Дело № 2-1208/2021
Решение
Именем Российской Федерации
"17" июня 2021 года г.о. Щелково Московской области
Щелковский городской суд Московской области в составе:
председательствующего федерального судьи Кулагиной И.Ю.,
при секретаре судебного заседания Павловой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Егорова ФИО9 к Администрации городского округа Щелково Московской области о признании права собственности на жилой дом,
Установил:
Егоров В.А. обратился в Щелковский городской суд Московской области с иском к Администрации городского округа Щелково Московской области о признании права собственности на жилой дом.
В обоснование иска указал, что в пользовании Егорова В.А. находится земельный участок площадью 0,153 га, расположенный по адресу: <адрес> Указанный земельный участок передан истцу на основании договора застройки индивидуального жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому Щелковский учебно-опытный лесхоз Московской области предоставил Егорову В.А. земельный участок площадью 0,153 га в рабочем поселке Гребневского питомника для строительства индивидуального жилого дома.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией сельского поселения Гребневское Щелковского муниципального района Московской области Егорову В.А. было выдано разрешение № на строительство объекта капитального строительства – индивидуального одноквартирного жилого дома с хозяйственными постройками на земельном участке для индивидуального жилищного строительства в соответствии со схемой планировочной организации земельного участка, выполненной на основании Проекта застройки, расположенного по адресу: <адрес> Срок действия разрешения – до ДД.ММ.ГГГГ г., в дальнейшем срок действия разрешения продлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведениям технического плана на объект недвижимого имущества, на предоставленном истцу земельном участке возведен жилой дом площадью 306,7 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Администрацию городского округа Щелково Московской области с уведомлением об окончании строительства жилого дома. По результатам рассмотрения обращения истца Администрацией городского округа Щелково Московской области было выдано уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № № о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности на том основании, что возведенный истцом жилой дом расположен на земельном участке с видом разрешенного использования «для размещения объектов лесного фонда», в то время как указанный вид разрешенного использования не предусматривает размещение объекта индивидуального жилищного строительства. Кроме того, в уведомлении Администрации городского округа Щелково Московской области от ДД.ММ.ГГГГ указано, что истцом не представлено уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, правоустанавливающие документы на земельный участок; координаты границ земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства РФ, в связи с чем нет возможности определить отступы от границ земельного участка до объекта индивидуального жилищного строительства.
Истец считает, что вышеуказанные обстоятельства не могут являться основанием для отказа в легализации принадлежащего ему объекта недвижимого имущества, так как им до момента внесения изменений в Градостроительный кодекс РФ, предусматривающих необходимость направления уведомления о планируемом строительстве, было получено разрешение на строительство в установленном законом порядке. Земельный участок, на котором расположен возведенный истцом жилой дом, был предоставлен истцу для целей индивидуального жилищного строительства и по своему местоположению находится в составе комплексной жилой застройки рабочего поселка Гребневский питомник. В настоящее время происходит процесс перевода земель лесного фонда в состав границ населенного пункта сельское поселение Гребневское, однако до настоящего времени соответствующий перевод земель из одной категории в другую не завершен.
Истец Егоров В.А. просит суд: признать за ним право собственности на объект индивидуального жилищного строительства - жилой дом, площадью 306,7 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>
В судебное заседание истец Егоров В.А. не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, его представитель Васьянова И.В., действующая на основании доверенности, иск поддержала по изложенным в нём основаниям, представила в материалы дела письменные объяснения по существу заявленных исковых требований, пояснила суду, что представленными в материалы дела документами подтверждается факт предоставления истцу земельного участка, на котором расположен спорный жилой дом, из состава земель лесного фонда (земли, не занятые лесами) для целей строительства индивидуального жилого дома. При этом землеотвод был утвержден Федеральной службы лесного хозяйства России. Проект планировки индивидуальной жилой застройки в рабочем поселке Гребневского питомника был также согласован с Московским управлением леса и утвержден на основании постановления Главы Администрации Щелковского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №. В соответствии с заключением эксперта, земельный участок фактически находится в составе границ населенного пункта сельское поселение Гребневское, что также подтверждается Генеральным планом указанного муниципального образования. Согласно Распоряжению Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №-РП территория рабочего поселка Гребневский питомник (в границах которой расположен земельный участок истца) включена в границы <адрес>. С учётом положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 280-ФЗ при наличии противоречий между сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости, категория земельного участка и вид его разрешенного использования определяются в соответствии с выданными на имя гражданина правоустанавливающими документами. Просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации городского округа Щелково Московской области в судебном заседании против удовлетворения иска возражала, представила в материалы дела письменные возражения против удовлетворения исковых требований, пояснила суду, что в настоящее время возведенный истцом жилой дом частично расположен в границах земель лесного фонда, в связи с чем признание за истцом права собственности на жилой дом до момента перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов не допускается. Просила в удовлетворении иска отказать.
Третье лицо Федеральное агентство лесного хозяйства в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного разбирательства извещено.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим правовым основаниям.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" земли, на которых расположены вахтовые и иные временные поселки, созданные до 1 января 2007 года в границах земель лесного фонда для заготовки древесины (далее - лесные поселки), подлежат переводу в земли населенных пунктов в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". После установления в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации границ населенных пунктов, образуемых из лесных поселков и военных городков, созданных в границах лесничеств на землях лесного фонда или землях обороны и безопасности для размещения впоследствии упраздненных воинских частей (подразделений), соединений, военных образовательных организаций высшего образования, иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов государственной охраны (далее - военные городки), расположенные в их границах земельные участки исключаются из лесничеств.
Образование земельных участков в целях установления границ населенных пунктов, образуемых из лесных поселков и военных городков, осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации на основании проекта межевания территории, утвержденного в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, или в соответствии со схемой расположения земельного участка либо земельных участков на кадастровом плане территории, которая утверждается без учета требований статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до 8 августа 2008 года:
1) предоставлен для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, либо образован из указанного земельного участка;
2) предоставлен для строительства и (или) эксплуатации жилого дома либо образован из указанного земельного участка;
3) предоставлен для личного подсобного хозяйства либо образован из указанного земельного участка.
В силу п. 9 ст. 10 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ до 1 января 2023 года в целях государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства, не требуется проведение согласования местоположения части границы такого земельного участка, которая находится в границах лесничества, лесопарка, в случае одновременного соблюдения следующих условий: 1) земельный участок был предоставлен гражданину для указанных целей до 8 августа 2008 года или образован из земельного участка, предоставленного до 8 августа 2008 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение. Данное условие также считается соблюденным в случае перехода прав на такой земельный участок после 8 августа 2008 года; 2) смежным земельным участком является лесной участок.
По смыслу ст. 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" границы лесного фонда, лесничеств, лесопарков подлежат изменению (уточнению), с учётом устанавливаемых границ земельного участка, предоставленного для индивидуального жилищного строительства.
Из материалов дела следует, что на основании Постановления Федеральной службы лесного хозяйства России от ДД.ММ.ГГГГ, Московское Управление разрешило Щелковскому учебно-опытному лесхозу строительство 9 жилых домов для работников лесхоза на нелесной площади Гослесфонда, в том числе: 8 жилых домов в квартале 11 выдел 18, площадью 0,67 га и квартале 21 выдел 15, 30 площадью 0,66 га Свердловского лесничества, примыкающих к жилому поселку Гребневского питомника Щелковского учебно-опытного лесхоза, что подтверждается письмом Федеральной службы лесного хозяйства России от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно акта технического обследования лесных площадей, испрашиваемых к отводу из состава государственного лесного фонда, земельный участок площадью 0,153 га из состава Свердловского лесничества является земельным участком в квартале №, выдел 15 Свердловского лесничества, при этом вся площадь указанного земельного участка относятся к территориям, не покрытым лесом, в связи с чем лесхозом принято положительное заключение о возможности передачи испрашиваемого земельного участка под строительство индивидуального жилого дома.
Щелковским учебно-опытным лесхозом был разработан проект планировки индивидуальной жилой застройки в рабочем поселке Гребневского питомника, который в установленном законом порядке был согласован со всеми заинтересованными лицами, в том числе получено разрешение Московского управления лесом на строительство индивидуальных жилых домов, а также согласование с Щелковским районным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству.
На основании постановления Главы Администрации Щелковского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № был утвержден проект планировки индивидуальной жилой застройки в рабочем поселке Гребневского питомника (л.д. 52).
В соответствии с письмом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, земельные участки, которые переданы в пользование жителям поселка Щелковского учебно-опытного лесхоза, являются служебными наделами при ведомственных домах работников лесхоза. Руководство Щелковскогоучебно-опытного лесхоза не возражает против передачи земель лесфонда в ведение Гребневского сельсовета (л.д. 55).
На основании ходатайства Щелковского учебно-опытного лесхоза от ДД.ММ.ГГГГ земельные наделы, предоставленные для индивидуального жилищного строительства (в составе которых расположен земельный участок истца) было предложено включить в границы населенного пункта «сельское поселение Гребневское» (л.д. 53-54).
На основании решения профсоюзного комитета Щелковского учебно-опытного лесхоза от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение выделить земельный участок площадью 0,153 га под индивидуальное жилищное строительство главному механику Щелковского учебно-опытного лесхоза Егорову В.А. (л.д. 13).
После принятия решения о выделении земельного участка, между Щелковским учебно-опытным лесхозом Московской области и Егоровым В.А. был заключен договор застройки индивидуального жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Щелковский учебно-опытный лесхоз Московской области предоставил Егорову В.А. земельный участок площадью 0,153 га в рабочем поселке <данные изъяты> для строительства индивидуального жилого дома. В соответствии с п. 6 договора застройки индивидуального жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ оформление земельного участка в собственность будет производиться на общих основаниях по существующим законам после завершения строительства (л.д. 9-10).
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией сельского поселения Гребневское Щелковского муниципального района Московской области Егорову В.А. было выдано разрешение № на строительство объекта капитального строительства – индивидуального одноквартирного жилого дома с хозяйственными постройками на земельном участке для индивидуального жилищного строительства в соответствии со схемой планировочной организации земельного участка, выполненной на основании Проекта застройки, расположенного по адресу: <адрес>. Срок действия разрешения – до ДД.ММ.ГГГГ г., в дальнейшем срок действия разрешения продлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11).
Согласно сведениям технического плана на объект недвижимого имущества, на предоставленном истцу земельном участке им возведен жилой дом площадью 306,7 кв.м.
Истцом предприняты меры по легализации объекта индивидуального жилищного строительства. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Администрацию городского округа Щелково Московской области с уведомлением об окончании строительства жилого дома.
По результатам рассмотрения обращения истца Администрацией городского округа Щелково Московской области было выдано уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности на том основании, что возведенный истцом жилой дом расположен на земельном участке с видом разрешенного использования «для размещения объектов лесного фонда», в то время как указанный вид разрешенного использования не предусматривает размещение объекта индивидуального жилищного строительства. Кроме того, в уведомлении Администрации городского округа Щелково Московской области от ДД.ММ.ГГГГ указано, что истцом не представлено уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, правоустанавливающие документы на земельный участок; координаты границ земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства РФ, в связи с чем нет возможности определить отступы от границ земельного участка до объекта индивидуального жилищного строительства (л.д. 17-18).
Судом принимается во внимание, что разрешительная документация на строительство жилого дома выдана истцу до момента введения в действие Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 03.08.2018 N 340-ФЗ, которым установлен уведомительный порядок строительства объектов индивидуального жилищного строительства взамен ранее действовавшего разрешительного порядка.
В соответствии с п. 4 ст. 16 Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, а также в случае, если разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства получено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется. В данном случае сведения об объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке и его площади, указываются в техническом плане на основании разрешения на строительство и проектной документации такого объекта (при ее наличии) либо декларации об объекте недвижимости, предусмотренной частью 11 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в редакции настоящего Федерального закона) (в случае, если проектная документация не изготавливалась). Об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик уведомляет орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, в соответствии с частью 16 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). Рассмотрение уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства осуществляется по правилам, предусмотренным частями 18 - 21 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). При этом направление уведомления о несоответствии построенного или реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности допускается только в случае несоответствия объекта индивидуального жилищного строительства требованиям разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, направление уведомления о планируемом строительстве в адрес Администрации городского округа Щелково Московской области не требуется, поскольку истцу выдано разрешение на строительство в соответствии с нормами ранее действовавшего законодательства о градостроительной деятельности. Ответчик, с учётом вышеизложенных норм законодательства РФ обязан проверить соответствие объекта индивидуального жилищного строительства требованиям разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства. Ссылка ответчика на иные основания для отказа в выдаче уведомления о соответствии построенного или реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности не допускается.
Определением Щелковского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, производство которой поручено эксперту ФИО7
Согласно заключения эксперта ФИО7, строение (жилой дом), расположенное по адресу: <адрес> соответствует СНИП, санитарно-гигиеническим и градостроительным нормам, отвечает нормам технической, пожарной безопасности.
Разрешая доводы сторон о нахождении части возведенного истцом жилого дома в составе реестровых границ земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером № (земли лесного фонда), суд исходит из следующего.
Экспертом ФИО7 установлено, что обследуемое строение частично расположено в границах земельного участка с кадастровым номером № и частично на землях неразграниченной государственной собственности.
При этом согласно схеме функциональных зон, которая является обязательным приложением к Генеральному плану сельского поселения Гребневское Щелковского муниципального района Московской области, обследуемое строение расположено в зоне Ж-2 (зона застройки индивидуальными и блокированными домами). Таким образом, расположение обследуемого строения не противоречит генеральному плану сельского поселения Гребневское Щелковского муниципального района Московской области.
Также экспертом установлено, что земельный участок, на котором расположен возведенный истцом жилой дом, расположен в границах населенного пункта сельское поселение Гребневское (с учётом территорий, имеющих двойное наложение в соответствии с данными государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости и подлежащих включению в границы населенного пункта по процедуре, предусмотренном законодательством РФ).
Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ № Комитета лесного хозяйства по вопросу оформления земельных участков под домами, расположенными на территории <адрес> полностью расположена на землях лесного фонда.
Между тем согласно Распоряжению Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №-РП территория поселка Гребневский питомник включена в границы <адрес>. В качестве приложения к указанному Распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ №-РП представлен каталог координат земельных участков, подлежащих включению в состав населенных пунктов, в том числе территория индивидуальной жилой застрой рабочего поселка Гребневский питомник.
Также в письме Комитета лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ № в настоящее время в Генеральный план городского округа Щелково внесены соответствующие изменения. После его утверждения Советом депутатов городского округа Щелково Московской области и отображения границ муниципального образования на публичной кадастровой карте Росреестра, лесные поселки исключаются из государственного лесного реестра в силу закона. Земельные участки, находящиеся на территории лесных поселков, будут предоставлены муниципальным образованиям в соответствии с Земельным кодексом РФ (л.д. 77-78, 82-85).
Таким образом, с учётом положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 280-ФЗ, Распоряжения Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №-РП «Об утверждении предложений относительно местоположения границ населенных пунктов, образуемых из лесных поселков, в городском округе Щелково Московской области», земельный участок истца, на котором расположен возведенный им в установленном законом порядке жилой дом, подлежит отнесению к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства».
При таких обстоятельствах суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░10 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░11 ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░ 306,7 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░