Дело № 2-648/18 19 марта 2018 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Куйбышевский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Кузовкиной Т.В.
при секретаре Васине М.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга к Борисовой Г.Х., Борисову С.С. об обязании обеспечить доступ в жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Борисовой Г.Х. и Борисову С.С. на праве общей долевой собственности принадлежит квартира <адрес>. В целях проверки заявления жителя дома о незаконной перепланировке указанного жилого помещения Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга письменно обращалась к собственникам о необходимости обследования квартиры, однако, доступ в квартиру не был обеспечен.
ГЖИ Санкт-Петербурга обратилась в суд с иском к Борисовой Г.Х., Борисову С.С. об обязании обеспечить доступ в жилое помещение по адресу: <адрес> для проведения проверки обращения на предмет наличия самовольной перепланировки и переоборудования, ссылаясь на то, что ГЖИ Санкт-Петербурга является организацией, осуществляющей контрольные и надзорные функции за соответствием жилых помещений жилищного фонда Санкт-Петербурга установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; по сведениям, поступившим от управляющего ТСЖ данного многоквартирного дома ответчики произвели самовольную перепланировку, чем нарушаются техническое и санитарное состояние оборудования и коммуникаций, относящихся к общему имуществу многоквартирного жилого дома, создаются препятствия для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан в данном доме; ответчики не предоставляют доступ инспекторам ГЖИ для проведения осмотра, составления акта, выявления и оценки проведенных работ по перепланировке и переустройству и их влияния на права и законные интересы других жителей дома.
Представитель истца в суд явился, иск поддержал, просил об удовлетворении требований.
Ответчик Борисова Г.Х. и ее представитель, действующий также в интересах ответчика Борисова С.С. на основании выданной им доверенности, в суд явились, иск не признали, возражали против удовлетворения требований, ссылаясь на то, что у ГЖИ не имелось оснований для проведения проверки, поскольку информации о фактах нарушений собственниками Борисовыми порядка перепланировки жилого помещения не имелось, обращение жителя дома П.Д.Г. содержало лишь предположения. По утверждению ответчиков ГЖИ в нарушение положения п.2 ч.5 ст.20 ЖК РФ и Регламентов, утвержденных Распоряжениями ГЖИ Санкт-Петербурга № 4-р от 14.02.2014 года и № 36-р от 28.08.2017 года, не обращалось к собственникам о согласовании посещения для обследования квартиры ответчиков, соответственно, была нарушена процедура Регламента по обследованию квартиры, при этом, собственники не имели намерений препятствовать проверке и готовы были обеспечить доступ в квартиру 17 октября 2017 года в соответствии с телеграммой ГЖИ, однако, сотрудники не явились, но составили акт от 25.10.2017 года о чинении препятствий, который полностью не соответствует действительности, следовательно, ответчики полагают, что отсутствует сам предмет спора, в связи с чем в иске следует отказать. Представлены письменные возражения.
Суд, проверив материалы дела, выслушав объяснения сторон, допросив свидетелей, считает иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Аналогичные нормы закона содержатся в ст. 3 Жилищного кодекса РФ.
Согласно с ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса РФ, граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Согласно ч. 4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В соответствии со ст. 20 Жилищного кодекса РФ, п. п. 1, 5 Положения о Государственной жилищной инспекции в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 года № 1086, Государственная жилищная инспекция является органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции региональный государственный жилищный надзор (контроль) за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от форм собственности, его инженерного оборудования, техническим состоянием жилищного фонда общего имущества собственников в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, соблюдением правил пользования жилыми помещениями, а также использованием их по назначению.
На основании п. 11 Постановления Правительства РФ от 11.06.2013 года № 493 «О государственном жилищном надзоре» предметом проверок органов государственного жилищного надзора является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию; порядку переустройства и перепланировки жилых помещений.
В соответствии с п. 4 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года «О государственном жилищном надзоре» № 493 государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением.
На основании пп. «а» п. 3 указанного Положения государственный жилищный надзор осуществляется, в том числе, посредством организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.
По правилам п. 11 указанного Положения предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе к жилым помещениям, их использованию и содержанию; порядку переустройства и перепланировки жилых помещений.
В силу вышеперечисленных полномочий суд считает, что Государственная жилищная инспекция города Санкт-Петербурга вправе обращаться в суд с заявлениями об обеспечении доступа в помещения, расположенные в многоквартирных домах и жилых домах, в целях проверки обращений граждан о нарушении требований законодательства по использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к проведению переустройства и (или) перепланировки помещений.
Из материалов дела усматривается, что ответчикам на праве общей долевой собственности принадлежит квартира <адрес> (л.д.43-44).
В ГЖИ Санкт-Петербурга письменно обратилась житель указанного многоквартирного дома П.Д.Г. с просьбой проверить сведения о перепланировке и переустройстве квартиры, принадлежащей Борисовым (л.д.5).
Распоряжениями ГЖИ Санкт-Петербурга № 07/7876-р от 15.06.2017 года, № 07/13837-р от 10.10.2017 года было назначено проведение внеплановых выездных проверок переустройства и перепланировки указанной квартиры (л.д.6-8,22-24). В июле 2017 года ГЖИ телеграммами дважды уведомляло ответчиков о проведении проверки в принадлежащих им жилых помещениях, с указанием даты и времени проверки (л.д.12-15). В октябре 2017 года ответчикам также дважды направлялись телеграммы о датах и времени проверки ГЖИ (л.д.25-30) Однако, ответчики лично не получили адресованные им телеграммы. При этом, одну из телеграмм, отправленных в октябре, собственник Борисов С.С. отказался принять, а вторая была вручена его жене (л.д.( 26-27).
Кроме того, собственникам были направлены копии распоряжений о назначении проверки и акты проверки (л.д.9-10,19-21,34-36).
Доказательств, свидетельствующих о том, что телеграммы, направленные ответчикам по месту жительства, не были получены по причинам, независящим от ответчиков, не представлено, в связи с чем, суд считает, что ГЖИ Санкт-Петербурга надлежащим образом исполнило обязанность по уведомлению ответчиков о необходимости предоставить доступ в принадлежащие им жилые помещения для проверки.
На основании абзаца второго п. 1 ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Отсутствие надлежащего контроля за поступающей по месту жительства корреспонденцией является риском самого гражданина, все неблагоприятные последствия такого бездействия несет само совершеннолетнее физическое лицо.
Исходя из правового смысла данных предписаний закона и обстоятельств, подтверждаемых вышеуказанными письменными доказательствами, суд считает неубедительными доводы ответчиков о нарушении Жилищной инспекцией их прав по согласованию даты и времени обследования квартиры и порядка уведомления собственников о проверочных мероприятиях.
Согласно актам ГЖИ от 30.06.2017 года и от 25.10.2017 года доступ в квартиру <адрес> для проведения проверки обеспечен не был (л.д.16-18,31-33).
Оценив представленные истцом доказательства, суд считает доказанным, что ответчики уклоняются от предоставления доступа в принадлежащую им на праве общей долевой собственности квартиру. Ответчиками данные обстоятельства не оспорены и не опровергнуты с помощью каких-либо доказательств.
Доводы ответчиков о том, что акт от 25.10.2017 года является подложным и подлежит исключению из числа доказательств, поскольку содержит сведения не соответствующие действительности, в части не предоставления доступа 17 октября 2017 года, когда, по утверждению ответчиков, они готовы были предоставить доступ в квартиру, но сотрудник ГЖИ не явился, суд не принимает во внимание, поскольку сведения о ранее назначенной и не состоявшейся проверке, содержащиеся в тексте акта, не искажают содержание акта, фиксирующего выход инспектора ГЖИ по месту проверки и факт не предоставления доступа собственниками в принадлежащую им квартиру, несмотря на надлежащее извещение (л.д.28-29). Доказательства, представленные ответчиками, в подтверждение факта неявки сотрудника ГЖИ для осмотра 17 октября 2017 года, суд находит не имеющими значения для существа спора, поскольку с их помощью не опровергается довод, положенный в основу иска о неоднократном не обеспечении ответчиками доступа в квартиру.
Ссылки ответчиков на отсутствие каких-либо оснований для требований об обследовании квартиры, в которой по утверждению ответчиков, отсутствует перепланировка, а заявление жителя дома Патриной Д.Г. в ГЖИ содержит лишь ни на чем не основанные предположения, имеющие целью причинить вред ответчикам, в силу личностных конфликтных отношений, суд находит неубедительными, основанными на субъективных оценках ответчиками прав и полномочий ГЖИ, являющейся государственным органом, обязанным, в частности, рассматривать обращения граждан в целях соблюдения их прав на получение ответов от государственных органов. Каких-либо правовых оснований, освобождающих ГЖИ от этой обязанности, не имеется.
В целях реализации данной обязанности ГЖИ наделено специальными полномочиями, согласующимися с задачей по государственному жилищному надзору (контролю) за использованием и сохранностью жилищного фонда, к числу которых, прежде всего, отнесены выездные проверки, целью которых является оценка достоверности поступающей информации о тех или иных нарушениях в жилищной сфере.
Таким образом, суд считает данные доводы несостоятельными, поскольку указанные ответчиками обстоятельства не могут повлиять на изменение возложенных на ГЖИ СПб в соответствии с Положением о государственной жилищной инспекции, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 года № 1086, функций по осуществлению государственного жилищного надзора за соблюдением участниками правоотношений в жилищной сфере правил пользования жилыми помещениями, содержания и ремонта жилых домов и нормативов обеспечения населения коммунальными услугами.
В ходе рассмотрения дела ответчиками приводились доводы, оспаривающие само право ГЖИ на проведение осмотра квартиры ответчиков и право на обращение в суд с настоящим иском, высказывались возражения по существу заявленных требований, что по мнению суда, указывает на то, что в добровольном порядке ответчики не намерены обеспечить доступ истца в принадлежащую им квартиру. Утверждение ответчиков об отсутствии предмета спора является голословным.
Соответственно, суд приходит к выводу о том, что действия ответчиков, препятствуют доступу в квартиру сотрудникам ГЖИ СПб для осуществления функций по контролю за переустройством и (или) перепланировкой жилых помещений и нарушают права истца, как контролирующей организации, в рамках возложенных на нее государственных полномочий, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное, суд считает, что у истца имеется необходимость получения доступа в помещения квартиры, принадлежащей ответчикам, в судебном порядке, поскольку ответчиками чинятся препятствия для осуществления проверки сведений о самовольной перепланировке, чем нарушаются права и законные интересы соседей, проживающих в данном доме, также подлежащие судебной защите в рамках предъявленного иска, поскольку перепланировка в той или иной степени может повлечь неблагоприятные последствия как для жителей дома так и для неограниченного круга лиц.
При таком положении суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, в виде обязания ответчиков предоставить доступ в принадлежащую им квартиру для проведения осмотра жилищными инспекторами.
Удовлетворяя иск, и учитывая, что ГЖИ Санкт-Петербурга, являющаяся государственным органом, освобождена от уплаты государственной пошлины в силу п.19 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, суд на основании п.1 ст.103 ГПК РФ считает подлежащей взысканию с ответчиков в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме по 3 000 руб. в каждого.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Борисову Г.Х., Борисова С.С. обеспечить доступ в жилые помещения по адресу: <адрес> для проведения проверки обращения на предмет наличия самовольной перепланировки и переоборудования в квартире.
Взыскать с Борисовой Г.Х., Борисова С.С. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере по 3 000 (три тысячи) рублей с каждого.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Санкт-Петербургский городской суд.
Судья –