УИД 51RS0021-01-2021-001508-57
Дело № 2а-1595/2021
Принято в окончательной форме:
30.08.2021.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 августа 2021 года ЗАТО г.Североморск
Североморский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Моховой Т.А.
при секретаре Павловой В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 9 по Мурманской области к Мосееву Олегу Витальевичу о взыскании обязательных платежей и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №9 по Мурманской области (далее – МИФНС России №9, Инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Мосееву О.В. о взыскании задолженности по обязательным платежам.
В обоснование заявленных требований указано, что административный ответчик состоит на учете в Межрайонной ИФНС России № 2 по Мурманской области и в соответствии с абз.1 ст. 357 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) является налогоплательщиком транспортного налога.
Налоговым органом исчислен подлежащий уплате налогоплательщиком транспортный налог за 2018 год в размере 1 772 рубля, в том числе: 1545 рублей для автомобиля *** и 227 рублей для автомобиля ***.
Указанный расчет приведен в налоговом уведомлении от 22.08.2019 №71440773, которое было направлено в адрес налогоплательщика со сроком платежа не позднее 02.12.2019.
В установленный срок налог не был уплачен.
Согласно п.1 ст. 45 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 69,70 НК РФ налоговым органом в адрес налогоплательщика было направлено требование № 14843 по состоянию на 10.12.2019 об уплате транспортного налога за 2018 год в сумме 1 772 рубля и пени по данному налогу в сумме 2,69 рублей согласно ст. 75 НК РФ со сроком исполнения до 11.02.2020. Указанное требование в установленный срок административным ответчиком не исполнено.
В связи с неоплатой Мосеевым О.В. транспортного налога за 2016, 2017, 2018 годы Инспекцией также были исчислены пени в общей сумме 452,46 рублей.
Кроме того, Мосеев О.В., имеющий статус адвоката с 21.10.2014, является плательщиком страховых взносов.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2017 и 2018 года в общей сумме 49 945 рублей по сроку уплаты до 09.01.2018 и 09.01.2019 соответственно налогоплательщиком своевременно уплачены не были. В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ налогоплательщику на данную недоимку были начислены пени за период с 17.01.2019 по 10.02.2019 в размере 286,65 рублей.
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2017 и 2018 года в общей сумме 10 430 рублей по сроку уплаты до 09.01.2018 и 09.01.2019 соответственно налогоплательщиком также своевременно не уплачены. В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ налогоплательщику на данную недоимку были начислены пени за период с 17.01.2019 по 10.02.2019 в размере 59,17 рублей.
Кроме того, за Мосеевым О.В. числится задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование, переданные на взыскание за расчетный период до 01.01.2017 в сумме 3 796,85 рублей.
Поскольку за указанный расчетный период имеется вступившее в силу решение суда, взыскание недоимки осуществляется налоговым органом.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ налогоплательщику на вышеуказанную недоимку были начислены пени за период с 01.01.2019 по 10.02.2019 в размере 37,27 рублей.
В соответствии со ст. ст. 69, 70 Налогового кодекса РФ налогоплательщику было направлено требование № 4422 по состоянию на 14.02.2020 об уплате пени на недоимку, в том числе: по транспортному налогу за 2016-2018 годы на сумму 452,46 рублей (273,80+154,27+24,39); по страховым взносам на ОПС за 2017 и 2018 годы на общую сумму 286, 65 рублей; по страховым взносам на ОМС за 2017 и 2018 годы на общую сумму 59,17 рублей; по страховым взносам на ОМС до 01.01.2017 на общую сумму 37,27 рублей.
Данное требование Мосеевым О.В. исполнено не было.
Поскольку указанная задолженность по налогам и пени не была погашена, Межрайонная ИФНС России № 9 по Мурманской области (которой с 30.04.2019 переданы функции по урегулированию задолженности по Мурманской области) обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа на ее взыскание с налогоплательщика.
Мировым судьей судебного участка № 2 Североморского судебного района в отношении Мосеева О.В. был вынесен судебный приказ № 2а-2606/2020, который 03.02.2021 отменен на основании заявления налогоплательщика.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец просил взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 1 772 рубля., пени, исчисленные на недоимку по транспортному налогу, в размере 455,15 рублей; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017, 2018 годы в размере 286,65 рублей; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017, 2018 годы в размере 59,17 рублей; пени, начисленные за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование, образовавшуюся до 01.01.2017, в размере 37,27 рублей.
Административный истец Межрайонная ИФНС России № 9 по Мурманской области в судебное заседание представителя не направил, о дате судебного заседание извещен, в административном исковом заявлении ходатайствовал о рассмотрении дела без участия представителя.
Административный ответчик Мосеев О.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен по месту жительства, об уважительности причин неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие просил.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что в силу части 2 статьи 289 названного кодекса неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся административных ответчиков.
Исследовав материалы дела, материалы административного дела № 2а-2606/2020 о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности с Мосеева О.В., суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 6 статьи 289 КАС РФ).
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Пунктом 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ определена обязанность налогоплательщика по самостоятельной уплате налога. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу ст. ст. 19, 52 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать, соответственно, налоги и (или) сборы.
Согласно абз. l ст. 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса РФ.
Пунктом 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ установлено, что объектом налогообложения признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде (пункт 3).
Налогоплательщики – физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (п. 3 ст. 363 Налогового кодекса РФ).
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя транспортного средства (п. 1 ст. 361 Налогового кодекса РФ).
Налоговые ставки установлены статьей 5 Закона Мурманской области от 18.11.2002 № 368-01-ЗМО «О транспортном налоге».
В соответствии с п. l ст.362 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Из положений п. 4, 11 ст. 85 Налогового кодекса РФ следует, что органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в электронной форме сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения.
Во исполнение указанных выше положений Налогового кодекса РФ орган, осуществляющий государственную регистрацию транспортных средств, представил в налоговые органы сведения о том, что на имя налогоплательщика Мосеева О.В. в 2018 году был зарегистрирован автомобиль *** и автомобиля ***.
Подпунктом 1 ст. 359 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговая база по транспортному налогу в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя в лошадиных силах.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, которым в соответствии с п. 1 ст. 360 Налогового кодекса РФ признается календарный год, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки (п. 2 ст. 362 Налогового кодекса РФ).
Налогоплательщику был исчислен транспортный налог за 2018 год за указанные выше транспортные средства, направлено налоговое уведомление от 22.08.2019 № 71440773 со сроком платежа не позднее 02.12.2019, однако налогоплательщик налог не уплатил.
За неуплату сумм налога в установленный законодательством о налогах и сборах срок, в соответствии с положениями ст. 75 Налогового кодекса РФ начисляется пеня. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным налоговым законодательством дня в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Как установлено судом, административный ответчик Мосеев О.В. несвоевременно исполнил обязанность по уплате транспортного налога за 2016, 2017, 2018 годы.
Так, транспортный налог за 2016 год в размере 1 545 рублей по сроку уплаты до 01.12.2017 налогоплательщиком своевременно уплачен не был, в связи с чем налоговым органом на данную недоимку начислены пени за период с 14.02.2018 по 13.02.2020 в размере 273,80 рублей.
Транспортный налог за 2017 год в размере 1 545 рублей по сроку уплаты до 03.12.2018 налогоплательщиком своевременно уплачен не был, в связи с чем налоговым органом на данную недоимку начислены пени за период с 26.12.2018 по 13.02.2020 в размере 154,27 рублей.
Транспортный налог за 2018 год в размере 1 772 рубля по сроку уплаты до 02.12.2019 налогоплательщиком своевременно уплачен не был, в связи с чем налоговым органом на данную недоимку начислены пени за период с 03.12.2019 по 09.12.2019 в размере 2,69 рублей, а также за период с 10.12.2019 по 13.02.2020 в размере 24,39 рублей.
Поскольку в срок, установленный абз. 3 п. 1 ст. 363 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик налог не уплатил, это послужило основанием для начисления ему в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ пени, в адрес налогоплательщика в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 45, статьями 69, 70 Налогового кодекса РФ направлено требование от 10.12.2019 № 14843 об уплате транспортного налога и пени за 2018 год и требование от 14.02.2020 № 4422 об уплате, в том числе, пени за 2016-2018 годы, который административным ответчиком исполнены не были.
С учетом изложенного, суд полагает подлежащими удовлетворению требования административного истца в части взыскания с административного ответчика задолженности по транспортному налогу за 2018 год в размере 1 772 руб. и пени, начисленных на недоимку по транспортному налогу, в общем размере 455,15 рублей (273,80+154,27+24,39+2,69).
Разрешая требование о взыскании пени за несвоевременную уплату недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, суд руководствуется следующим.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 419 Налогового кодекса РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Пунктом 1 ст. 432 Налогового кодекса РФ установлено, что исчисление сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подп. 2 п. 1 ст. 419 данного кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 430 этого кодекса, если иное не предусмотрено ст. 432 кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 432 Налогового кодекса РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено ст. 432 данного кодекса.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подп. 2 п. 1 ст. 419 Налогового кодекса РФ, в срок, установленный п. 2 ст. 432 кодекса, налоговый орган определяет в соответствии со ст. 430 кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Как установлено судом, Мосеев О.В. имеет статус адвоката с 21.10.2014 и ему за 2017 и 2018 годы надлежало исчислить и уплатить до 09.01.2018 и 09.01.2019 страховые взносы:
- на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 49 945 рублей;
- на обязательное медицинское страхование работающего населения в общей сумме 10 430 рублей.
Кроме того, по расчету административного истца, за Мосеевым О.В. числится задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 в размере 3 796,85 рублей.
За неуплату сумм страховых взносов в установленный законодательством о налогах и сборах срок в соответствии с положениями ст. 75 Налогового кодекса РФ начисляется пеня. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным налоговым законодательством дня в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.
В соответствии с абз.3 п.1 ст.45, ст.69, 70 Налогового кодекса РФ в адрес налогоплательщика направлено требование от 14.02.2020 № 4422 об уплате недоимки и пени, исчисленных на недоимку по страховым взносам в фиксированном размере за 2017-2018 годы, со сроком исполнения до 27.03.2020.
В соответствии с частью 5 статьи 75 Налогового кодекса РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Исходя из вышеуказанных норм права следует, что требование о взыскании пени производно от взыскания основного платежа, поскольку пени начисляются только при наличии недоимки. Обязанность по уплате пени оканчивается с прекращением основного обязательства.
Таким образом, необходимость уплаты пеней с причитающихся с плательщика страховых взносов сумм страховых взносов и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагает возможность начисления пени на суммы тех страховых взносов, право на взыскание которых контролирующим органом утрачено.
Частью 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Закон № 243-ФЗ) установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Доказательств взыскания недоимки по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 в размере 3 796, 85 рублей в принудительном порядке, решений о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности) административный истец суду не представил, в связи с чем оснований для взыскания пени в размере 37,27 рублей за указанный период не возникло.
При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных административным истцом требований о взыскании с Мосеева О.В. сумм пени, начисленных на недоимку за расчетный период, истекший до 01.01.2007, вместе с тем полагает обоснованным взыскать пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017, 2018 годы в размере 286,65 рублей, а также пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017, 2018 годы в размере 59,17 рублей.
В связи с неисполнением налогоплательщиком требований об уплате налога и пени Межрайонная ИФНС России № 9 по Мурманской области к Мировому судье судебного участка № 2 Североморского судебного района Мурманской области с заявлением о выдаче судебного приказа.
Мировым судьей 25.08.2020 вынесен судебный приказ № 2а-6606/2020. Однако 03.02.2021 на основании заявления должника указанный судебный приказ отменен.
Доказательств, подтверждающих уплату недоимки по страховым взносам и пени, административным ответчиком в материалы дела не представлено.
Как регламентировано в п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.
В соответствии с п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Настоящее административное исковое заявление подано в Североморский районный суд 18.05.2021, то есть в предусмотренный законом срок.
С учетом изложенного, суд удовлетворяет требования частично.
В соответствии со статьями 176, 178 КАС РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, и принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 9 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, *** ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ***, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 9 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░:
- ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2018 ░░░ ░ ░░░░░░░ 1 772 ░░░░░,
- ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 455,15 ░░░░░░;
- ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 2017, 2018 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 286,65 ░░░░░░;
- ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 2017, 2018 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 59,17 ░░░░░░;
░ ░░░░░ ░░░░░░░░: 2 572 (░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░) ░░░░░ 97 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 400 (░░░░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░