Решение по делу № 33-12864/2023 от 20.07.2023

Судья ФИО6                                                            Дело [номер]

[номер]                                                 УИД [номер]

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    г. Нижний Новгород                                                 22 августа 2023 года

    Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

    председательствующего судьи Пятовой Н.Л.,

    судей Гришиной Н.А., Кувшиновой Т.С.,

    при секретаре Федосеевой В.А.,

    с участием представителя истца Федерального агентства лесного хозяйства, третьего лица Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области ФИО10, представителя третьего лица Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области ФИО17, ответчика ФИО2, ответчика ФИО3, представителя ответчика ФИО3ФИО13, третьего лица ФИО19,

    рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гришиной Н.А.

гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО2, ФИО3

на решение Лысковского районного суда Нижегородской области от 13 апреля 2022 года

    по иску Федерального агентства лесного хозяйства к ФИО2, ФИО3, администрации Лысковского муниципального округа Нижегородской области о признании договоров купли-продажи недействительными, признании права собственности отсутствующим, признании недействительными результатов межевания и постановку земельного участка на кадастровый учет,

    УСТАНОВИЛА:

Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд с иском к ФИО2, ФИО3, администрации Лысковского муниципального округа Нижегородской области, указав, что в соответствии с постановлением администрации Лысковского муниципального района Нижегородской области от 25 февраля 2015 года № 210 прекращено право постоянного бессрочного пользования СПК «Заветы Ильича» на земельный участок (единое землепользование) площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером [номер], местоположение: [адрес], категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства и предоставлен СПК «Заветы Ильича» в собственность за плату по договору купли-продажи от [дата], передан по акту приема-передачи от [дата]. Право собственности СПК «Заветы Ильича» зарегистрировано [дата].

    В соответствии с договором купли-продажи от [дата] СПК «Заветы Ильича» продало ? долю в праве на земельный участок с кадастровым номером [номер] ФИО2 Право собственности ФИО2 зарегистрировано [дата]. В соответствии с договором купли-продажи от [дата] СПК «Заветы Ильича» продало ? долю в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером [номер] ФИО2 Право собственности ФИО2 зарегистрировано [дата]. В настоящее время согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости право долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером [номер], земли сельскохозяйственного назначения, площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: [адрес], СПК «Заветы Ильича», зарегистрировано за ФИО2 (1/5 доля в праве) и ФИО3 (4/5 доли в праве).

В соответствии с документированной информацией государственного лесного реестра земельный участок с КН [номер] частично расположен на землях лесного фонда в границах Лысковского межрайонного лесничества Нижегородской области, а именно: земельный участок [номер] имеет пересечение с землями лесного фонда Лысковского межрайоного лесничества, Лысковского участкового лесничества: кварталы [номер] (выдел 1), [номер] (выдел 1), КН [номер], КН [номер]; квартал [номер] (выделы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10,11, 12, 13, 14. 15.16, 17, 22,23, 24, 25) КН [номер]; квартал [номер] (выделы [номер]), КН [номер], [номер].

Лесной участок в кварталах №[номер] обременен правом аренды для заготовки древесины на основании договора аренды от 10 сентября 2014 года [номер] сроком на 49 лет, арендатор ФИО25 Д.А.

Ссылаясь на ст. ст. 11.2, 11.3, 27, 60 ЗК РФ, ст. ст. 8, 87, 91 ЛК РФ, с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 ГК РФ, просит суд признать недействительным договор купли-продажи от [дата], договор купли-продажи от [дата], договор купли-продажи от [дата]; признать отсутствующим право ФИО2, ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером [номер]; признать недействительным результаты межевания земельного участка с кадастровым номером [номер] и признать недействительным постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером [номер].

В судебном заседании представитель истца Федерального агентства лесного хозяйства ФИО11 исковые требования поддержала в полном объеме.

Ответчики ФИО2, ФИО3, представители ответчиков ФИО12, ФИО13, в судебном заседании исковые требования не признали и просили отказать в их удовлетворении.

Представитель ответчика администрации Лысковского муниципального округа Нижегородской области ФИО14, в судебном заседании исковые требования не признал.

Представитель третьего лица министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области ФИО15, третье лицо ФИО19 в судебном заседании полагали требования подлежащими удовлетворению.

Третье лицо ФИО21, представитель третьего лица ФИО22, ФИО16, в судебном заседании полагали требования не подлежащими удовлетворению.

Представитель третьих лиц ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Нижегородской области, Управления ФСГРКиК по Нижегородской области, министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области, Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл, третье лицо ФИО20, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыли и ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили.

Решением Лысковского районного суда Нижегородской области от [дата], с учетом определений суда об исправлении описки от [дата], [дата], [дата] и [дата], постановлено:

Исковые требования Федерального агентства лесного хозяйства к ФИО2, ФИО3, администрации Лысковского муниципального округа Нижегородской области о признании договоров купли-продажи недействительными, признании права собственности отсутствующим, признании недействительными результатов межевания и постановку земельного участка на кадастровый учет, удовлетворить частично.

Признать отсутствующим право долевой собственности ФИО2, ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером [номер] (единое землепользование), расположенный по адресу: [адрес], СПК «Заветы Ильича», в части площади пересечения <данные изъяты> кв.м. с землями лесного фонда (КН [номер]), согласно координатам поворотных точек, указанных в заключении Поволжского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от [дата] [номер].

Признать отсутствующим право долевой собственности ФИО2, ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером [номер] (единое землепользование), расположенный по адресу: ФИО4 [адрес], СПК «Заветы Ильича», в части площади пересечения <данные изъяты> кв.м. с землями лесного фонда (КН [номер]), согласно координатам поворотных точек, указанных в заключении Поволжского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от [дата] [номер].

Признать отсутствующим право долевой собственности ФИО2, ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером [номер] (единое землепользование), расположенный по адресу: ФИО4 [адрес], СПК «Заветы Ильича», в части площади пересечения <данные изъяты> кв.м. с землями лесного фонда (КН [номер]), согласно координатам поворотных точек, указанных в заключении Поволжского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от [дата] [номер].

Признать отсутствующим право долевой собственности ФИО2, ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером [номер] (единое землепользование), расположенный по адресу: ФИО4 [адрес], СПК «Заветы Ильича», в части площади пересечения <данные изъяты> кв.м. с землями лесного фонда (КН [номер]), согласно координатам поворотных точек, указанных в заключении Поволжского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от [дата] [номер].

Признать отсутствующим право долевой собственности ФИО2, ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером [номер] (единое землепользование), расположенный по адресу: ФИО4 [адрес], СПК «Заветы Ильича», в части площади пересечения <данные изъяты> кв.м. с землями лесного фонда (КН [номер]), согласно координатам поворотных точек, указанных в заключении Поволжского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от [дата] [номер].

Признать отсутствующим право долевой собственности ФИО2, ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером [номер] (единое землепользование), расположенный по адресу: ФИО4 [адрес], СПК «Заветы Ильича», в части площади пересечения <данные изъяты> кв.м. с землями лесного фонда (КН [номер]), согласно координатам поворотных точек, указанных в заключении Поволжского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от [дата] [номер].

Признать отсутствующим право долевой собственности ФИО2, ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером [номер] (единое землепользование), расположенный по адресу: ФИО4 [адрес], СПК «Заветы Ильича», в части площади пересечения <данные изъяты> кв.м. с землями лесного фонда (КН [номер]), согласно координатам поворотных точек, указанных в заключении Поволжского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от [дата] [номер].

Признать отсутствующим право долевой собственности ФИО2, ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером [номер] (единое землепользование), расположенный по адресу: ФИО4 [адрес], СПК «Заветы Ильича», в части площади пересечения <данные изъяты> кв.м. с землями лесного фонда (КН [номер]), согласно координатам поворотных точек, указанных в заключении Поволжского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от [дата] [номер].

Признать отсутствующим право долевой собственности ФИО2, ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером [номер] (единое землепользование), расположенный по адресу: ФИО4 [адрес], СПК «Заветы Ильича», в части площади пересечения <данные изъяты> кв.м. с землями лесного фонда (КН [номер]), согласно координатам поворотных точек, указанных в заключении Поволжского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от [дата] [номер].

Признать отсутствующим право долевой собственности ФИО2, ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером [номер] (единое землепользование), расположенный по адресу: ФИО4 [адрес], СПК «Заветы Ильича», в части площади пересечения <данные изъяты> кв.м. с землями лесного фонда (КН [номер]), согласно координатам поворотных точек, указанных в заключении Поволжского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от [дата] [номер].

Признать отсутствующим право долевой собственности ФИО2, ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером [номер] (единое землепользование), расположенный по адресу: ФИО4 [адрес], СПК «Заветы Ильича», в части площади пересечения <данные изъяты> кв.м. с землями лесного фонда (КН [номер]), согласно координатам поворотных точек, указанных в заключении Поволжского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от [дата] [номер].

Признать отсутствующим право долевой собственности ФИО2, ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером [номер] (единое землепользование), расположенный по адресу: ФИО4 [адрес], СПК «Заветы Ильича», в части площади пересечения <данные изъяты> кв.м. с землями лесного фонда (КН [номер]), согласно координатам поворотных точек, указанных в заключении Поволжского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от [дата] [номер].

Признать отсутствующим право долевой собственности ФИО2, ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером [номер] (единое землепользование), расположенный по адресу: ФИО4 [адрес], СПК «Заветы Ильича», в части площади пересечения <данные изъяты> кв.м. с землями лесного фонда (КН [номер]), согласно координатам поворотных точек, указанных в заключении Поволжского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от [дата] [номер].

Признать отсутствующим право долевой собственности ФИО2, ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером [номер] (единое землепользование), расположенный по адресу: ФИО4 [адрес], СПК «Заветы Ильича», в части площади пересечения <данные изъяты> кв.м. с землями лесного фонда (КН [номер]), согласно координатам поворотных точек, указанных в заключении Поволжского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от [дата] [номер].

Признать отсутствующим право долевой собственности ФИО2, ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером [номер] (единое землепользование), расположенный по адресу: ФИО4 [адрес], СПК «Заветы Ильича», в части площади пересечения <данные изъяты> кв.м. с землями лесного фонда (КН [номер]), согласно координатам поворотных точек, указанных в заключении Поволжского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от [дата] [номер].

Признать отсутствующим право долевой собственности ФИО2, ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером [номер] (единое землепользование), расположенный по адресу: ФИО4 [адрес], СПК «Заветы Ильича», в части площади пересечения <данные изъяты> кв.м. с землями лесного фонда (КН [номер]), согласно координатам поворотных точек, указанных в заключении Поволжского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от [дата] [номер].

Признать отсутствующим право долевой собственности ФИО2, ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером [номер] (единое землепользование), расположенный по адресу: ФИО4 [адрес], СПК «Заветы Ильича», в части площади пересечения <данные изъяты> кв.м. с землями лесного фонда (КН [номер]), согласно координатам поворотных точек, указанных в заключении Поволжского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от [дата] [номер].

Признать отсутствующим право долевой собственности ФИО2, ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером [номер] (единое землепользование), расположенный по адресу: ФИО4 [адрес], СПК «Заветы Ильича», в части площади пересечения <данные изъяты> кв.м. с землями лесного фонда (КН [номер]), согласно координатам поворотных точек, указанных в заключении Поволжского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от [дата] [номер].

Признать недействительными договоры купли-продажи:

- земельного участка с кадастровым номером [номер] от [дата], заключенного между администрацией Лысковского муниципального района Нижегородской области и СПК «Заветы Ильича»;

- ? доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером [номер] от [дата], заключенного между СПК «Заветы Ильича» и ФИО2;

- ? доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером [номер] от [дата], заключенного между СПК «Заветы Ильича» и ФИО2, в части:

- площади пересечения <данные изъяты> кв.м. с землями лесного фонда (КН [номер]), согласно координатам поворотных точек, установленных в заключении Поволжского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от [дата] [номер],

- площади пересечения <данные изъяты> кв.м. с землями лесного фонда (КН [номер]), согласно координатам поворотных точек, указанных в заключении Поволжского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от [дата] [номер],

- площади пересечения <данные изъяты> кв.м. с землями лесного фонда (КН [номер]), согласно координатам поворотных точек, указанных в заключении Поволжского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от [дата] [номер],

- площади пересечения <данные изъяты> кв.м. с землями лесного фонда (КН [номер]), согласно координатам поворотных точек, указанных в заключении Поволжского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от [дата] [номер],

- площади пересечения <данные изъяты> кв.м. с землями лесного фонда (КН [номер]), согласно координатам поворотных точек, указанных в заключении Поволжского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от [дата] [номер],

- площади пересечения <данные изъяты> кв.м. с землями лесного фонда (КН [номер]), согласно координатам поворотных точек, указанных в заключении Поволжского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от [дата] [номер],

- площади пересечения <данные изъяты> кв.м. с землями лесного фонда (КН [номер]), согласно координатам поворотных точек, указанных в заключении Поволжского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от [дата] [номер],

- площади пересечения <данные изъяты> кв.м. с землями лесного фонда (КН [номер]), согласно координатам поворотных точек, указанных в заключении Поволжского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от [дата] [номер],

- площади пересечения <данные изъяты> кв.м. с землями лесного фонда (КН [номер]), согласно координатам поворотных точек, указанных в заключении Поволжского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от [дата] [номер],

- площади пересечения <данные изъяты> кв.м. с землями лесного фонда (КН [номер]), согласно координатам поворотных точек, указанных в заключении Поволжского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от [дата] [номер],

- площади пересечения <данные изъяты> кв.м. с землями лесного фонда (КН [номер]), согласно координатам поворотных точек, указанных в заключении Поволжского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от [дата] [номер],

- площади пересечения <данные изъяты> кв.м. с землями лесного фонда (КН [номер]), согласно координатам поворотных точек, указанных в заключении Поволжского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от [дата] [номер],

- площади пересечения <данные изъяты> кв.м. с землями лесного фонда (КН [номер]), согласно координатам поворотных точек, указанных в заключении Поволжского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от [дата] [номер],

- площади пересечения <данные изъяты> кв.м. с землями лесного фонда (КН [номер]), согласно координатам поворотных точек, указанных в заключении Поволжского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от [дата] [номер],

- площади пересечения <данные изъяты> кв.м. с землями лесного фонда (КН [номер]), согласно координатам поворотных точек, указанных в заключении Поволжского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от [дата] [номер],

- площади пересечения <данные изъяты> кв.м. с землями лесного фонда (КН [номер]), согласно координатам поворотных точек, указанных в заключении Поволжского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от [дата] [номер],

- площади пересечения <данные изъяты> кв.м. с землями лесного фонда (КН [номер]), согласно координатам поворотных точек, указанных в заключении Поволжского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от [дата] [номер],

- площади пересечения <данные изъяты> кв.м. с землями лесного фонда (КН [номер]), согласно координатам поворотных точек, указанных в заключении Поволжского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от [дата] [номер].

В остальной части исковых требований Федерального агентства лесного хозяйства отказать.

В апелляционной жалобе ФИО2, ФИО3 поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.

В обоснование доводов жалобы указано, что истцом не доказано и материалами дела не подтвержден факт наложения земельных участков, принадлежащих ответчикам на земли лесного фонда. Представленное истцом заключение от [дата] о наложении границ земельных участков не является допустимым доказательством, поскольку все участки, принадлежащие лесному фонду, не имеют установленных границ. Полагает что судом оставлено без внимания то обстоятельство, что право собственности на земельные участки сельхозземель возникло у них не позднее [дата], в этой связи границы лесного участка подлежат изменению в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях ЕГРН, государственный земельный надзор, подтверждающий использование земель с нарушением законодательства, не проводился. Более того, положениями лесного кодекса РФ допускается расположение на землях сельскохозяйственного назначения расположение лесов. Более того, при согласовании границ земельных участков, принадлежащих ответчикам, от имени лесхоза акт согласования был подписан уполномоченным лицом.

Отмечает, что земельный участок с кадастровым номером [номер] является единым многоконтурным землепользованием, состоящим из множества земельных участков, тем не менее, суд, приняв решение в отношении земельных участков КН [номер], КН [номер], КН [номер], КН [номер], не установил их правообладателей, поскольку ответчики их собственниками не являются.

Полагает, что истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.

Дополнительным основанием к отмене судебного акта указывает на необоснованное отклонение судом ходатайства о применении последствий пропуска срока исковой давности и множественные нарушения судом норм процессуального закона при проведении судебного разбирательства, в том числе, нарушение тайны совещательной комнаты.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчики ФИО2 и ФИО3, представитель ответчика ФИО3ФИО13 поддержали доводы и требования апелляционной жалобы.

Представитель истца Федерального агентства лесного хозяйства, третьего лица Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области ФИО10, представитель третьего лица Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области ФИО17, третье лицо ФИО19 выразили несогласие с требованием жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о месте и времени его проведения своевременно и надлежащим образом извещены. Кроме того, информация о движении дела размещена на официальном интернет-сайте Нижегородского областного суда.

При таких обстоятельствах в соответствии со ст.ст.167, 327 ГПК РФ судебная коллегия полагала возможным и необходимым рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Законность и обоснованность судебного решения проверена судебной коллегией по правилам положений, предусмотренных главой 39 ГПК РФ. В силу части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

    Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным и не подлежащим отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы.

    Решение должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 195 ГПК РФ).

    Согласно разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации в постановлении № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПКРФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п.п.2,3).

    Обжалуемое решение суда в полной мере отвечает приведенным требованиям.

В силу ст.9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Статьёй 8 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

На основании ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе, земли сельскохозяйственного назначения, земли лесного фонда.

Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 92 данного Кодекса.

Согласно п.п.1 и 6 ст.101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для её восстановления, – вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется Лесным кодексом Российской Федерации и лесным законодательством.

В соответствии с п.1 ст.6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

Исходя из положений указанных статей местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотакционным выделам, их границам и площади.

В силу ст.16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (пункт 1). Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с этим кодексом и федеральными законами (пункт 2).

Согласно ч.1 ст.3.1 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности помимо прямо названных в этом пункте земельных участков относятся иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью), осуществляет Российская Федерация, от имени которой действуют федеральные органы государственной власти (п.2 ст.9 Земельного кодекса РФ, п.1 ст.125 и п.3 ст.214 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Статьей 91 ЛК РФ предусмотрено внесение сведений о лесных участках в государственный лесной реестр.

В соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11 ноября 2013 года № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.

Статья 92 Лесного кодекса РФ предусматривает, что государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Законом о кадастре недвижимости.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, за Российской Федерацией [дата] года зарегистрировано право собственности на единое землепользование с условным номером [номер] кадастровый номер [номер], категория земель - земли лесного фонда, вид разрешенного использования: леса 1 группы; запретные полосы рек водохранилища, другие защитные леса, общая площадь 127 га, находящийся по адресу: [адрес], СПК «Заветы Ильича» квартал [номер] выдел [номер], квартал [номер] выдел [номер], о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним [дата] сделана запись регистрации [номер].

[дата] за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на лесной участок, кадастровый [номер], категория земель - земли лесного фонда, вид разрешенного использования: леса 1 группы; другие защитные леса, общая площадь <данные изъяты> кв.м., находящийся по адресу: [адрес] квартал [номер] выдел [номер], квартал [номер] выдел [номер], о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним [дата] сделана запись регистрации [номер].

[дата] за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на лесной участок, кадастровый [номер], категория земель - земли лесного фонда, вид разрешенного использования: первая группа лесов, вторая группа лесов, общая площадь <данные изъяты> га, находящийся по адресу: Нижегородская область, Лысковское межрайонное лесничество: Лысковское участковое лесничество, квартала [номер], [номер], о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним [дата] сделана запись регистрации [номер].

Границы земельных участков не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства (сведений о координатах характерных точек границ указанного земельного участка ГКН не содержит, межевание участка не проводилось).

Земельный участок с кадастровым номером [номер], находился у СПК «Заветы Ильича» на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Постановлением администрации Лысковского муниципального района Нижегородской области от 25 февраля 2015 года № 210 указанное право прекращено и земельный участок (единое землепользование) с кадастровым номером [номер], предоставлен СПК «Заветы Ильича» в собственность за плату.

[дата] между администрацией Лысковского муниципального района Нижегородской области (продавец) и СПК «Заветы Ильича» (покупатель) заключен договор купли-продажи земельного участка (единое землепользование) с кадастровым номером [номер], общей площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: [адрес], СПК «Заветы Ильича».

[дата] между СПК «Заветы Ильича» (продавец) и ФИО2 (покупатель) заключен договор купли-продажи ? доли в праве на земельный участок (единое землепользование) с кадастровым номером [номер], общей площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: [адрес], СПК «Заветы Ильича».

[дата] за ФИО2 зарегистрировано право собственности на данное имущество.

[дата] между СПК «Заветы Ильича» (продавец) и ФИО2 (покупатель) заключен договор купли-продажи ? доли в праве на земельный участок (единое землепользование) с кадастровым номером [номер], общей площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: [адрес], СПК «Заветы Ильича».

[дата] за ФИО2 зарегистрировано право собственности на данное имущество.

[дата] между ФИО2 (даритель) и ФИО3 (одаряемый) заключен договор дарения <данные изъяты> доли вышеуказанного земельного участка.

    Согласно сведениям ЕГРН, на момент рассмотрения дела судом первой инстанции право собственности на земельный участок (единое землепользование) с кадастровым номером [номер], площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: [адрес], СПК «Заветы Ильича» зарегистрировано за ФИО2 (1/5 доля в праве) и ФИО3 (4/5 доли в праве).

Спорные лесные участки включены в государственный лесной реестр, что подтверждается выпиской из государственного лесного реестра от [дата] о включении в реестр лесного участка - кварталы [номер], местоположение: [адрес], Лысковское межрайонное лесничество. Лысковское участковое лесничество, правообладатель: РФ, категория земель - земли лесного фонда. Имеются ОЗУ: участки леса на крутых горных склонах; другие ОЗУ; водоохранная зона водных объектов, болот; участки лесов вокруг сельских населенных пунктов и садовых товариществ; опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами; берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенные вдоль водных объектов, склонов оврагов. Имеется ООПТ: памятник природы «Оленина гора».

Согласно предоставленным истцом сведениям, Департаментом лесного хозяйства Нижегородской области производился учет лесного фонда по базе данных «Леса и лесные ресурсы» по Лысковскому межрайонному лесничеству по состоянию на [дата], в ходе которого изменена нумерация кварталов, произведенная в [дата] и в настоящее время квартал [номер] (пользователь СПК «Заветы Ильича») имеет [номер], квартал [номер] имеет [номер].

Как следует из акта проверки от [дата] [номер], проведенной органом муниципального земельного контроля администрации Лысковского муниципального района Нижегородской области, земельные участки, входящие в состав земельного участка с кадастровым номером [номер] (единое землепользование): [номер], собственниками не используются по назначению, признаки сельскохозяйственного производства отсутствуют. На территориях участков произрастает сорная растительность и деревья.

Согласно заключению Федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг» Поволжский лесопроект от [дата], земельный участок с кадастровым номером [номер] (единое землепользование) категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, имеет площадь пересечения <данные изъяты> кв.м. с землями лесного фонда (КН [номер]), согласно координатам поворотных точек, установленных в заключении Поволжского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от [дата] [номер].

Разрешая исковые требования, руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, суд первой инстанции, установив, что земли, на которых впоследствии были отмежеваны спорные земельные участки являлись собственностью Российской Федерации как лесной фонд, входили в территорию Лысковского лесхоза, на указанных земельных участках всегда произрастал лес, и у администрации Лысковского района нижегородской области отсутствовало право распоряжаться землями, входящими в государственный лесной фонд, независимо от установления категории земли как земель сельхозназначения, пришел к выводу о признании отсутствующим права собственности ответчиков на спорный земельный участок в части площади пересечения с землями лесного фонда, поскольку такие земли могут находиться исключительно в собственности Российской Федерации.

Данные выводы суда представляются правильными, основанными на законе и установленных по делу обстоятельствах, подтвержденных доказательствами, оценка которым дана судом в соответствии с положениями ст. 55, 56, 59, 60, 67, 71 ГПК РФ.

Приведенные доводы жалобы о том, что право собственности на спорный земельный участок за ответчиками было изначально зарегистрировано до [дата], и приоритет сведений о земельных участках, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, имеет приоритет перед сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, а также о том, что земельный участок имеет категорию «земли сельхозназначения» подлежат отклонению.

Согласно части 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ в редакции Закона N 280-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в этом реестре, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 названной статьи. Правила этой части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что Закон N 280-ФЗ, которым внесены изменения в статью 14 Закона N 172-ФЗ, был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра (определения от 21.09.2017 N 1793-О, 1794-О, 1795-О, от 24.02.2022 N 423-О).

Пункт 2 статьи 8 Земельного кодекса предусматривает, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

По смыслу указанной нормы данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены.

Из изложенного следует, что положения Закона N 280-ФЗ, устанавливая прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР) и условия, при которых отдается приоритет сведениям ЕГРН, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости или осуществляется деятельность, не связанная с использованием лесов, полагавшихся на сведения ЕГРН (ранее - ЕГРП). При этом при возникновении спора о праве положениями названного Закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 17.06.2022 N 301-ЭС21-25438 не может быть признано добросовестным поведение лица, приобретающего земельный участок, состоящий преимущественно из многолетних лесных насаждений, что должно было быть очевидным при осмотре участка до совершения с ним сделок, которое не удостоверилось в том, что такой участок не может относиться к землям государственного лесного фонда.

Таким образом, судам при рассмотрении вопроса о применении части 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ в редакции Закона N 280-ФЗ необходимо руководствоваться не только сведениями, содержащимися в ЕГРН относительно категории земельного участка, право частной собственности на который возникло до 01.01.2016, но и исследовать вопросы, касающиеся возникновения, формирования и фактического использования такого земельного участка, наличия либо отсутствия в границах этого участка лесных насаждений, а также законности возникновения прав на данный участок и добросовестности приобретателя.

Иное толкование закона может привести к существенному снижению правовой защиты лесов, их безвозвратному уничтожению, нарушению конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и легализации прав на лесные участки недобросовестными лицами.

Согласно ст.17 Земельного кодекса Российской Федерации, в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.

В силу ст.101 Земельного кодекса Российской Федерации, к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для восстановления, вырубки, гари, редины, прогалины и другие), а также предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Согласно Лесному кодексу Российской Федерации 1997 года, все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населённых пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образовывали лесной фонд. Границы лесного фонда определялись путём отграничения земель лесного фонда от иных земель. Включение земель в состав лесного фонда и их изъятие из него осуществлялись в порядке, установленном лесным и земельным законодательством Российской Федерации (статья 7).

Кодексом предусматривалось, что в состав земель лесного фонда входят лесные земли и нелесные земли; к лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для её восстановления (вырубки, гари, погибшие древостой, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные); к нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли) (статья 8).

Оборот лесного фонда не допускается. Нахождение в обороте участков лесного фонда и не входящих в лесной фонд участков лесов, прав пользования ими допускается в той мере, в какой это предусмотрено данным Кодексом. Купля-продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждение участков лесного фонда, а также участков лесов, не входящих в лесной фонд, не допускается (статья 12).

Лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности (статья 19).

С 01.01.2007 введён в действие (новый) Лесной кодекс Российской Федерации, который сохранил право федеральной собственности на земли лесного фонда (статья 8).

Новым Лесным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что местоположение, границы и площади (проектируемых) лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади (правовое регулирование проектирования лесных участков устанавливалось статьёй 69, которая Федеральным законом от 29.06.2015 №206-ФЗ признана утратившей силу; новое регулирование установлено статьёй 70.1).

Таким образом, право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признано в силу закона и не зависит от наличия государственной регистрации (п.2 ст.8.1 ГК РФ).

Частью 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

При этом в силу ч.5 ст.14 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» земельные участки, расположенные вне границ населённых пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.

Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешённого использования определяются в лесоустроительной проектной документации (п.п.1, 3 ст.6, ст.ст.7, 67 - 70.1 Лесного кодекса РФ 2007 года).

Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.

Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (п.2 ст.91 Лесного кодекса РФ 2007 года).

В соответствии с приказом Минприроды России от 11.11.2013 №496 основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.

Учитывая изложенное, доказательствами отнесения земельного участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.

Особенности учёта лесных участков в составе земель лесного фонда установлены ст.ст.4.1, 4.2, 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», а также ч.6 ст.47 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Согласно ч.ч.1, 2 ст.16 Федерального закона от 27.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учёт осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п.п.7, 10 - 21, 25 - 29 ч.2 ст.7 данного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Постановка на учёт и снятие с учёта объекта недвижимости, а также кадастровый учёт в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п.п.7, 13 - 20, 25 - 29 ч.2 ст.7 данного Федерального закона сведений, кадастровый учёт в связи с изменением сведений, указанных в п.9 ч.2 ст.7 данного Федерального закона, или сведений, указанных в п.21 ч.2 ст.7 данного Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено данным Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учёте и необходимых в соответствии с данным Федеральным законом для осуществления такого учёта документов, представленных заявителем.

Лесные участки в составе земель лесного фонда со статусом ранее учтённых не имеют площади и границ, определённых в соответствии с кадастровым законодательством, что однако не лишает их правообладателей права требовать защиты нарушенного или оспариваемого права (ст.11 ГК РФ).

Ранее учтённые лесные участки ставятся на государственный кадастровый учёт по мере проведения государственных кадастровых работ. При этом принимаются во внимание материалы лесоустройства и такая их часть, как проектирование лесных участков под будущее или существующее целевое назначение (ст.ст.67 - 70.1 Лесного кодекса РФ 2007 года).

В случае двойного учёта одного земельного участка подтверждением отнесения такого участка к землям лесного фонда в судебном порядке может служить альбом картографических материалов о пересечении земель лесного фонда с землями иных категорий, сформированный в ходе выполнения работ по землеустройству и землепользованию в рамках государственных контрактов по постановке земель лесного фонда на государственный кадастровый учёт, а также заключение о картографическом размещении указанного земельного участка относительно земель лесного фонда.

На основании ст.11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешённое использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с п.7 ст.11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

В соответствии со ст.71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам – в аренду, безвозмездное пользование (часть 2).

Таким образом, федеральным законодательством не предусмотрена возможность нахождения в собственности граждан земельных участков из состава земель лесного фонда.

Частью 1 статьи 42 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что государственный учёт лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия уполномоченных органов по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими п.1 ст.69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (пункт 3 статьи 4.1). Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учёт которых не осуществлялся, признаются ранее учтёнными объектами недвижимости.

В силу ч.6 ст.39 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» согласование границ лесных земельных участков производится без установления их на местности.

Частью 6 статьи 47 названного закона определено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учёт которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтёнными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учёт участков лесного фонда, признаются юридически действительными. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

На основании ч.2 ст.4.2 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» план лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015, признаётся юридически действительным.

Таким образом, при отсутствии государственного кадастрового учёта земель государственного лесного фонда земельный участок признаётся государственным лесным фондом по материалам лесоустройства.

Разработанная в отношении лесного участка лесоустроительная документация, информация из государственного лесного реестра в виде выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, подтверждают отнесение лесного участка к землям лесного фонда.

В отношении лесных участков, на которые накладывается спорный земельный участок с кадастровым номером [номер] проведено лесоустройство, то есть определены границы и площадь лесничества, кварталов, выделов, проведена таксация, что подтверждается информацией из государственного лесного реестра, таксационным описанием и копиями планшетов лесонасаждений. В результате сопоставления ФГБУ «Рослесинфорг» рабочих планово-картографических материалов лесоустройства, определяющих границы земель лесного фонда и местоположения границ земельного участка с кадастровым номером [номер], установленных по координатам из ЕГРН, установлено, что спорный земельный участок расположен на землях лесного фонда.

Судом первой инстанции, вопреки доводам жалобы, обоснованно установлено, что процедура перевода земель из одной категории в другую, предусмотренная ФЗ № 172-ФЗ от21.12.2004 в отношении спорного земельного участка не была соблюдена, в связи с чем запись о его категории как «земли сельскохозяйственного назначения» в части пересечения с землями лесного фонда, в данные кадастрового учета внесена без законных оснований.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что спорный земельный участок ошибочно сформирован на землях лесного фонда, и в силу закона, орган местного самоуправления не мог распоряжаться землями лесного фонда и в этой связи констатировать о безусловном приоритете сведений ЕГРН на сведениями государственного лесного реестра правовые основания отсутствуют.

Аргументы заявителя жалобы о том, что на землях сельхозназначения могут располагаться леса, которые подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель, подлежат отклонению, в том числе, по вышеуказанному установленному юридически значимому основанию неправомерного его формирования на землях лесного фонда, а также судебная коллегия указывает следующее.

Согласно статье 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.05.1977, статьям 2, 10, 53 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 06.03.1993 N 4616-1, частям 1 и 2 статьи 130 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года леса могли передаваться в пользование сельскохозяйственным организациям с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса, при этом оставаясь в силу закона участками лесного фонда ранее государственной, а в дальнейшем федеральной собственности (статья 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года и статья 8 Лесного кодекса).

В пункте 1 Положения о колхозных лесах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 04.03.1968 N 144, предусматривалось, что колхозные леса находятся в бессрочном пользовании колхозов; в состав колхозных лесов входят находящиеся на закрепленных за колхозами в бессрочное (вечное) пользование землях и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах естественные и искусственно созданные леса (в том числе защитные лесные полосы) и подлежащие облесению площади вырубок и погибших лесонасаждений.

В ходе проведения землеустройства земельные участки под лесами, переданные колхозам, учитывались в земельно-учетных документах как лесные площади, отдельно от сельскохозяйственных угодий, а в ходе лесоустройства учитывались путем их поквартального деления, определения лесохозяйственных выделов и их таксирования. После реорганизации колхозов колхозные леса остались в государственной собственности.

Как следует из имеющемся в материалах дела проекта землеустройства (проекта перераспределения земель) колхоза «Заветы Ильича» 1993 года, подготовленный специалистами колхоза, управления сельского хозяйства, Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам, специалистами «ВолговятНИИгипрозем», в состав угодий колхоза входят несельскохозяйственные угодья <данные изъяты> га, в том числе, <данные изъяты> га лесных площадей, которые передаются колхозу «Заветы Ильича» в постоянное (бессрочное) пользование.

Данный проект перераспределения земель утвержден администрацией Лысковского района Нижегородской области в 1993 году.

Федеральным законом от 27.12.2018 N 538-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений, связанных с обеспечением сохранения лесов на землях лесного фонда и землях иных категорий" Лесной кодекс дополнен, в том числе статьей 123, предусматривающей, что на землях сельскохозяйственного назначения могут располагаться леса, которые подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Такие особенности утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 N 1509. Данным постановлением допускается использование лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, в целях, предусмотренных пунктами 1 - 8, 10, 10.1, 13 - 15 части 1 статьи 25 Лесного кодекса.

Данные положения направлены на стимулирование вовлечения в оборот земель, которые исторически предназначались для ведения сельскохозяйственной деятельности, но по какой-то причине были заброшены и заросли лесом. Собственникам таких земель предоставляется право выбора дальнейшей судьбы этих участков путем осуществления действий по их расчистке с целью возврата данных участков в сельскохозяйственный оборот, а если это экономически нецелесообразно, предусмотрена возможность организации ведения на них полноценного лесного хозяйства с соблюдением всех необходимых требований.

Постановление Правительства N 1509 не может применяться к землям лесного фонда, учтенных в качестве таких земель в ГЛР, которые никогда не использовались и не предназначались для сельскохозяйственного производства, но сведения о которых вследствие ошибочных действий были внесены в ЕГРН в качестве земель сельскохозяйственного назначения (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 17.06.2022 N 301-ЭС21-25438).

Доводы жалобы о том, что суду не предоставлялись материалы межевания земельных участков, принадлежащих лесному фонду и наличия у них границ, предусмотренных земельным законодательством, на местности, поэтому отсутствуют основания утверждать о наложении границ сформированного спорного земельного участка на землях лесного фонда, судебной коллегией во внимание не принимаются.

Так, границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешённого использования определяются в лесоустроительной проектной документации, подтверждающей фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.

Такая документация, исходя из системного толкования правовых норм, изложенных в статьях 6, 7, 8, 67, 68, 91 Лесного кодекса РФ, а также статье 39 ФЗ от 24.07.2007 № 221-ФЗ, статье 4.2 ФЗ № 201-ФЗ от 04.12.2006, в материалах дела содержится.

Аргументы авторов жалобы о том, что представленное истцом заключения ФГБУ «Рослесинфорг» «Поволжский леспроект» от [дата][номер] является недопустимым доказательством, отклоняются судом апелляционной инстанции, так как в заключениях схематично изображены места пересечения границ спорных земельных участков с землями лесного фонда, определены координаты поворотных точек границ пересекаемой части спорных земельных участков. Данное заключение согласуется с иными доказательствами по делу, что свидетельствует о том, что специалисту, их составившему, была предоставлена вся необходимая информация о землях лесного фонда.

Также следует указать, что данное заключение ответчиками не опровергнуто.

Отмечается, что в силу принципа диспозитивности гражданского процесса суд не может и не должен быть более рачителен в защите прав сторон, чем сами эти стороны.

Суждение апеллянтов о том, что ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы должно было быть заявлено истцом, основано на неправильном толковании положений Гражданского процессуального кодекса РФ, в том числе, статьи 56 указанного Кодекса, учитывая, что истцом в обоснование своих требований были представлены доказательства, которые ответчиками допустимыми доказательствами не оспорены.

Кроме того, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2014 №1021-р полномочия по государственной инвентаризации лесов, в том числе дистанционному мониторингу использования лесов; обобщению документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре; определению границ лесных участков в составе лесничеств и лесопарков возложены на ФГБУ «Рослесинфорг».

Вопреки доводам жалобы о том, что истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, суд первой инстанции, сославшись на Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», ч. 6 ст. 8.1 Гражданского кодекса РФ Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» правомерно указал, что Российская Федерация, не утратила владение спорным земельным участком, является лицом которое фактически господствует в отношении спорного объекта недвижимости, а потому вправе, как оспаривать незаконно возникшее право ответчиков на земельный участок, так и основания возникновения такового права, путем предъявления соответствующих требований, в том числе, о признании права отсутствующим.

Указание в жалобе на то, что суд принял решение в отношении земельных участков, не принадлежащих ответчикам, а именно, с кадастровыми номерами [номер], основанием к отмене оспариваемого судебного акта являться не может, поскольку судом определением от [дата] исправлена описка в их кадастровой нумерации.

Довод жалобы о необоснованно отклонении ходатайства о применении последствий пропуска срока исковой давности судебной коллегией отклоняется, поскольку суд первой инстанции данное ходатайство стороны ответчиков разрешил, верно, в силу статьи 208 Гражданского кодекса РФ и Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 года № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», приведя в постановленном решении мотивы по которым признал, что срок исковой давности в рассматриваемом споре применению не подлежит.

Доводы жалобы о нарушении судом при принятии решения по делу тайны совещательной комнаты объективно ничем не подтверждены и подлежат отклонению.

Иные доводы о процессуальных нарушениях (отсутствие стадии ходатайств, не исследование материалов дела, не оглашение резолютивной части) не могут являться основанием к отмене судебного акта, поскольку протокол судебного заседания такой информации не содержит, замечания на протокол судебного заседания ответчиками не подавались.

По иным основаниям и в остальной части решение суда не оспаривается и, в силу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, не является предметом апелляционного рассмотрения.

По своей сути доводы апелляционной жалобы фактически повторяют правовую позицию заявителя, изложенную при рассмотрении дела в суде первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального и процессуального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда соответствуют установленным судом обстоятельствам, материалам дела и требованиям закона, и оснований для признания их неправильными, о чем ставится вопрос в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.

Решение суда является законным и обоснованным, соответствует требованиям ст. 198 ГПК РФ, основания к отмене решения суда, установленные ст. 330 ГПК РФ отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

    Решение Лысковского районного суда Нижегородской области от 13 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2, ФИО3 – без удовлетворения.

    Мотивированное апелляционное определение изготовлено [дата].

    Председательствующий

    Судьи

33-12864/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Федеральное агентство лесного хозяйства
Ответчики
Голубев Артем Сергеевич
Голубев Сергей Александрович
Администрация Лысковского муниципального округа Нижегородской области
Другие
Филиал ФГБУ ФКП Росреестра по Нижегородской области
Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области
Мельников Сергей Юрьевич
Мартынов Михаил Евгеньевич
Ярымов Дмитрий Александрович
Управление Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл
Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области
УФСГРК и К НО по Нижегородской обалсти
Желаннов Михаил Николаевич
Суд
Нижегородский областной суд
Судья
Гришина Наталья Александровна
Дело на сайте суда
oblsud.nnov.sudrf.ru
24.07.2023Передача дела судье
22.08.2023Судебное заседание
29.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.08.2023Передано в экспедицию
22.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее