Судья: Денисенко Е.В. 46RS0030-01-2023-008329-32
№2-360/11-2024
№33-1776/2024
КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Курск 21 мая 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе председательствующего судьи Щербаковой Н.В.,
судей Леонтьевой И.В., Лавриковой М.В.,
при секретаре Тюленевой Я.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Железнодорожного административного округа г. Курска действующего в интересах Черниковой Т.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курской области о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, компенсации морального вреда, поступившее по апелляционной жалобе представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курской области по доверенности Журавлевой Н.В. на решение Ленинского районного суда г. Курска от 18 января 2024 года, которым постановлено:
«исковые требования заместителя прокурора Железнодорожного округа г. Курска, действующего в интересах Черниковой Т.В., удовлетворить.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курской области в пользу Черниковой Т.В. компенсацию за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в размере 10 858 (десять тысяч восемьсот пятьдесят восемь) рублей 48 копеек, компенсацию морального вреда в размере 5 000 (пять тысяч) рублей 00 копеек.
В удовлетворении остальной части иска отказать».
Заслушав доклад судьи Курского областного суда Щербаковой Н.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Железнодорожного административного округа г. Курска, действуя в интересах Черниковой Т.В., обратился в суд с исковым заявлением (с учетом уточнения) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курской области, в котором просит взыскать с ответчика в пользу Черниковой Т.В. компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей, компенсацию за самостоятельно приобретенные средства реабилитации (<данные изъяты> в размере <данные изъяты> руб., ссылаясь на то, что Черникова Т.В. является <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ (бессрочно) и состоит на учете в отделении Фонда с ДД.ММ.ГГГГ в качестве нуждающейся в обеспечении техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида №. Она нуждается в обеспечении средствами реабилитации в том числе: <данные изъяты> в количестве 2 шт. Проверкой установлено, что Черникова Т.В. обеспечивалась ответчиком в <данные изъяты> техническими средствами реабилитации с нарушением сроков периодичности использования системы (с катетером) для нефростомии, а именно: ДД.ММ.ГГГГ по направлению от ДД.ММ.ГГГГ на основании заключенного контракта Фондом ДД.ММ.ГГГГ №; ДД.ММ.ГГГГ по направлению от ДД.ММ.ГГГГ на основании заключенного контракта Фондом от ДД.ММ.ГГГГ №, а непосредственно ДД.ММ.ГГГГ Черниковой Т.В. самостоятельно по причине не предоставления указанной системы приобретены указанные средства реабилитации в количестве 2 штук на общую сумму <данные изъяты> рублей. Материалы проверки свидетельствуют о том, что фондом не соблюдается периодичность обеспечения Черниковой Т.В. <данные изъяты> в количестве 2 штук, как это отражено в индивидуальной программе реабилитации (абилитации) инвалида, а также в приказе Минтруда России № н., что нарушает права <данные изъяты> Черниковой Т.В. на своевременное получение мер социальной поддержки, которая вынуждена самостоятельно приобретать средства реабилитации.
Судом постановлено обжалуемое решение о частичном удовлетворении исковых требований прокурора Железнодорожного административного округа г. Курска, действующего в интересах Черниковой Т.В.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курской области просит решение Ленинского районного суда г. Курска от ДД.ММ.ГГГГ отменить как незаконное и необоснованное и принять по делу новое решение об отказе в части удовлетворения исковых требований. В обоснование указав, что согласно ИПРА № от ДД.ММ.ГГГГ, Черниковой Т.В. рекомендовано пользование, в реабилитационных целях, системы с катетером для нефростомии в количестве 2-х штук, в соответствии с Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №н с сроком не менее 3-х месяцев. В ДД.ММ.ГГГГ Черникова Т.В. дважды получала средства реабилитации (системы с катетером), а именно: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 2-х штук (акт <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 2 штук (акт № от ДД.ММ.ГГГГ). В ДД.ММ.ГГГГ Черникова Т.В. не представила в Отделение документы (заявление и кассовый чек), подтверждающие приобретение системы (с катетером) для нефростомии за счет собственных средств, следовательно, считают, что оснований для выплаты компенсации у Отделения не имеется. Права инвалида Черниковой Т.В. ими не нарушались. При вынесении решения, суд не указал, какие правовые нормы были нарушены пенсионным органом при реализации права Черниковой Т.В. на получение мер социальной защиты. Обеспечение Черниковой Т.В. системой с катетером для нефростомии с нарушением сроков в <данные изъяты> было обусловлено по независящим от ОСФР причинам, поскольку обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации представляет собой совершение ряда последовательных действий, а именно планирование закупки, размещение извещения о проведении закупки, подведение итогов закупки, заключение контракта, приемка поставленного товара на соответствие заявленным техническим заданием условий, контроль за использованием Поставщиком условий Контракта, которые требуют определенного времени для их совершения, и заключение государственных контрактов зависит, в том числе от доведенных до Отделения ассигнований на соответствующий год. Считает, что ОСФР по Курской области надлежащим образом исполнил свои обязательства по обеспечению техническими средствами реабилитации, следовательно, права инвалида не нарушены. В связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных требований о взыскании компенсации морального вреда в пользу Черниковой Т.В. не имеется. Кроме этого, субъектом, обязанным возместить вред, является Российская Федерация, от имени которой выступает главный распорядитель бюджетных средств, однако ОСФР по Курской области не является главным распорядителем бюджетных средств, и не может являться ответчиком по делам о взыскании компенсации морального вреда.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие истца Черниковой Т.В., надлежащим образом извещённой о дате, времени и месте слушания дела, не предоставившей суду сведений о причинах неявки, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлявшей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курской области, заслушав объяснения представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курской области Алескерова З.М., полномочия подтверждены доверенностью № от ДД.ММ.ГГГГ, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, полагавшего решение суда подлежащим отмене в части удовлетворения исковых требований, представителя истца – прокурора гражданско-судебного отдела прокуратуры Курской области Польской И.И., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика, полагавшей решение суда законным и обоснованным и подлежащим оставлению без изменения, рассмотрев дело на основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебной коллегией таких нарушений по данному делу не установлено.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ).
Частью 1 ст.9 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ предусмотрено, что одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов – система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации (ст.10 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ).
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Согласно статье 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида, в том числе специальные средства для самообслуживания; специальные средства для ухода; протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты); специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь; специальные средства для передвижения (кресла-коляски).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 года № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» (далее - Правила).
В абзаце 2 п. 2 Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - программа реабилитации).
Подпунктом «а» п.3 Правил установлено, что обеспечение инвалида и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абз.1 п.4 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
В соответствии с абз.1 п.5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечениягосударственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление), либо самостоятельно осуществляет доставку и (или) выдачу технического средства (изделия), приобретенного уполномоченным органом для предоставления инвалиду (ветерану). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта, а также коды технических средств (изделий) в каталоге, подлежащих предоставлению инвалиду (ветерану).
Согласно ч.6 ст.11 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду, либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч. 14 ст. 11.1 названного Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду, либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован.
С целью обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации заключает государственный контракт о закупке технических средств реабилитации в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В силу ст.151 ГПК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2022г. № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое, в том числе, в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Черникова Т.В. является инвалидом I группы по общему заболеванию бессрочно, и состоит на учете в Отделении фонда с ДД.ММ.ГГГГ в качестве нуждающегося в обеспечении техническими средствами реабилитации, что подтверждается справкой серии №, выданной ДД.ММ.ГГГГ ФКУ «ГБ МСЭ по Курской области» Минтруда России.
На основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида № от ДД.ММ.ГГГГ, Черникова Т.В. с ДД.ММ.ГГГГ нуждается в обеспечении техническим средством реабилитации в том числе: система (с катетером) для нефростомии в количестве 2 шт.
В силу положений, предусмотренных Приказом Минтруда России № 107н от 05.03.2021 года «Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями» для систем (с катетером) для нефростомии установлен срок пользования не менее 3 месяцев.
В ходе проведенной проверки, установлено, что Черникова Т.В. обеспечивалась Фондом в <данные изъяты> техническими средствами реабилитации с нарушением сроков периодичности использования системы <данные изъяты>, а именно ДД.ММ.ГГГГ по направлению от ДД.ММ.ГГГГ на основании заключенного контракта Фондом ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ по направлению от ДД.ММ.ГГГГ на основании заключенного контракта Фондом от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ Черникова Т.В. за счет собственных денежных средств приобрела <данные изъяты> в количестве 2 штук общей стоимостью <данные изъяты> рублей, что подтверждается кассовым чеком № от ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку Черникова Т.В. являясь <данные изъяты>, и состоит на учете в отделении фонда в качестве нуждающейся в обеспечении техническими средствами реабилитации, за счет собственных денежных средств приобрела <данные изъяты> общей стоимостью <данные изъяты> рублей, то ей подлежит выплате компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч. 14 ст. 11.1 ФЗ № 181-ФЗ от 24.11.1995 года.
Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 26.07.2023 г. № 603н «Об утверждении порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации».
В соответствии с абз. 3 Порядка компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более размера средневзвешенной цены однородного технического средства реабилитации (изделия) и (или) однородной услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (заключением), являющихся однородными техническому средству реабилитации (изделию), самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом (ветераном), и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.
На официальных информационных ресурсах Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещается информация о средневзвешенных ценах технических средств реабилитации (изделий).
Так, в соответствии с приказом ОСФР по Курской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении средневзвешенных цен на технические средства реабилитации для определения размера компенсации за приобретенные инвалидами (ветеранами) за собственный счет технические средства реабилитации, протезы, протезно-ортопедические изделия» средневзвешенная стоимость системы (с катетером) для нефростомии составляет 5 429 рублей 24 копейки за одну единицу.
Суд пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных исковых требований в части взыскания с ответчика в пользу Черниковой Т.В. компенсации за самостоятельно приобретенные <данные изъяты> в количестве 2 штук в размере <данные изъяты>), что предусмотрено ее индивидуальной программой реабилитации.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами, поскольку обязанность по предоставлению средств реабилитации инвалиду ответчиком исполнялась ненадлежащим образом, так как имеется нуждаемость в рекомендованных истцу технического средства. При этом нарушения обеспечения имело место до предъявления иска в суд, ответчик несвоевременно обеспечил Черникову Т.В. техническим средством реабилитации, в связи с чем Черникова Т.В. была вынуждена приобрести соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет.
Руководствуясь положениями статей 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, установив, что в связи с несвоевременным обеспечением Черниковой Т.В. техническими средствами реабилитации ей были причинены нравственные страдания, пришел к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации причиненного морального вреда в размере 5 000 руб.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку сам факт ненадлежащего (несвоевременного) обеспечения истца техническими средствами реабилитации является доказательством того, что инвалиду причинены нравственные и физические страдания, так как отсутствие рекомендованных средств реабилитации неизбежно влечет ограничение жизнедеятельности инвалида, создавая при этом дополнительные препятствия для его социальной адаптации. Размер компенсации морального вреда определен с учетом требований разумности и справедливости, с учетом конкретных обстоятельств данного дела, длительности ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязанностей.
Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем и полном исследовании представленных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и требованиям материального права, регулирующего спорные отношения сторон. Оснований для признания их неверными суд апелляционной инстанции не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда.
С учетом вышеизложенного апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Ленинского районного суда г. Курска от 18 января 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курской области– без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, на него может быть подана кассационная жалоба в Первый кассационный суд общей юрисдикции через Ленинский районный суд г. Курска, в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.
Председательствующий
Судьи