Дело № 11а-4899/2022 Судья: Уренева О.В.
Дело № 2а-562/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 апреля 2022 года город Челябинск
Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
Председательствующего Смолина А.А.,
судей: Магденко А.В., Никитиной О.В.,
при секретаре Овчинниковой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Гитинова Сурхая Аммаевича на решение Еткульского районного суда Челябинской области от 27 декабря 2021 года по административному иску Гитинова Сурхая Аммаевича к администрации Еткульского сельского поселения Еткульского муниципального района Челябинской области о признании незаконным отказа в строительстве дороги с твёрдым покрытием, возложении обязанности,
Заслушав доклад судьи Магденко А.В. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы,
установила:
Гитинов С.А. с учетом принятых судом уточнений обратился с административным исковым заявлением к администрации Еткульского сельского поселения Еткульского муниципального района Челябинской области о признании незаконным отказа администрации Еткульского сельского поселения Еткульского муниципального района Челябинской области в строительстве дороги с твёрдым покрытием, обеспечивающим подъезд и проход к земельному участку с кадастровым номером 74:07:3700027:61, расположенному по адресу: <адрес>, оформленным письмом от ДД.ММ.ГГГГ №; возложении обязанности на ответчика построить дорогу с твердым покрытием (асфальт), обеспечивающую подъезд и проход от земель общего пользования – земель Еткульского сельского поселения к земельному участку с кадастровым номером 74:07:3700027:61, расположенному по адресу: <адрес> за счет средств бюджета муниципального образования через земли общего пользования между участками с кадастровыми номерами № в координатах, указанных в иске.
В обоснование заявленных требований указано на то, что Гитинову С.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 1 087 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения промышленных объектов – для строительства цеха по производству мягкой мебели, расположенного по адресу: <адрес> Согласно решениюя Еткульского районного суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № было установлено и подтверждено администрацией Еткульского сельского поселения Еткульского муниципального района Челябинской области, что вокруг земельного участка с кадастровым номером 74:07:3700027:61, расположенного по адресу<адрес>, принадлежащего Гитинову С.А. имеются земельные участки Еткульского сельского поселения Еткульского муниципального района <адрес>, по которым свободно можно подъехать к земельному участку ФИО1, однако в настоящее время подъезд от земель Еткульского сельского поселения Еткульского муниципального района Челябинской области к данному земельному участку не обустроен административным ответчиком в соответствии с установленными требованиями законодательства РФ, в результате чего Гитинов С.А. не может пользоваться вышеуказанным земельным участком и использовать его по назначению, т.к. проезд и проход на него ввиду отсутствия подъезда затруднен. С целью восстановления своих прав и законных интересов Гитинов С.А. обратился в администрацию Еткульского сельского поселения Еткульского муниципального района Челябинской области с заявлением в котором просил обеспечить строительство дороги с твердым покрытием, обеспечивающим подъезд и проход к вышеуказанному земельному участку. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ № в строительстве дороги с твердым покрытием, обеспечивающим подъезд и проход к земельному участку было отказано, в связи с тем, что администрация Еткульского сельского поселения Еткульского муниципального района Челябинской области не вправе производить строительство, устройство и усовершенствование дорожного покрытия, в виду того, что данный земельный участок не включен в перечень улично-дорожной сети общего пользования в границах Еткульского сельского поселения Еткульского муниципального района Челябинской области, а также данное строительство дороги будет являться нецелевым использованием бюджетных средств. С данным отказом администрации Еткульского сельского поселения Еткульского муниципального района Челябинской области Гитинов С.А. не согласен, считает его незаконным и необоснованным. Указывает, что организация строительства подъездной дороги общего пользования находится в компетенции административного ответчика, поскольку содержание и строительство дорог в границах населенных пунктов поселения, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения находится в сфере деятельности административного ответчика, а соответственно административный ответчик обязан построить дорогу с твёрдым покрытием (асфальт), обеспечивающую подъезд от земель общего пользования, т.е. земель администрации Еткульского сельского поселения Еткульского муниципального района Челябинской области к земельному участку административного истца за счет средств бюджета муниципального образования. В настоящее время права и законные интересы Гитинова С.А. нарушены, т.к. он не имеет доступа к вышеуказанному земельному участку, не может его использовать в соответствии с видом разрешенного использования.
Решением Еткульского районного суда Челябинской области от 27 декабря 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.
Не согласившись с решением суда, Гитинов С.А. через своего представителя – Ефимову Е.М. обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований в полном объеме. Также с Гитинова С.А. в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.
Выражает несогласие с выводами суда первой инстанции о том, что подъезд к земельному участку административного истца, на котором расположено нежилое здание, не включен в перечень улично-дорожной сети общего пользования в границах Еткульского сельского поселения Челябинской области, при этом финансирование устройства дорог, не включенных в перечень улично-дорожной сети общего пользования, не производится. А также, поскольку на земельном участке административного истца расположено нежилое здание, то у административного ответчика не возникла обязанность по строительству дороги с твердым покрытием к данному земельному участку. Ссылаясь на положения Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» считает, что организация строительства подъездной дороги общего пользования находится в компетенции административного ответчика, поскольку содержание и строительство дорог в границах населенных пунктов поселения, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения находится в сфере деятельности административного ответчика. Следовательно, административный ответчик обязан построить дорогу с твердым покрытием (асфальт), обеспечивающую подъезд от земель общего пользования к земельному участку Гитинова С.А.
Административный истец Гитинов С.А. в судебное заседание суда апелляционной инстанции и её представитель Ефимова Е.М. при надлежащем извещении в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Представителем административного ответчика Еткульского сельского поселения Еткульского муниципального района Челябинской области – Мартенс В.А. в судебном заседании поддержала письменные возражения на апелляционную жалобу, полагала доводы апелляционной жалобы необоснованными, решение суда первой инстанции законным.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту – КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу положений части 1 статьи 308 КАС РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ Гитинов С.А. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1 087 кв.м, категории земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для строительства цеха по производству мягкой мебели, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 44-52).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № администрация Еткульского сельского поселения Еткульского района Челябинской области сообщила Гитинову С.А., что к земельному участку с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> возможен доступ со стороны <адрес>, через проезд расположенный между земельными участками с кадастровыми номерами № (<адрес>), №<адрес> Б), № (<адрес>, № (<адрес>). Администрация Еткулького сельского поселения не вправе производить строительство, устройство и усовершенствование дорожного покрытия, в виду того, что данный земельный участок не включен в перечень улично-дорожной сети общего пользования в границах Еткульского сельского поселения, кроме того данное строительство, устройство и усовершенствование будет являться нецелевым использованием бюджетных средств. Гитинову С.А. рекомендовано установить право ограниченного пользования (сервитут) через смежные участка для подъезда к своему участку либо устроить покрытие проезда к земельному участку с кадастровым номером 74:07:3700027:61 за счет собственных средств (л.д. 74).
Постановлением администрации Еткульского сельского поселения Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № на основании решения Совета депутатов Еткульского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «О принятии на баланс и включении в Реестр улично-дорожной сети Еткульского сельского поселения участков автодорог и внутридворовых проездов и тротуаров в Еткульском сельском поселении», включено в Перечень улично-дорожной сети общего пользования Еткульского сельского поселения, в реестр муниципальной собственности поселения, участков автодорог: по <адрес>, от <адрес> в <адрес>, внутридворовые проезды и тротуары к многоквартирным домам <адрес> (л.д. 57-63)
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что подъезд к земельному участку административного истца, на котором расположено нежилое здание, не включен в перечень улично-дорожной сети общего пользования в границах Еткульского сельского поселения Челябинской области, при этом финансирование устройства дорог, не включенных в перечень улично-дорожной сети общего пользования не производится. Кроме того, суд отметил, что поскольку на земельном участке административного истца расположено нежилое здание, то у административного ответчика не возникла обязанность по строительству дороги с твердым покрытием к данному земельному участку.
Судебная коллегия полагает такие выводы суда первой инстанции соответствующими установленным по делу обстоятельствам, имеющимся доказательствам и требованиям закона.
В силу статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения; полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 6 статьи 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 257-ФЗ), пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 131-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления (в рассматриваемом деле городского округа) относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений статьи 14 Федерального закона № 257-ФЗ, планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.
Согласно статьям 15-17 Федерального закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и настоящим Федеральным законом.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Согласно части 2 статьи 18 указанного Федерального закона, финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации
Частью 5 статьи 26 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что реализация генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа и реализуемыми за счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами местной администрации поселения, местной администрации городского округа, или в установленном местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа порядке решениями главных распорядителей средств местного бюджета, программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов и (при наличии) инвестиционными программами организаций коммунального комплекса.
Согласно частям 1, 2, 3 статьи 5 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильные дороги подразделяются в зависимости от их значения на автомобильные дороги федерального значения, автомобильные дороги регионального или муниципального значения и автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги. Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги не общего пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Из части 9 статьи 5 Федерального закона № 257-ФЗ следует, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.
Как указывалось выше, постановлением администрации Еткульского сельского поселения Челябинской области от 09 августа 2021 года № на основании решения Совета депутатов Еткульского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «О принятии на баланс и включении в Реестр улично-дорожной сети Еткульского сельского поселения участков автодорог и внутридворовых проездов и тротуаров в Еткульском сельском поселении», включено в Перечень улично-дорожной сети общего пользования Еткульского сельского поселения, в реестр муниципальной собственности поселения, участков автодорог: по <адрес>, от <адрес> в <адрес>, внутридворовые проезды и тротуары к многоквартирным домам <адрес>.
Земельный участок, на котором административный истец просил административного ответчика осуществить строительство дороги с твёрдым покрытием (асфальт), обеспечивающим подъезд и проход к принадлежащему Гитинову С.А. земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес> в перечень улично-дорожной сети общего пользования Еткульского сельского поселения не включен.
Кроме того, истцом заявлены требования об организации дороги с твердым покрытием (асфальт), обеспечивающей подъезд и проход к его земельному участку в определенных координатах, которые основаны на заключении кадастрового инженера ООО НПП «Урал» - ФИО7
Вместе с тем при сравнении представленного фрагмента из публичной кадастровой карты со схемой отображенной в заключении кадастрового инженера ФИО7 следует, что в настоящее время имеется проезд посредством которого обеспечивается доступ к земельному участку истца со стороны <адрес> в тех же ориентирах, которые указаны в заключении кадастрового инженеры и в которых истец просит сформировать земельный участок для обустройства дороги.
Согласно пояснениям представителя административного ответчика, данными в суде апелляционной инстанции, существующий в настоящее время проезд имеет расширение в месте расположения земельного участка с кадастровым номером № (бывшее месторасположение администрации) в связи с уточнением границ этого участка, произведенного в целях обеспечения доступа к земельному участку истца.
Также согласно пояснениям представителя административного ответчика, собственник соседнего участка с кадастровым номером № не возражает против продажи части территории своего участка административному истцу для организации проезда со стороны <адрес>.
При этом административный истец не лишен прав обратиться в муниципальный орган по вопросу включения существующего проезда в перечень улично-дорожной сети общего пользования Еткульского сельского поселения посредством внесения изменений в соответствующий нормативный правовой акт.
Учитывая вышеуказанные нормы права и установленные обстоятельства, у администрации Еткульского сельского поселения Еткульского муниципального района Челябинской области отсутствует обязанность за счет средств бюджета муниципального образования осуществить строительство дороги с твёрдым покрытием к земельному участку Гитинова С.А., следовательно, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении административного искового заявления.
Несогласие административного истца с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное (неверное) толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, а повторяют правовую позицию административного истца, выраженную в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Еткульского районного суда Челябинской области от 27 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гитинова Сурхая Аммаевича – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи