дело № 2-2931/2023;
33-4167/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 июня 2023 года г. Оренбург
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Морозовой Л.В.,
судей областного суда Булгаковой М.В., Шор А.В.,
при секретаре Ждакове А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Оренбурга в интересах Калинкиной О.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области от 6 апреля 2023 года о признании решения незаконным и включении в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периодов работы,
по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области
на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 6 апреля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Булгаковой М.В., объяснения представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области – Харченко Н.К., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения прокурора Абрамёнок Е.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
прокурор города Оренбурга в интересах Калинкиной О.В. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области (ОСФР по Оренбургской области), указав, что 18 ноября 2021 года Калинкина О.В. подала в пенсионный орган заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением от 26 января 2022 года в назначении досрочной страховой пенсии было отказано ввиду отсутствия требуемого стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Просил признать незаконным решение пенсионного органа от 26 января 2022 года в части не включения в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости Калинкиной О.В., периодов учебных отпусков с 8.12.2009 по 28.12.2009, с 5.04.2010 по 25.04.2010 года, возложив на ответчика обязанность включить в специальный стаж Калинкиной О.В. указанные периоды учебных отпусков, а также включить в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев период работы с 1.06.2000 по 31.12.2007 в должности медицинской сестры реанимации отделения реанимации ГАУЗ «***» г. Оренбурга.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 6 апреля 2023 года иск прокурора города Оренбурга в интересах Калинкиной О.В. удовлетворен частично. Признано незаконным решение заместителя начальника Управления установления пенсий Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области от 26 января 2022 года в части не включения в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости Калинкиной О.В., периодов учебных отпусков с 8.12.2009 по 28.12.2009, с 5.04.2010 по 25.04.2010. На ответчика возложена обязанность включить в специальный стаж работы Калинкиной О.В. указанные периоды учебных отпусков в календарном исчислении. Этим же решением на ответчика возложена обязанность включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости Калинкиной О.В., период работы с 1.06.2000 по 31.12.2007 в должности медицинской сестры реанимации отделения реанимации ГАУЗ «***» г. Оренбурга в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.
В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области просит отменить обжалуемое решение в части включения в специальный стаж истца в льготном исчислении периода работы с 1.06.2000 по 31.12.2007 в должности медицинской сестры реанимации отделения реанимации ГАУЗ «***» г. Оренбурга, ссылаясь на его незаконность и необоснованность в обжалуемой части.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемого решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 18 ноября 2021 года Калинкина О.В. обратилась в Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области от 26 января 2022 года Калинкиной О.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. По представленным документам продолжительность стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости, составила *** года *** месяцев *** дней (требуется 30 лет). В указанный стаж не включены периоды учебных отпусков с 8.12.2009 по 28.12.2009, с 5.04.2010 по 25.04.2010, период работы с 1.06.2000 по 31.12.2007 включен не в льготном, а в календарном исчислении (л.д. 20-25).
Включая в специальный стаж истца в льготном исчислении один год за 1 год 6 месяцев периоды работы в ГАУЗ «***» г. Оренбурга, суд первой инстанции, сославшись на постановление Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, согласно которому должность медицинской сестры относится к среднему медицинскому персоналу, на постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066, в котором указано отделение реанимации, пришел к выводу о льготном характере работы истца в указанный период.
Проверяя законность обжалуемого решения в указанной части, судебная коллегия не соглашается с выводом суда о включении спорного периода в специальный стаж истца в льготном исчислении.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона № 400-ФЗ Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
В силу подпункта «н» пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно.
Таким образом, к спорному периоду работы истца с 1.06.2000 по 31.12.2007 подлежит применению Список от 29 октября 2002 года № 781, а периоду с 1.06.2000 по 31.12.2001 также может быть применен Список от 22 сентября 1999 года № 1066.
С учетом изложенного, применение прокурором и судом при разрешении требования о включении периода работы истца с 1.06.2000 по 31.12.2007 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в льготном исчислении постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» является неправомерным, т.к. противоречит положениям части 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ и подпункту «н» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации приняло постановление от 16 июля 2014 года № 665.
В соответствии с пунктом 3 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066, врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно Приложению, один год работы засчитывается за один год и 6 месяцев при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня.
Перечнем структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и 6 месяцев, являющимся Приложением к вышеназванным Правилам, предусмотрены наименования отделений анестезиологии - реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии государственных и муниципальных учреждений и наименования должностей в указанных отделениях, в том числе медицинские сестры - анестезисты; медицинские сестры, в том числе старшие.
Пунктом 2 Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, предусмотрено, что в специальный стаж в льготном исчислении включается работа в отделениях анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии медицинской сестрой палатной, в том числе старшей; медицинской сестрой-анестезистом.
Номенклатурой должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н, в разделе 1.4 Должности специалистов со средним профессиональным (медицинским) образованием (средний медицинский персонал) предусмотрены должности «медицинская сестра», «медицинская сестра – анестезист», «медицинская сестра палатная (постовая)».
Из трудовой книжки Калинкиной О.В. следует, что с 1 июня 2000 года она принята медсестрой реанимационного отделения стационара и с 4 февраля 2009 года переведена на должность старшей медицинской сестры 2-го неврологического отделения (л.д. 52-56).
Согласно приказу ММУЗ *** № 96-л от 1 июня 2000 года Калинкина О.В. с 1 июня 2000 года принята м/с реанимационного отделения с оплатой по 8 разряду с испытательным сроком 2 месяца (л.д. 59).
Как усматривается из справки ГБУЗ «Городская больница № 1» от 23 декабря 2021 года, Калинкина О.В. действительно работала в ГАУЗ «***» города Оренбурга: в отделении реанимации в должности медсестры на 1,0 ставку с 1.06.2000 по 31.12.2001, с 1.01.2002 по 3.02.2009 в отделении реанимации в должности медсестры палатной (согласно штатному расписанию) на 1,0 ставку; с 1 января 2008 года отделение реанимации переименовано в отделение реанимации и интенсивной терапии (л.д. 33-34).
Калинкина О.В. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 21 августа 2003 года, в связи с чем спорный период работы частично имел место как до, так и после такой регистрации.
В выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Калинкиной О.В. период работы с 1.06.2000 по 31.12.2001 отражен с кодом льготы ЗП81ГБ. Данный код подтверждает льготный характер лечебной деятельности в городской местности и не свидетельствует о льготном исчислении стажа.
Таким образом, для включения спорного периода в стаж в льготном исчислении необходимо подтверждение работы истца в отделении анестезиологии-реанимации либо реанимации и интенсивной терапии медицинской сестрой палатной либо медицинской сестрой-анестезистом.
Между тем, достоверных доказательств того, что в период с 1.06.2000 по 31.12.2007 истец осуществлял лечебную деятельность медицинской сестрой палатной в отделении анестезиологии-реанимации либо реанимации и интенсивной терапии не представлено.
Указание в вышеприведенной справке ГБУЗ «***» от 23 декабря 2021 года о работе Калинкиной О.В. в период с 1.01.2002 по 3.02.2009 в отделении реанимации в должности медсестры палатной достаточным основанием для включения в стаж данного периода в льготном исчислении служить не может, поскольку первичными документами, а также выпиской из ИЛС работа истца в указанной должности не подтверждена. При этом в трудовой книжке запись о переводе истца медицинской сестрой палатной отсутствует, соответствующего приказа не представлено.
Кроме того, наименование отделения также не соответствует наименованиям отделений, предусмотренных Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.
В связи с несоответствием наименования отделения также не имелось оснований для включения в льготном исчислении периода работы истца медсестрой реанимации с 1.06.2000 по 31.12.2001 в соответствии с Перечнем структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и 6 месяцев, являющимся Приложением к Правилам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066.
При таких обстоятельствах решение суда в части включения в специальный стаж в льготном исчислении периода работы с 1.06.2000 по 31.12.2007 не может быть признано законным и подлежит отмене с принятием в этой части нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Решение суда в остальной части не обжалуется и его законность в соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не проверяется.
Руководствуясь статьями 328 -330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 6 апреля 2023 года отменить в части возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области обязанности включить в специальный стаж работы Калинкиной О.В. период работы с 1.06.2000 по 31.12.2007 в должности медицинская сестра реанимации отделения реанимации ГАУЗ «***» г. Оренбурга в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.
Принять в отмененной части новое решение.
В удовлетворении иска прокурора города Оренбурга в интересах Калинкиной О.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области о включении в специальный стаж в льготном исчислении периода работы с 1.06.2000 по 31.12.2007 отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий Л.В. Морозова
Судьи М.В. Булгакова
А.В. Шор