Решение по делу № 2а-33/2016 (2а-1068/2015;) от 17.12.2015

Дело № 2-792/2012

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

р.п. Даниловка 10 декабря 2012 года

Даниловский районный суд Волгоградской области

в составе: председательствующего судьи Фоменко Т.К.,

при секретаре Аношкиной Н.П.,

с участием помощника прокурора Даниловского района Волгоградской области Варгулевич М.К.,

представителя ответчика администрации Даниловского муниципального района Волгоградской области Скидиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Даниловского района Волгоградской области в интересах Перерядкиной ФИО8 к администрации Даниловского муниципального района Волгоградской области, Правительству Волгоградской области о внеочередном обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

установил:

прокурор Даниловского района Волгоградской области обратился с иском в интересах Перерядкиной О.К. к администрации Даниловского муниципального района Волгоградской области, Правительству Волгоградской области о внеочередном обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В обоснование заявленных требований указал, что Перерядкина О.К. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы Даниловского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № она была поставлена на регистрационный учет и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное предоставление жилого помещения. Государственные полномочия по предоставлению мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, включают в себя обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Государственные полномочия заключаются также в обеспечении дополнительных гарантий права на жилое помещение. Таким образом, Перерядкина О.К., относящаяся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством РФ должна быть обеспечена органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Однако в нарушение законодательства РФ изолированное жилое помещение до настоящего времени Перерядкиной О.К. ответчиком не предоставлено. Она лишь включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на очередь по обеспечению жилым помещением по договору социального найма. Указанный факт свидетельствует о нарушении конституционных прав Перерядкиной О.К. по обеспечению дополнительными социальными гарантиями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Прокурор просил обязать администрацию Даниловского муниципального района Волгоградской области со дня вступления решения суда в законную силу предоставить по договору социального найма жилое помещение Перерядкиной ФИО9, оставшейся без попечения родителей, по месту её жительства не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к соответствующему населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

В судебном заседании от 10.12.2012 г. помощник прокурора Варгулевич М.К. исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.

Истец Перерядкина О.К., надлежаще извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, не сообщив суду о причине своей неявки.

Представитель ответчика администрации Даниловского муниципального района Волгоградской области Скидина О.А. исковые требования признала.

Представитель ответчика Правительства Волгоградской области – И.А. Гетманенко, надлежаще извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, направив в суд отзыв, в котором выразила свое согласие с иском, пояснив суду, что Правительство Волгоградской области является не надлежащим ответчиком по делу.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Данной позиции корреспондирует абз. 2,3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в котором также указано, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Часть 2 статьи 57 ЖК РФ, как и другие нормы названного кодекса, не ставит реализацию права граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список вне очередников), тем более – от времени включения в список вне очередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

На основании ст. 4 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством, а согласно ст. 5 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Указанные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", закрепленные также и в Семейном кодексе Российской Федерации, конкретизированы в жилищном законодательстве.

Так, согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Из абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" во взаимосвязи с другими приведенными законоположениями следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется также органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Вместе с тем, Конституция Российской Федерации, закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации, устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации признается и гарантируется, в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти (статья 12).

Местное самоуправление, согласно Конституции Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (статья 130, часть 1), оно гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (статья 133), его органы самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения, а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (статья 132).

Из статьи 132 Конституции Российской Федерации, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 ноября 2000 года N 15-П, следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73).

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с частью 6 его статьи 19 наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, которые в обязательном порядке должны содержать: 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; 2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; 3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, включая региональные государственные минимальные социальные стандарты; 4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; 5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; 6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; 7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий. Согласно части 7 той же статьи, положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, что законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление таких полномочий.

В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Такой порядок является обязательным во всех случаях. Соответственно, частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Из приведенных законоположений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Данная позиция была отражена в Определении Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 N 250-О-П "По жалобе муниципального образования - городского округа "Город Чита" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Условия наделения органов местной власти на территории Волгоградской области соответствующими полномочиями были соблюдены с учетом требований Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - 15 декабря 2005 года был принят Закон Волгоградской области N 1147-ОД "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области», определяющий общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области.

Как следует из п.п. 2, 2.1 ст.4 указанного Закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие собственного или закрепленного за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются органами местного самоуправления муниципального района или городского округа жилой площадью по месту жительства.

С учетом изложенного, право детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм, не может быть поставлено в зависимость от объема выделенных финансовых средств, а также наличия либо отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, и может быть возложено на органы местного самоуправления, которые в свою очередь вправе компенсировать понесенные затраты за счет средств соответствующего бюджета в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ.

Судом установлено, что Перерядкина О.К. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением Главы Администрации Даниловского муниципального района Волгоградской области от 10.04.2012 г. № 399, Перерядкина О.К., как оставшаяся без попечения родителей, принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Судом установлено, что Перерядкиной О.К., имеющей статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, в соответствии с действующим законодательством РФ до настоящего времени не предоставлено вне очереди жилое помещение, установленное для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, судом установлено, что на администрацию Даниловского муниципального района возложены специальные полномочия на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для этих целей в бюджете предусмотрена субвенция из областного бюджета, однако до настоящего времени Перерядкина О.К., которой исполнилось 23 года, жильем не обеспечена, т.е. администрация Даниловского муниципального района не выполнила возложенные на нее обязательства.

Вместе с тем, суд приходит к выводу, что право детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм, не может быть поставлено в зависимость от объема выделенных финансовых средств, а также наличия либо отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, и может быть возложено на органы местного самоуправления, которые в свою очередь вправе компенсировать понесенные затраты за счет средств соответствующего бюджета в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ.

На основании вышеизложенного суд считает, что иск прокурора Даниловского района к администрации Даниловского муниципального района подлежит удовлетворению частично.

Обязать администрацию Даниловского муниципального района Волгоградской области предоставить по договору социального найма жилое помещение Перерядкиной ФИО10, оставшейся без попечения родителей, по месту её жительства не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к соответствующему населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Правительство Волгоградской области подлежит освобождению от гражданско-правовой ответственности в связи с отсутствием законных оснований для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения Перерядкиной ФИО11, оставшейся без попечения родителей.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление прокурора Даниловского района Волгоградской области в интересах Перерядкиной ФИО12 к администрации Даниловского муниципального района Волгоградской области, Правительству Волгоградской области о внеочередном обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей удовлетворить в части.

Обязать администрацию Даниловского муниципального района Волгоградской области предоставить по договору социального найма жилое помещение Перерядкиной ФИО13, оставшейся без попечения родителей, по месту её жительства не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к соответствующему населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Освободить Правительство Волгоградской области от гражданско-правовой ответственности.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Волгоградский областной суд через Даниловский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда.

Председательствующий: подпись Т.К. Фоменко

2а-33/2016 (2а-1068/2015;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Производство по делу прекращено
Истцы
Николаев С.И.
Ответчики
Государственный Совет Чувашской Республики
Суд
Мариинско-Посадский районный суд Чувашии
Дело на сайте суда
mariinsko-posadsky.chv.sudrf.ru
17.12.2015[Адм.] Регистрация административного искового заявления
17.12.2015[Адм.] Передача материалов судье
18.12.2015[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
22.12.2015[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
22.12.2015[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.01.2016[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
12.01.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.01.2016[Адм.] Судебное заседание
14.01.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.01.2016[Адм.] Дело оформлено
28.01.2016[Адм.] Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее