Дело № 2-1800/18
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
05 февраля 2018 года г. Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе
председательствующего судьи Карматковой Е.В.,
при секретаре Ефремовой Л.Н.,
с участием
представителя истца Саркисяна А.А.,
представителя ответчика Мурашкина Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Саркисяна Ашота Алексеевича к Федеральному государственному казенному учреждению «Пограничное управление ФСБ России по восточному арктическому району», ФСБ России о признании права на исчисление пенсии исходя из оклада начальника отдела, возложении обязанности направить ходатайство, издать приказ,
У С Т А Н О В И Л:
Саркисян А.А. обратился в суд с иском к ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по восточному арктическому району», ФСБ России о признании права на исчисление пенсии исходя из оклада начальника отдела, возложении обязанности направить ходатайство, издать приказ, в обоснование заявленных требований указал, что до 01 октября 2013 года проходил военную службу по контракту на воинской должности начальника отдела в рп Палана ПУ ФСБ России по Камчатскому краю, ему присвоено воинское звание "полковник". В связи с проведением организационно-штатных мероприятий указанная должность была сокращена, а он назначен на нижестоящую должность. Решением Директора ФСБ России от 07 ноября 2015 года ему было отказано в заключении контракта о прохождении военной службы сверх предельного возраста пребывания на службе. В ходе беседы, проводимой с ним в связи с предстоящим увольнением в запас, он изложил просьбу о сохранении за ним должностного оклада в размере 35 200 руб. по воинской должности начальник отдела для исчисления пенсии, которую он занимал до проведения организационно-штатных мероприятий. 20 ноября 2015 года им было получено сообщение о том, что размер его пенсии будет исчисляться из оклада должности, которую он занимал на момент увольнения в размере 31 800 руб. Приказом от 01 марта 2016 года он уволен с военной службы, а приказом от 11 ноября 2016 года исключен из списков личного состава части. На неоднократные обращения истца к ответчикам с просьбой направить ходатайство Директору ФСБ России об издании приказа об исчислении ему пенсии исходя из оклада начальника отдела, оставлены без удовлетворения. Полагал, что действиями (бездействиями) ответчиков нарушены его права на исчисление пенсии в повышенном размере. На основании изложенного просил, признать за ним право на исчисление пенсии исходя из оклада начальника отдела – 35 200 руб., обязать ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по восточному арктическому району» направить в ФСБ России ходатайство об исчислении ему пенсии исходя из оклада начальника отдела – 35 200 руб., обязать ФСБ России издать приказ об исчислении ему пенсии исходя из оклада начальника отдела – 35 200 руб.
Истец Саркисян А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчиков ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по восточному арктическому району», ФСБ России, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве, в котором указал, что заявленные Саркисяном А.А. в настоящем исковом заявлении требования направлены на восстановление нарушенных, как полагает истец, прав, возникших в период прохождения им военной службы в связи с чем, заявленные исковые требования подсудны военному суду.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1 статье 46). Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (часть 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации).
Согласно статье 1 ГПК РФ порядок гражданского судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.
Статьей 3 ГПК РФ предусматривается, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Суды рассматривают и разрешают дела в соответствии с установленными процессуальным законодательством правилами подведомственности и подсудности.
Согласно пункту 1 части 1 статье 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают, в частности, исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
В случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, гражданские дела рассматриваются военными и иными специализированными судами (статья 25 ГПК РФ).
Статьей 7 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" предусматривается, что военным судам подсудны гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.
Граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов (часть 2 статьи 7).
Как указывается в абзаце втором пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" лица, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, граждане, пребывавшие в мобилизационном людском резерве, вправе оспаривать в военных судах действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных лиц в период прохождения военной службы, военных сборов, пребывания в мобилизационном людском резерве (например, дела по административным исковым заявлениям лиц, уволенных с военной службы, о восстановлении на военной службе и т.п.).
Таким образом, подсудность дел военным судам определяется исходя из субъектного состава (военнослужащий либо бывший военнослужащий и орган военного управления), а также характера правоотношений (отношения, возникающие в связи с прохождением военной службы; права нарушены в период прохождения военной службы).
Из содержания приведенных правовых норм в их взаимосвязи следует, что военным судам подсудны дела по заявлениям лиц, уволенных с военной службы, если оспариваемые заявителем действия органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения нарушали права заявителя в период прохождения им военной службы.
ФСБ России является федеральным органом исполнительной власти, к функциям которого согласно подпункту 68 пункта 9 Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. N 960, относится пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы из органов федеральной службы безопасности.
В соответствии с пунктом 5 Порядка организации пенсионного обеспечения в органах Федеральной службы безопасности, утвержденного Приказом ФСБ России от 1 мая 2003 г. N 302 (действующим на момент спорных правоотношений) Финансово-экономическое управление Службы обеспечения деятельности ФСБ России осуществляет общее руководство пенсионной работой в органах безопасности и контроль за организацией пенсионного обеспечения. Работа по пенсионному обеспечению включает в себя, в том числе назначение пенсий; исчисление, выплату, перерасчет и прекращение выплаты назначенных пенсий; организацию и осуществление контроля за правильностью и своевременностью выплаты пенсий; разъяснение пенсионного законодательства (при необходимости с участием юристов), рассмотрение предложений, заявлений и жалоб пенсионеров, организацию приема пенсионеров (пункт 4 Порядка). Документы для назначения пенсий лицам, уволенным с военной службы оформляются кадровыми подразделениями по последнему месту службы (пункт 7 Порядка).
Согласно пунктам 4, 5, 13 Инструкции об организации работы в органах федеральной службы безопасности по пенсионному обеспечению лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, утвержденной Приказом ФСБ России от 14 февраля 2017 г. N 87 работа по пенсионному обеспечению в органах безопасности осуществляется Финансово-экономическим управлением Службы обеспечения деятельности ФСБ России, финансово-экономическими подразделениями территориальных органов безопасности, а также службой социального обеспечения пенсионеров Управления ФСБ России по городу Москве и Московской области во взаимодействии с подразделениями кадров органов безопасности (далее - подразделения кадров) в рамках своих полномочий. Работа по пенсионному обеспечению в органах безопасности включает в себя, в том числе назначение и перерасчет (индексацию) пенсий, организацию их выплат, а также приостановление и прекращение выплат пенсий; контроль за полнотой и своевременностью выплаты (перевода) пенсий и иных денежных выплат учреждениями публичного акционерного общества "Сбербанк России"; рассмотрение обращений лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей по вопросам пенсионного обеспечения, а также организацию приема пенсионеров. Документы для назначения пенсий лицам, уволенным с военной службы, оформляются подразделением кадров по последнему месту военной службы.
Таким образом, при наличии всех необходимых документов назначение пенсий за выслугу лет формируется кадровым подразделением территориальных органов безопасности до увольнения лица, оформляемого на пенсию с военной службы.
Саркисян А.А. фактически оспаривает действия по установлению ему заниженного размера должностного оклада ко дню увольнения, что влияет на размер пенсии, назначенной после увольнения с военной службы.
Как следует из искового заявления и установлено в ходе судебного заседания, что 20 ноября 2015 года истец достоверно знал, получив ответ на свою просьбу, изложенную в пункте 11 листа беседы от 05 ноября 2015 года, то есть до момента увольнения 25 ноября 2016 года, что размер его пенсии будет исчисляться из оклада должности, которую он занимал на момент увольнения, а не из оклада должности, которую он занимал до проведения организационно-штатных мероприятий в связи с чем, он 20 ноября 2015 года обратился с соответствующим рапортом к начальнику ПУ ФСБ России по восточному арктическому району, однако ему было отказано со ссылкой на повторность просьбы и на ответ от 20 ноября 2015 года.
Таким образом, права и интересы Саркисяна А.А. в данном случае были затронуты на момент определения размера пенсии в период прохождения военной службы истцом.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковое заявление Саркисяна А.А. к ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по восточному арктическому району», ФСБ России о признании права на исчисление пенсии исходя из оклада начальника отдела, возложении обязанности направить ходатайство, издать приказ, подсудно военному суду, поскольку заявленные требования Саркисяном А.А. направлены на установление ему оклада должности начальника, которую он занимал до проведения организационно-штатных мероприятий, т.е. направлены на восстановление нарушенных, прав, возникших в период прохождения им военной службы.
Кроме того, из приобщенных к исковому заявлению материалов усматривается, что Саркисян А.А. ранее обращался в 35 гарнизонный военный суд об оспаривании действий командира войсковой части 9862, Директора ФСБ России и связанных с увольнением с военной службы, в частности признании незаконными действия командира войсковой части 9862, связанные с отказом внести Директору ФСБ России при представлении его к увольнению с военной службы предложение о сохранении за ним оклада начальника, которую он занимал до проведения организационно-штатных мероприятий, о возложении обязанности на командира войсковой части 9862 внести Директору ФСБ России предложение о сохранении за ним оклада начальника отдела, где решением суда от 01.12.2016 года ему было отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Вышеназванные обстоятельства свидетельствуют о том, что дело было принято судом к производству с нарушением правил подсудности.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 33 ГПК РФ, суд передает дело на рассмотрение другого суда, если при рассмотрении дела в данном суде выявилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности.
Принимая во внимание субъектный состав и характер спорного правоотношения, суд приходит к выводу, что права истца нарушены в период прохождения военной службы, следовательно дело подлежит передаче на рассмотрение в 35 гарнизонный военный суд.
Руководствуясь п. 3 ч. 2 ст. 33, ст. 224, 225 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л :
Гражданское дело № 2-1800/18 по иску Саркисяна Ашота Алексеевича к Федеральному государственному казенному учреждению «Пограничное управление ФСБ России по восточному арктическому району», ФСБ России о признании права на исчисление пенсии исходя из оклада начальника отдела, возложении обязанности направить ходатайство, издать приказ, передать по подсудности в 35 гарнизонный военный суд.
Определение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Петропавловск – Камчатский городской суд в течение пятнадцати дней.
Судья подпись Е.В. Карматкова
Копия верна:
Судья Е.В. Карматкова