Решение по делу № 2-408/2018 от 19.10.2018

Дело № 2-408/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Прилузский районный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Можеговой Т.В.

при секретаре Кныш Е.А.    

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево

03 декабря 2018 года гражданское дело по исковому заявлению Лапаевой С.Ю. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми (межрайонное) о признании решения незаконным, обязании включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периодов работы, прохождения курсов повышения квалификации, учебы,

установил:

Лапаева С.Ю. обратилась в суд к ГУ УПФР в Прилузском районе (межрайонное) с иском о признании решения незаконным, обязании включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периодов работы, прохождения курсов повышения квалификации, учебы. В обоснование иска указала, что решением УПФ РФ от 16 августа 2018 года в назначении пенсии было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа по лечебной деятельности. При этом, периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 23.09.1996 по 01.09.1997 и с 02.06.2002 по 02.02.2003, работа в должности медицинской сестры процедурного кабинета и фельдшера по приему вызовов с 16.05.1998 по 17.04.1999, с 18.04.1999 по 20.09.1999, с 19.10.1999 по 08.02.2001, с 11.11.2001 по 01.06.2002, периоды обучения на курсах повышения квалификации и учеба с 21.09.1999 по 18.10.1999, с 15.01.2004 по 17.02.2004, с 12.12.2005 по 17.12.2005, с 19.01.2009 по 19.02.2009, с 30.11.2009 по 04.12.2009, с 01.04.2010 по 02.04.2010, с 31.08.2010 по 04.09.2010, с 27.01.2014 по 27.02.2014 не были засчитаны ответчиком в лечебную деятельность истца. Считая решение об отказе в установлении пенсии необоснованным, обратилась в суд с настоящим иском, которым просит признать решение незаконным, просит включить вышеуказанные периоды, а также период после ее обращения к ответчику по настоящее время в лечебную деятельность.

В ходе судебного заседания истец требования уточнила в порядке ст. 39 ГПК РФ: просит назначить пенсию с момента возникновения права.

Определением от 19.11.2018 уточненные исковые требования Лапаевой С.Ю. приняты к производству суда.

Истец в суде не присутствует, о месте и времени судебного заседания извещена надлежаще, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, указав, что на исковых требованиях настаивает, при этом указала, что периоды с 16.05.1998 по 17.04.1999, с 18.04.1999 по 08.02.2001, с 11.11.2001 по 27.12.2001 просит засесть на основании Постановления от 06.09.1991 в льготном исчислении. Ранее пояснила, что считает, что периоды работы в должности медсестры и фельдшера по приему вызовов должны быть включены в лечебную деятельность, поскольку в спорные периоды она исполняла не только обязанности по приему вызовов, но оказывала помощь больным. Обучение на курсах повышения квалификации также подлежат включению в лечебную деятельность, поскольку направлялась на учебу работодателем, без учебы она не могла получить сертификат на осуществление лечебной деятельности.

Представитель ответчика исковые требования не признала по доводам, изложенным в возражениях.

Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, обозрев подлинное пенсионное дело Лапаевой С.Ю., суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).

В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

Пункт 20 части 1 статьи 30 ФЗ № 400 предусматривает, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В силу ч. 2 ст. 30 ФЗ № 400, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ст. 3 Закона).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ст. 4 Закона).

Список профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года - за периоды работы до 01 ноября 1999 года;

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет … и Правила исчисления сроков выслуги…, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года - за периоды работы до 14 ноября 2002 года;

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, и Правила исчисления периодов работы…, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года - за весь период деятельности.

Судом установлено, что 25 июня 2018 года Лапаева С.Ю. обратилась в УПФР в Прилузском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности. Решением Управления пенсионного фонда РФ в Прилузском районе (межрайонное) от 16.08.2018, ввиду отсутствия требуемого стажа работы в связи с лечебной деятельностью, в установлении досрочной страховой пенсии по старости, Лапаевой С.Ю. было отказано.

При решении вопроса об установлении Лапаевой С.Ю. досрочной трудовой пенсии по старости были рассмотрены следующие документы: сведения из индивидуального лицевого счета застрахованного лица; трудовая книжка истца серии АТ-VI от 28.08.1995; справка, уточняющая особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения пенсии по старости от 31.10.2018 , представленная ГБУЗ РК «Сысольская ЦРБ»; выписка из приказа от 12.02.2001 -к, представленная ГБУЗ РК «Сысольская ЦРБ»; акт проверки от 27.07.2018 , составленный Клиентской службой.

Документами, представленными истцом, подтвержден стаж работы в связи с лечебной деятельностью (по состоянию на день обращения) 19 лет 08 месяцев 22 дня.

При этом в льготный стаж ответчиком не были засчитаны периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 23.09.1996 по 01.09.1997 и с 02.06.2002 по 02.02.2003, работа в должности медицинской сестры процедурного кабинета и фельдшера по приему вызовов с 16.05.1998 по 17.04.1999, с 18.04.1999 по 20.09.1999, с 19.10.1999 по 08.02.2001, с 11.11.2001 по 01.06.2002, периоды обучения на курсах повышения квалификации и учеба с 21.09.1999 по 18.10.1999, с 15.01.2004 по 17.02.2004, с 12.12.2005 по 17.12.2005, с 19.01.2009 по 19.02.2009, с 30.11.2009 по 04.12.2009, с 01.04.2010 по 02.04.2010, с 31.08.2010 по 04.09.2010, с 27.01.2014 по 27.02.2014 оспариваемые истцом; период отпуска без сохранения заработной платы.

При таких обстоятельствах, оценивая правовые позиции сторон, суд руководствуется следующим.

Согласно записям в трудовой книжке, Лапаева С.Ю. принята 27 марта 1995 года в ГБУЗ РК «Сысольская ЦРБ» на должность медицинской сестры процедурного кабинета детской консультации. С 16.05.1998 переведена на должность медицинской сестры по вызовам отделения скорой и неотложной медицинской помощи. 09.02.2001 переведена на должность фельдшера по обслуживанию населения района скорой и неотложной медицинской помощью, где и продолжает работать по настоящее время.

Из справки ГБУЗ РК «Сысольская ЦРБ» от 07.11.2018 следует, что Лапаева С.Ю. была принята на должность фельдшера отделения скорой медицинской помощи с 01.04.1994 и работает в данной должности по настоящее время.

Справкой ГБУЗ РК «Сысольская ЦРБ» от 22.11.2018 установлено, что Лапаева С.Ю. продолжает работу в должности фельдшера скорой медицинской помощи, при это с01.10.2018 по 13.10.2018 находилась на курсах повышения квалификации, с 30.10.2018 по 17.11.2018 находилась в ежегодном оплачиваемом отпуске.

Проверяя обоснованность требований истца о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов с 16.05.1998 по 17.04.1999, с 18.04.1999 по 20.09.1999, с 21.09.1999 по 18.10.1999, с 19.10.1999 по 08.02.2001, с 11.11.2001 по 01.06.2002, суд исходит из следующего.

Приказом -к от 13.05.1998 Лапаева С.Ю. с 16.05.1998 была переведена на должность медицинской сестры по вызовам отделения скорой и неотложной медицинской помощи.

Приказом -к от 09.11.2001 Лапаева С.Ю. с 09.02.2001 была переведена на должность фельдшера по обслуживанию населения района скорой и неотложной медицинской помощи на постоянное рабочее место.

Согласно приказа -к от 09.02.2001 Лапаева С.Ю. временно переведена фельдшером по приему вызовов отделения скорой и неотложной медицинской помощи с 11.11.2001 до выхода на больничный лист по беременности и родам в связи с освобождением от выездной работы, связанной с подъемом тяжестей.

В тоже время из уточняющей справки от 09.07.2018 следует, что Лапаева С.Ю. в период с 28.12.2001 по 01.06.2002 находилась на листке нетрудоспособности, при этом на больничный выходила в должности фельдшера скорой помощи.

Данный факт представитель ответчика не оспаривает.

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066.

Согласно действовавшему до 1 ноября 1999 г. правовому регулированию (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464) работа в должности медицинской сестры по приему вызовов и передаче их выездным бригадам отделения скорой медицинской помощи (диспетчера скорой помощи) включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет.

При этом абзацем вторым пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 было установлено, что исчисление сроков выслуги работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, производится по следующим правилам: один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за один год и 3 месяца.

Аналогичная позиция отражена в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», где указано, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов. Учитывая, что пунктом 2 постановления № 1066 один год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 был утвержден новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Данный список введен в действие с 1 ноября 1999 г. и не предусматривал включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работу в должности медицинской сестры по приему вызовов и передаче их выездной бригаде отделения скорой медицинской помощи (диспетчера скорой помощи), а также в должности фельдшера-диспетчера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде отделения скорой медицинской помощи.

Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» также не предусматривает возможности зачета в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периодов работы в должностях медицинской сестры по приему вызовов и передаче их выездной бригаде отделения скорой медицинской помощи (диспетчера скорой помощи) и фельдшера-диспетчера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи.

Кроме того, приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 марта 1999 г. № 100 «О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации» утверждено Положение о фельдшере (медицинской сестре) по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи, в котором отражены основные обязанности фельдшера (медицинской сестры) по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи. Эти обязанности сводятся к осуществлению информационного взаимодействия с населением, с выездными бригадами, оперативными службами; к осуществлению оперативного руководства всеми выездными бригадами в соответствии с территориально-зональным принципом обслуживания.

Допрошенные по ходатайству истца свидетели ФИО1, ФИО2, ФИО3 показали суду, что Лапаева С.Ю. в спорный период работала в должности фельдшера по приему вызовов, однако в период выезда фельдшера по обслуживанию населения оказывала помощь больным, обратившимся на скорую помощь. Работа с пациентами происходила не на постоянной основе, по необходимости, время работы заносилось в журнал.

У суда нет оснований не доверять свидетелям, так как последние предупреждались об уголовной ответственности, о чем дали соответствующую подписку. В тоже время суд не может принять показания вышеуказанных свидетелей в качестве допустимого доказательства.

Так из показаний свидетелей следует, что работа с пациентами носила нерегулярный, вынужденный характер. Лапаева С.Ю. оказывала помощь населению только в отсутствие осинового работника. При этом суду не представлено доказательств того, что работа с населением входила в круг должностных обязанностей истца, при этом свидетель ФИО3 указала, что взаимозаменяемость бела на основе взаимопомощи. Более того, суду не представлено доказательств того, что Лапаева С.Ю. в спорный период осуществляла работа по обслуживанию пациентов занимала у истца не менее 80% рабочего времени.

После 01.11.1999 льготное начисление специального стажа работы медицинских работников применяется только при смешанное работе – п. 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066 определял, что врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах, пенсия устанавливается при выслуге не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за один год и 3 месяца. Если же работа протекала только в сельской местности или поселке городского типа, то при исчислении стажа вышеуказанные правила не применяются.

С учетом изложенного, суд считает необходимым включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов работы Лапаевой С.Ю. в должности медицинской сестры по приему вызовов с 16.05.1998 по 17.04.1999, в должности фельдшера по приему вызовов с 18.04.1999 по 20.09.1999, с 19.10.1999 по 31.10.1999. При этом зачет стажа необходимо произвести из расчета за один год и 3 месяца. Период с 28.12.2001 по 01.06.2002 зачесть в стаж, дающий право на досрочную пенсию, в календарном исчислении.

Требование Лапаевой С.Ю. о включении в льготный стаж периодов работы в должности фельдшера по приему вызовов с 01.11.1999 по 08.02.2001, с 11.11.2001 по 27.12.2001 надлежит оставить без удовлетворения.

Рассматривая требование истца о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов нахождения на курсах повышения квалификации, суд исходит из следующего.

Согласно приказа -л от 20.09.1999 Лапаева С.Ю. направлялась на курсы повышения квалификации в период с 21.09.1999 по 18.10.1999.

На основании приказов -л от 16.01.2009, -л от 26.11.2009, -л от 21.01.2014 Лапаева С.Ю. направлялась на курсы повышения квалификации с 19.01.2009 по 19.02.2009, с 30.11.2009 по 05.12.2009, с 27.01.2014 по 27.02.2014.

Из приказов -л от 29.03.2010, -л от 27.08.2010 следует, что Лапаева С.Ю. направлялась на учебу в период с 01.04.2010 по 02.04.2010, с 31.08.2010 по 04.09.2010.

В период с 01.10.2018 по 12.10.2018 Лапаева С.Ю. фельдшер отделения скорой медицинской помощи направлялась на курсы повышения квалификации, что подтверждается приказом -л от 26.09.2018.

В соответствии с лицевыми счетами за 1999 г., 2004 г., 2005 г., 2009 г., 2010 г., 2014 г., 2018 г. за Лапаевой С.Ю. в период нахождения на курсах повышения квалификации и командировках сохранялась заработная плата и место работы.

В силу ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Отсюда следует, что период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Исходя из анализа совокупности вышеуказанных правовых норм, поскольку время нахождения на курсах повышения квалификации и учебы: с 21.09.1999 по 18.10.1999, с 15.01.2004 по 17.02.2004, с 12.12.2005 по 17.12.2005, с 19.01.2009 по 19.02.2009, с 30.11.2009 по 04.12.2009, с 01.04.2010 по 02.04.2010, с 31.08.2010 по 04.09.2010, с 27.01.2014 по 27.02.2014, с 01.10.2018 по 12.10.2018, которое ответчиком исключено из стажа лечебной деятельности истца, относилось к рабочему времени истца, за указанные периоды времени последней производилась выплата заработной платы, по мнению суда, истец имеет право на зачет оспариваемых периодов в специальный медицинский стаж в календарном исчислении. Эффективная и скоординированная схема государственных пенсий исключает правовую неопределенность, не дает основание ответчику трактовать те или иные правовые нормы по данным правоотношениям в свою пользу, и в конечном итоге, не должна ухудшать положение истца. Зачет производится из расчета календарного года.

При этом период нахождения на курсах повышения квалификации с 21.09.1999 по 18.10.1999 подлежит включению в стаж в льготном исчислении 1 год за 1 год 3 месяца.

Истец просит включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной деятельностью, периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 23.09.1996 по 01.09.1997, с 02.06.2002 по 02.02.2003, при этом период с 23.09.1996 по 01.09.1997 просит включить в льготном исчислении из расчета 1,3.

Проверяя позицию истца в данной части, суд руководствуется следующим.

Согласно сведений паспорта Лапаева С.Ю. является матерью двоих детей ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Из приказов 106-л от 23.09.1996, -л от 22.05.2002, -л от 31.01.2003 следует, что истцу в периоды с 23.09.1996 по 01.09.1997, с 02.06.2002 по 02.02.2003 предоставлялись отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет.

По ранее действующему законодательству отпуск по уходу за ребенком, который предоставлялся в период до 6 октября 1992 года, т.е. до вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс закона о труде Российской Федерации», включался в стаж, с учетом которого досрочно назначалась трудовая пенсия по старости (пункт 21 разъяснения № 5, утвержденного постановлением Минтруда России от 22.05.1996 года № 29), которое применяется в части, не противоречащей Закону №179-ФЗ и постановлению № 516).

Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.02 № 516) не предусмотрено включение в стаж работы, дающей право на досрочно назначаемую пенсию по старости периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком.

Вместе с тем, с учетом постановления Конституционного суда РФ от 28.01.2004 № 2-П, если на момент вступления в силу закона № 173-ФЗ застрахованное лицо имеет стаж на соответствующих видах работ, то его исчисление может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 года правового регулирования (независимо от продолжительности такого стажа). Это означает, что отпуск по уходу за ребенком, предоставленный в период до 6 октября 1992 года, включается в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение и имевших место до вступления в силу Закона № 173-ФЗ. При этом не имеет значения продолжительность такого стажа.

Основанием указанной позиции являются и другие ранее действовавшие нормативные правовые акты, регулирующие данный вопрос. Так, пунктом 6 Разъяснений Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 6 июля 1982 года «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет» (утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 6 июля 1982 года № 156\10-30) установлено, что время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе: при назначении пособий по государственному социальному страхованию, при назначении государственных пенсий, в других случаях, когда от стажа зависит получение каких-либо льгот. Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года засчитывается в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.

Аналогичное положение содержит Разъяснение Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 № 23\24-11, утвержденное постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 № 375\24-11, определяющее включение периода отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях.

Между тем, частью 2 статьи 88 Закона Российской Федерации № 340-1 от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации» было определено, что с учетом специального трудового стажа, то есть суммарной продолжительности определенной трудовой деятельности (службы), устанавливается пенсия по старости в связи с особыми условиями труда (статья 12 Закона), работой на Крайнем Севере (статья 14 Закона), а также пенсия за выслугу лет (раздел V Закона).

В соответствии с частью 5 статьи 256 ТК РФ, отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения трудовой пенсии по старости).

Статьей 167 КЗоТ РСФСР в редакции, действовавшей до 25 сентября 1992 года, предусматривалось включение периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

В связи с вступлением в силу с 06 октября 1992 года Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ» внесены изменения в данную статью, и указанный период перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

В свою очередь исходя из п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Поскольку периоды нахождения Лапаевой С.Ю. в отпусках по уходу за ребенком приходятся на период после 06.10.1992, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований истца в данной части.

Засчитав в льготный стаж периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации, периоды работы в должности медицинской сестры и фельдшера по приему вызовов, по состоянию на 03.12.2018 общий льготный стаж Лапаевой С.Ю. не достигает требуемых 25 лет.

Отсюда, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.ст. 56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Лапаевой С.Ю. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми (межрайонное) о признании решения незаконным, обязании включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периодов работы, прохождения курсов повышения квалификации, учебы - удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми (межрайонное) от 16 августа 2018 года в части исключения из стажа работы Лапаевой С.Ю. периодов обучения на курсах повышения квалификации и учеба с 21.09.1999 по 18.10.1999, с 15.01.2004 по 17.02.2004, с 12.12.2005 по 17.12.2005, с 19.01.2009 по 19.02.2009, с 30.11.2009 по 04.12.2009, с 01.04.2010 по 02.04.2010, с 31.08.2010 по 04.09.2010, с 27.01.2014 по 27.02.2014, периодов работы в должности медицинской сестры по приему вызовов с 16.05.1998 по 17.04.1999, фельдшера по приему вызовов с 18.04.1999 по 20.09.1999, с 19.10.1999 по 31.10.1999.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми (межрайонное) включить в стаж работы Лапаевой С.Ю. в связи с лечебной деятельностью:

- периоды обучения на курсах повышения квалификации и учеба:

- из расчета 1 год за 1 год 3 месяца период с 21.09.1999 по 18.10.1999,

- в календарном исчислении периоды с 15.01.2004 по 17.02.2004, с 12.12.2005 по 17.12.2005, с 19.01.2009 по 19.02.2009, с 30.11.2009 по 04.12.2009, с 01.04.2010 по 02.04.2010, с 31.08.2010 по 04.09.2010, с 27.01.2014 по 27.02.2014, с 01.10.2018 по 12.10.2018;

- периоды работы в должности медицинской сестры по вызову, фельдшера по приему вызовов:

- из расчета 1 год за 1 год 3 месяца период с 16.05.1998 по 17.04.1999, с 18.04.1999 по 20.09.1999, с 19.10.1999 по 31.10.1999,

- в календарном исчислении период с 28.12.2001 по 01.06.2002.

Исковые требования Лапаевой С.Ю. об обязании Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми (межрайонное) о признании незаконным решения Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в Прилузском районе Республики Коми (межрайонное) от 16 августа 2018 года в части включения в льготный стаж периодов работы, связанной с лечебной деятельностью, периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком, работа в должности фельдшера по приему вызовов с 01.11.1999 по 08.02.2001, с 11.11.2001 по 27.12.2001, обязании назначить пенсию с момента возникновения права - оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения.

Председательствующий

2-408/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Лапаева Светлана Юрьевна
Ответчики
ГУ УПФ РФ в Прилузском районе
Суд
Прилузский районный суд Республики Коми
Дело на сайте суда
priluz.komi.sudrf.ru
17.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.04.2020Передача материалов судье
17.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
17.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.04.2020Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее