Дело № 2-2654/14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Чебоксары
Московский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Кулагиной З.Г., при секретаре Никифоровой А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трояна Р.А. к администрации Московского района г. Чебоксары, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики о признании незаконным отказа в постановке на учёт на получение жилья, включении в список нуждающейся в получении жилых помещений и восстановлении в сводном списке граждан- получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильём, взыскании судебных расходов и штрафа,
у с т а н о в и л:
Троян Р.А. обратился в суд с иском, с учётом дополнений, к администрации Московского района г. Чебоксары, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики о признании незаконным отказа в постановке на учёт на получение жилья, включении в список нуждающейся в получении жилых помещений и восстановлении в сводном списке граждан - получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильём, взыскании судебных расходов и штрафа.
Исковые требования мотивированы тем, что он до замены фамилии, имени и отчества был ФИО. Он проходил военную службу на Северном Кавказе, является участником боевых действий. По окончании службы, до ДД.ММ.ГГГГ, встал на учёт нуждающихся в получении жилья в администрации городского поселения <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. Получив высшее юридическое образование, из-за отсутствия работы в <адрес>, вынужден был переехать в <адрес> в поисках работы. В г. Чебоксары проживает в квартире своего друга по <адрес>. После его переезда администрация <данные изъяты> его из списка очередников. Он попытался восстановиться в списке очередников в <данные изъяты>, но ему было отказано, было предложено встать в очередь в г. Чебоксары по новому месту жительства. Он обратился с заявлением в администрацию Московского района г. Чебоксары о постановке на учёт нуждающихся в жилом помещении с даты первичной постановки на учёт в <данные изъяты>, но ему письмом от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в постановке на учёт. Считает отказ незаконным. В соответствии с изменениями, внесёнными в ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 08 декабря 2010 года, он является гражданином, уволенным с военной службы, имеющим право на обеспечение жильём за счёт федеральных средств на основании п.п. 3 п. 3 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ. В связи с тем, что снятия с очереди, он переехал жить в г. Чебоксары, <данные изъяты> передала ему все материалы по постановке его на учёт для постановки на учёт по новому месту жительства по тем же основаниям, что и было. Согласно п. 2.1 Порядка предоставления единовременных денежных выплат на строительство и приобретение жилых помещений гражданам, имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с ФЗ «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов» в Чувашии ведётся единый (сводный) список получателей социальной защиты, который формируется Минздравсоцразвития Чувашской Республики. Пункт 2.1 Порядка позволяет его включить в сводный список по решению администрации Московского района г. Чебоксары, и поскольку он первоначально был поставлен на учёт по первоочередному получению жилья ДД.ММ.ГГГГ, то есть позднее получения удостоверения прав на льготы (участника боевых действий), с ДД.ММ.ГГГГ должен быть восстановлен в сводном списке.
В судебном заседании истец Троян Р.А. и его представитель Тимофеев А.Н. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель администрации Московского района г. Чебоксары Яковлев Г.М. исковые требования не признал, пояснив суду, что истец обратился в администрацию Московского района г. Чебоксары с заявлением о восстановлении его на учёте, нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ. Администрацией Московского района г. Чебоксары не принималось решение о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учёт в ДД.ММ.ГГГГ. Решение об его исключении из списка нуждающихся граждан и снятии с учёта в отношении истца не принималось. Решение о включении Трояна Р.А. в список нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ влечёт за собой ущемление жилищных прав граждан, принятых на учёт и включенных в список после указанной даты.
Представитель Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики в судебное заседание не явился, представили заявление о рассмотрении дела в отсутствии их представителя.
Представители третьих лиц Министерства здравоохранения и социального развития, администрации Козловского городского поселения в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, распоряжением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО с ДД.ММ.ГГГГ включён в общий список нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений из государственного и муниципального фонда Чувашской Республики и в первоочередной список как участник боевых действий (л.д. №).
Согласно свидетельству о перемене имени от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО переменил фамилию, имя, отчество на Троян Р.А. (л.д. №).
На период постановки Трояна (ФИО) Р.А. на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий действовали нормы Жилищного кодекса РСФСР.
В силу ст. ст. 29, 40 Жилищного кодекса РСФСР критерием для исключения из числа очередников, служит не учётная норма, применяемая при постановке граждан на учет, не превышение учетной нормы, а превышение, обязательного минимума предоставляемой жилой площади на одного человека.
На момент постановки на учёт Трояна Р.А. в Чувашской Республике действовали Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и представления жилых помещений в Чувашской АССР, с внесенными в пункт 20 изменениями постановлением Совета Министров ЧАССР №511 от 27 октября 1986 года, согласно которому граждане подлежали снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (как правило, на менее 9 кв.м.), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
Это же правило было сохранено и в п. 20 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений из государственного и муниципального жилищного фонда в Чувашской Республике, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики №142 от 26 июля 2000 года. Также указанными Правилами было введено в качестве самостоятельного основания для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий проживание в одной комнате или в однокомнатной квартире лиц разного пола, независимо от размера занимаемой площади, кроме супругов и детей, не достигших возраста девяти лет (п.7 п.п. «д»). Данные Правила утратили силу на основании Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики №151 от 20 июня 2005 года.
Согласно ст. 6 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года с 1 марта 2005 года принятие на учёт граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренными пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Конституционный Суд Российской Федерации Определением от 1 декабря 2009 года №1549-0-П также разъяснил конституционно-правовой смысл части 2 ст. 6 названного Федерального Закона, указав, что положения данной статьи не предполагают возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, принятых до 1 марта 2005 года на учёт для предоставления жилья по договорам социального найма по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учёт.
Согласно пунктами 1, 3-6 части 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) гражданин снимается с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: подачи очередником заявления о снятии с учета, выезда на место жительства в другое муниципальное образование, получение бюджетных средств на приобретение или строительство жилья, предоставление земельного участка для строительства жилого дома, выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учёт, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учёт.
Распоряжением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО (Троян Р.А.) исключен из списка очерёдности на улучшение жилищных условий и из первоочередного списка, в связи с выездом на постоянное место жительства в г. Чебоксары (л.д. №).
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года «О регулировании жилищных отношений» органом местного самоуправления на основании заявления граждан, поданных ими по месту своего жительства, осуществляется постановка на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Судом установлено, что Троян Р.А. в администрации Московского района г. Чебоксары на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоял, с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не обращался.
ДД.ММ.ГГГГ Троян Р.А. обратился в администрацию Московского района г. Чебоксары с заявлением о восстановлении его в списках на улучшение жилищных условий в первоочередном и в общем на получение социального жилья с момента первичной постановки на учёт с ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> ссылаясь на то, что в связи с внесёнными изменениями в ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от ДД.ММ.ГГГГ, по которому запрещается снимать с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий участников боевых действий на Кавказе, вставших на учёт на улучшение жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ в связи со сменой места жительства (л.д. №).
Администрация Московского района г. Чебоксары письмом от ДД.ММ.ГГГГ № отказала в удовлетворении заявления Трояна Р.А., указав, что решение о его принятии на учёт нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учёт, об исключении из списка нуждающихся граждан и снятии с учёта не принималось.
Поскольку Троян Р.А. в администрацию Московского района г. Чебоксары с заявлением о принятии его на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных не обращался, решение о признании Трояна Р.А. нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учёт не принималось, администрация Московского района г. Чебоксары обоснованно отказала истцу о включении его в список нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ.
Суд не соглашается с доводами истца о том, что в силу ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от ДД.ММ.ГГГГ его, как участника боевых действий на Кавказе, вставшего на учёт на улучшение жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, должны восстановить на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий по новому месту жительства в администрации Московского района г. Чебоксары со дня принятия его на учёт по прежнему месту жительства в <данные изъяты>.
Судом установлено, что Троян Р.А. (ФИО) является участником боевых действий на территории Северо-Кавказского региона и пользуется льготами, установленных п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах».
Согласно ч.1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 ст. 57 ЖК РФ случаев.
В соответствии с пп. пункта 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учёт после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (пп. 3 в ред. Федерального закона от 29.12.2004 № 199-ФЗ).
В Законе Чувашской Республики № 42 от 17 октября 2005 года «О регулировании жилищных отношений» к иным категориям граждан в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Чувашской Республики отнесены граждане, указанные в статьях 14,16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и статье 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года, и граждане, указанные в статьях 14,15. 17-19 и 21 Федерального закона «О ветеранах», признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий (в ред. законов ЧР 19 октября 2009 года № 50, от 27 февраля 2010 года № 4).
Таким образом, законодательством предусмотрено обеспечение жильем за счет федерального бюджета участников боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Согласно ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 № 141-ФЗ).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 08 декабря 2010 года порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", распространяются на следующие обеспечиваемые жилыми помещениями за счёт средств федерального бюджета категории граждан независимо от даты их увольнения со службы, которые до 1 января 2005 года в установленном Правительством Российской Федерации порядке были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 24.11.2014 № 360-ФЗ).
В силу 2.1. указанного Федерального закона обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы.
Из буквального содержания ст. 2 ФЗ от 08 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О статусе военнослужащих», порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона), распространяются на граждан, уволенных со службы изорганов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и болееи принятых органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года.
Из этого следует, что закон распространяет свое действие только на тех граждан, уволенных с военной службы, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более и принятых органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года.
В соответствии с п. 1 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года № 1054 специальный учет ведется органами местного самоуправления и органами уголовно-исправительной системы в целях соблюдения единого порядка предоставления жилых помещений за счёт средств федерального бюджета.
Из материалов дела следует, что Троян Р.А. до ДД.ММ.ГГГГ состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в <данные изъяты> в общем списке и в первоочередном списке как участник боевых действий и на него распространялись меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».
Таким образом, Троян Р.А. не подпадает под категорию граждан, на которых распространяются положения ст. 2 ФЗ от 08 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О статусе военнослужащих».
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В иске Троян Р.А. к администрации Московского района г. Чебоксары, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики о признании незаконным отказа в постановке на учёт на получение жилья, включении в список нуждающейся в получении жилых помещений и восстановлении в сводном списке граждан - получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильём, взыскании судебных расходов и штрафа отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий З.Г. Кулагина
Справка: Решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
Подлинники решения и апелляционного определения находятся в гражданском деле № 2-2654/2014 в Московском районном суде г. Чебоксары Чувашской Республики.
Судья ___________/ Кулагина З.Г. Секретарь суда