Дело № 2-89/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Нязепетровск 12 мая 2021 года
Нязепетровский районный суд Челябинской области в составе председательствующего Смольниковой Т.Г.
при секретаре Щипицыной Е.А.,
с участием истца Потаповой Т.В.,
представителей ответчика Администрации Нязепетровского муниципального района Кочеврягина Д.Н., Русиновой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Потаповой Т.В. к Региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» о признании услуги фактически не предоставленной, отмене оплаты за услугу,
установил:
Потапова Т.В. обратилась в суд с иском к ООО «<данные изъяты>» о признании услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами фактически не предоставленной, отмене оплаты за услугу с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование исковых требований указала, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ. ею была получена квитанция для внесения платы за слугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на общую сумму 2 475 руб. 12 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно реестру мест накопления ТКО на территории Нязепетровского муниципального района, ближайший контейнер для сбора ТКО находится на расстоянии 639 метров от ее дома. В связи с удаленностью, услугой вывоза мусора воспользоваться не имеет возможности. Перерасчет ей выполнить отказались. Согласно требований к расположению контейнерных площадок, установленных п. 2.2.3 СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом ССР 05.08.1988гн. № 4690-88, согласно которым площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и мест отдыха населения на расстоянии не менее 20 метров, но не более 100 метров. Полагает, что фактически услуга по обращению с ТКО ООО «<данные изъяты>» ей не предоставлялась, поэтому полагает начисление платы за данную коммунальную услугу с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. неправомерным.
Истец Потапова Т.В. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала в полном объеме.
К участию в деле в качестве соответчика была привлечена Администрация Нязепетровского муниципального района <адрес>.
Представитель ответчика Администрации Нязепетровского муниципального района Кочеврягин Д.Н. с иском не согласился, пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ Тверской микрорайон <адрес> был оборудован 8 контейнерными площадками. Поскольку не всем жителям это понравилось, а именно для некоторых контейнеры были далеко, были проведены собрания со старшими по улицам. Однако они высказали, что не хотят видеть мусорные контейнеры рядом со своими домами, что им удобно возить, поскольку имеется такая возможность, и пусть контейнеры стоят подальше, на выездах с улиц. Чтобы соблюсти предусмотренные 100 метров отдаленности от жилых домов, в частном секторе установить контейнеры рядом с каждым домом не представляется возможным, да и не рентабельно. Также не выбор установки контейнерных площадок повлияла гонная местность, не удобный подъезд для автомобилей. Иные факторы, как линии электропередач тоже являются решающим фактором. Где то водоохранная зона. Были выбраны оптимальные места для установки контейнеров. Вся информация с координатами установки контейнеров находится на сайте. Также информация доводилась с помощью телевидения и средств массовой информации. Имеющая городская свалка еще действует для жителей, где контейнерные площадки не оборудованы, но когда весь город будет оборудован контейнерными площадками, городскую свалку ликвидируют. Весь мусор из контейнеров вывозится на полигон <адрес>, и с городской свалки не вывозится, и когда ее закроют, он будет переработан.
Представитель ответчика Администрации Нязепетровского муниципального района Русинова А.А. поддержала доводы представителя Кочеврягина Д.Н. Дополнила, что для установки контейнеров на более близком расстоянии от дома истца пришлось проходить дополнительные согласования, поскольку площадка оборудована на территории школы.
Представитель ответчика ООО «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представил отзыв на исковое заявление, в котором выразил несогласие с исковыми требованиями, просил в их удовлетворении отказать. Указал, что текст договора на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным, был ими опубликован в газете «Нязепетровские вести» в № от ДД.ММ.ГГГГ. и на их сайте. Вывоз ТКО с территории <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ осуществлялся ООО «<данные изъяты>» на основании договора с ООО «<данные изъяты>» на оказание услуг по сбору и транспортированию ТКО № от ДД.ММ.ГГГГ., а в ДД.ММ.ГГГГ - на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ. Определение мест размещения контейнеров для ТКО не входит в компетенцию Регионального оператора.
Свидетель Х.Л.Н. пояснил, что к нему соседи приносят пластиковые бутылки, макулатуру, которые он потом отдает сыну, а сын уже увозит в пункты приема пластика и макулатуры. Раньше вывозили мусор на городскую свалку, было удобно, а когда установили контейнеры, стало неудобно.
Свидетель Л.Л.П. пояснила, что баки стоят далеко от дома, они всегда мусор вывозят на городскую свалку на машине.
Свидетель М.А.П. пояснил, что контейнеры установили в ДД.ММ.ГГГГ, но он ими не пользовался. Ему проще вывезти мусор на свалку, несмотря на то, что она находится гораздо дальше контейнерных баков.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения истца, представителей Администрации Нязепетровского муниципального района <адрес>, свидетелей, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Потапова Т.В. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 78).
Согласно справке, заверенной Главой городского поселения Л.Г.В., в доме, находящемся по адресу: <адрес> в настоящее время проживают Потапова Т.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО11., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 87).
ООО «<данные изъяты>» имеет статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Кыштымского кластера <адрес>, в границах которого расположено домовладение истицы. ДД.ММ.ГГГГ. им выдана лицензия на сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживанию отходов I-IV классов опасности (л.д. 100-103).
В соответствии с требованиями ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, а права и обязанности в связи с собственностью жилого помещения для собственника определены ст. 30 Жилищного кодекса РФ.
Согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (ч. 3 ст. 153 ЖК РФ).
Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ изложена в новой редакции, в состав платы за коммунальные услуги включена плата за обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с п. 4 и п. 5 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами») обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и пунктов 11 и 24 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.4, пунктом 2 статьи 24.7. Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, а региональный оператор обязан принимать твердые коммунальные отходы только в местах (на площадках) накопления отходов.
Согласно пункту 9 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Таким образом, региональный оператор вывозит твердые коммунальные отходы из мест, определенных органом местного самоуправления. Невыполнение потребителем обязанности по складированию отходов на площадках накопления либо удаленность места (площадки) накопления отходов не является основанием для изменения платы за услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
Самостоятельное сжигание и/или закапывание на своем участке образовавшихся твердых коммунальных отходов запрещены действующим законодательством, т.к. нарушают санитарно-экологические нормы (СанПиН 42-128-4690-88 Санитарные правила содержания территорий населенных мест).
ООО «<данные изъяты>»», как региональный оператор осуществляет сбор, вывоз, утилизацию твердых бытовых отходов и ежемесячно выставляет квитанции на оплату услуг из расчета человек по тарифу для домов частного сектора.
В газете «Нязепетровские вести» № от ДД.ММ.ГГГГ. размещена информация по изменениям в законодательстве об обращении с твердыми коммунальными отходами и публичный договор для жителей и лиц, осуществляющих деятельностью на территории Кыштымского кластера, согласно которого региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, в порядке и сроки, предусмотренные настоящим договором (л.д. 102-103).
В ДД.ММ.ГГГГ были созданы площадки накопления твердых коммунальных отходов на территории Нязепетровского муниципального района, в том числе по <адрес>, которая находится на расстоянии 706 метров от дома, принадлежащего Потаповой Т.В. (л.д. 22-26, 127).
Впоследствии контейнерная площадка была установлена по адресу: <адрес>, то есть на расстоянии 639 метров от дома Потаповой Т.В. (л.д. 27-28).
Истец Потапова Т.В. утверждала, что услугами ООО «<данные изъяты>» в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ не пользовалась, так как образующиеся в процессе жизнедеятельности бытовые отходы она утилизировала не посредством их вывоза на оборудованный далеко от ее дома мусорный контейнер, а иными способами (сдавала соседу пластик, пищевые отходы складывала в огороде, вывозила на санкционированную свалку. В настоящее время контейнер находится недалеко, она им пользуется.
Между тем, с данными доводами истца согласиться нельзя в связи со следующим.
Федеральным законом от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (статья 18) установлено, что хранение, захоронение и обезвреживание на населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В силу ст. 10 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Данные положения закона тесно связаны с конституционной нормой, предусмотренной ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, возлагающей на граждан обязанность соблюдения законодательных положений, согласно которой органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Из изложенных норм следует, что обязанность по вывозу твердых бытовых отходов должна выполняться гражданами любым предусмотренным законом способом.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Лицо (собственник дома или земельного участка), в результате деятельности которого образуются отходы, за нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года (в ред. от 25 декабря 2018 года) «Об отходах производства и потребления» может быть привлечено к административной ответственности по ст. 6.35 и 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Кроме того, согласно п. 15 Правил обращения с ТКО потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, потребитель Потапова Т.В. лишена возможности распоряжаться твердыми коммунальными отходами по своему усмотрению, она должна утилизировать их не иначе, как посредством услуг, оказываемых ООО «<данные изъяты>».
Утверждения истца об использовании отходов в быту и самостоятельной утилизации во внимание приняты быть не могут, так как истцом не доказано, что при этом им не допускались нарушения действующего санитарного законодательства.
Кроме того, истцом не доказано, что она регулярно на протяжении времени периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляла самостоятельный вывоз ТКО не нарушая требования Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Доводы истца о том, что место сбора мусора находится далеко от ее дома (639 метров), что не соответствует установленным нормам санитарного законодательства, предусматривающего нахождение контейнера на расстоянии не более 100 метров, не являются основанием для удовлетворения иска, поскольку у истца имеется возможность вывоза мусора в иные места - где установлены контейнеры для сбора ТКО. Доказательств невозможности использования указанного контейнера истцом не представлено. Из объяснений истца следует, что мусор она также вывозит на городскую свалку, которая находится на расстоянии гораздо большем, чем установленные контейнеры для сбора ТКО.
Очевидно, что места для сбора мусора не могут располагаться возле каждого дома.
Поскольку региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления ТКО, при отсутствии доказательств ненадлежащего исполнения региональным оператором, в месте установленных контейнеров, своих обязанностей и, соответственно, нарушения им прав истца, у истца возникает обязанность по оплате оказываемой региональным оператором услуге.
В силу п. 16 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 № 155, потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг по вывозу бытовых отходов при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. При этом доказательств неисполнения ООО «Спецсервис» своих обязанностей истцом не представлено.
Обязанность по вывозу ТКО должна выполняться гражданами любым предусмотренным законом способом, однако в материалах дела отсутствуют доказательства самостоятельного вывоза и утилизации бытовых отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства, либо заключения соответствующих договоров на вывоз ТКО с третьими лицами, а также не использования установленных мусорных контейнеров.
Доводы истца о том, что плату за вывоз ТКО ей начисляют на 4 человек, в то время как фактически проживает двое, предметом настоящего судебного разбирательства не являются, поскольку соответствующих требований ею не заявлено, после разъяснения права на обращение с уточненными исковыми требованиями, истец данным правом не воспользовалась.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Потаповой Т.В. к Региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» о признании услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами фактически не предоставленной и отмене оплаты за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Нязепетровский районный суд Челябинской области.
Председательствующий Т.Г. Смольникова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.