Решение по делу № 2-114/2024 от 27.03.2024

УИД 25RS0023-01-2024-000137-09

Дело № 2-114/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

пгт.Ольга 21 июня 2024 года

Ольгинский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Савина А.А.,

при секретаре судебного заседания Биктимировой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Дмитриевой Э.В. к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Приморскому краю о назначении досрочной страховой пенсии по старости,

установил:

    

Истец обратился в Ольгинский районный суд Приморского края с иском о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

В обоснование иска указала, что 10.11.2022 г. обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости. Решением ей было отказано в назначении пенсии, поскольку продолжительность страхового и специального стажа менее требуемого.

Апелляционным определением Приморского краевого суда от 11.07.2023 г. был установлен факт трудовых отношений между истцом и ООО <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности продавца магазина <данные изъяты>

Решением Ольгинского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ определена общая продолжительность трудового стажа (23 года 06 месяцев 10 дней), продолжительность специального стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (11 лет 08 месяцев).

ДД.ММ.ГГГГ она повторно обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии, решением ей было отказано в досрочном назначении страховой пенсии, поскольку величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) составляет менее требуемой (ИПК составляет 17,122, в 2023 г. требуется ИПК в размере 25,8).

Истец считает указанный отказ незаконным, поскольку указанным решением подтверждено, что страховой и специальный стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, необходимый для досрочного назначения пенсии, истцом выработан. Полагает, что оценка величины ИПК ответчиком произведена не верно, не включены периоды пребывания в отпуске по уходу за ребенком (1,8 балла), не оценены пенсионных права с учетом включения периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что приведет к увеличению пенсионного коэффициента.

Истец просит признать указанное решение пенсионного органа незаконным, обязать ответчика назначить ей досрочно страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, выплатить задолженность по пенсии с указанной даты.

Уточнила исковые требования, просит возложит на ответчика обязанность произвести расчет ИПК за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исходя из минимальной заработной платы, соответствующей на тот период времени в данном регионе с учетом районного коэффициента, включить в стаж период отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, признать решение пенсионного органа об отказе в назначении пенсии незаконным, назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, возместить судебные расходы.

В судебном заседании истец исковые требования подтвердила в полном объеме. Показала, что пенсионным органом не подтвержден ИПК в период с 2009 по 2015 г., при этом она имела право выхода на пенсию с 2021 г., следовательно, должны быть учтены дополнительные пенсионные баллы. Предоставила собственноручно составленный расчет ИПК, в соответствии с которым ИПК на 2023 г. составляет 27,002.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представил в суд письменные возражения, в соответствии с которыми основания и порядок реализации прав граждан на страховые пенсии в Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ регламентируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии с п.п.6 п.1 ст.32 указанного Федерального закона, досрочная страховая пенсия по старости назначается женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севре (РКС) либо не менее 20 лет в приравненных к ним местностях (МКС) и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет, а также наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) в размере не менее 30 лет. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за 9 месяцев работы в районах Крайнего Севера.

ДД.ММ.ГГГГ Дмитриева Э.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. обратилась в Отделение за назначением досрочной страховой пенсии по старости по нормам ст.32.1.6 Закона № 400-ФЗ, в связи с осуществлением работы в тяжелых природно-климатических условиях.

При рассмотрении права на льготное пенсионное обеспечение в страховой стаж не включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г. в должности продавца магазина ИП ФИО3 У заявительницы общая продолжительность специального стажа, подлежащего включению для назначения досрочной страховой пенсии по старости по нормам ст.32.1.6 с учетом преобразования МКС в РКС составляет 8 лет 9 месяцев, т.е. специальный стаж выработан, продолжительность страхового стажа составляет 23 года 6 месяцев (требуется 20 лет), т.е. страховой стаж выработан. Величина ИПК составляет 17, 122 (требуется в 2023 году-25,8), т.е. менее требуемой.

Таким образом, право на установление досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.6 п.1 ст.32 отсутствует. Представитель ответчика просит рассмотреть дело без его участия.

Дополнительно представил письменный отзыв (после уточнения исковых требований истцом), в соответствии с которым период отпуска по уходу за ребенком в стаж работы включению не подлежит, поскольку в указанный период истец не была трудоустроена. Возражает против удовлетворения требований о взыскании судебных расходов, так как ответчик в соответствии с пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины.

Заслушав объяснения, исследовав материалы дела, давая оценку имеющимся доказательствам в их совокупности в соответствии с правилами ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ), вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

По общему правилу части 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (с 2025 г.) следующим гражданам: мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Согласно части 2 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ при назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

С ДД.ММ.ГГГГ страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии (часть 3 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).

С учетом переходных положений, размер величины индивидуального пенсионного коэффициента для назначения страховой пенсии по старости в 2023 году составляет 25,8.

Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Дмитриева Э.В. обратилась в отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Приморскому краю с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по нормам ст.32.1.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с осуществлением работы в тяжелых природно-климатических условиях.

Решением № отделения Дмитриевой Э.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента - 25,8.

В соответствии с частью 3 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона - на день установления этой страховой пенсии.

В части 3 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ определены условия применения индивидуального пенсионного коэффициента при назначении пенсии по старости на общих основаниях (определяется на дату достижения возраста) и при назначении пенсии по старости досрочно (определяется на дату установления такой пенсии).

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем (часть 2 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).

В данном случае такой датой является дата подачи заявления от ДД.ММ.ГГГГ.

На дату обращения к ответчику с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии ДД.ММ.ГГГГ величина индивидуального пенсионного коэффициента составила ниже требуемого значения.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).

При этом апелляционным определением от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в удовлетворении исковых требований о возложении на работодателя обязанности произвести страховые отчисления.

Согласно ст. 15 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ пенсионные права граждан за каждый год фиксируются в баллах (индивидуальных пенсионных коэффициентах. При расчете пенсии учитывается сумма годовых ИПК за периоды до и после ДД.ММ.ГГГГ При этом пенсионные права, выработанные до ДД.ММ.ГГГГ, оцениваются по нормам Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Статьей 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно указанному решению пенсионного органа, исчисление ИПК производилось пенсионным органом по наиболее выгодному варианту с применением п. 4 ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ.

В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитываются следующие периоды, указанные в статье 11 Федерального закона N 173-ФЗ: период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности; период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства; период, включенный в трудовой стаж на основании решения суда; период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.

Из представленного расчета величины индивидуального пенсионного коэффициента следует, что при его расчете учитывался общий стаж до ДД.ММ.ГГГГ с учетом «советского» стажа работы до 1991 г. (для расчета валоризации), период ухода за инвалидом. При этом произведен учет среднемесячного заработка истца, поступившие страховые взносы, определен расчетный размер пенсии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, определен пенсионный капитал на ДД.ММ.ГГГГ, определен размер страховой части страховой пенсии на ДД.ММ.ГГГГ, произведена валоризация страховой части. ИПК по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 9,461; по уходу за инвалидом-3, 135; по страховым взносам, выплаченным с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-4,526.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ суммарный ИПК составляет 17,122.

Указанный расчет соответствует приведенным нормам пенсионного законодательства, при этом ст.30 Федерального закона № 173-ФЗ установлено, что размер страховой пенсии не может быть менее 660 руб., из них-450 руб.-размер фиксированной выплаты, 210 руб.-размер страховой пенсии.

Следовательно, доводы истца о необходимости использования при расчете ИПК минимальной заработной платы, а не минимального размера страховой пенсии, основаны на ошибочном толковании закона.

Указанный расчет суд находит обоснованным, правомерным, основанным на материалах пенсионного дела и требованиях пенсионного законодательства.

Представленный истцом расчет судом отвергается, поскольку истцом произведен расчет ИПК за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В страховой стаж засчитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, но не более 6 лет в общей сложности (п. 3 ч. 1 ст. 12 Закона N 400-ФЗ). Однако, в соответствии с ч.2 указанной статьи, такой период засчитывается в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 настоящего Федерального закона. Поскольку истец не была трудоустроена, что подтверждается копией трудовой книжки, указанный период (отпуск по уходу за ребенком) в стаж работы включению не подлежит. В случае включения указанного периода ИПК составит 17,953, то есть менее требуемого. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ страховые взносы не вносились, что является обязательным основанием для начисления пенсионных баллов.

Таким образом, правовые основания для назначения истцу пенсии отсутствуют. Доводы истца о том, что она имеет право на досрочное назначение пенсии с 2021 г. ничем не подтверждены, противоречат нормам пенсионного законодательства, судом отвергаются. Наличие специального и страхового стажа при отсутствии необходимого ИПК не является основанием для назначения досрочной страховой пенсии.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных истцом требований не имеется.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ судебные расходы истца в случае отказа в удовлетворении иска взысканию с ответчика не подлежат.

Доводы ответчика в данной части судом отвергаются, поскольку положения НК РФ о льготе по оплате государственной пошлины в данном случае не применимы, так как речь идет о возмещении понесенных судебных расходов истца, действующим гражданским процессуальным законодательством не предусмотрено освобождение проигравшей стороны от возмещения судебных расходов

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Дмитриевой Э.В. в удовлетворении исковых требований к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Приморскому краю о возложении обязанности произвести расчет ИПК за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исходя из минимальной заработной платы, соответствующей на тот период времени в данном регионе с учетом районного коэффициента, включении в стаж период отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, признании решение пенсионного органа об отказе в назначении пенсии незаконным, назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, возмещении судебных расходов отказать.

Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в апелляционную коллегию по гражданским делам Приморского краевого суда через Ольгинский районный суд.

Дата принятия решения в окончательной форме 21.06.2024 года.

Председательствующий                      А.А. Савин

2-114/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Дмитриева Эльвира Васильевна
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Приморскому краю
Суд
Ольгинский районный суд Приморского края
Судья
Савин А.А.
Дело на сайте суда
olginsky.prm.sudrf.ru
27.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.03.2024Передача материалов судье
28.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.04.2024Судебное заседание
15.05.2024Судебное заседание
31.05.2024Судебное заседание
21.06.2024Судебное заседание
21.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее