Дело № 62RS0004-01-2023-001118-42
(производство № 2-1868/2023)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Рязань 01 ноября 2023 года
Советский районный суд г. Рязани в составе председательствующего судьи Ерофеевой Л.В.,
при секретаре Лопоухове Р.Ю.,
с участием представителя истца Демешовой Ю.Ю. – Орловой Т.Ю.,
представителя ответчика Ховрачевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Демешовой Юлии Юрьевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО2, Воронина Олега Юрьевича, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО4, ФИО5 к администрации г. Рязани о признании права пользования жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Демешова Ю.Ю., действующая в интересах своих и несовершеннолетнего ФИО2, дд.мм.гггг. года рождения, Воронин О.Ю., действующий в интересах своих и несовершеннолетней ФИО4, дд.мм.гггг. года рождения, ФИО5 обратились в суд с вышеуказанным иском к администрации г. Рязани, мотивируя тем, что Демешова Ю.Ю. с дд.мм.гггг., Воронин О.Ю. с дд.мм.гггг., ФИО5 с дд.мм.гггг., несовершеннолетний ФИО2 с дд.мм.гггг., несовершеннолетняя ФИО4 с дд.мм.гггг. зарегистрированы по адресу: <адрес> в муниципальной квартире общей площадью 17,2 кв.м; однако адрес фактического их проживания до дд.мм.гггг. не соответствует данным о регистрации по месту жительства, так как до пожара, произошедшего в вышеуказанном доме дд.мм.гггг., они проживали в квартире № данного дома, а в квартиру № никогда не вселялись и ею не пользовались. Квартира № общей площадью 38 кв.м имеет статус муниципального жилья, в ней ни до пожара, ни в настоящее время никто не зарегистрирован, однако она являлась единственным их жилищем; иных жилых помещений на праве собственности, по договору социального найма они никогда не имели, возможность приобрести жилье в собственность у них также отсутствует. Причиной выезда их из квартиры № явился пожар, в результате которого проживать в жилых помещениях по адресу: <адрес> стало невозможно. Распоряжением администрации г. Рязани № 178-р от 01.02.2012 дом признан аварийным, до 01.09.2012 установлен срок реконструкции, но до настоящего момента находится в аварийном состоянии; в ближайшее время администрация г. Рязани намерена предоставить им иное жилое помещение по договору социального найма.
На основании вышеизложенных обстоятельств, ссылаясь на нормы ст. 40 Конституции РФ, ст.ст. 3, 10 ЖК РФ, ст.ст. 265, 267 ГПК РФ, истцы просили признать их не приобретшими права пользования жилым помещением – квартирой общей площадью 17,2 кв.м по адресу: <адрес>; установить факт их проживания в квартире общей площадью 38 кв.м по адресу: <адрес>; признать за ними право пользования жилым помещением – квартирой общей площадью 38 кв.м по адресу: <адрес>.
В судебное заседание истцы Демешова Ю.Ю., Воронин О.Ю., ФИО5, извещённые о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явились, о причинах неявки суд не известили, об отложении судебного разбирательства дела не просили.
Представитель истца Демешовой Ю.Ю. – Орлова Т.Ю., действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности, в судебном заседании представила уточненное исковое заявление, согласно которому истца просили признать за Демешовой Ю.Ю., несовершеннолетним ФИО2, Ворониным О.Ю., несовершеннолетней ФИО4, ФИО5 право пользования жилым помещением – квартирой общей площадью 38 кв.м, жилой площадью 31,9 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>. Полагала заявленные исковые требования обоснованными и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Ховрачева Е.В. исковые требования Демешовой Ю.Ю., Воронина О.Ю. и ФИО5 не признала, ссылаясь на то, что истцами не представлено доказательств законности вселения в квартиру <адрес>, при том что они зарегистрированы в квартире № указанного жилого дома, в связи с чем просила в удовлетворении иска отказать.
Суд, выслушав объяснения истца Демешовой Ю.Ю., её представителя Орловой Т.Ю., объяснения представителя ответчика Ховрачевой Е.В., показания свидетелей ФИО11, ФИО12, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 10 Жилищного кодекса Российской Федерации, вступившего в действие с дд.мм.гггг., жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают:
1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему;
2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;
3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности;
4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом;
5) из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах;
6) вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Защита жилищных прав осуществляется путем, в том числе, признания жилищного права (пункт 1 части 3 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Статьёй 5 Федерального закона Российской Федерации № 189-ФЗ от 29.12.2004 «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, указанный Кодекс применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
До 01 марта 2005 года действовал Жилищный кодекс РСФСР, утвержденный Верховным Советом РСФСР 24 июня 1983 года, согласно статье 50 которого пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.
Статьёй 51 Жилищного кодекса РСФСР предусматривалось, что договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.
Члены семьи нанимателя пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения. Совершеннолетние члены семьи несут солидарную с нанимателем имущественную ответственность по обязательствам, вытекающим из указанного договора. К членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство (статья 53 Жилищного кодекса РСФСР).
До введения в действие Жилищного кодекса РСФСР правоотношения по договору найма жилого помещения регулировались нормами статьей 295 – 341 Гражданского кодекса РСФСР, действовавшего с 01 октября 1964 года.
Так, статьёй 295 Гражданского кодекса РСФСР предусматривалось, что по договору найма жилого помещения наймодатель обязуется предоставить нанимателю за плату жилое помещение для проживания в нём.
Предоставление жилых помещений в домах местных Советов депутатов трудящихся производилось исполнительным комитетом местного Совета при участии представителей общественных организаций, а в домах государственных, кооперативных и общественных организаций – по совместному решению администрации и фабричного, заводского, местного комитета профессионального союза, утверждённому исполнительным комитетом Совета депутатов трудящихся. На основании решения о предоставлении внаем жилого помещения исполнительным комитетом местного Совета депутатов трудящихся гражданину выдавался ордер на занятие жилого помещения.
В статье 316 Гражданского кодекса РСФСР устанавливалась норма жилой площади в размере 9 квадратных метров на одного человека.
До 01 октября 1964 года специальные нормы, регулирующие договор найма жилого помещения, в законодательстве РСФСР отсутствовали; к указанным правоотношениям подлежали применению нормы Гражданского кодекса РСФСР, действовавшего с 01 января 1925 года, об имущественном найме, при этом из положений статьи 173 указанного Кодекса следовало, что жилые помещения предоставлялись внаём в пределах установленных норм жилой площади.
В судебном заседании установлено, и подтверждается исследованными письменными доказательствами, что Воронин О.Ю., дд.мм.гггг. года рождения, его бывшая супруга ФИО5, дд.мм.гггг. года рождения, и их дочь ФИО4, дд.мм.гггг. года рождения, а также Демешова Ю.Ю., дд.мм.гггг. года рождения, и её сын ФИО2, дд.мм.гггг., зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>, что подтверждается отметками в паспортах Воронина О.Ю., Демешовой Ю.Ю. и ФИО5, а также свидетельствами о регистрации по месту жительства ФИО4 и ФИО2
дд.мм.гггг. в жилом доме по вышеуказанному адресу произошёл пожар, что подтверждается справкой о пожаре № от дд.мм.гггг. зам. начальника отдела надзорной деятельности Советского района г. Рязани Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Рязанской области.
На основании заключения межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от дд.мм.гггг. главой администрации г. Рязани дд.мм.гггг. было издано распоряжение № «О признании многоквартирного жило дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим реконструкции», в котором собственникам помещений многоквартирного жилого дома предписывалось произвести его реконструкцию в срок до дд.мм.гггг., предварительно приняв решение на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме о такой реконструкции; в противном случае земельный участок, на котором распложен жилой дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с действующим законодательством.
До настоящего времени многоквартирный жилой дом по вышеуказанному адресу не реконструирован.
Согласно выписке из ЕГРН от дд.мм.гггг. №, жилое помещение по адресу: <адрес>, площадью 17,2 кв.м, поставленное на кадастровый учёт дд.мм.гггг., находится в собственности муниципального образования – городской округ город Рязань.
Из поквартирной карточки на жилое помещение по адресу: <адрес> (прежний адрес жилого дома – <адрес>) следует, что его нанимателем (квартиросъёмщиком) являлся ФИО13, дд.мм.гггг. года рождения (прописан дд.мм.гггг.); в мае 1971 года в данном жилом помещении были прописаны жена квартиросъёмщика ФИО14, дд.мм.гггг. года рождения, и её сын ФИО15, дд.мм.гггг. года рождения (выписан в связи с призывом в Советскую Армию дд.мм.гггг., затем вновь прописан дд.мм.гггг., выписан в связи со смертью дд.мм.гггг.), дд.мм.гггг. – прописан сын ФИО13 и ФИО14 - Воронин О.Ю., дд.мм.гггг. года рождения (выписан в заключение дд.мм.гггг., затем вновь прописан дд.мм.гггг.).
Жилая площадь жилого помещения – квартиры <адрес> указана в поквартирной карточке – 31,9 кв.м.
После смерти квартиросъёмщика ФИО13 (дд.мм.гггг.) в квартире <адрес> были прописаны: дд.мм.гггг. - дочь ФИО14 - ФИО16, дд.мм.гггг. года рождения (впоследствии изменившая фамилию сначала на ФИО2, затем на Демешову), дд.мм.гггг. – сын ФИО14 - ФИО17, дд.мм.гггг. года рождения.
дд.мм.гггг. ФИО14 умерла, что подтверждается повторным свидетельством о смерти № от дд.мм.гггг..
Постановлением префекта Советского округа мэрии города Рязани от дд.мм.гггг. № над несовершеннолетними ФИО16, дд.мм.гггг. года рождения, и ФИО17, дд.мм.гггг. года рождения, была учреждена опека со стороны бабушки ФИО18, которая умерла дд.мм.гггг..
После смерти ФИО18 постановлением мэрии города Рязани от дд.мм.гггг. № опекуном над несовершеннолетними ФИО16 и ФИО17 и их имуществом (квартирой) по адресу: <адрес> была назначена ФИО19; место проживания подопечных определено с опекуном по адресу: <адрес> <адрес>.
На основании постановления префекта Советского округа мэрии г. Рязани от дд.мм.гггг. № за несовершеннолетними ФИО23 ФИО6 и Павлом закреплена жилая площадь по месту их прописки: <адрес>
Постановлением начальника управления по жилью администрации г. Рязани от дд.мм.гггг. № Воронин О.Ю. признан нанимателем жилого помещения – квартиры <адрес>, жилой площадью 31,9 кв.м, по ранее заключенному договору найма вместо умершей дд.мм.гггг. матери ФИО14, с составом семьи 3 человека.
дд.мм.гггг. в квартире прописана (зарегистрирована по месту жительства) жена Воронина О.Ю. - ФИО20, дд.мм.гггг. года рождения (после расторжения брака изменившая фамилию на ФИО5), дд.мм.гггг. – их дочь ФИО4, дд.мм.гггг. года рождения, а дд.мм.гггг. – сын ФИО2 (добрачная фамилия которой - ФИО22, в настоящее время - Демешова) Ю.Ю. – ФИО2, дд.мм.гггг. года рождения.
ФИО17 выписан из квартиры <адрес> дд.мм.гггг. в связи с предоставлением жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от дд.мм.гггг. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно техническому паспорту на жилой дом по адресу: <адрес> (прежний адрес – <адрес>) по состоянию за период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг., в указанном жилом доме, построенном до 1918 года, имеющем 2 этажа и антресоль (3 этажа), на первом этаже располагалось 5 квартир, а именно: квартира № общей площадью 30,7 кв.м, в том числе жилой 21,7 кв.м состоящая из двух жилых комнат, кухни и коридора; квартира № общей площадью 17,2 кв.м, в том числе жилой 9,5 кв.м, состоящая из жилой комнаты и кухни; квартира № общей площадью 23,5 кв.м, в том числе жилой 16,4 кв.м, состоящая из жилой комнаты и кухни; квартира № общей площадью 38 кв.м, в том числе жилой 31,9 кв.м состоящая их трёх жилых комнат и кухни; квартира № общей площадью 49,2 кв.м, в том числе жилой 30,4, состоящая из трёх жилых комнат, кухни и двух коридоров.
Таким образом, содержащиеся в поквартирной карточке на жилое помещение по адресу: <адрес> сведения о площади указанной квартиры (31,9 кв.м) противоречат техническому паспорту на жилой дом, согласно которому такую жилую площадь имела квартира № в данном жилом доме.
Из искового заявления, объяснений в суде истца Демешовой Ю.Ю., её представителя Орловой Т.Ю., показаний свидетелей ФИО11, <...> года рождения, и ФИО12, <...> года рождения, проживавших соответственно в квартире № и в квартире № дома № по ул. <...> до произошедшего в данном доме пожара, следует, что ФИО14 с тремя детьми (ФИО7, ФИО6 и ФИО24) по крайней мере с дд.мм.гггг. проживала фактически в угловой квартире, расположенной на 1 этаже жилого дома, состоящей из трёх жилых комнат, то есть в квартире № (согласно техническому паспорту).
Указанное обстоятельство, стороной ответчика не оспоренное, положено истцами в основу исковых требований о признании за ними права пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, общей площадью 38 кв.м, которое, согласно выписке из ЕГРН от 31.10.№, было поставлено на кадастровый учёт дд.мм.гггг. и зарегистрировано по праву собственности за муниципальным образованием – городской округ город Рязань.
Между тем, как было указано выше, основанием для приобретения гражданами права пользования жилым помещением по договору социального найма (до 2005 года – договора найма) являлось вселение в жилое помещение на основании ордера, выданного местным органом государственной власти, при этом площадь предоставляемого жилого помещения зависела от количества членов семьи нанимателя, которому это жилое помещение предоставляется.
Как следует из поквартирной карточки на жилое помещение по адресу: <адрес>, данное жилое помещение в дд.мм.гггг. было предоставлено ФИО13, который до дд.мм.гггг. в данном жилом помещении был прописан один.
С учётом действовавшего на момент вселения законодательства трёхкомнатная квартира жилой площадью 31,9 кв.м не могла быть предоставлена внаём одному человеку.
Доказательств того, что после увеличения состава семьи ФИО13 и вселения в квартиру № его жены ФИО14, её сына ФИО15 (в дд.мм.гггг.), рождения у ФИО22 в дд.мм.гггг. сына Воронина О.Ю. им было предоставлено для проживания в установленном законом порядке (на основании ордера, либо решения уполномоченного органа местного самоуправления) иное жилое помещение большей площадью, а именно квартира № в доме № по ул. <адрес>, либо спорное жилое помещение было предоставлено ФИО14 после рождения у неё в дд.мм.гггг. дочери ФИО16, истцами суду не представлено, и судом не добыто.
То обстоятельство, что в поквартирной карточке площадь квартиры <адрес> указана неверно, не свидетельствует о наличии законных оснований проживания истцов в квартире № данного жилого дома, поскольку поквартирная карточка, оформляемая обслуживающей организацией, не является документом, предоставляющим гражданам право пользования жилым помещением по договору социального найма и подтверждающим законность вселения в жилое помещение с определенными техническими характеристиками (площадью).
Доказательств исполнения истцами до 2011 года (до момента пожара в жилом доме) либо ФИО14 до момента её смерти в дд.мм.гггг. обязанностей нанимателя по оплате жилого помещения площадью 31,9 кв.м, в материалы дела не представлено, и истцом не получено.
Согласно ответу ИП г. Рязани «Кустовой вычислительный центр», информация о лицевых счетах, открытых на жилые помещения по адресам: <адрес>, в настоящее время в базе предприятия отсутствует.
Анализируя установленные обстоятельства, подтверждённые исследованными доказательствами, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для признания за истцами права пользования по договору социального найма жилого помещения квартирой, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 38 кв.м, в связи с чем исковые требования Демешовой Ю.Ю., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО2, Воронина О.Ю., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО4, и ФИО5 удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░ <...>), ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░2, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░ <...>), ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░4, ░░░5 (░░░░░ <...>) ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, - ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ - ░░░░░░░