№ 3а-179/2021

10OS0000-01-2021-000274-05

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

15 декабря 2021 г.г. Петрозаводск

Верховный Суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Кудряшовой Е.П., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Макаршиной А.А., с участием прокурора Ильмаста А.Н., представителя административного ответчика Трофимова Г.Е.,рассмотрев в открытом судебном заседании административное делопо административному исковому заявлению Шардыко Ю.С. о признании недействующим пункта 1263 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 27 декабря 2018 г. № 245,

у с т а н о в и л:

приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 27 декабря 2018 г. № 245определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год (далее - Перечень).

Пунктом 1263в указанный Перечень включено нежилое здание
с кадастровым номером (...), наименование «Одноэтажное здание торгового центра», площадью (...) кв.м, местоположение: (.....).

Шардыко Ю.С. обратился в Верховный Суд Республики Карелия
с административным иском о признании указанных норм недействующими, ссылаясь на то, что является собственником указанного здания, которое не обладает признаками объектов налогообложения, предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение данного объекта недвижимости в оспариваемый Перечень нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку неправомерно возлагает на административного истца обязанность
по уплате налога на имущество физических лиц в завышенном размере.

Административный истец, участвуя в судебных заседаниях, поддерживал заявленные требования по изложенным в административном иске основаниям.

Представитель административного ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснил, что спорный объект
был включен в перечень на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости, исходя из наименования объекта «здание торгового центра» и целей предоставления земельного участка, на котором он расположен, - «для строительства здания магазина под торговый центр»; на момент включения объекта в Перечень доказательств фактического неиспользования здания не имелось. Просил в удовлетворении административного иска отказать.

Иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об отложении разбирательства по делу не просили.

Выслушав представителя административного ответчика изучив материалы дела, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ)
с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

27 декабря 2018 г. Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия издан приказ № 245 «Об определении
на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (далее - Приказ № 245).

Пунктом 1 указанного приказа на 2019 г.определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, согласно приложению.

Под пунктом 1263 в Перечень включено здание с кадастровым номером (...), площадью (...) кв.м, местоположение: (.....).

Собственником указанного объекта недвижимости является
Шардыко Ю.С., право собственности зарегистрировано (...).

Решением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 16 марта 2021 г. Шардыко Ю.С. отказано
в исключении здания с кадастровым номером (...) из Перечня; объект признан соответствующим критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах Шардыко Ю.С. является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, то есть лицом, правомочным на обращение в суд с указанным административным иском.

Общественные отношения в сфере налогообложения относятся
к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункт 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г.№ 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В силу пункта 2 статьи 12, пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен
к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В пункте 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации (действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) было закреплено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 г. единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Кодекса.

Законом Республики Карелия от 01 ноября 2016 г. № 2058-ЗРК установлена единая дата начала применения на территории Республики Карелия порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения -01 января 2017 г.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее - Министерство), утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 02 ноября 2017 г. № 390-П, Министерство является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим функции по проведению государственной политики в сфере приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами Республики Карелия.

Согласно подпункту 51 пункта 9 указанного Положения Министерство определяет на очередной налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в отношении которых с учетом особенностей, установленных законодательством о налогах и сборах, налоговая база
при исчислении налога на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость.

Процедура принятия оспариваемого Приказа № 245 проверялась Верховным Судом Республики Карелия. Решением Верховного Суда Республики Карелияот 28 ноября 2019 г. по административному делу
№ 3а-201/2019 установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением формы, вида, порядка опубликования.

Указанные обстоятельства в силу статьи 64 КАС РФ имеют преюдициальное значение при рассмотрении настоящего административного дела.

Проверяя доводы административного истца о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Согласно положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися
в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения установлен Постановлением Правительства Республики Карелия от 28 декабря 2016 г. № 463-П.

Приказом Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок
от 13 июля 2017 г. № 734 утверждена Методика определения фактического использования зданий (строений, сооружений).

Пункт 3 постановления Правительства Республики Карелия от 28 декабря 2016 г. № 463-П предусматривает, что в целях определения
вида фактического использования объектов Министерство:

а) на основании данных государственного кадастра недвижимости
и (или) технического учета (инвентаризации) готовит список объектов,
вид фактического использования которых необходимо определить посредством проведения обследования (далее - список), и размещает список на странице Министерства на Официальном интернет-портале Республики Карелия в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не позднее чем за 5 рабочих дней до даты начала проведения обследования;

б) проводит обследование включенных в список объектов в соответствии с методикой, утверждаемой им по согласованию с Министерством финансов Республики Карелия и Министерством экономического развития и промышленности Республики Карелия;

в) по результатам проведения обследования включенных в список объектов утверждает акт обследования по форме, утвержденной методикой;

г) принимает решение об определении вида фактического использования объектов.

Из приведенных нормативных положений следует, что для включения в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, уполномоченный орган в целях определения вида фактического использования объекта должен учитывать не только сведения, содержащиеся в ЕГРН, но и произвести его осмотр (обследование) (установить фактическое использование объекта).

Решение об определении вида фактического использования объектов является основанием для внесения Министерством изменений в перечень объектов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в отношении которых с учетом особенностей, установленных законодательством о налогах и сборах, налоговая база при исчислении налога на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, в порядке, установленном статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 4 постановления Правительства Республики Карелия № 463-П).

Судом установлено и подтверждается выписками из ЕГРН, что здание с кадастровым номером (...) имеет наименование «здание торгового центра», расположено на земельном участке с кадастровым номером (...), площадью (...) кв.м, категория земель «земли населенный пунктов», вид разрешенного использования «для строительства магазина под торговый центр. Для объектов общественно-делового назначения».

Согласно письменному отзыву административного ответчика на иск, поддержанному представителем в судебном заседании, указанное здание включено в Перечень только на основании сведений из ЕГРН о назначении объекта и вида разрешенного использования земельного участка,
в границах которого оно расположено.Мероприятия по обследованию данного объекта недвижимости с целью определения вида его фактического использования на момент включения в оспариваемый Перечень не проводились.

Из представленных за 2018 г. налоговых деклараций, договора аренды помещения от ХХ.ХХ.ХХ между Шардыко Ю.С. и ООО (...), ответа администрации Лахдепохского района следует, что в 2018 г. под торговлю использовалась только часть здания, которая составляет 44 кв.м, что составляет менее 20% занимаемой площади.

Доказательств, свидетельствующих об обратном, административным ответчиком, принявшим оспариваемый нормативный правовой акт,
в нарушение части 9 статьи 213 КАС РФ не представлено.

В соответствии с актом определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений от (...), выполненным старшим инженером обособленного подразделения (...), в ходе осмотра здания в 2021 году установлено, что общая площадь неиспользуемых помещений в здании с кадастровым номером (...), расположенном по адресу: (.....), составляет 100%, в связи с чем фактическое использование данного объекта недвижимости не определено.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком не доказан факт соответствия здания с кадастровым номером (...), расположенного по адресу: (.....), находящегося
в собственности Шардыко Ю.С., критериям, поименованным в статье378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как на момент издания оспариваемого Перечня, так и на момент принятия судебного акта,в связи с чем заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается
не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу или иной определенной судом даты.

В соответствии с пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов
и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку нормативный правовой акт в оспариваемой части подлежит применению в отношении конкретного юридического лица и не затрагивает права и законные интересы иных лиц, суд считает возможным признать его недействующим содня принятия.

С учетом положений части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение
о принятии решения судом подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

В соответствии со статьей 111 КАС РФ с административного ответчика в пользу Шардыко Ю.С. подлежат взысканию расходы
по уплате государственной пошлины при подаче административного иска в размере 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ 1263 ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 2019 ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 27 ░░░░░░░ 2018 ░. № 245.

░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░

░░░░░░░░░░ 20 ░░░░░░░ 2021 ░.

3а-179/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Шардыко Юрий Сергеевич
Прокуратура Республики Карелия
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия
Другие
МИФНС России № 5 по Республике Карелия
Управление Министерства юстиции РФ по РК
Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Карелия
ГБУ РК "Центр государственной кадастровой оценки"
Администрация Лахденпохского муниципального района
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Иванова Наталья Евгеньевна
Дело на сайте суда
vs.kar.sudrf.ru
06.09.2021Регистрация административного искового заявления
06.09.2021Передача материалов судье
08.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
08.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.10.2021Судебное заседание
18.10.2021Судебное заседание
02.11.2021Судебное заседание
26.11.2021Производство по делу возобновлено
29.11.2021Судебное заседание
29.11.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
08.12.2021Судебное заседание
15.12.2021Судебное заседание
20.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее