков. Так, выплата суммы при увольнении ФИО10 07 сентября 2018 года произведена 11 сентября 2018 года, при увольнении ФИО11 07 сентября 2018 года произведена 24 сентября 2018 года, при увольнении ФИО12 11 апреля 2018 года произведена 08 мая 2018 года, при увольнении ФИО13 08 июня 2018 года произведена 09 июня 2018 года.

На основании указанной выше проверки административным органом вынесено МУП «РИА «Йошкар-Ола» предписание от 15 ноября 2018 года с требованием устранения указанных выше нарушений трудового законодательства в срок до 29 ноября 2018 года.

В соответствии с представленными документами, а также согласно письменному объяснению главного бухгалтера МУП «РИА «Йошкар-Ола» ФИО14, пояснениями в жалобе директора Назаровой В.А., заработная плата работникам организации выплачена с опозданием по причине того, что 10 сентября 2018 года от Управления культуры администрации ГО «Город Йошкар-Ола» не поступила субсидия, в связи с этим у предприятия не было денежных средств для выплаты заработной платы за август 2018 года в срок. 11 сентября 2018 года денежные средства поступили в этот же день, задолженность по заработной плате перед сотрудниками была погашена. Компенсация за нарушение срока выплаты отпускных расчетов и при увольнении в 2018 году работникам не начислялась и не выплачивалась.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Назаровой В.А., как должностного лица МУП «РИА «Йошкар-Ола» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ, и привлечения ее к административной ответственности.

Поскольку в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют доказательства невозможности выполнения должностным лицом требований трудового законодательства, равно как и доказательства принятия им исчерпывающих мер, направленных на соблюдение действующих норм и правил, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления о привлечении Назаровой В.А. к административной ответственности.

Отсутствие необходимых финансовых средств в предприятии не свидетельствует об отсутствии состава вменяемого правонарушения, поскольку данное обстоятельство не освобождает работодателя, директора от обязанности соблюдать трудовое законодательство.

Вопрос о наличии вины Назаровой В.А. в совершении вменяемого административного правонарушения исследовался административным органом и в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в постановлении о привлечении к административной ответственности.

Вина Назаровой В.А., помимо признания ею вины, подтверждаются материалами дела, актом о результатах проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, протоколом об административном правонарушении, бухгалтерскими документами, которые являются допустимыми, достоверными и достаточными по правилам, предусмотренным статьей 26.11 КоАП РФ, чтобы признать Назарову В.А. виновной в совершении административного правонарушения.

Право на получение заработной платы вытекает из статьи 37 Конституции Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.

В данном случае таким должностным лицом обоснованно признана директор МУП «РИА «Йошкар-Ола» Назарова В.А., не обеспечившая соблюдение требований действующего трудового законодательства Российской Федерации.

Назначенное Назаровой В.А. административное наказание по своему виду и размеру соответствует характеру совершенного правонарушения, согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.

Административное наказание определено в пределах санкции части 6 статьи 5.27 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.4, 4.1 КоАП РФ. Оснований для снижения его размера с учетом имущественного положения Назаровой В.А. не усматривается.

В соответствии с положениями статьи 2.9 КоАП РФ и разъяснениями, содержащимися в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Исходя из изложенного, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения, и может иметь место только при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Вместе с тем, совершенное Назаровой В.А. правонарушение посягает на право каждого работника на своевременную и в полном размере выплату заработной платы и оплаты отпуска, выплату всех средств при увольнении, обеспечивающего необходимое для человека существование для него самого и его семьи, в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в пренебрежительном отношении должностного лица к исполнению своих обязанностей, возложенных на него трудовым законодательством, и к интересам работника, которому государством гарантируется создание условий беспрепятственного и своевременного получения причитающихся ему сумм удобным для него способом, в связи с чем в данном случае с учетом конкретных обстоятельств, принимая во внимание ведение предприятием предпринимательской деятельности и извлечением из нее прибыли, оснований для признания вменяемого Назаровой В.А. правонарушения малозначительным и прекращении производства по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ не имеется.

Доводы должностного лица об устранении выявленных нарушений не свидетельствуют об отсутствии события и состава административного правонарушения и не исключают вину должностного лица в его совершении.

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено должностным лицом в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Назаровой В.Н. допущено не было.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл от 20 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, которым Назарова В.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ, и назначения административного наказания в виде штрафа в размере 12000 рублей, оставить без изменения, жалобу Назаровой В.А. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл, либо жалоба может быть подана непосредственно в Верховный Суд Республики Марий Эл, в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья М.В. Митькова

12-10/2019 (12-842/2018;)

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Назарова В.А.
Суд
Йошкар-Олинский городской суд
Судья
Митькова М.В.
Статьи

КоАП: ст. 5.27 ч.6

05.12.2018Материалы переданы в производство судье
05.12.2018Истребованы материалы
12.12.2018Поступили истребованные материалы
10.01.2019Судебное заседание
17.01.2019Судебное заседание
25.01.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее