69RS0004-01-2019-001379-87
Дело № 33а - 2665 судья Дьяконова Ю.В. 2020 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 августа 2020 года город Тверь
Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Сергуненко П.А.,
судей Пержуковой Л.В. и Васильевой Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Алиевым М.Я.
по докладу судьи Сергуненко П.А.
дело по апелляционной жалобе администрации Куженкинского городского поселения Бологовского района Тверской области на решение Бологовского городского суда Тверской области от 08 мая 2020 года, которым, с учетом определения судьи от 29 июня 2020 года об исправлении описки, постановлено:
«Административное исковое заявление Бологовского межрайонного прокурора, действующего в интересах Тихомировой Ирины Анатольевны, Ломтевой Веры Михайловны, Ломтевой Татьяны Петровны, Ломтевой Анастасии Александровны, к администрации Куженкинского городского поселения Бологовского района Тверской области и Главе администрации Куженкинского городского поселения Бологовского района Тверской области Кузьмину О.П. о признании недействительным акта обследования и заключения межведомственной комиссии о признании жилого дома не пригодным для проживания и отмене постановления о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу удовлетворить.
Признать недействительным акт обследования помещения от <данные изъяты> и заключение межведомственной комиссии от <данные изъяты> об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по жилому дому, расположенному по адресу: <данные изъяты>
Отменить постановление администрации Куженкинского городского поселения Бологовского района Тверской области от 29 декабря 2017 года №60-па «О признании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <данные изъяты>, аварийным и подлежащим сносу».
На основании статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», настоящее решение после вступления его в законную силу является основанием для внесения изменений в запись о правах на многоквартирный дом по адресу: <данные изъяты> содержащейся в едином государственном реестре недвижимости».
Судебная коллегия
установила:
Бологовский межрайонный прокурор, действуя в интересах Тихомировой И.А.,Ломтевой В.М.,Ломтевой Т.П.,Ломтевой А.А., обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Куженкинского городского поселения о признании недействительным акта обследования помещения и заключения межведомственной комиссии о признании жилого дома не пригодным для проживания и отмене постановления о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу.
В обоснование заявленных требований указано, что Бологовской межрайонной прокуратурой по обращению жильцов дома <данные изъяты> областипроведена проверка исполнения администрацией МО «Куженкинское городское поселение» Тверской области законодательства в сфере признания жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в ходе проведения которой установлено, что в <данные изъяты> дома зарегистрирована и проживаетТихомирова И.А.,вкв. 2-Ломтева В.М., Ломтева Т.П.и Ломтева А.А. Распоряжением Администрации Тверской области от27.01.2009«О разграничении муниципального имущества между Бологовским районом Тверской области и входящими в его состав поселениями», в муниципальную собственность Куженкинского городского поселения передан жилой дом ПК 3 с кадастровым номером<данные изъяты>, которому в последующем присвоен адрес: <данные изъяты> кадастровым номером№<данные изъяты>. Согласно заключению межведомственной комиссии <данные изъяты>,созданной постановлением администрации МО «Куженкинское городское поселение» от14.08.2015№36-па, помещения в многоквартирном жилом доме по вышеуказанному адресу, состоящем из двух квартир, признаны непригодными для постоянного проживания в связи с несоответствием их требованиям п.10 и п.12 второго раздела Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47, и подпункта «а» п.42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых Постановлением правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390. Данное заключение вынесено на основании акта межведомственной комиссии<данные изъяты> составленного по результатам обследования указанного жилого дома, проведенного20.12.2017межведомственной комиссией, созданной постановлением администрации МО «Куженкинское городское поселение» от14.08.2015 №36-па.В соответствии с указанным актом обследования, по вышеуказанному адресу не соответствует требованиям п.10 и п.12 второго раздела Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47, и подпункта «а» п.42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390. Акт и заключение межведомственной комиссии от 20.12.2017 №1вынесены с нарушением требований законодательства в связи с чем, не могут быть признаны законными по следующим основаниям. Так, комиссией произведен визуальный осмотр конструкции жилого <данные изъяты>, на основании которого принято решение о признании жилых помещений непригодными для постоянного проживания. К данным обследованиям не привлекались представители специализированной организации, эксперты. Установлено, что в состав межведомственной комиссии включены председатель комиссии –Екимов А.Н., который являлся на тот период времени главой МО «Куженкинское городское поселение», заместитель председателя –Кузьмин О.П.(глава администрации Куженкинского городского поселения Бологовского района), секретарь – Вихарев Р.В.(управляющий делами администрации Куженкинского городского поселения Бологовского района). Членами комиссии были заявленыШумилов Ф.И.– заместитель начальника отдела жилищного надзора и лицензионного контроля Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области,Моренко Н.А.– начальник территориального Управления службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области в городе Вышнем Волочке,Иванов А.А.- заведующий отделом архитектуры и строительства Главный архитектор МО «Бологовский район» Тверской области, Стогов Н.А.- инспектор отдела надзорной деятельности по Вышневолоцкому, Бологовскому и Фировскому районам лейтенант внутренней службы. Кроме того, непосредственное обследование было произведено только вкв. 1 дома № 10а по ул. Почтовая пгт. Куженкино. В ходе обследования присутствовали только три члена комиссии, а именно заместитель председателя межведомственной комиссии -Кузьмин О.П.(глава администрации Куженкинского городского поселения Бологовского района), секретарь межведомственной комиссии -Вихарев Р.В.(управляющий делами администрации Куженкинского городского поселения Бологовского района) и член межведомственной комиссииШумилов Ф.И.- заместитель начальника отдела жилищного надзора и лицензионного контроля Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области. Квартира№<данные изъяты> дома данными членами комиссии не обследовалась. Вышеперечисленные факты подтверждаются материалами проведённой проверки. Также, данным заключением межведомственной комиссии помещения указанного многоквартирного жилого дома в связи с их несоответствием требованиям п.10 и п.12 второго раздела Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47, и подпункта «а» п.42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390, признаны непригодными для постоянного проживания, однако, в соответствии с требованиями законодательства в отношении многоквартирного жилогодомакомиссией необходимо было вынести заключение об аварийности или неаварийности многоквартирного жилого дома, а не о непригодности помещений многоквартирного жилого дома для постоянного проживания. В связи с вышеуказанным, заключение межведомственной комиссии о признании помещений многоквартирного жилого домане пригодными для проживания, не соответствует требованиям п.47 и п.44 Положения. Данные обстоятельства не позволяли членам межведомственной комиссия вынести заключение о признании помещений рассматриваемого дома непригодными для проживания.
В соответствии с распоряжением главы администрации Куженкинского городского поселения от29.12.2017№46-р договоры социального найма жилого помещения с Ломтевой В.М. проживающей вкв. <данные изъяты>, и с Тихомировой И.А, проживающей вкв. № <данные изъяты> вышеуказанного дома расторгнуты. Основанием для принятия данного решения послужило постановление от29.12.2017№60-па «О признании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу:<данные изъяты> аварийным и подлежащим сносу». В связи с принятием незаконных решений о признании указанного жилого дома аварийным и подлежащим сносу, 01.06.2018 данный объект недвижимости снят с кадастрового учёта. Таким образом, граждане, проживающие и зарегистрированные в данном доме по настоящее время, существенно ограничены в реализации своих жилищных, социальных и иных прав в связи с тем, что правовой статус многоквартирного дома в настоящий период отсутствует. Обращение прокурора в суд с исковым заявлением в интересах вышеуказанных граждан обоснованно необходимостью реального соблюдения жилищных прав граждан, в связи с чем просил признать недействительным акт обследования и заключения межведомственной комиссии о признании жилого дома не пригодным для проживания и отмене постановления о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу удовлетворить; восстановить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о правах на указанный многоквартирный дом.
Определением Бологовского городского суда Тверской области от 20 ноября 2019 года в порядке досудебной подготовки к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Открытое акционерное общество «Российские железные дороги», Главное управление «Государственная жилищная инспекция» Тверской области.
Определением Бологовского городского суда Тверской области от 18 декабря 2019 года суд перешел к рассмотрению настоящего дела в порядке административного судопроизводства и определил состав лиц, участвующих в деле: административные истцы – Бологовский межрайонный прокурор,Ломтева А.А.,Ломтева В.М.,Ломтева Т.П.,Тихомирова И.А.; административный ответчик – Администрация Куженкинского городского поселения Бологовского района Тверской области; заинтересованные лица - Главное управление «Государственная жилищная инспекция» Тверской области, Открытое акционерное общество «Российские железные дороги», Управление Росреестра по Тверской области.
Определением Бологовского городского суда Тверской области от 14 января 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области.
Определением Бологовского городского суда Тверской области от 30 января 2020 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация МО «Бологовский район» и ГУ МЧС России по Тверской области.
Определением Бологовского городского суда Тверской области от 26 февраля 2020 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен Глава Куженкинского городского поселения Бологовского района Тверской области Кузьмин О.П.
Определением Бологовского городского суда Тверской области от 10 апреля 2020 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».
В судебном заседании помощник Бологовского межрайонного прокурора Корнилова Н.В. поддержала заявленные требования в полном объеме, ссылаясь на изложенные в исковом заявлении основания.
В судебном заседании административный истец Ломтева Т.П. поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Административные истцы Тихомирова И.А., Ломтева В.М. и Ломтева А.А. ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие, указав, что поддерживают заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрация Куженкинского городского поселения Бологовского района Тверской области Покровский А.С. возражал против удовлетворения заявленных требований
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе администрации Куженкинского городского поселения Бологовского района Тверской области выражается несогласие с решением суда, содержится просьба о его отмене с отказом в удовлетворении заявленных прокурором требований. Указано на отсутствие у прокурора предусмотренных ст. 39 КАС РФ правовых оснований для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением, на пропуск установленного ст. 219 КАС РФ срока обращения в суд с заявленными прокурором требованиями. Решение суда принято в отношении двух ответчиков, тогда как оспариваемое постановление принято администрацией Куженкинского городского поселения, являющегося отдельным муниципальным органом. Глава городского поселения оспариваемые акты не принимал.
В письменных возражениях Бологовского межрайонного прокурора, возражениях Тихомировой И.А., Ломтевой Т.П., Ломтевой В.М. критикуются доводы апелляционной жалобы, содержится просьба об оставлении решения суда без изменения ввиду его законности и обоснованности.
В суде апелляционной инстанции представитель администрации Куженкинского городского поселения Бологовского района Тверской области Покровский А.С. доводы апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям. Просил решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении жалобы.
В суде апелляционной инстанции прокурор Обиход И.Д. просил решение суда оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным.
Представитель ОАО «РЖД» Алехин В.А. полагал решение подлежащим отмене, доводы прокурора не подлежащими удовлетворению.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, а также возражений на нее, выслушав участвовавших в суде апелляционной инстанции лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу положений статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов административного дела следует, что что Бологовской межрайонной прокуратурой по обращению жильцов дома № 10а по ул. Почтовая пгт. Куженкино Бологовского района Тверской областипроведена проверка исполнения администрацией МО «Куженкинское городское поселение» Тверской области законодательства в сфере признания жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в ходе проведения которой установлено, что в кв. <данные изъяты> дома зарегистрирована и проживаетТихомирова И.А.,вкв. 2-Ломтева В.М., Ломтева Т.П.и Ломтева А.А. Распоряжением Администрации Тверской области от27.01.2009«О разграничении муниципального имущества между Бологовским районом Тверской области и входящими в его состав поселениями», в муниципальную собственность Куженкинского городского поселения передан жилой дом ПК 3 с кадастровым номером№<данные изъяты>, которому в последующем присвоен адрес: <данные изъяты> кадастровым номером№<данные изъяты>. Согласно заключению межведомственной комиссии <данные изъяты>созданной постановлением администрации МО «Куженкинское городское поселение» от14.08.2015№36-па, помещения в многоквартирном жилом доме по вышеуказанному адресу, состоящем из двух квартир, признаны непригодными для постоянного проживания в связи с несоответствием их требованиям п.10 и п.12 второго раздела Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47, и подпункта «а» п.42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых Постановлением правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390. Данное заключение вынесено на основании акта межведомственной комиссии№<данные изъяты>, составленного по результатам обследования указанного жилого дома, проведенного20.12.2017межведомственной комиссией, созданной постановлением администрации МО «Куженкинское городское поселение» от14.08.2015 №36-па.
В соответствии с распоряжением главы администрации Куженкинского городского поселения от29.12.2017№46-р договоры социального найма жилого помещения с Ломтевой В.М. проживающей вкв. № <данные изъяты>, и с Тихомировой И.А, проживающей вкв. № <данные изъяты> вышеуказанного дома расторгнуты.
В связи с принятием незаконных решений о признании указанного жилого дома аварийным и подлежащим сносу, 01.06.2018 данный объект недвижимости снят с кадастрового учёта.
Полагая, что действия (бездействие) административных ответчиков являются незаконным, Бологовский межрайонный прокурор, в порядке ст. 39 КАС РФ, действуя в защиту жилищных прав граждан, обратился в суд с соответствующим административным иском.
Удовлетворяя требования прокурора, суд исходил из нарушения процедуры принятия решения о признании дома аварийным и подлежащим сносу, акт обследования и заключение межведомственной комиссии являются недействительными.
Поскольку основанием для принятия постановления администрацией Куженкинского городского поселения Бологовского района Тверской области от29.12.2017№60-пав части признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу послужили вышеуказанные акт обследования и заключение, признанные судом незаконными, данное постановление также является незаконным, а заявленные Бологовским межрайонным прокурором требования в этой части также являются законными и обоснованными.
Между тем судом при рассмотрении дела не учтено следующее.
Согласно пункту 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В силу абзаца 2 пункта 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
При этом Межведомственная комиссия, чье решение оспаривается, имеет властные полномочия и создана на основании решения органа местного самоуправления, представляет собой коллегиальный орган.
С учетом этого, а также специфики рассмотрения административных дел, принимая во внимание субъектный состав споров, вытекающих из публичных правоотношений, при рассмотрении административного дела, связанного с оспариванием действия (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, межведомственная комиссия подлежала привлечению судом к участию в деле в качестве соответчика.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Согласно пункту 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Кроме того, судебная коллегия обращает внимание, что заявленные прокурором требования не соответствуют положениям Главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ. Так, при удовлетворении заявленных требований полностью или в части принимается решение о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Также в резолютивной части решения не указано, какие изменения подлежат внесению в записи о правах на многоквартирный дом на основании принятого решения суда после вступления его в законную силу.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции ввиду существенного нарушения норм процессуального права на основании пункта 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит безусловной отмене, с направлением дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции надлежит учесть вышеизложенное, в соответствии с частью 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определить обстоятельства, имеющие значение для дела, разрешить административный иск и принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Бологовского городского суда Тверской области от 08 мая 2020 года отменить, направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи