Решение от 29.02.2024 по делу № 2-8/2024 (2-1425/2023;) от 27.07.2023

Дело №2-8/2024 (2-1425/2024)

УИД 03RS0011-01-2023-001542-68

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 февраля 2024 года                                                      город Ишимбай

Ишимбайский городской суд Республики Башкортостан в составе судьи Сираевой И.М.,

при секретаре Григорьевой Н.Н.

с участием истцов Ибрагимовой Р.А., Садыковой Ф.Г.,

представителей истцов Альмаганбетова О.С., Сулеймановой Р.Ф.

представителя ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан Яруллиной А.Р.,

третьего лица Хайретдинова С.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ибрагимовой Розы Абдулхабировны, Кушагуловой Сальи Хакимовна, Кондратенко Валентины Григорьевны, Садыковой Фариды Гумеровны к администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан, администрации сельского поселения Петровский сельсовет муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан, Управлению Росреестра по Республике Башкортостан, Бикиевой Гульназ Даригатовне, Морозову Валерию Дмитриевичу, Васильевой Валентине Владимировне, Васильевой Алене Алексеевне, Токаревой Анастасии Алексеевне, Исянгуловой Фанузе Минигариевне о признании недействительной постановки на кадастровый учет земельных участков под многоквартирным домом, признании отказа в утверждении схемы земельного участка незаконным, установлении границ земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Ибрагимова Р.А., Кушагулова С.Х., Кондратенко В.Г., Садыкова Ф.Г. с учетом уточненных требований обратились в суд с иском к администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан, администрации сельского поселения Петровский сельсовет муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Управлению Росреестра по Республике Башкортостан о признании недействительным постановки на кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом, признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка, указав, что истцы являются собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, с целью формирования земельного участка под многоквартирным домом 19.05.2023 обратились к администрации муниципального района и сельского поселения Петровский сельсовет с заявлением, в котором просили образовать земельный участок под многоквартирным домом на основании подготовленной схемы расположения земельного участка, подготовленного кадастровым инженером ФИО31, на что получили отказ со ссылкой на то, что образование земельного участка под многоквартирным домом осуществляется в соответствии с проектом межевания. Кроме того, в ответ на заявление Хайретдинова С.Н. письмом от 05.07.2022 администрация муниципального района сообщила, что многоквартирный дом с кадастровым номером <данные изъяты> расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и в пределах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>. Между тем, по мнению истцов, постановка данных участков на кадастровый учет была произведена с нарушением пунктов 3 и 4 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», поскольку сформировано два участка вместо одного, неверно указано назначение сформированных участков, данные участки не обеспечивают обслуживание многоквартирного дома, поскольку за пределами этих двух участков остались четыре погреба, летняя кухня, хозяйственные постройки, принадлежащие истцам, выгребная яма и водопроводный колодец. В связи с чем истцы просят признать недействительными постановку на кадастровый учет 16.01.2005 земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, признать незаконным отказ Министерства земельных и имущественных отношений РБ, выраженный в письме от <данные изъяты> в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью <данные изъяты>., для обслуживания, озеленения и благоустройства многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>; возложить на ответчиков обязанность устранить допущенные нарушения путем утверждения схемы расположения единого земельного участка площадью <данные изъяты>., предназначенного для обслуживания, озеленения и благоустройства многоквартирного дома, расположенного по адресу: <данные изъяты>, на кадастровом плане территории, составленной 08.09.2023 кадастровым инженером ФИО32 и постановки данного земельного участка на кадастровый учет.

После проведения судебной землеустроительной экспертизы истцы исковые требования уточнили, предъявив их к администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан, администрации сельского поселения Петровский сельсовет муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан, Управлению Росреестра по Республике Башкортостан, Бикиевой Г.Д., Морозову В.Д., Малаховой Н.П., Васильевой В.В., Васильевой А.А., Токаревой А.А., Исянгуловой Ф.М. Просили признать недействительным постановку на кадастровый учет 18.01.2005 года земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> с назначением «под жилую застройку индивидуальную»; признать незаконным решение ответчиков, выраженное письме    <данные изъяты> года отдела по Ишимбайскому району Управления по работе с территориальными отделами и взаимодействию с органами местного самоуправления Министерства земельных и имущественных отношений РБ об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью <данные изъяты>., для обслуживания, озеленения и благоустройства МКД, расположенного по адресу: <адрес>; возложить на ответчиков обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истцов путем: утверждения в установленном порядке в разумный срок схемы расположения единого земельного участка площадью <данные изъяты>., предназначенного для обслуживания, озеленения и благоустройства МКД, расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с заключением землеустроительной экспертизы № 97/05-2023 от 29.12.2023 согласно 1-му варианту (по фактическому землепользованию без предоставления доступа к земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты>) предложенным экспертом на стр.9(2)-10(1-2), 13(2), координаты приведены на 14 (1-2) стр таб.1, рис.1., снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>; установить границы земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> (необходимо подготовить межевой план по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> с одновременным уточнением границ смежных земельных участков с кадастровыми номерами: <данные изъяты>); изменить разрешенное использование участка с кадастровым номером <данные изъяты> с «для ведения личного подсобного хозяйства» на «малоэтажная многоквартирная жилая застройка».

Определением суда от 19.01.2024 к участию в деле привлечены собственники квартир № 3 дома № 1 по <данные изъяты>.

Определением суда от 29.04.2024 производство по делу в части требований к ФИО33 прекращено в связи со смертью <данные изъяты>. Наследственное дело после ее смерти не заведено. Имущество является выморочным

На судебном заседании истцы Ибрагимова Р.А., Садыкова Ф.Г. исковые требования поддержали, пояснили, что истцы являются собственниками квартир в четырехквартирном многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>. С момента заселения дома в 70-х гг. прошлого века владельцы квартир пользовались прилегающим к дому земельным участком, на котором располагаются их хозяйственные постройки, водопроводный колодец, шамбо. Однако в результате сплошной инвентаризации под их многоквартирным домом было сформировано два земельных участка с кадастровыми номерами <данные изъяты>, за пределами которых остались хозяйственные постройки. Сформированные земельные участки не обеспечивают надлежащим образом интересы собственников помещений в многоквартирном доме. Данный вопрос стал затрагивать права истцов, т.к. их хозяйственные постройки оказались на землях общего пользования. Из-за чего ответчики Васильева В.В., Васильева А.А., Токарева А.А. (собственники домовладения по адресу: <адрес>) стали претендовать на пользование спорной частью земельного участка, провели через него газопровод и водопровод, хотя ранее никогда данной частью земельного участка не пользовались, имели отдельный выход со стороны <данные изъяты>. Однако в результате незаконной передачи земельных участков в собственность владельцев соседних многоквартирных домов, проход, которым пользовались ответчики Васильева В.В., Васильева А.А., Токарева А.А. перешел в частную собственность. Остался неоформленным ни в чью собственность для прохода только участок земли рядом с домом истцов. Из-за этого между сторонами идут споры. В целях защиты своих прав истцы обратились к кадастровому инженеру ФИО34, который подготовил им схему расположении земельного участка, необходимого для эксплуатации их многоквартирного дома. С указанной схемой они обратились в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, в администрацию муниципального района Ишимбайский район, администрацию сельского поселения Петровский сельсовет с просьбой образовать земельный участок под многоквартирным домом. Однако ответчики отказали со ссылкой на то, что земельные участки под многоквартирным домом уже сформированы и формирование земельного участка под многоквартирным домом возможно только через проект межевания, а не через схему расположения земельного участка. Между тем, указанные выводы противоречат Определению Верховного Суда Российской Федерации 17.12.2019 № 305-ЭС19-22733, поскольку ответчики Васильева В.В., Васильева А.А., Токарева А.А. на протяжении более пятнадцати лет пользовались проходом со стороны улицы <данные изъяты>, просили установить границы земельного участка под многоквартирным домом в соответствии с вариантом 3 заключения эксперта без предоставления доступа для домовладения <адрес>

Третье лицо Хайретдинов С.Н. на судебном заседании просил исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан Яруллина А.Р. исковые требования не признала, пояснила, что постановка земельного участка под многоквартирный дом возможна только через проект межевания, а не через утверждение схемы расположения земельного участка. Кроме того, формирование земельного участка под многоквартирным домом предусматривает многоэтапную процедуру с обязательным проведением публичных слушаний. В настоящее время земельные участки под спорным многоквартирным домом сформированы.

Иные лица, участвующие в деле истцы Кушагулова С.Х., Кондратенко В.Г., ответчики Исангулова Ф.М., Бикиева Г.Д., Морозов В.Д., Васильева В.В., Васильева А.А., Токаревой А.А. представители администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан, администрации сельского поселения Петровский сельсовет, Управления Росреестра по Республики Башкортостан, третьи лица Якшимбетов А.И., Якшимбетова С.С., Якшимбетова Н.И., Якшимбетов Ф.И. по на судебное заседание не явились, о дате судебного заседания судом извещены.

От третьих лиц Якшимбетов А.И., Якшимбетова С.С., Якшимбетова Н.И., Якшимбетов Ф.И. имеется заявление о рассмотрении дела без их участия

Ранее в судебном заседании сособственник домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, Васильева В.В. против удовлетворения исковых требований возражала, пояснив, что земельный участок, площадью <данные изъяты>., который истцы хотят присоединить к себе, является единственным участком земель общего пользования через который ее семья имеет доступ к своему дому, там проходит газопровод к ее дому и там она собирается прокладывать водопровод.

Ранее в судебном заседании представитель ответчика администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан Султанова В.В. исковые требования не признала, пояснила, что земельный участок под многоквартирным домом сформирован, он состоит из двух участков. Нельзя объединить участки, можно только перераспределить их с землями общего пользования только через проект планировки или проект межевания.

Ранее в судебном заседании представитель административного ответчика администрации сельского поселения Петровский сельсовет Семенова О.С. против объединения участков возражала, пояснив, что в этом случае у собственников дома <адрес> не будет прохода. Сейчас они временно ходят через проход на ул. <данные изъяты> через участок, который находится в частной собственности.

Эксперт ФИО35 на судебном заседании показала, что земельные участки под многоквартирным домом <адрес>, поставлены на кадастровый учет с нарушением установленных к такому земельному участку требований. Под домом сформированы два земельных участка: один с кадастровым номером <данные изъяты>, границы которого совпадают с контуром многоквартирного дома, второй участок с кадастровым номером <данные изъяты> огибает лишь три стены дома. При этом часть хозяйственных построек, водяной колодец, дровяник, которые существуют на местности более 15 лет не вошли в состав обслуживаемого дом земельного участка. Согласно действующим на территории Петровского сельсовета Правилам землепользования и застройки, земельный участок под многоквартирным домом должен быть не менее 1000 кв.м, под домом лишь 760 кв.м. Фактически земельный участок для эксплуатации многоквартирного дома не сформирован. При постановке участков на кадастровый учет допущена реестровая ошибка. В связи с тем, что имеется заинтересованность собственников домовладения <адрес>, экспертом предложено три варианта формирования земельного участка под многоквартирным домом. Первый вариант не предусматривает оставление доступа к дому <адрес>, т.к. у них со стороны ул. <данные изъяты> доступа не было. Они пользовали проходом со стороны ул. <данные изъяты>, что хорошо видно на ортофотопланах с 2008 года. При постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, по которому осуществлялся проход к указанному дому, допущена реестровая ошибка. Проход к дому № <адрес> не должен был попасть в состав участка № <данные изъяты>. Второй вариант предполагает установление сервитута для прохода к дому Васильевых через ул. <данные изъяты>. Третий вариант представлен в виде многоконтурного участка в связи с оставлением прохода для дома <адрес> в виде полосы земель общего пользования. Можно оставить только проход для Васильевых, т.к. для проезда нет места.

Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Установлено, что истцы являются собственниками четырехквартирного двухэтажного многоквартирного дома (кадастровый номер <данные изъяты>), расположенного по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты>

Данный объект недвижимости расположен в пределах двух земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>

Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> относится к категории земли населенных пунктов с видом разрешенного использования: под жилую застройку индивидуальную. На кадастровый учет поставлен по материалам сплошной инвентаризации 18.01.2005.

Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> относится к категории земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства. На кадастровый учет поставлен по материалам сплошной инвентаризации 17.01.2005.

Местонахождение материалов сплошной инвентаризации суду установить не удалось.

Фактически истцы претендуют на увеличение площади земельного участка под многоквартирным домом путем присоединения участка земель общего пользования площадью <данные изъяты>

С этой целью истцы обратились к кадастровому инженеру ФИО36., подготовившему 08.09.2023 схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предусматривающей присоединение к многоквартирному дому земельного участка <данные изъяты> площадью <данные изъяты> (л.д. 101).

02.06.2022 истцы обратились к главе администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан с просьбой образовать земельный участок под многоквартирным домом (л.д. 102-103 т. 1).

Письмом от 05.07.2022 администрация района отказала в удовлетворении заявления со ссылкой, что участки под многоквартирным домом уже сформированы (л.д. 104 т. 1)

Повторно истцы обратились с указанным заявлением к главе администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан в мае 2023 года, которое было перенаправлено в структурное подразделение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.

Письмом министерства от 09.06.2023 № М04ТО-05-52-исх/2165-Г истцам отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предоставлении земельного участка на основании п. 6 п. 1 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку образование испрашиваемого земельного участка осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания.

Согласно выводам судебной землеустроительной экспертизы, проведенной <данные изъяты> конфигурация земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> повторяет конфигурацию многоквартирного жилого дома по <данные изъяты>, но границы земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> не совпадают с границами многоквартирного жилого дома по <данные изъяты>. Земельным участком с кадастровым номером <данные изъяты> не предусмотрена территория для обслуживания многоквартирного жилого дома. Вид разрешенного использования указанный в сведениях ЕГРН не соответствует фактическому. Жилой дом по <адрес> является многоквартирным жилым домом малой этажности. Согласно Правилам землепользования и застройки сельского поселения Петровский сельсовет муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан №39/494 от 08.06.2023 минимальная площадь образованного земельного участка под многоквартирную застройку малоэтажную составляет 1000 кв.м. Из сведений ЕГРН земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> также имеет в пределах своих границ объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, то есть в границах данного земельного участка должен быть расположен многоквартирный жилой дом <адрес>. Вид разрешенного использования у земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> не соответствует фактическому землепользованию. По данным публичной кадастровой карты многоквартирный жилой дом лежит на двух земельных участках: <данные изъяты> и <данные изъяты>. Согласно Правилам землепользования и застройки сельского поселения Петровский сельсовет муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан, №39/494 от 08.06.2023, многоквартирный жилой дом <адрес> расположен в территориальной зоне Ж-2 – зоне малоэтажной многоквартирной жилой застройки. В территориальной зоне Ж-2 – зоне малоэтажной многоквартирной жилой застройки минимальная площадь земельного участка для малоэтажной многоквартирной застройки составляет 1000 кв.м., максимальная площадь земельного участка для малоэтажной многоквартирной жилой застройки не подлежит установлению, коэффициент застройки – 60%. Площадь земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет <данные изъяты>., что меньше 1000 кв.м. Площадь земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет <данные изъяты>., что меньше 1000 кв.м. В сумме площадь земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> составляет <данные изъяты>., что меньше 1000 кв.м.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что в данных ЕГРН или не имеется информации о земельном участке сформированном для обслуживания многоквартирного жилого дома или имеет место реестровая ошибка при постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты>.

    В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрены специальные порядок и условия перехода земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который расположен на таком участке.

Нормами частей 2, 3, 4 и 5 указанной статьи установлено, что земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, образованные до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которых проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Образование земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проекта межевания территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.

Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно части 5 статьи 40 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в редакции, действовавшей на момент возникновения рассматриваемых правоотношений, при государственной регистрации права собственности на квартиру или нежилое помещение в многоквартирном доме одновременно осуществляется государственная регистрация доли в праве общей собственности на помещения и земельный участок, составляющие общее имущество в нем.

С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.

Из содержания приведенных выше норм следует, что с момента государственной регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме в долевую собственность собственников помещений в данном многоквартирном доме поступает земельный участок, образованный органом местного самоуправления в соответствии с требованиями статьи 16 Вводного закона в целях эксплуатации конкретного многоквартирного дома.

При этом земельный участок под многоквартирным домом должен быть образован в установленном порядке, поставлен на государственный кадастровый учет как земельный участок под таким домом с соответствующим видом разрешенного использования, предусматривающим возможность эксплуатации дома.

Ни один из земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты>, сформированных до введения в действие Жилищного кодекса РФ не предназначен и фактически не может использоваться для эксплуатации спорного многоквартирного дома, поскольку за пределами указанных участков остались коммуникации и постройки необходимые для обслуживания интересов собственников помещений. Учитывая, что данные участки не сформированы для целей обслуживания, эксплуатации и благоустройства указанного дома, у собственников помещений в таких домах не возникает права общей долевой собственности на эти земельные участки.

В данном случае в соответствии с требованиями статьи 16 Вводного закона у органа местного самоуправления возникает обязанность под таким многоквартирным домом образовать земельный участок.

Норм, возлагающих обязанность по формированию земельного участка для эксплуатации многоквартирного дома, которая сопряжена с бременем несения соответствующих расходов, на собственников помещений, расположенных в этом многоквартирном доме, действующее законодательство не содержит.

С 01.07.2022 вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2021 № 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который внес изменения в ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», предусматривающие возможность формирования земельного участка под многоквартирным домом на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане.

В связи с чем отказ органов местного самоуправления и Министерства земельных и имущественных отношений в формировании такого участка является незаконным.

Поскольку требование истцов о возложении обязанности на ответчиков устранить допущенные нарушения путем утверждения схемы расположения земельного участка направлены на побуждение уполномоченных органов образовать земельный участок для эксплуатации многоквартирного дома, суд считает возможным возложить на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, администрацию муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан, администрацию сельского поселения Петровский сельсовет муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан совершить действия по формированию земельного участка под многоквартирным домом расположенным по адресу: <адрес>, в целях достижения задач гражданского судопроизводства.

Учитывая, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, который повторяет контуры спорного многоквартирного дома не отвечает целям и задачам обслуживания интересов его собственников, кроме того был сформирован вопреки требованиям Приказа Минземстроя РФ от 26.08.1998 № 59 «Об утверждении Методических указаний по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах», постановлению Правительства РФ от 26.09.1997 № 1223 «Об утверждении Положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах» без учета прилегающей к дому территории необходимой его эксплуатации, суд соглашается с требованием истцов о признании его постановки на кадастровый учет незаконным.

    Вместе с тем, оснований для удовлетворения требования истцов об установлении границ земельного участка под многоквартирным домом в судебном порядке не имеется.

В соответствии с п. 4 ст. 16 Федеральный закон от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законом, проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета. С заявлением о государственном кадастровом учете образованного земельного участка вправе также обратиться кадастровый инженер, выполнивший кадастровые работы в целях образования такого земельного участка, без получения доверенности или иного уполномочивающего документа от уполномоченного органа.

    Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории или проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются органами местного самоуправления с соблюдением процедуры общественных обсуждений или публичных слушаний в соответствии со статьями 5.1 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Не допускается требовать в указанном случае предоставление других документов для утверждения схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории или проектов планировки территорий, проектов межевания территорий.

В соответствии с пунктом 8 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно, подведомственными указанным органам государственными, муниципальными (бюджетными или автономными) учреждениями либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, формирование земельного участка под многоквартирным домом предполагает выполнение комплекса мероприятий по проведению кадастровых работ, подготовки планировочной документации, проведению публичных слушаний, следовательно судебное разбирательство не может подменять установленный законом порядок проведения административной процедуры формирования земельного участка, поскольку суд в системе разделения властей и обеспечения баланса интересов выполняет иную функцию, чем административный орган

С учетом изложенного исковые требования подлежат частичному удовлетворению в части требований о признании постановки земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на кадастровый учет и отказа в формировании земельного участка под многоквартирным домом незаконным и возложении обязанности совершить действия по формированию такого земельного участка.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ «░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░».

░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░░ ░░░░░░>

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░                                                                                          ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 07.03.2024

2-8/2024 (2-1425/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Садыкова Фарида Гумеровна
Кондратенко Валентина Григорьевна
Ибрагимова Роза Абдулхабировна
Кушагулова Салья Хакимьяновна
Ответчики
Администрация СП Петровский сельсовет МР Ишимбайский район
Министерство земельных и имущественных отношений РБ
Администрация МР Ишимбайский район РБ
Другие
Якшимбетова Найля Ирековна
Альмаганбетов О.С.
Сулейманова Розалия Флюровна
ППК Роскадастр по РБ
Васильева Валентина Владимировна
Хайретдинов Салават Нуретдинович
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Управление Росреестра по Республике Башкортостан), Отдел по Ишимбайскому район и г.Ишимбаю
Васильева Алена Алексеевна
Бакиева Гульназ Даригатовна
Исангулова Фануза Минигариевна
Якшимбетов Фидан Ирекович
Якшимбетов Алмаз Ирекович
Токарева Анастасия Алексеевна
Малахова Надежда Петровна
Якшимбетова Суфия Сайфиливна
Морозов Валерий Дмитриевич
Суд
Ишимбайский городской суд Республики Башкортостан
Судья
Сираева И.М.
Дело на сайте суда
ishimbaisky.bkr.sudrf.ru
27.07.2023Регистрация административного искового заявления
27.07.2023Передача материалов судье
31.07.2023Решение вопроса о принятии к производству
31.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.08.2023Подготовка дела (собеседование)
10.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.09.2023Судебное заседание
21.09.2023Судебное заседание
21.09.2023Судебное заседание
18.10.2023Судебное заседание
10.01.2024Производство по делу возобновлено
19.01.2024Судебное заседание
21.02.2024Судебное заседание
29.02.2024Судебное заседание
29.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее