Дело № 2-868/2022 УИД - 05RS0013-01-2022-003308-30

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации.

26 августа 2022 г.                  г. Дербент.

Дербентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Курбанова К.А., при секретаре судебного заседания Сулеймановой К.С., рассмотрев в помещении Дербентского районного суда в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального района «Дербентский район» Республики Дагестан к Абашидзе Мейрам Эседовне о признании недействительным постановление администрации сельского поселения <адрес>» № 122 от 13.11.2019 г. о предоставлении земельного участка, о признании недействительным Распоряжение администрации сельского поселения «<адрес>» № 86 от 20.09.2019г. «Об образовании земельного участка», об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка, о снятии с кадастрового учета земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального района «Дербентский район» обратилась в Дербентский районный суд с указанным иском.

Администрация МР «Дербентский район» обратилась в Дербентский районный суд РД с иском к Абашидзе М. Э. и администрации МО с/п с/с Хазарский, третье лицо Управление Росреестра по РД, о признании недействительными правовых актов и формировании земельного участка и его предоставления, об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения и снятии с кадастрового учета.

В обоснование иска указала, что в рамках расследуемого уголовного дела , возбужденного СУ СК РФ по РД от 29.07.2020 года по факту совершения преступления, предусмотренного ч.4 ст.159 УК РФ, администрация муниципального района «Дербентский район» была признана потерпевшей стороной по делу.

Администрацией Дербентского района в ходе рассмотрения дела было установлено, что земельный участок с кадастровым номером был зарегистрирован за Абашидзе М. Э. на основании недействительного документа.

Согласно сведениям из ЕГРН, основанием для регистрации права собственности послужило Постановление администрации сельского поселения «<адрес>» № 122 от 13.11.2019г..

Основанием для проведения кадастрового учета послужило Распоряжение администрации сельского поселения «<адрес>» № 86 от 20.09.2019г. «Об образовании земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории».

Однако администрации Дербентского района согласие на предоставление земельного участка администрации сельского поселения <адрес>» не давала и территория, где распложен земельный участок, не разграничена.

Указанный земельный участок расположен на территории существующего Муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств № 2» <адрес>, за которым закреплено на праве оперативного управления согласно договору № 6 от 02.08.2021г. выданный администрацией Дербентского района на здание с кадастровым номером площадью 698.7 кв.м.

Абашидзе М. Э. в списке нуждающихся в предоставлении земельных участков не состояла, с заявлением о предоставлении земельного участка не обращалась.

Уполномоченный орган – администрация МР «Дербентский район» решений о предоставлении Абашидзе М. Э. земельного участка не принимала, правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером , расположенный на территории <адрес>, не выдавалось.

Таким образом, сведения в государственный кадастр недвижимости и в Единый государственный реестр недвижимости были внесены не уполномоченным на то лицом, то есть без учета мнения собственника земельного участка - Администрации муниципального района «Дербентский район». Несоблюдение законодательства о государственном кадастровом учете и о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним повлекло в свою очередь нарушение прав муниципального образования в области земельных отношений.

Абашидзе М. Э. по изложенным выше обстоятельствам не могла стать собственником спорного земельного участка.

На основании изложенного, истец просит:

признать недействительным Постановление администрации сельского поселения <адрес>» № 122 от 13.11.2019г. о предоставлении земельного участка с кадастровым номером Абашидзе Мейрам Эседовне;

признать недействительным Распоряжение администрации сельского поселения <адрес>» № 86 от 20.09.2019г. «Об образовании земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории»;

истребовать из чужого незаконного владения Абашидзе Мейрам Эседовны земельный участок с кадастровым номером ;

снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером ;

в резолютивной части решения суда указать, что оно является основанием для Управления Росреестра по РД для исключения записи из ЕГРН о праве собственности Абашидзе Мейрам Эседовны на земельный участок с кадастровым номером и снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером ;

В судебном заседании представитель администрации МР «Дербентский район» Османов О. Э. исковые требования поддержал и просит удовлетворить их в полном объеме.

В судебном заседании ответчик администрация МО с/п с/с Хазарский в лице Главы МО с/п с/с Хазарский Наврузова Х. Г. исковые требования администрации МР «Дербентский район» признал в полном объеме.

В судебное заседание ответчик Абашидзе М. Э., извещенная о дате, месте и времени рассмотрения дела, не явилась, о причинах неявки суду не сообщила, явились ее представители по доверенности Ибрагимов Навир Рамазанович ДД.ММ.ГГГГ.р. и Абашидзе Нодари Мухамедович ДД.ММ.ГГГГ г.р. исковые требования администрации МР «Дербентский район» не признают и просят в иске отказать.

Третье лицо – Управление Росреестра по РД извещено, своего представителя в суд не направило.

На основании ч. 3 и ч. 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что в СУ СК РФ по РД расследуется уголовное дело , которое возбужденно 29.07.2020 года по факту совершения преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ. В рамках данного уголовного дела администрация муниципального района «Дербентский район» признана потерпевшей стороной по делу.

В ходе расследования дела было установлено, что согласно сведениям из ЕГРН основанием для регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером явилось Постановление администрации сельского поселения «<адрес>» № 122 от 13.11.2019 г., а основанием для проведения кадастрового учета послужило Распоряжение администрации сельского поселения «<адрес>» № 86 от 20.09.2019г..

Между тем, в списке нуждающихся в получении земельного участка Абашидзе М. Э. не состояла.

Иного в судебном заседании ответчиком не представлено.

Согласно статьей 39.5. Земельного кодекса Российской Федерации (ред. 02.08.2019г.) предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления:

1) земельного участка, образованного в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии, лицу, с которым заключен этот договор;

2) земельного участка религиозной организации, имеющей в собственности здания или сооружения религиозного или благотворительного назначения, расположенные на таком земельном участке;

3) земельного участка, образованного в соответствии с проектом межевания территории и являющегося земельным участком общего назначения, расположенным в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, в общую долевую собственность лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах такой территории, пропорционально площади этих участков;

4) земельного участка гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием;

5) земельного участка гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием и работал по основному месту работы в муниципальном образовании и по специальности, которые определены законом субъекта Российской Федерации;

6) земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно;

7) земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;

8) земельного участка, предоставленного религиозной организации на праве постоянного (бессрочного) пользования и предназначенного для сельскохозяйственного производства, этой организации в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;

9) земельного участка гражданину в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

10) земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства";

11) земельного участка, включенного в границы территории инновационного научно-технологического центра, фонду, созданному в соответствии с Федеральным законом "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Глава МО сельское поселения <адрес>» ФИО7 на вопрос суда о том, разграничена ли территория, где расположен спорный земельный участок, пояснил, что территория, где расположен земельный участок ответчика не разграничена, иной информации суду сторонами не было представлено.

Согласно ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" - предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Абашидзе М. Э., согласно сведениям, предоставленным администрацией с/п с/с Хазарский в списке нуждающихся в получении земельного участка не состояла, иного ни ответчица ни ее представителями представлено не было.

Более того, полномочий администрация МО с/п с/с Хазарский для предоставления земельного участка в силу ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не имела.

Что подтвердил глава МО с/п с/с Хазарский ФИО7

Спорный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена. В соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. При этом распоряжение такими земельными участками может осуществляться без государственной регистрации права собственности.

Защите подлежат интересы муниципального образования «Дербентский район» по восстановлению нарушенного права публичного образования на спорный земельный участок.

Суд полагает, что выбор способа защиты вещного права, квалификация спорного отношения судом и разрешение вещно-правового конфликта зависит от того, в чьем фактическом владении находится спорное имущество.

Спорный земельный участок находится в фактическом владении Абашидзе М. Э.

Суд считает, что истец, обращаясь в суд с заявлением об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, избрал надлежащий способ защиты своих прав, поскольку земельный участок находится во владении Абашидзе М. Э.

Согласно ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Согласно ч. 1 ст. 302 ГК РФ, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.

В пункте 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в случаях, когда между лицами отсутствуют договорные отношения или отношения, связанные с последствиями недействительности сделки, спор о возврате имущества собственнику подлежит разрешению по правилам статей 301, 302 ГК РФ.

Абзацем первым пункта 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что, по смыслу пункта 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли.

Из содержания указанных норм и акта их разъяснения следует, что одним из юридически значимых обстоятельств, подлежащих доказыванию при обращении в суд с иском об истребовании имущества из чужого незаконного владения, является выбытие имущества из владения собственника по воле либо помимо его воли.

При этом согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания факта выбытия имущества из владения собственника помимо его воли лежит на истце.

В силу положений пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления.

Администрация МР «Дербентский район», как орган местного самоуправления, в пределах предоставленных ей полномочий спорный земельный участок не предоставляла, земельный участок выбыл из владения истца помимо ее воли на основании недействительного правого акта.

При таких обстоятельствах исковые требования администрации МР «Дербентский район» о признании недействительными правовых актов, и об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, подлежат удовлетворению.

В соответствии с п.5 ч.2 ст.14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: вступившие в законную силу судебные акты.

Как следует из разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 октября 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>» № 86 ░░ 20.09.2019░. «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░».

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>» № 122 ░░ 13.11.2019 ░. «░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░».

░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ .

░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ .

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ .

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 31 ░░░░░░░ 2022 ░.

2-868/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация МР "Дербентский район" РД
Ответчики
МО СП "сельсовет Хазарский" Дербентского района РД
Абашидзе Мейрам Еседовна
Другие
Османов Осман Энверович
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств №2 с. Хазар" Дербентского района
Сеидов Мираббас Мирбалаевич
Управление Росреестра по РД
Суд
Дербентский районный суд Республики Дагестан
Судья
Курбанов Курбан Агамагомедович
Дело на сайте суда
derbent-rs.dag.sudrf.ru
30.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.05.2022Передача материалов судье
30.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.06.2022Судебное заседание
29.06.2022Судебное заседание
11.07.2022Судебное заседание
29.07.2022Судебное заседание
26.08.2022Судебное заседание
31.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее