Дело № 2-795/2019
РЕШЕНИЕ (не вступило в законную силу)
Именем Российской Федерации
16 мая 2019 года г. Чита
Черновский районный суд г. Читы в составе:
председательствующего судьи Левиной А.И.,
при секретаре Днепровской Н.В.,
с участием истца Злыгостева А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Злыгостева АГ к администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита», администрации городского округа «Город Чита» о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Истец Злыгостев А.Г. обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь при этом на следующие обстоятельства. С ДД.ММ.ГГГГ он поставлен на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, как малоимущий. С ДД.ММ.ГГГГ он включен в список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений вне очереди, в связи с наличием заболевания. Однако жилое помещение ему до сих пор не предоставлено со ссылкой на отсутствие свободного жилищного фонда.
На основании изложенного просит суд обязать ответчиков предоставить ему жилое помещение по договору социального найма.
Истец Злыгостев А.Г. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
От ответчика администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита» поступило возражение на исковое заявление, в котором представитель ответчика Адиянова Т.С. полагала администрацию района ненадлежащим ответчиком по делу, ввиду отсутствия полномочий по предоставлению жилых помещений гражданам, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика администрации городского округа «Город Чита» Бейдин С.В. направил в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, а также возражение по заявленным требованиям, согласно которым предоставление жилого помещения истцу может нарушить права иных граждан, которые встали на очередь раньше него.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения истца, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе, международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
В связи с этим Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище, и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу дата, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование гражданам, нуждающимся в жилье.
Как следует из материалов дела, Злыгостев А.Г. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, в квартире принадлежащей ЗОП Совместно с ним по указанному адресу зарегистрированы бывшая супруга ЗОП., СЕА, ЗЕА, СКА (л.д. ).
Из учетного дела на имя Злыгостева А.Г., предоставленного администрацией Черновского административного района городского округа «Город Чита» следует, что Злыгостев А.Г., в связи с тем, что он страдает тяжелой формой хронического заболевания, включен в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на предоставление жилого помещения вне очереди, в настоящее время номер очереди Злыгостева А.Г. во внеочередном списке - № с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ).
Статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением, установленных ч. 2 данной статьи случаев.
В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статья 17).
До 1 января 2005 года (т.е. до введения в действие Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований") инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
С 1 января 2005 года федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.
Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 года, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
При таком положении, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке органами местного самоуправления.
Согласно справке МСЭ Злыгостев А.Г. является <данные изъяты> (л.д. ).
Согласно медицинской справке № Злыгостев А.Г. наблюдается в <данные изъяты>
Злыгостев А.Г. нуждается в предоставлении жилого помещения в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 года № 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 12.04.2011 года N 551-О-О к лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне (п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ). Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статья 17). При этом не исключается обеспечение жильем во внеочередном порядке тех инвалидов, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решением от 10 ноября 2005 года № 185 (в ред. от 01.07.2010 г.) «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на территории городского округа «Город Чита» установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в размере не менее 25 кв. м. общей площади жилого помещения для одиноко проживающего человека и 14 кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека для семьи, состоящей из 2-х и более человек.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о наличии у истца права на получение вне очереди жилого помещения в соответствии с нормами предоставления по договору социального найма.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, следовательно, требования, заявленные к ответчику в лице администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита», являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Злыгостева АГ к администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита», администрации городского округа «Город Чита» о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма удовлетворить частично.
Обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Злыгостеву АГ вне очереди благоустроенное жилое помещение на условиях социального найма из муниципального жилого фонда в черте городского округа «Город Чита», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по норме предоставления общей площади жилого помещения, не менее 25 кв.м. общей площади.
В иске к администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита» отказать.
Решение суда может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Черновский районный суд г. Читы.
Судья А.И. Левина
Мотивированное решение изготовлено 21 мая 2019 года.