УИД 77RS0002-02-2024-000038-69
г. Сыктывкар дело № 2-378/2024
(33-6166/2024)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Пунегова П.Ф., Щелканова М.В.
при секретаре Микушевой А.И.
рассмотрела в судебном заседании 05 сентября 2024 года дело по иску Сыктывкарского транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о понуждении к устранению нарушений законодательства о транспортной безопасности
по апелляционной жалобе ОАО «Российские железные дороги» на решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 10 июня 2024 года.
Заслушав доклад судьи Щелканова М.В., объяснения прокурора Давыденко Р.А., представителя ответчика открытого акционерного общества «Российские железные дороги» - Дружковой А.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сыктывкарский транспортный прокурор в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД»), в котором с учетом уточнений просил возложить обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привлечь подразделение транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры: ...); на основании утвержденных результатов дополнительной оценки уязвимости от <Дата обезличена> объекта транспортной инфраструктуры ... утвердить в Федеральном агентстве железнодорожного транспорта план обеспечения безопасности объекта; приложить к плану обеспечения безопасности объекта ...) копию устава привлеченного подразделения транспортной безопасности и копию договора о привлечении указанного подразделения транспортной безопасности; обеспечить оснащение объекта транспортной инфраструктуры ... техническими средства и инженерными системами обеспечения транспортной безопасности в соответствии с требованиями п.п «а» п. 30 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 №1633.
В обоснование заявленных требований указано, что в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства в сфере транспортной безопасности на объектах железнодорожного транспорта выявлены нарушения законодательства о безопасности на ... собственником которого является ОАО «РЖД». Неисполнение ответчиком требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, когда объекты транспортной инфраструктуры наиболее подвержены незаконному вмешательству, создает угрозу безопасности государства, жизни и здоровью граждан, окружающей среде.
Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 13.05.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство железнодорожного транспорта.
Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 10.06.2024 принят отказ Сыктывкарского транспортного прокурора от исковых требований к ОАО «РЖД» в части возложения обязанности обеспечить проведение уязвимости объекта транспортной инфраструктуры ...) и предоставление на утверждение в Федеральном агентстве железнодорожного транспорта.
Решением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 10 июня 2024 года постановлено:
исковые требования Сыктывкарского транспортного прокурора к ОАО «Российские железные дороги» удовлетворить,
возложить обязанность на ОАО «Российские железные дороги» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обязанности:
- привлечь подразделение транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры: ...
- на основании утвержденных результатов дополнительной оценки уязвимости от <Дата обезличена> объекта транспортной инфраструктуры ... утвердить в Федеральном агентстве железнодорожного транспорта план обеспечения безопасности объекта;
- приложить к плану обеспечения безопасности объекта ...) копию устава привлеченного подразделения транспортной безопасности и копию договора о привлечении указанного подразделения транспортной безопасности;
- обеспечить оснащение объекта транспортной инфраструктуры ... техническими средствами и инженерными системами обеспечения транспортной безопасности в соответствии с требованиями подпункта «а» пункта 30 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 №1633.
ОАО «Российские железные дороги» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в иске отказать.
В возражениях на апелляционную жалобу Сыктывкарский транспортный прокурор просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со ст. 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о слушании.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что собственником объекта транспортной инфраструктуры - ... - является ОАО «РЖД».
В ходе проведенной Сыктывкарской транспортной прокуратурой проверки соблюдения законодательства о транспортной безопасности и противодействии терроризму на категорированных объектах транспортной инфраструктуры выявлены факты неисполнения должностными лицами ОАО «РЖД» требований по обеспечению транспортной безопасности.
... как объекту транспортной инфраструктуры (ОТИ), <Дата обезличена> присвоена ... категория, он внесен в Реестр категорированных объектов за номером <Номер обезличен>
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, руководствуясь положениями ст. 1, 4, 8, 12 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», п. 2, 5, 30 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1633, исходил из того, что до настоящего времени нарушения Требований № 1633 на объекте транспортной инфраструктуры - ... ответчиком не устранены в полном объеме, в связи с чем пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором исковых требований.
В соответствии с п. 10 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Закон № 16-ФЗ) транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Частью 1 ст. 4 Закон № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (п. 9 ст. 1 Закон № 16-ФЗ).
В соответствии с п. 4 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Закон № 16-ФЗ под обеспечением транспортной безопасности следует понимать реализацию определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства в целях устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства, в том числе террористического характера.
Согласно п. 6 ст. 1 Закон № 16-ФЗ оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, а также судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, от угроз совершения актов незаконного вмешательства.
Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства (ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 16-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1633 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта (далее – Требования № 1633).
В силу п. 4 Требований № 1633 настоящий документ является обязательным для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
Подпункт «в» п. 5 Требований № 1633 обязывает субъект транспортной инфраструктуры образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры подразделение (подразделения) транспортной безопасности, включающие в себя: работников, оснащенных переносными средствами видеонаблюдения, ручными средствами досмотра (металлодетекторами, газоанализаторами паров взрывчатых веществ); специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, его наземной, подземной, воздушной, надводной частей, для которых в соответствии с настоящим документом устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных (далее - зона транспортной безопасности), и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций (далее - критический элемент объекта транспортной инфраструктуры), а также задачи по реагированию на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.Подпункт «е» п. 5 Требований № 1633 обязывает субъект транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения безопасности объекта в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры;
Согласно подп. «д» п. 5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и представление на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте Федерального агентства железнодорожного транспорта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры, которая сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменном виде; подп. «и» п. 5 обязывает субъект ОТИ утвердить в течение одного месяца со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, за исключением случаев, предусмотренных в настоящем подпункте, следующие организационно-распорядительные документы, которые направлены на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, заверены субъектом транспортной инфраструктуры и копии которых прилагаются к плану обеспечения безопасности объекта: положение (устав) сформированного подразделения транспортной безопасности - в случае формирования субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности; копия положения (устава) привлеченного подразделения транспортной безопасности и копия договора о привлечении указанного подразделения транспортной безопасности, которые прилагаются к плану обеспечения безопасности объекта в течение одного месяца (для субъектов транспортной инфраструктуры, осуществляющих закупки работ и услуг в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в срок до 4 месяцев) с даты утверждения Федеральным агентством железнодорожного транспорта плана обеспечения безопасности объекта - в случае привлечения субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка в их совокупности.
Учитывая приведенные нормы права и установленные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных требований в связи с ненадлежащим выполнением ответчиком обязанностей, предусмотренных п. 5 Требований № 1633.
Доводы ответчика о том, что заключение договора о привлечении подразделения транспортной безопасности возможно только после утверждения плана обеспечения транспортной безопасности и проведения соответствующих процедур по закупке товаров, работ и услуг, соответственно, копия положения (устава) может быть приложена к плану не ранее, чем в течение 4 месяцев с даты утверждения плана Росжелдором, признаются коллегией несостоятельными, поскольку сам по себе факт отсутствия утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности не исключают обязанности субъекта транспортной инфраструктуры образовать (сформировать) и (или) привлечь подразделение транспортной безопасности для защиты спорного объекта от актов незаконного вмешательства с учетом того, что указанные действия направлены на реализацию мер безопасности и зависят исключительно от ответчика.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с выводом суда, возложившим на ответчика обязанность обеспечить оснащение объекта транспортной инфраструктуры техническими средствами и инженерными системами обеспечения транспортной безопасности в соответствии с требованиями подпункта «а» пункта 30 Требований № 1633.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
В силу подп. «а» п. 30 Требований № 1633 субъект транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры I категории (железнодорожные мосты, тоннели, эстакады) дополнительно к положениям, предусмотренным п. 5 настоящего документа, обязан оснастить объект транспортной инфраструктуры техническими средствами и инженерными системами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими: видеообнаружение в секторе свободного доступа зоны транспортной безопасности и технологическом секторе зоны транспортной безопасности; видеомониторинг по периметру зоны транспортной безопасности; передачу данных с системы видеонаблюдения в соответствии с порядком доступа и передачи данных в режиме реального времени; хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, обладающих для этого необходимыми конструктивными особенностями, в течение не менее 30 суток; выявление нарушителя в режиме реального времени по всему периметру внешних границ зоны транспортной безопасности и на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры; возможность интеграции технических средств обеспечения транспортной безопасности с другими системами безопасности и инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности; документирование с помощью технических средств обеспечения транспортной безопасности перемещения персонала и посетителей через границы технологического сектора зоны транспортной безопасности, на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры, а также передачу данных о лицах, пропущенных в технологический сектор зоны транспортной безопасности или на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры, в соответствии с порядком передачи данных.
Федеральным законом от 2 августа 2019 года N 270-ФЗ "О внесении изменений в "Федеральный закон "О транспортной безопасности" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности" внесены изменения в статьи 13 Закона № 16-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 13 Закона N 16-ФЗ реализация требований по обеспечению транспортной безопасности, установленных частью 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, в части оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется поэтапно в сроки, установленные соответствующими планами обеспечения транспортной безопасности, до 1 марта 2020 года, за исключением: объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, расположенных на федеральных автомобильных дорогах, объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется организациями, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти, объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности открытого акционерного общества "Российские железные дороги" или используемых этим обществом на ином законном основании, а также судоходных гидротехнических сооружений, которые расположены на внутренних водных путях и оснащение которых техническими средствами обеспечения транспортной безопасности осуществляется поэтапно в сроки, установленные Правительством Российской Федерации.
Из вышеназванной правовой нормы следует, что сроки оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, находящихся в собственности или используемых на законном основании ОАО "РЖД", осуществляется в сроки, установленные Правительством Российской Федерации.
В суде первой инстанции и в апелляционной жалобе ответчик ссылался на распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2022 года № 974-р (для служебного пользования).
Данное Распоряжение предъявлено на обозрение судебной коллегии. Согласно Распоряжению оно принято в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 13 Закона N 16-ФЗ и им утверждены этапы и сроки оснащения техническим средства обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности открытого акционерного общества "Российские железные дороги" или используемых этим обществом на ином законном основании.
Распоряжением все указанные объекты транспортной инфраструктуры разделены на группы, для каждой из которой определен свой срок оснащения техническим средствами.
Пятый пункт данного Распоряжения является общим и в него включены все объекты, не вошедшие в п. 1-4. Спорный объект транспортной инфраструктуры также не вошел в п. 1-4 распоряжения.
Объекты, включенные в пятый пункт, подлежат оснащению после 2025 года.
Поскольку спорный объект подлежит оснащению техническими средствами обеспечения транспортной безопасности после 2025 года, со стороны ответчика какого-либо бездействия в указанной части не допущено.
Прокурор не обосновал ни в иске, ни в судебных заседаниях правовые основания неприменения указанного Распоряжения, принятого по исполнение пункта 1 части 2 статьи 13 Закона N 16-ФЗ.
Ссылка на принцип непрерывности обеспечения транспортной безопасности (пункт 4 статьи 3 Федерального закона N 16-ФЗ) отклоняется, поскольку непрерывность подразумевает постоянный характер мер, направленных на обеспечение транспортной безопасности, и не исключает постепенного оснащение техническими средствами в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 13 Закона N 16-ФЗ.
Учитывая изложенное, в данной части решение подлежит отмене с принятие нового решения об отказе в иске.
Поэтапный характер оснащения техническим средствами не исключает обязанность по обеспечению иных мер транспортной безопасности, о которых заявлено в иске и для которых не предусмотрено поэтапное исполнение. Вопреки доводам жалобы работа подразделений транспортной безопасности не ограничена использованием технических средств, обеспечение которыми осуществляется поэтапно, а следовательно, основания для отказа в иске в части возложения обязанности по исполнению требований подп. «в» п. 5 Требований № 1633, отсутствуют.
Ссылки сторон на различную судебную практику не принимается судом во внимание, поскольку приведенные судебные акты вынесены с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемых дел.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 10 июня 2024 года отменить в части возложения на ОАО «Российские железные дороги» обязанности по оснащению объекта транспортной инфраструктуры - ..., техническими средствами и инженерными системами обеспечения транспортной безопасности в соответствии с требованиями подпункта «а» пункта 30 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 №1633.
Принять в данной части новое решение об отказе в иске.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО «Российские железные дороги» - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 06.09.2024.
Председательствующий
Судьи