Дело № 72-1087/2024
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 11 июля 2024 года
Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Доронина-Доргелинского Евгения Александровича на решение судьи Мотовилихинского районного суда г. Перми от 07.06.2024, постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава специализированного отдела судебных приставов по Пермскому краю Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов от 11.03.2024 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Правительства Пермского края,
у с т а н о в и л а:
Постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава специализированного отдела судебных приставов по Пермскому краю Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов (далее СОСП по Пермскому краю ГМУ ФССП России) от 11.03.2024, оставленным без изменения решением судьи Мотовилихинского районного суда г. Перми от 07.06.2024 Правительство Пермского края признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
В жалобе, поданной в краевой суд, защитник Правительства Пермского края по доверенности Доронин-Доргелинский Е.А. просит об отмене вынесенных по делу решения и постановления, прекращении производства по делу об административном правонарушении на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указывая на то, что Правительством Пермского края совместно с Государственной ветеринарной инспекцией Пермского края беспрерывно вело работу, направленную на исполнение судебного решения, на протяжении длительного времени принимает меры, направленные на обеспечение благополучной эпизоотической ситуации в крае, в том числе путем обустройства сибиреязвенных скотомогильников и недопущения использования земель, входящих в состав их санитарных защитных зон. Работы по обустройству сибиреязвенного скотомогильника №16 (д. Ермия) – последнего в объекта в данном исполнительном производстве завершены в 2023 году, решением Чернушинского районного суда Пермского края от 05.10.2023 исполнительное производство прекращено.
В рассмотрении жалобы законный представитель Правительства Пермского края, защитник Доронин-Доргелинский Е.А. участие не принимали, извещены.
Исследовав доводы жалобы, заслушав защитника Правительства Пермского края по доверенности Р., поддержавшую жалобу по ее доводам, исследовав материалы дела об административном правонарушении, дело по жалобе на постановление, исполнительное производство №**-ИП, прихожу к следующему.
Часть 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа наступает по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела следует, что 17.10.2019 в отношении должника Правительства Пермского края было возбуждено исполнительное производство № **-ИП на основании исполнительного листа, выданного 08.10.2019 Чернушинским районным судом Пермского края на основании вступившего в законную силу 16.03.2016 решения по делу № 2-162/2016, которым на Пермский край в лице исполнительного органа - Правительства Пермского края возложена обязанность принять скотомогильник с биотермической ямой, расположенный вблизи с. Етыш Етышского с/п; скотомогильник с биотермической ямой, расположенный вблизи с. Трушники Трушниковского с/п; скотомогильник с биотермической ямой, расположенный вблизи с. Есаул (на расстоянии 0,8 км) Труновского с/п; скотомогильник с биотермической ямой, расположенный вблизи с. Трун Труновского с/п; скотомогильник, расположенный вблизи д. Копытово Труновского с/п на расстоянии 2 км (с указанием координат месторасположения); сибиреязвенный скотомогильник, расположенный вблизи с. Есаул Труновского с/п (на расстоянии 1 км, с указанием координат месторасположения и номера кадастрового квартала); сибиреязвенный скотомогильник, расположенный вблизи д. Шишовка Калиновского с/п (на расстоянии 1 км, с указанием координат месторасположения и номера кадастрового квартала); сибиреязвенный скотомогильник, расположенный вблизи с. Калиновка Калиновского с/п (на расстоянии 2 км, с указанием координат месторасположения и номера кадастрового квартала); сибиреязвенный скотомогильник, расположенный вблизи д. В. Куба Бедряжинского с/п (на расстоянии 5 км, с указанием координат месторасположения); сибиреязвенный скотомогильник, расположенный вблизи д. Н. Куба Бедряжинского с/п (на расстоянии 5 км, С указанием координат месторасположения); сибиреязвенный скотомогильник, расположенный вблизи д. Андроново Бедряжинского с/п (на расстоянии 1 км, с указанием координат месторасположения и номера кадастрового квартала) и других, перечисленных в исполнительном листе (всего 21 скотомогильник); в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обустроить указанные скотомогильники в соответствии с требованиями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ от 04.12.1995 №13-7-2/469.
Должник в установленный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, не исполнил, в связи с чем судебным приставом-исполнителем 21.11.2019 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора и установлении нового срока исполнения исполнительного документа.
26.04.2023 Правительству Пермского края вручено очередное требование об исполнении требований исполнительного документа, которым установлен срок исполнения до 10.05.2023.
10.04.2023 Правительством Пермского края дан ответ о частичном исполнении судебного решения.
Неисполнение содержащегося в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок до 10.05.2023, вновь установленного после привлечения Правительства в очередной раз к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (постановление врио начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества от 24.03.2023 вступило в законную силу 04.04.2023), послужило основанием для привлечения Правительства Пермского края к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оставляя постановление должностного лица без изменения, судья районного суда исходил из доказанности совершения Правительством Пермского края вмененного ему административного правонарушения, руководствовался тем, что требование от 26.04.2023 должником не исполнено в части скотомогильника вблизи д. Ермия Ананьинского с/п.
При этом судьей районного суда не учтено, что содержащиеся в исполнительном документе требования по соблюдению ветеринарного законодательства и обустройству скотомогильников связано с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Так, согласно статье 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; факторы среды обитания - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.
К санитарно-противоэпидемическим (профилактические) мероприятиям статьей 1 указанного Федерального закона отнесены, наряду с прочими, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Из положений части 1 статьи 2.1 Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» следует, что ветеринарные правила являются нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные для исполнения физическими лицами и юридическими лицами требования при осуществлении профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, утилизации биологических отходов, в том числе трупов животных и птиц, а также определяют права и обязанности органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, подведомственных им организаций в указанной в настоящей статье сфере деятельности.
За неисполнение должником исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные с обеспечением пожарной безопасности, промышленной безопасности или безопасности гидротехнических сооружений, соблюдением требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий), реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства или ввода его в эксплуатацию либо обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа, ответственность установлена в части 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В данном случае после привлечения должника по исполнительному производству к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судебным приставом-исполнителем установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 10.05.2023, в который решение суда должником не исполнено в полном объеме, учитывая, что один скотомогильник из списка не был оборудован к данной дате в установленном порядке.
Указанное подтверждается материалами дела, Правительством Пермского края не оспаривается.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Составы административных правонарушений, предусмотренных частями 2, 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имеют единый родовой объект посягательства, однако санкции данных норм тождественными не являются: при предусмотренном санкцией части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административном штрафе для юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей совершение правонарушения, предусмотренного частью 2.1 названной статьи, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Таким образом, переквалификация совершенного Правительством Пермского края деяния с части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 2.1 статьи данной статьи невозможна, поскольку при этом будет ухудшено положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
При таких обстоятельствах постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава СОСП по Пермскому краю ГМУ ФССП России от 11.03.2024, решение судьи Мотовилихинского районного суда г. Перми от 07.06.2024, вынесенные в отношении Правительства Пермского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л а:
постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава СОСП по Пермскому краю ГМУ ФССП России от 11.03.2024, решение судьи Мотовилихинского районного суда г. Перми от 07.06.2024, вынесенные в отношении Правительства Пермского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение вступило в законную силу.
Судья – подпись