РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 декабря 2015 года г. Богородицк Тульской области
Богородицкий районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Стариковой Н.Г.,
при секретаре Лашкиной М.В.,
с участием
помощника Богородицкого межрайонного прокурора Тульской области Квасниковой А.И.,
представителя ответчика Комитета по образованию администрации муниципального образования Богородицкий район по доверенности Жуковой А.Ю.,
представителя ответчика муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа №29» Ефремовой Т.В.,
представителя третьего лица администрации муниципального образования Богородицкий район по доверенности Штраух А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № по заявлению Богородицкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Комитету по образованию администрации муниципального образования Богородицкий район, муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя школа №29», об устранении нарушений законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности общеобразовательного учреждения, понуждении к определенным действиям,
установил:
Богородицкий межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам по вышеизложенным основаниям указывая, что Богородицкой межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства, направленного на предупреждение чрезвычайных ситуаций на наиболее уязвимых объектах группы риска в сфере исполнения законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности учреждений дошкольного, общеобразовательного, дополнительного, начального образования, а также учреждений с круглосуточным пребыванием детей.
В ходе проверки установлено, что в МОУ «Средняя школа №29» не обеспечиваются необходимые меры по противодействию терроризму, а именно: часть ограждения по периметру школы является ветхим, имеются лазы, проломы, повреждения, однако действий со стороны ответчиков по его капитальному ремонту до настоящего момента никаких не принято.
Указывая, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, и, что наличие ограждения по периметру образовательного учреждения отвечает требованиям Закона РФ «Об образовании» и направлено на обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц, Богородицкий межрайонный прокурор просил обязать Комитет по образованию администрации муниципального образования Богородицкий район, муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №29» провести капитальный ремонт периметра ограждения муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №29» до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании помощник Богородицкого межрайонного прокурора Квасникова А.И. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении, уточнив просила суд обязать Комитет по образованию администрации муниципального образования Богородицкий район, муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №29» принять меры к установке ограждения по всему периметру муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа №29» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика Комитета по образованию администрации муниципального образования Богородицкий район по доверенности Жукова А.Ю. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований Богородицкого межрайоного прокурора с учетом их уточнения.
Представитель ответчика муниципального образовательного учреждения «Средняя школа №29» Ефремова Т.В. в судебном заседании заявленные требования Богородицкого межрайоного прокурора с учетом уточнения признала, не возражала против их удовлетворения.
Представитель третьего лица администрации муниципального образования Богородицкий район по доверенности Штраух А.К. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований прокурора с учетом уточнения, просила вынести решение в соответствии с действующим законодательством.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст.ст. 2, 20, 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.
В пункте 3 статьи 3 «Конвенции о правах ребенка» указано, что государства – участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом).
В силу п.15 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательного учреждения относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Согласно п. 8 ч.1 ст.41 Федерального закона 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.
В соответствии с п.2 ч.3 ст.28 Федерального закона 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п.3 ст.5 Федерального закона от 06 марта 2006 года №35-ФЗ).
Согласно п.6.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизация и ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно п.1.6 Устава МОУ СШ №29 учредителем и собственником имущества Школы является муниципальное образование Богородицкий район. Функции и полномочия учредителя Школы в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами муниципального образования Богородицкий район осуществляет комитет по образованию администрации муниципального образования Богородицкий район.
В соответствии с пп. 1.1, 1.2 Положения о комитете по образованию администрации муниципального образования Богородицкий район, комитет является отраслевым структурным подразделением исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления – администрации муниципального образования Богородицкий район, осуществляющим полномочия органа местного самоуправления в сфере образования и отдельные государственные полномочия в сфере образования, переданные органам местного самоуправления муниципального образования Богородицкий район федеральными и (или) областными законами Тульской области, отнесенные к ведению комитета настоящим Положением.
Комитет является юридическим лицом, вправе от своего имени осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанность, быть истцом и ответчиком в суде; имеет печати, штампы, бланки со своим наименованием, имеет право открывать счета в финансовом органе муниципального образования Богородицкий район, в органах федерального казначейства.
Предписанием начальника МО МВД России «Богородицкий» Мещерякова А.А. от ДД.ММ.ГГГГ, направленным в адреса: главы администрации муниципального образования Богородицкий район, председателя комитета по образованию администрации муниципального образования Богородицкий район, Богородицкого межрайонного прокурора внесено предложение о проведении работы, направленной на устранение выявленных в ходе комиссионного обследования общеобразовательных учебных заведений и дошкольных общеобразовательных учреждений недостатков на предмет инженерно-технической укрепленности и антитеррористической устойчивости учебных заведений.
Проведенной проверкой установлено, что в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя школа №29» отсутствует ограждение территории школы.
В судебном заседании установлено, что до настоящего времени в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя школа №29» ограждение по периметру учреждения не установлено.
Поскольку осуществление деятельности учреждения не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, а также нарушает права и законные интересы обучающихся, воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, суд приходит к выводу, что требования Богородицкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
заявленные требования Богородицкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Комитету по образованию администрации муниципального образования Богородицкий район, муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя школа №29», об устранении нарушений законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности общеобразовательного учреждения, понуждении к определенным действиям, удовлетворить.
Обязать комитет по образованию администрации муниципального образования Богородицкий район (место нахождения: <адрес> <адрес>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица – ДД.ММ.ГГГГ, идентификационный номер налогоплательщика – № и муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №29» (место нахождения: <адрес>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица – ДД.ММ.ГГГГ, идентификационный номер налогоплательщика – № принять меры к установке ограждения по всему периметру муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа №29» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Богородицкий районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.