Судья – Чащина Ю.А.
Дело № 2а-1166/2020
№ 33а-2467/2021
УИД 81RS0006-01-2020-003273-29
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего судьи Поповой Н.В.,
судей Шалагиновой Е.В, Чулатаевой С.Г.,
при ведении протокола секретарем Греховой Е.В.
рассмотрела 24 марта 2021 года в г. Перми в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Ермаковой Елены Михайловны на решение Кудымкарского городского суда Пермского края от 29 декабря 2020 г., которым постановлено:
«В удовлетворении административного иска Ермаковой Елены Михайловны о признанииПостановления Администрации Кудымкарского муниципального округа Пермского края от 26.06.2020 г. № 638-260-01-06 «О внесении изменений в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Кудымкарского муниципального округа Пермского края на 2020-2022 годы», утвержденную Постановлением администрации Кудымкарского муниципального района от 24.10.2019 № 991-260-01-06» недействующим отказать».
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Шалагиновой Е.В., заключение прокурора Королевой М.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Ермакова Е.М. обратилась в Кудымкарский городской суд Пермского края с административным иском об оспаривании Постановления Администрации Кудымкарского муниципального округа Пермского края от 26.06.2020 г. № 638-260-01-06 «О внесении изменений в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Кудымкарского муниципального округа Пермского края на 2020-2022 годы», утвержденную Постановлением администрации Кудымкарского муниципального района от 24.10.2019 № 991-260-01-06». В иске указывает, что многоквартирный жилой дом по адресу: ****, был признан аварийным, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья. В настоящее время дом находится на грани разрушения, три квартиры из восьми являются нежилыми, система отопления и электропроводка пришли в негодность, полы и стены перекошены, крыша течет, в некоторых оконных блоках отсутствует остекление. Вместе с тем, Постановлением Администрации Кудымкарского муниципального округа Пермского края от 26.06.2020 г. № 638-260-01-06 срок расселения многоквартирного дома перенесен на 1-2 года. Ермакова Е.М. проживает в указанном доме, считает, что перенос сроков расселения дома ставит под угрозу жизнь жильцов. С учетом изложенного, просит признать Постановление Администрации Кудымкарского муниципального округа Пермского края от 26.06.2020 г. № 638-260-01-06 незаконным и отменить.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого поставлен вопрос в апелляционной жалобе Ермаковой Е.М., приведены доводы о том, что при принятии оспариваемо постановления утратило силу постановление жилищной комиссии от 06.12.2020 о признании дома истца аварийным и подлежащим сносу. С принятием оспариваемого постановления расселение жильцов началось этапами, а именно часть жильцов расселили в новые квартиры с печным отоплением, а истцу приходится проживать с неработающим камином. Полагает нарушенными свои права на своевременное расселение из аварийного жилья.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу административный ответчик просил решение суда оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным.
В суде апелляционной инстанции стороны участия не принимали, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом, что подтверждается почтовыми реестрами, каких-либо ходатайств не заявляли.
На основании части 2 статьи 150, части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца (в рассматриваемом случае - неопределенного круга лица); при этом административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Кудымкарского городского суда Пермского края от 18.01.2010 за Ермаковой Е.М. признано право собственности на 1/2 долю двухкомнатной квартиры № **, общей площадью 36,8 кв.м., в доме № ** на улице **** в с. **** Кудымкарского муниципального района Пермского края.
Постановлением Администрации Белоевского сельского поселения Кудымкарского муниципального района Пермского края от 30.12.2015 № 311 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: ****, признан аварийным и подлежащим сносу.
Указанный многоквартирный дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2025 годы, утвержденную Постановлением Правительства Пермского края от 29.03.2019 г. № 227-п.
Данной программой и Приложением 3 к ней запланировано переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Кудымкарском муниципальном округе Пермского края в течение трех этапов: на этапе 2019 года, на этапе 2020 года и 2021 года.
Постановлением Администрации Кудымкарского муниципального района Пермского края от 24.10.2019 № 991-260-01-06 утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Кудымкарского муниципального округа Пермского края на 2020-2022 годы». Муниципальной адресной программой предусмотрено расселение 25 жилых помещений общей площадью 876,7 кв.м., расположенных в пяти многоквартирных жилых домах, признанных аварийными и подлежащими сносу. Программа реализуется за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ и за счет средств бюджета Пермского края, сроки и этапы реализации программы – 2020-2022 годы.
В частности, в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: ****, утверждены следующие планируемые показатели выполнения программы: на этапе 2020 г. планируется расселение 3 жилых помещений из 8, в том числе находящихся в частной собственности – 0, в муниципальной собственности – 3, расселяемая площадь – 114 кв.м.; на этапе 2021 г. планируется расселение 5 жилых помещений из 8, в том числе находящихся в частной собственности – 2, в муниципальной собственности – 3, расселяемая площадь – 210,3 кв.м, в том числе, находящаяся в муниципальной собственности – 85,5 кв.м.. в частной – 124,8 кв.м.
Постановлением Администрации Кудымкарского муниципального округа Пермского края от 26.06.2020 № 638-260-01-06 муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Кудымкарского муниципального округа Пермского края на 2020-2022 годы» утверждена в новой редакции.
Постановление Администрации Кудымкарского муниципального округа Пермского края от 26.06.2020 № 638-260-01-06 является нормативным правовым актом, поскольку содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц – собственников и нанимателей жилых помещений, круг которых в течение периода действия программы может изменяться, и направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Указанный правовой акт опубликован в газете «Иньвенский край» №27 (917) от 02.07.2020, а также в сетевом издании http://иньвенскийкрай.рф, что соответствует порядку введения правовых актов в действие, установленному в статье 36 Устава Кудымкарского муниципального округа Пермского края.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался положениями п. 6 ст. 13, п. 8 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», ст.179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий административного ответчика с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, а также не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административного истца, как собственника жилого помещения в аварийном многоквартирном доме.
При этом суд исходил из того, что утвержденная Постановлением Администрации Кудымкарского муниципального округа Пермского края от 26.06.2020 г. № 638-260-01-06 в новой редакции муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Кудымкарского муниципального округа Пермского края на 2020-2022 годы» не предусматривает иных сроков переселения граждан их аварийного многоквартирного дома по сравнению с первоначально установленными.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с данными выводами суда.
Административным истцом не оспаривалось, что постановление принято уполномоченным органом, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» определяет правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Порядок утверждения региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда определен в ст. 16 вышеуказанного Федерального закона № 185-ФЗ.
Пунктом 3.2 региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2025 годы, утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 29.03.2019 г. № 227-п и Приложением 3 к региональной адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2025 годы в Кудымкарском муниципальном округе Пермского края переселение граждан из аварийного жилищного фонда запланировано в течение трех этапов: на этапе 2019 года (срок реализации этапа 1 января 2019 г. - 31 декабря 2020 г.), на этапе 2020 года (срок реализации этапа 1 января 2020 г. - 31 декабря 2021 г.), на этапе 2021 года (срок реализации этапа 1 января 2021 г. - 31 декабря 2022 г.).
В развитие данных положений муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Кудымкарского муниципального округа Пермского края на 2020-2022 годы» утверждена Постановлением Администрации Кудымкарского муниципального района Пермского края от 24.10.2019 г. № 991-260-01-06.
В последующем в указанная муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Кудымкарского муниципального округа Пермского края на 2020-2022 годы» утверждена в новой редакции, а именно оспариваемым административным истцом постановлением Администрации Кудымкарского муниципального округа Пермского края от 26.06.2020 г. № 638-260-01-06.
При этом утверждённая в новой редакции муниципальная адресная программа не изменяет сроки переселения граждан из аварийного жилья.
Так в соответствии с разделом 4 муниципальной адресной программы в редакции, утвержденной постановлением от 26.06.2020 г. № 638-260-01-06, программа рассчитана на 2020-2022 годы, сроки реализации этапов: этап 2020 г - сроки реализации 1 января 2020 г. - 31 декабря 2021 г., этап 2021 года - срок реализации этапа 1 января 2021 г. - 31 декабря 2022 г.
Обозначенные сроки реализации программы соответствуют первоначальной редакции муниципальной адресной программы и региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2025 годы в Кудымкарском муниципальном округе Пермского края.
При этом приказом Минстроя России от 18.02.2020 N 74/пр внесены изменения в приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 31 января 2019 г. N 65/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года".
Таким образом, постановлением Администрации Кудымкарского муниципального округа Пермского края от 26.06.2020 г. № 638-260-01-06 муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Кудымкарского муниципального округа Пермского края на 2020-2022 годы» утверждена в новой редакции в целях приведения ее в соответствие с методическими рекомендациями, утвержденными Приказом Минстроя России от 18.02.2020 г. № 74/пр.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что сроки расселения многоквартирного дома по адресу: ****, фактически не изменены и права жильцов не нарушены.
Поскольку оспариваемое постановление Администрации Кудымкарского муниципального округа Пермского края от 26.06.2020 г. №638-260-01-06 «О внесении изменений в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Кудымкарского муниципального округа Пермского края на 2020-2022 годы», утвержденную Постановлением администрации Кудымкарского муниципального района от 24.10.2019 № 991-260-01-06» соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, то оснований для удовлетворения требований не имелось.
Доводы административного истца относительно нарушения его прав оспариваемым нормативным правовым актом не могут быть признаны состоятельными, поскольку первоначально установленные сроки расселения дома не изменились и само по себе несогласие Ермаковой Е.М. с этим сроками не свидетельствует о нарушении ее прав.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда основаны на правильном применении норм права. Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений норм материального, либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, сводятся к переоценке обстоятельств дела, основаны на неправильном толковании норм законодательства, в связи с чем подлежат отклонению как несостоятельные.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Кудымкарского городского суда Пермского края от 29 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ермаковой Елены Михайловны - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
(г. Челябинск) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.
Председательствующий -
Судьи -