№ 33-1851/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Душечкиной Н.С.,
судей Безносовой Е.И., Доставаловой В.В.,
при секретаре судебного заседания Лагуновой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 25 июля 2024 г. гражданское дело по исковому заявлению прокурора Курганской области к Управлению Федеральной службе исполнения наказаний по Курганской области о возложении обязанности
по апелляционной жалобе Управления Федеральной службе исполнения наказаний по Курганской области на решение Курганского городского суда Курганской области от 21 декабря 2023 г.
Заслушав доклад судьи областного суда Доставаловой В.В. об обстоятельствах дела, пояснения представителей сторон, судебная коллегия
установила:
прокурор Курганской области, действующий в интересах Российской Федерации, обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области (далее - УФСИН России по Курганской области) о возложении обязанности.
В обоснование измененных исковых требований указывал, что Киров А.Н. проходил службу в органах УФСИН России по Курганской области. В соответствии с приказом от 05.10.2020 № 398-лс замещал должность начальника участка, функционирующего как исправительный центр при федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 1 ФКУ ИК-1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области (далее - ФКУ ИК-1 УФСИН России по Курганской области). 12.04.2023 Следственным отделом по г. Кургану следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Курганской области в отношении должностного лица Кирова А.Н. возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 285 Уголовного кодекса Российской Федерации. Киров А.Н. уволен со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации на основании приказа УФСИН России по Курганской области от 04.05.2023 № 248-лс по результатам служебной проверки, проведенной по факту возбуждения уголовного дела по части 1 статьи 285 Уголовного кодекса Российской Федерации по пункту 4 части 2 статьи 84 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации» в связи с нарушением сотрудником условий контракта. Также 16.06.2023 в отношении Кирова А.Н. возбуждены уголовные дела по части 1 статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации по факту получения взяток. Прокурор полагал, что в связи с нарушениями норм антикоррупционного законодательства Киров А.Н. подлежал увольнению по пункту 14 части 3 статьи 84 Федерального закона № 197-ФЗ, в связи с утратой доверия, однако он был уволен в связи с нарушением сотрудником условий контракта, т.е. он не понес надлежащей ответственности за нарушение закона.
Просил суд изменить формулировку основания увольнения Кирова А.Н. с формулировки - «в связи с нарушением условий контракта» на основании пункта 14 части 2 статьи 84 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» на формулировку «в связи с утратой доверия» - пункт 14 части 3 статьи 84 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
В судебном заседании представитель истца Айткулова С.С. на требованиях настаивала по основаниям измененного искового заявления.
Представитель ответчика Столяров А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании с требованиями не согласился по основаниям возражений на исковое заявление.
Представитель третьего лица ФКУ ИК-1 УФСИН России по Курганской области Тряпочкина Е.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с требованиями не согласилась по основаниям возражений на исковое заявление.
Судом постановлено решение, которым исковые требования удовлетворены.
Изменена формулировка основания увольнения Кирова А.Н. с формулировки - «в связи с нарушением условий контракта» на основании пункта 1 2 статьи 84 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно- исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» на формулировку «в связи с утратой доверия» - пункт 14 части 3 статьи 84 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
С таким решением не согласился ответчик УФСИН России по Курганской области, подав апелляционную жалобу.
В жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование жалобы указывает, что при принятии решения судом допущены нарушения норм материального права. Порядок наложения на сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации взысканий за коррупционные правонарушения, в том числе в виде увольнения в связи с утратой доверия, регламентирован статьей 53 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ, согласно которой, взыскания, предусмотренные статьями 51 и 85 настоящего Федерального закона, налагаются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадрового подразделения учреждения или органа уголовно-исполнительной системы либо в соответствии со статьей 13.4 Федерального закона «О противодействии коррупции» уполномоченным подразделением Администрации Президента Российской Федерации, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию), - и на основании рекомендации указанной комиссии. С согласия сотрудника и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения взыскание, за исключением увольнения в связи с утратой доверия, может быть наложено на основании доклада подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадрового подразделения учреждения или органа уголовно-исполнительной системы о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения такого сотрудника (часть 2). В настоящее время Киров А.Н. не является сотрудником уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, в связи, с чем истребовать у него письменные пояснения и провести проверку в соответствии с требованиями Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации № 1065 от 21.09.2009 в отношении Кирова А.Н. не представляется возможным. По результатам служебной проверки комиссия пришла к выводу, что начальник УФИЦ при ФКУ ИК-1 УФСИН России по Курганской области майор внутренней службы Киров А.Н. подлежит увольнению из уголовно-исполнительной системы Российской Федерации по основанию, предусмотренному пунктом 14 части 2 статьи 84 Федерального закона от 19.07.2023 № 197-ФЗ (в связи с нарушением условий контракта сотрудником), поскольку он допустил нарушение требований: пунктов 1, 4, 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ, пунктов 4.3, 4.4 Контракта о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации № 894, заключенного 06.10.2020, в части добросовестного исполнения служебных обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 19.07.2018 № 197-ФЗ, контрактом и должностной инструкцией. Кроме того, согласно части 1 статьи 92 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ прекращение или расторжение контракта с сотрудником, увольнение его со службы в уголовно-исполнительной системе осуществляются руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченным руководителем. Выбор основания увольнения прерогатива руководителя (работодателя), в данном случае начальника УФСИН России по Курганской области.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Полагает, что обстоятельства, связанные с рассмотрением дела, определены судом верно, выводы подтверждены материалами дела и основаны на подлежащих применению нормах материального права, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены или изменения решения по делу в апелляционном порядке не имеется.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика УФСИН России по Курганской области – Столяров А.А. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель третьего лица ФКУ ИК-1 УФСИН России по Курганской области Тряпочкина Е.Н. с апелляционной жалобой ответчика согласилась.
Представитель истца – Стадник Р.О. поддержал доводы возражений на апелляционную жалобу.
Третье лица Киров А.Н., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены оспариваемого судебного акта ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, Киров А.Н. с 07.04.2008 проходил службу уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, с 06.10.2020 в должности начальника изолированного участка, функционирующего как исправительный центр ФКУ ИК-1 УФСИН России по Курганской области.
Пунктами 4.3, 4.4 Контракта о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации № 894/2020, заключенного 06.10.2020 между УФСИН России по Курганской области и майором внутренней службы Кировым А.Н., предусмотрена обязанность сотрудника добросовестно исполнять служебные обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 19.07.2018 № 197-ФЗ, настоящим контрактом и должностной инструкцией; соблюдать требования к служебному поведению сотрудника, ограничения и запреты, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, установленные Федеральным законом от 19.07.2018 № 197-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
12.04.2023 заместителем руководителя следственного отдела по городу Кургану следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Курганской области в отношении начальника УФИЦ при ФКУ ИК-1 УФСИН России по Курганской области Кирова А.Н. возбуждено уголовное дело № 12302370002000231 по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 285 Уголовного кодекса Российской Федерации.
По данному факту на основании рапорта начальника отдела собственной безопасности УФСИН России Курганской области полковника внутренней службы Пригородова С.В., приказом врио начальника УФСИН России по Курганской области от 13.04.2023 № 283 назначено проведение служебной проверки.
В ходе служебной проверки установлено, что в период с 08.11.2021 по октябрь 2022 г., Киров А.Н. в соответствии с приказом № 398-лс от 05.10.2020 занимающий должной начальника УФИЦ при ФКУ ИК-1, находясь на территории УФИЦ при ФКУ ИК-1 по адресу: г. Курган, ул. 2-Часовая, д. 40, являясь лицом, выполняющим организационно распорядительные функции, используя свои полномочия, вопреки интересам службы УФСИН России по Курганской области, в пользу осужденных Клышникова С.И. и Волкова А.А., отбывающих наказание в УФИЦ при ФКУ ИК-1, за материальное вознаграждение, для облегчения условий отбывания наказания последних в целях извлечения выгод и преимуществ для себя и для нужд УФИЦ при ФКУ ИК-1, будучи наделенным широким кругом прав и полномочий, действуя умышленно, из корыстной и иной личной заинтересованности, получил от осужденных Клышникова С.И. и Волкова А.А. материальные ценности в виде электронной книги ONYX Воох Faust 3, стоимостью 10 999 руб., планшета Samsung Galaxy Tab А7 32 Gb, стоимостью 17 999 руб. для личного пользования, а также фоторамки «Сосна-Россия-1»1 количестве 20 шт., общей стоимостью 3 180 руб., ламинатора фирмы Brauberg NANO L235 с пленкой для ламинирования фирмы Aceline, общей стоимостью 4 229 руб. - для нужд УФИЦ при ФКУ ИК-1. Указанные предметы, Клышниковым С.И. и Волковым А.А. были переданы Кирову А.Н. за предоставление последним поощрений, и облегчения условий отбывания наказания.
Согласно заключению о результатах служебной проверки, утвержденному начальником УФСИН России по Курганской области полковником внутренней службы Мачушкиным М.В. 29.04.2023, Комиссия пришла к выводу, что своими действиями начальник УФИЦ при ФКУ ИК-1 УФСИН России по Курганской области майор внутренней службы Киров А.Н. допустил нарушение требований: пунктов 1, 4, 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ, пунктов 4.3, 4.4 Контракта о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации № 894/2020, заключенного 06.10.2020, в части добросовестного исполнения служебных обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 19.07.2018 № 197-ФЗ, контрактом и должностной инструкцией, соблюдения требования к служебному поведению сотрудника, ограничения и запреты, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, установленные Федеральным законом от 19.07.2018 № 197-ФЗ и иными нормативными актами Российской Федерации; пунктами 2, 4, 9 части 1 статьи 13 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ, а также подпунктами «в», «д», «к» пункта 8 главы II Кодекса этики и служебного поведения, в части осуществления служебной деятельности в рамках предоставленных полномочий, не совершать действий, связанных с влиянием каких-либо личных и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей, воздержаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении должностных обязанностей, не допускать ситуаций, способных нанести ущерб его репутации либо авторитету учреждения или органа уголовно-исполнительной системы.
Кроме этого, майор внутренней службы Киров А.Н. нарушил требование к служебному поведению, установленное пунктами 5 и 13 части 1 статьи 18 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», предусматривающее не совершать действий, связанных с влиянием каких-либо личных и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей, и не допускать ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа, которое в соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ, распространяется на сотрудника уголовно-исполнительной системы.
По результатам проверки комиссия, учитывая допущенные нарушения, пришла к выводу, что начальник УФИЦ при ФКУ ИК-1 УФСИН России по Курганской области майор внутренней службы Киров А.Н. подлежит увольнению из уголовно-исполнительной системы Российской Федерации по основанию, предусмотренному пунктом 14 части 2 статьи 84 Федерального закона от 19.07.2023 № 197-ФЗ (в связи с нарушением условий контракта сотрудником).
Приказом УФСИН России по Курганской области от 04.05.2023 № 248-лс начальник УФИЦ при ФКУ ИК-1 УФСИН России по Кургана области майор внутренней службы Киров А.Н. уволен со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации по пункту 14 части 2 статьи Федерального закона от 19.07.2023 № 197-ФЗ (в связи с нарушением условий контракта сотрудником) 05.05.2023.
Кроме того, 16.06.2023 в отношении Кирова А.Н. возбуждены уголовные дела по части 1 статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации по факту получения взяток: в период с сентября 2022 года по октябрь 2022 года в виде коптильни ручной работы стоимостью 15 000 руб. за предоставление Волкову А.А. разрешения на выезд за пределы УФИЦ; в период с января 2022 года по февраль 2022 года в виде планшета Samsung Galaxy стоимостью 17 999 руб. за предоставление Клышникову А.В. и Волкову А.А. разрешения на выезд за пределы УФИЦ; в декабре 2021 года в виде электронной книги ONYX Воох стоимостью 10 999 руб. за предоставление Клышникову К.А. очередного отпуска и разрешение на выезд за пределы УФИЦ на 2 дня (выходные) Волкову А.А.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований прокурора о возложении обязанности изменить формулировку увольнения, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 25.11.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», пришел к выводу о том, что Киров А.Н. подлежал увольнению по пункту 14 части 3 статьи 84 Федерального закона № 197-ФЗ в связи с утратой доверия, поскольку не принял мер по урегулированию конфликта интересов и уведомлению представителя нанимателя о склонении к совершению коррупционного правонарушения.
Судебная коллегия считает возможным согласиться такими выводами суда первой инстанции.
Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ), устанавливает, как следует из его преамбулы, основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Исходя из пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции) (подпункт «а»); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией) (подпункт «б»); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (подпункт «в»).
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ установлено, что под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ).
Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на государственных и муниципальных служащих (пункт 1 части 3 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ лицо, указанное в части 1 статьи 10 этого закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
Лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ).
Непринятие лицом, указанным в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 6 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ).
Таким образом, Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ, устанавливает правила предотвращения и урегулирования конфликта интересов - ситуации, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий), и возлагает обязанность принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта. При этом непринятие лицом (в том числе государственным служащим), на которое возложена соответствующая обязанность, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Одним из видов государственной службы, заключая контракт о прохождении которой гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду и выбор рода деятельности, является государственная гражданская служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, органов публичной власти федеральной территории, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 5 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»).
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) государственного гражданского служащего, регулируются нормами Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным федеральным законом, Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ и другими федеральными законами (пункт 10 части 1 статьи 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в уголовно-исполнительной системе, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника являются предметом регулирования Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (часть 1 статьи 2 Федерального закона) (далее по тексту - Федеральный закон от 19.07.2018 № 197-ФЗ).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, непосредственно связана с обеспечением общественного порядка, осуществляется в публичных интересах, призвана гарантировать надлежащее исполнение уголовных наказаний и закрепленного законом порядка отбывания наказаний, охраны прав и свобод осужденных и направлена на осуществление содержания лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, подсудимых, находящихся под стражей, их охраны и конвоирования. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, который включает не только обусловленные характером такой деятельности права, но и обязанности, а также налагаемые на них ограничения (постановление от 15.10.2013 № 21-П, определения от 09.12.2014 № 2749-О, от 25.10.2016 № 2190-О, от 18.07.2019 № 1931-О).
Согласно пункту 1 части статьи 12 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ сотрудник обязан знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере деятельности уголовно-исполнительной системы, обеспечивать их исполнение, проходить в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в указанной сфере.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ, определяющей требования к служебному поведению сотрудника при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время, сотрудник должен: соблюдать служебную дисциплину, исполнять обязанности по замещаемой должности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; соблюдать нормы служебной, профессиональной этики; проявлять корректность, уважение, вежливость и внимательность по отношению к гражданам и должностным лицам; не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации либо авторитету учреждения или органа уголовно-исполнительной системы.
Частью 1 статьи 20 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ установлено, что правоотношения на службе в уголовно-исполнительной системе между Российской Федерацией и гражданином возникают и осуществляются на основании контракта, заключенного в соответствии с Законом, и правового акта о назначении на должность.
Контракт - письменное соглашение, заключаемое между руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченным руководителем и гражданином (сотрудником), о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе и (или) замещении должности в уголовно-исполнительной системе (часть 1 статьи 21 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ).
В силу пункта 14 части 2 статьи 84 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ контракт может быть расторгнут, а сотрудник может быть уволен со службы в уголовно-исполнительной системе в связи с нарушением условий контракта сотрудником.
В силу пункта «к» статьи 8 Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы, утвержденного Приказом ФСИН России № 5 от 11.01.2012, сотрудник обязан воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении им должностных обязанностей, избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету уголовно-исполнительной системы.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ за несоблюдение сотрудником ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным Федеральным законом, Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные пунктами 1 - 4 части 1 статьи 50 и статьей 85 настоящего Федерального закона.
Контракт подлежит расторжению, а сотрудник увольнению со службы в уголовно-исполнительной системе в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных статьей 85 настоящего Федерального закона (пункт 14 части 3 статьи 84 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ).
Пунктом 1 части 1 статьи 85 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ предусмотрено, что сотрудник подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непринятия сотрудником мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.
В статье 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ закреплены основные принципы противодействия коррупции.
Одним из принципов, на которых основывается противодействие коррупции в Российской Федерации, является принцип неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений (пункт 4 статьи 3 Федерального закона 25.12.2008 № 273-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона 25.12.2008 № 273-ФЗ определено, что к основным направлениям деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции относится проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции.
Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 13 Федерального закона 25.12.2008 № 273-ФЗ).
Сведения о применении к лицу взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, подлежат включению в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия (далее - реестр), сроком на пять лет с момента принятия акта, явившегося основанием для включения в реестр (часть 1 статьи 15 Федерального закона 25.12.2008 № 273-ФЗ в редакции на день увольнения Кирова А.Н.).
При разрешении спора по исковым требованиям прокурора Курганской области, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, об изменении формулировки основания увольнения Кирова А.Н. с формулировки - «в связи с нарушением условий контракта» на основании пункта 14 части 2 статьи 84 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» на формулировку «в связи с утратой доверия» - пункт 14 части 3 статьи 84 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», приведенные выше нормы Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федерального закона «О противодействии коррупции», определяющие основания и порядок прекращения служебных отношений с государственным служащим в связи с совершенным им коррупционным правонарушением, судом первой инстанции применены правильно.
Исходя из их специфики и особого статуса лиц, проходящих государственную гражданскую службу, судом первой инстанции обоснованно принят во внимание один из основных принципов противодействия коррупции в Российской Федерации - принцип неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений, закрепленный в пункте 4 статьи 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Киров А.Н., замещая должность начальника участка, функционирующего как исправительный центр при ФКУ ИК-1 УФСИН России по Курганской области, будучи наделенным широким кругом прав и полномочий, действуя умышленно, из корыстной и иной личной заинтересованности, получил от осужденных Клышникова С.И. и Волкова А.А. материальные ценности в обмен на предоставление без законных на то оснований облегченных условий отбывания уголовного наказания, не уведомив о возникшем конфликте интересов представителя нанимателя.
Из заключения о результатах служебной проверки следует, что в качестве нарушений Кирову А.Н. вменялось предательство службы, злоупотребление служебными полномочиями, нарушение запрета и совершение действий, связанных с влиянием каких-либо личных и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению служебных обязанностей, создание ситуации, которая нанесла ущерб его репутации и авторитету учреждения уголовно-исполнительной системы. Нарушение требований к служебному поведению, установленное пунктами 5 и 13 части 1 статьи 18 Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В заключении также указано, что Кирову А.Н. было очевидно, что совершаемые им умышленно действия являются преступными, при этом он руководствовался корыстной и иной личной заинтересованностью. Случившееся стало возможно по причине личной недисциплинированности Кирова А.Н., предательства интересов службы.
Судом первой инстанции верно учтено, что бездействие представителя нанимателя, осуществляющего свои полномочия в рамках единой государственной политики в области противодействия коррупции, при установлении факта совершения коррупционных правонарушений государственным гражданским служащим является недопустимым и, как следствие, у представителя нанимателя отсутствует возможность применения к государственному гражданскому служащему при совершении им коррупционного правонарушения иной меры ответственности, кроме увольнения со службы в связи с утратой доверия.
В силу пункта 14 части 2 статьи 84 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ контракт может быть расторгнут, а сотрудник может быть уволен со службы в уголовно-исполнительной системе в связи с нарушением условий контракта сотрудником.
Пункт 14 части 2 статьи 84 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ, предусматривая возможность увольнения сотрудника уголовно-исполнительной системы со службы в связи с нарушением им условий контракта, направлен на исключение из кадрового состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы лиц, ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности, что в конечном счете способствует выполнению возложенных на данные учреждения и органы конституционно значимых функций.
Согласно части 1 статьи 47 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ под служебной дисциплиной понимается соблюдение сотрудником установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника уголовно-исполнительной системы, дисциплинарным уставом уголовно-исполнительной системы, правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкцией, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы, приказами и распоряжениями прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) порядка и правил исполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ нарушением служебной дисциплины признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником законодательства Российской Федерации, Присяги сотрудника уголовно-исполнительной системы, дисциплинарного устава уголовно-исполнительной системы, правил внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкции, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при исполнении служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Довод апелляционной жалобы о том, что наложение на работника дисциплинарного взыскания является компетенцией работодателя, следовательно, удовлетворение исковых требований прокурора Курганской области, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, повлекло бы изменение основания увольнения гражданского служащего (Кирова А.Н.), избранного представителем нанимателя, что недопустимо, судебной коллегией отклоняется на основании следующего.
Порядок прекращения служебных отношений с государственным гражданским служащим, в отношении которого инициирована проверка соблюдения требований антикоррупционного законодательства и этой проверкой был установлен факт совершения им коррупционного правонарушения, полностью регламентирован нормами приведенного выше специального законодательства, закрепляющими исходя из необходимости соблюдения принципа неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений обязанность представителя нанимателя в случаях выявления факта неисполнения государственным гражданским служащим обязательств, установленных в целях противодействия коррупции, квалифицировать данные действия в качестве правонарушения коррупционной направленности и в рамках имеющихся полномочий привлечь государственного гражданского служащего к дисциплинарной ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения.
Гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным федеральным законом, Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ и другими федеральными законами (пункт 10 части 1 статьи 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Увольнение Кирова А.Н. по статье в связи с нарушением сотрудником условий контракта позволит ему избежать юридической ответственности за коррупционное правонарушение, что свидетельствуют о нарушении принципа всеобщего равенства перед законом и судом, закрепленного в статье 19 Конституции Российской Федерации.
Принцип неотвратимости ответственности состоит в том, что каждое лицо, совершившее преступление, должно понести ответственность. Неотвратимость ответственности следует отнести к наиболее эффективным способам предупреждения преступлений.
Вопреки доводам апеллянта, иск прокурора не содержит требований об оспаривании процедуры и результатов служебной проверки, а также о признании приказа об увольнении сотрудника незаконным. Решением суда на ответчика не возложено какой-либо дополнительной обязанности по проведению повторной служебной проверки.
Согласно позиции прокурора Курганской области восстановление прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц будет достигнуто посредством удовлетворения требований в заявленном виде.
Юридически значимые обстоятельства дела судом определены правильно, выводы должным образом мотивированы и основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Иные суждения, отраженные в апелляционной жалобе в качестве доводов, направлены, главным образом, на переоценку исследованных доказательств и установленных обстоятельств.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 21 декабря 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 31.07.2024.