...
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 мая 2019 года г.Улан-Удэ
Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Власовой И.К., при секретаре Цыденжаповой Т.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Савельева Алексея Борисовича, Савельевой Ольги Витальевны, Толмачева Юрия Юрьевича, Матвеевой Виктории Алексеевны, действующей за себя и в интересах несовершеннолетнего ФИО14 к Администрации г. Улан-Удэ в лице Комитета по финансам Администрации г.Улан-Удэ о взыскании единовременной финансовой помощи,
установил:
Обращаясь в суд с иском к Администрации г.Улан-Удэ в лице Комитета по финансам Администрации г.Улан-Удэ истцы Савельев А.Б., Савельева О.В., Толмачев Ю.Ю., Матвеева В.А., действующая за себя и в интересах несовершеннолетнего ФИО13., просили взыскать единовременную финансовую помощь в размере 500 000,00 руб., по 100 000,00 руб. в пользу каждого, в соответствии с пп. «п» п.4 Положения о резервном фонде Правительства Республики Бурятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ ... (далее – Положение ...).
Иск мотивирован тем, что ДД.ММ.ГГГГ в результате пожара уничтожена квартира, в которой истцы проживали по договору социального найма. Был введен режим чрезвычайной ситуации, дом признан аварийным, подлежащим сносу и снесен. После пожара обратились в Администрацию г.Улан-Удэ с заявлением о включении их в списки на оказание финансовой помощи в связи с полной утратой имущества, полагая, что на основании пп. «п» п.4 Положения ... вправе претендовать на получение единовременной социальной выплаты по 100 000,00 руб. на каждого члена семьи за полностью утраченное имущество. Финансовая помощь до настоящего времени им не выплачена.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Республики Бурятия.
В судебном заседании истцы Савельев А.Б., Савельева О.В., Толмачев Ю.Ю., Матвеева В.А., их представитель адвокат Бельский Е.Н., действующий на основании ордера, доводы и требования поддержали, пояснив, что с даты первоначального обращения в Администрацию г.Улан-Удэ ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени финансовая помощь по пп. «п» п.4 Положения от ДД.ММ.ГГГГ. ... им не оказана. Просили требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации г.Улан-Удэ по доверенности Анкидинова С.П. с исковыми требованиями не согласилась. Суду пояснила, что по заявленному истцами основанию у Администрации г.Улан-Удэ не возникло расходных обязательств, истцы не имеют право на финансовую помощь в соответствии с пп. «п» п.4 Положения от ДД.ММ.ГГГГ. ... из финансовых средств органа местного самоуправления. Ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях, просила в иске отказать.
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительства Республики Бурятия по доверенности Таханов Б.В. полагал, что истцы имеют право на финансовую помощь в соответствии с пп. «п» п.4 Положения от ДД.ММ.ГГГГ. ..., требования к Администрации г.Улан-Удэ являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Пояснил, что во исполнение апелляционного определения Верховного суда Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ проведено заседание комиссии при Главе Республики Бурятия ДД.ММ.ГГГГ, в выделении средств из резервного фонда Правительства Республики Бурятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, для выплаты финансовой помощи, в том числе истцам, отказано, решение комиссии оформлено протоколом .... Администрации г.Улан-Удэ предложено изыскать средства для выплаты истцам финансовой помощи.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. (п.1 ст.18). Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. (п.2 ст.18).
Подпунктом «л» п.1 ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №68-ФЗ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
В силу ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.
Согласно ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.
Порядок создания и использования указанных в части первой настоящей статьи резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В силу статьи 2 Закона Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ ...-III «О резервных фондах Правительства Республики Бурятия» в расходной части республиканского бюджета предусматривается создание следующих резервных фондов Правительства Республики Бурятия:
резервного фонда финансирования непредвиденных расходов Правительства Республики Бурятия;
резервного фонда Правительства Республики Бурятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ ... утверждено Положение о резервном фонде финансирования непредвиденных расходов Правительства Республики Бурятия (далее – Положение ...).
Постановлением Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ ... утверждено Положение о резервном фонде Правительства Республики Бурятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее – Положение ...).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в результате пожара полностью уничтожен жилой дом по адресу: ..., в котором в ... истцы проживали на основании договора социального найма.
Распоряжением Администрации г.Улан-Удэ ...-ра от ДД.ММ.ГГГГ в отношении указанного жилого дома введен режим чрезвычайной ситуации.
Распоряжением Администрации ...-р от ДД.ММ.ГГГГ дом признан аварийным и подлежащим сносу. Из материалов дела следует, что указанный жилой дом снесен.
Из справки старшего дознавателя ОД ОНД по г.Улан-Удэ УНДПР ГУ МЧС России по РБ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в результате пожара Савельеву А.Б. и членам его семьи причинен материальный ущерб в размере 2 500 000,00 руб.
ДД.ММ.ГГГГ Савельев А.Б. обратился с заявлением в Администрацию г.Улан-Удэ о включении его и членов его семьи в список на оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества.
ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия поступило обращение мэра г.Улан-Удэ о рассмотрении вопроса выделения средств из резервного фонда, с приложением списков граждан и сведений.
По итогам рассмотрения заявления истцы включены в списки граждан на оказание данного вида финансовой помощи, направленные Администрацией г.Улан-Удэ в Правительство Республики Бурятия ДД.ММ.ГГГГ, о чем истцы уведомлены письмом от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истцам оказана разовая материальная помощь 50000,00 руб., по 10000,00 руб. на каждого члена семьи, из резервного фонда в соответствии с Положением ... и Порядком оказания гражданам разовой материальной помощи, предоставляемой за счет средств резервного фонда финансирования непредвиденных расходов Правительства Республики Бурятия, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ ... (далее – постановление Правительства Республики Бурятия ...).
ДД.ММ.ГГГГ Савельев А.Б. обратился к мэру г. Улан-Удэ с заявлением о выделении из средств местного бюджета г.Улан-Удэ финансовой помощи его семье, и указал, что в случае недостаточности средств местного бюджета необходимо направить в Правительство Республики Бурятия обращение о выделении денежных средств из Резервного фонда по ликвидации ЧС.
По поручению мэра г. Улан-Удэ ДД.ММ.ГГГГ на данное обращение Администрацией Советского района г. Улан-Удэ был подготовлен ответ, из которого следует, что Администрация г.Улан-Удэ для оказания возможной помощи гражданам, пострадавшим от пожара, неоднократно обращалась в Правительство Республики Бурятия, в том числе о выделении средств из Резервного фонда по ликвидации ЧС. Однако Минстроем Республики Бурятия, Минфином Республики Бурятия и Республиканским агентством ГО и ЧС даны отрицательные ответы. Правительством Республики Бурятия решение о выделении истцам средств из Резервного фонда в соответствии с Положением ... принято не было, что послужило основанием для обращения семьи Савельевых за судебной защитой в рамках КАС РФ.
Вышеизложенные обстоятельства установлены решением Советского районного суда г.Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционным определением Верховного суда Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ, обязательны для суда, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении настоящего дела в соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК.
Решением Советского районного суда г.Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ ( ...) отказано в удовлетворении административного иска Савельева А.Б., Савельевой О.В., Толмачева Ю.Ю., Матвеевой В.А., Матвеева М.А. к Правительству Республики Бурятия, Министерству строительства и Модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, Республиканскому агентству ГО и ЧС, Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия, Администрации г. Улан-Удэ о признании незаконным бездействия, обязании принять меры по выделению единовременной финансовой помощи.
На основании апелляционного определения Верховного суда Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в удовлетворении требований к Правительству Республики Бурятия вышеуказанное решение суда отменено, вынесено новое решение, которым действия Правительства Республики Бурятия по отказу в выделении финансовой помощи, выразившиеся в непринятии решения о выделении истцам средств из Резервного фонда Правительства Республики Бурятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий признаны незаконными. На Правительство Республики Бурятия возложена обязанность устранить допущенное нарушение путем рассмотрения вопроса о выделении средств на выплату Савельеву А.Б., Савельевой О.В., Толмачеву Ю.Ю., Матвеевой В.А., Матвееву М.А. финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в порядке, предусмотренном Положением о резервном фонде Правительства Республики Бурятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ .... В остальной части решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
ДД.ММ.ГГГГ на заседании комиссии при Главе Республики Бурятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее – Комиссия по ЧС) вопрос о выплате финансовой помощи из республиканского бюджета истцам разрешен отрицательно по мотиву обращения Администрации г.Улан-Удэ в Правительство Республики Бурятия за оказанием истцам финансовой помощи из республиканского бюджета с нарушением месячного срока со дня возникновения чрезвычайной ситуации, установленного п. 6 Положения ..., что отражено в протоколе заседания Комиссии по ЧС ....
Обсуждая доводы иска о взыскании с Администрации г.Улан-Удэ в пользу истцов финансовой помощи по пп. «п» п. 4 Положения ..., суд пришел к следующему.
В соответствии с пп. «п» п. 4 Положения ... (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) средства резервного фонда выделяются на финансирование расходов по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, не предусмотренных в республиканском бюджете, в том числе на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (далее - имущество) (из расчета за частично утраченное имущество - не более 50 000,00руб. на человека, за полностью утраченное имущество - не более 100 000,00 руб. на человека, если сумма ущерба составляет менее 50 000,00 руб. на человека - при частичной утрате имущества или менее 100 000,00 руб. на человека - при полной утрате имущества, то финансовая помощь оказывается в размере, равном сумме ущерба).
Из материалов дела видно, что ДД.ММ.ГГГГ Савельев А.Б. обратился с заявлением в Администрацию г.Улан-Удэ о включении его и членов его семьи в список на оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества.
По результатам указанного заявления и включения семьи Савельевых в список на оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества мэрия г.Улан-Удэ ДД.ММ.ГГГГ обратилась к и.о. Главы Республики Бурятия с заявлением о рассмотрении возможности выделения из резервного фонда по ликвидации ЧС средств на оказание финансовой помощи в размере 30104983,00 руб., в том числе 6 900 000,00 руб. в соответствии с Положением ... гражданам, включая истцов.
К дополнительному обращению от ДД.ММ.ГГГГ были приложены заявления граждан и необходимые документы, что следует из ответа Администрации Советского района г.Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ на обращение Савельева А.Б.
ДД.ММ.ГГГГ мэр города Улан-Удэ повторно обратился в Правительство Республики Бурятия с заявлением о рассмотрении вопроса о выделения средств из резервного фонда по ликвидации ЧС.
Как указано выше, ДД.ММ.ГГГГ на заседании Комиссии по ЧС в выделении средств из республиканского бюджета в размере 30104983,00 руб. отказано по мотиву обращения Администрации г.Улан-Удэ в Правительство Республики Бурятия за оказанием финансовой помощи из республиканского бюджета с нарушением месячного срока со дня возникновения чрезвычайной ситуации, установленного п. 6 Положения ....
Доводы иска о том, что на момент обращения истцов в Администрацию и на момент обращения Администрации г.Улан-Удэ к и.о. Главы Республики Бурятия с заявкой о выделении денежных средств из Резервного фонда по ликвидации ЧС, финансовая помощь по п.п. «4» п.4 Положения ... могла быть оказана истцам Администрацией г.Улан-Удэ в связи с тем, что в резервном фонде Администрации г.Улан-Удэ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий имелись денежные средства, судом обсуждены.
В соответствии с п. 1 Положения о резервном фонде Администрации города Улан-Удэ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Администрации г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ N 555 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), действующего на момент спорных правоотношений, резервный фонд образуется в расходной части бюджета города. Формирование резервного фонда отражается в бюджете города в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
Согласно пункту 6 Положения ... (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий производится за счет средств Резервного фонда в случае недостаточности средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия, органов местного самоуправления в Республике Бурятия, страховых фондов и других источников.
При недостаточности указанных средств исполнительные органы государственной власти Республики Бурятия, органы местного самоуправления в Республике Бурятия, организации не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации могут обратиться в Правительство Республики Бурятия с просьбой о выделении средств из резервного фонда.
По вышеприведенным основаниям доводы ответчика о том, что у Администрации г.Улан-Удэ не возникло расходных обязательств в связи с утратой имущества истцов, а также о том, что Положением о резервном фонде Администрации г.Улан-Удэ по ликвидации ЧС, утвержденным постановлением Администрации г.Улан-Удэ ... от ДД.ММ.ГГГГ был предусмотрен исчерпывающий перечень целей его расходования подлежат отклонению судом.
Факт нуждаемости истцов в единовременной финансовой помощи за утраченное имущество первой необходимости в результате пожара суд считает установленным, право истцов на получение финансовой помощи по заявленному основанию не оспорено.
Из материалов дела видно, что на ДД.ММ.ГГГГ остаток средств в резервном фонде Администрации г.Улан-Удэ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий составлял 0,00 руб., на ДД.ММ.ГГГГ остаток средств составлял 1500000,00руб., что подтверждается справкой Администрации г.Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ ....
Таким образом, в местном бюджете г.Улан-Удэ на момент обращения истцов в Администрацию г.Улан-Удэ за оказанием финансовой помощи и последующего обращения мэра г.Улан-Удэ в Администрацию Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия о рассмотрении вопроса выделения средств из резервного фонда, с приложением списков граждан и сведений, имелись денежные средства, достаточные для осуществления финансовой помощи истцам.
Исходя из суммы финансовой помощи в размере 500 000,00 руб. по 100 000,00 руб. на каждого, на которую претендуют истцы, и остатка средств в резервном фонде Администрации г.Улан-Удэ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 500 000,00руб. следует признать, что возможность выплаты истцам финансовой помощи, как таковая, имелась.
Обращение органа местного самоуправления в Правительство Республики Бурятия ДД.ММ.ГГГГ с приложением, в том числе, списка граждан из 69 человек, нуждающихся в оказании единовременной финансовой помощи, как то предусмотрено, п. 6 Положения ..., и последующий отказ в выделении средств ( протокол Комиссии по ЧС от ДД.ММ.ГГГГ ...), по мнению суда, фактически повлекло за собой нарушение права истцов на получение указанной помощи.
Оценив обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи, суд пришел к выводу об обоснованности требований о взыскании в пользу истцов с Администрации г.Улан-Удэ за счет средств казны муниципального образования г.Улан-Удэ единовременной финансовой помощи истцам по пп. «п» п.4 Положения о резервном фонде Правительства Республики Бурятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утв. Постановлением Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ ... и их удовлетворении.
При этом суд считает необходимым указать, что Администрация г.Улан-Удэ, полагающая, что в силу правового регулирования вопроса об оказании финансовой помощи лицам в связи с утратой ими имущества в результате чрезвычайной ситуации, у нее не возникло расходных обязательств, а также в случае недостаточности средств в местном бюджете на выплату истцам финансовой помощи по пп. «п» п.4 Положения ..., вправе реализовать предоставленное законом право на разрешение спора с Правительством Республики Бурятия в судебном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Савельева Алексея Борисовича, Савельевой Ольги Витальевны, Толмачева Юрия Юрьевича, Матвеевой Виктории Алексеевны, действующей за себя и в интересах несовершеннолетнего ФИО15 удовлетворить.
Взыскать с Администрации г.Улан-Удэ за счет средств казны муниципального образования г.Улан-Удэ в пользу Савельева Алексея Борисовича, Савельевой Ольги Витальевны, Толмачеву Юрию Юрьевичу, Матвеевой Виктории Алексеевне, действующей за себя и в интересах несовершеннолетнего ФИО5 единовременную финансовую помощь в размере 500 000,00 руб., по 100 000,00 руб. в пользу каждого, в соответствии с пп. «п» п.4 Положения о резервном фонде Правительства Республики Бурятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ ....
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г.Улан-Удэ.
В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья п/п Власова И.К.