Решение по делу № 2-4811/2022 от 11.04.2022

УИД 24RS0056-01-2022-003284-64

Дело № 2-4811/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 декабря 2022 г.                                                                                                                                                                                          г. Красноярск

Центральный районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Бурлака Н.В.,

при ведении протокола секретарем Зотиной А.В.,

с участием помощника прокурора Центрального района г. Красноярска Гутаревой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению муниципального образования – г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска к Сухановой Надежде Анатольевне, Поповой Марии Ивановне, Панченко Дмитрию Ивановичу об изъятии объекта недвижимого имущества для муниципальных нужд, прекращении права собственности, выселении,

по встречному исковому заявлению Панченко Дмитрия Ивановича и Сухановой Надежды Анатольевны к муниципальному образованию – г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска о предоставлении жилого помещения взамен изымаемого,

УСТАНОВИЛ:

МО г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска обратилось в суд с иском к Сухановой Н.А., Поповой М.И., Панченко Д.И. об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, выплате денежной компенсации, выселении, прекращении права собственности, признании права собственности.

Требования мотивированы тем, что ответчикам принадлежит по 1/3 доли каждому в праве собственности на квартиру № в многоквартирном аварийном доме, расположенном по адресу: <адрес>, в которой на регистрационном учете состоят ответчики. 15.04.2015 указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. Ответчикам было направлено требование о сносе указанного дома совместно с другими собственниками жилых помещений в разумный срок, то есть до 01.11.2020. Распоряжениями администрации г. Красноярска от 26.04.2021 № 64-арх «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости в целях сноса многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу», № 189-арх от 30.12.2021 «О внесении изменения в распоряжение № 64-арх от 26.04.2021» земельный участок, на котором расположен вышеуказанный дом, а так же жилые помещения в указанном доме признаны подлежащими изъятию для муниципальных нужд. 28.01.2022 отчётом специалиста определена стоимость возмещения в изымаемом жилом помещении – 2 385 000 руб., которая включает в себя рыночную стоимость спорной квартиры (с учётом стоимости доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе рыночную долю в праве общей долевой собственности на земельный участок), а также стоимость убытков, причинённых собственнику при изъятии жилого помещения. Истец предложил ответчикам заключить соглашение о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение, однако ответчики отказались, в связи с чем истец обратился с иском в суд.

В ходе рассмотрения дела Суханова Н.А., Панченко Д.И. обратились со встречным исковым заявлением к МО г. Красноярск в лице Департамента градостроительства о возложении обязанности предоставить жилое помещение взамен изымаемого, поскольку указанное жилое помещение является единственным жильем для ответчиков, иных жилых помещений на праве собственности или на праве пользования на условиях договора социального найма у ответчиков на дату признания дома аварийным, не имелось.

В судебное заседание представитель истца Департамента градостроительства администрации г. Красноярска Мухачева К. не явились, ранее представила ходатайство о рассмотрении дела без её участия в связи с невозможностью присутствия в судебном заседании, кроме того представила возражения на встречное исковое заявление, в которых просит отказать во встречных исковых требованиях.

Ответчики Суханова Н.А., Панченко Д.И., их представитель ООО «РИО» в лице генерального директора Федянина А.А., о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещены в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ, ранее представили ходатайство о рассмотрении дела без участия ответчиков и их представителя. Ранее в судебных заседаниях представитель ответчиков Сухановой Н.А. и Панченко Д.И. – Федянин А.А. суду пояснял, что иного жилья у его доверителей нет, в связи с чем просил удовлетворить требования встречного искового заявления и обеспечить его доверителей Суханову Н.А. и Панченко Д.И. жилым помещением без уплаты разницы между рыночной стоимостью изымаемого жилого помещения и размером возмещения за изымаемое жилое помещение.

Ответчик Попова М.И. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте его проведения извещена своевременно и надлежащим образом, причины неявки суду не сообщила. Ранее представила письменную позицию по делу, из которой следует, что исковые требования не признает, просит отказать МО г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска в удовлетворении исковых требований, при этом удовлетворить требования Сухановой Н.А. и Панченко Д.И. в полном объеме.

Третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю своего представителя в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом, представило в суд пояснение по исковому заявлению, в котором указано, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о помещении с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, наименование: квартира, назначение: жилое, площадью 49,2 кв.м. Зарегистрировано право общей долевой собственности за Сухановой Н.А. (1/3 доли в праве) и Поповой М.И. (1/3 доли в праве), Панченко Д.И. (1/3 доли в праве).

Представитель третьего лица МКУ г. Красноярска «Управление капитального строительства» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его рассмотрения извещены в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ, причины неявки суду не сообщили.

    Помощник прокурора Центрального района г. Красноярска Гутарева Е.А. в судебном заседании дала заключение, из которого следует что, Суханова Н.А., Попова М.И., Панченко Д.И. являются собственниками квартиры в аварийном многоквартирном доме по адресу: <адрес>, который внесен в перечень аварийных домов, подлежащих сносу и расселению в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением администрации города Красноярска от 29.03.2019 № 144-п. Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ). Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. Как следует из материалов дела, собственники изымаемого жилого помещения имеют право выбора обеспечения их жилищных прав и, предъявив встречное исковое заявление о предоставлении жилого помещения взамен изымаемого, соответственно, определились с выбором. Жилой дом признан в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, порядок изъятия спорного жилого помещения соблюден, в связи с чем имеются основания для удовлетворения требований, в том числе в части обеспечения жилым помещением взамен изымаемого. На основании изложенного, полагала, исковые требования муниципального образования города Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска к Сухановой Н.А., Поповой М.И., Панченко Д.И. в части изъятия жилого помещения, прекращения права собственности, а также встречное исковое заявление Сухановой Н.А., Панченко Д.И. к Департаменту градостроительства администрации г. Красноярска о предоставлении жилого помещения взамен изымаемого жилого помещения по адресу: <адрес>, подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив доказательства, представленные сторонами, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Согласно ч. 7 ст. 32 ЖК РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

В силу ч. 8 ст. 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

При этом в силу п. 8.2 ст. 32 ЖК РФ граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения ч. 8 и ч. 8.1 ЖК РФ в отношении таких граждан не применяются.

На основании ч. 9 ст. 32 ЖК РФ, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.

Положениями ч. 10 ст. 32 ЖК РФ установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 настоящей статьи.

На основании ч. 8.1 ст. 32 ЖК РФ, органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Как следует из разъяснений, содержащихся в п.п. 20, 22 Постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ», у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1).

В п. 3 ст. 2 ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст.ст. 32, 86, ч.ч. 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ.

Согласно п. 3 ст. 16 ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом ВС РФ 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019 № 144-п утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае на 2019-2025 годы», задачами которой являются строительство, в том числе участие в долевом строительстве многоквартирных домов, для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, в том числе строительство, а также участие в долевом строительстве домов, перечисленных в п. 2 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - строительство многоквартирных домов), для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда; приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) (далее - приобретение у застройщиков жилых помещений), для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда; приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, в том числе у лиц, не являющихся застройщиками домов (далее - приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками), для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда; выплата лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со ст. 32 ЖК РФ (далее - возмещение гражданам).

Положениями п. 1 ст. 3 Закон Красноярского края от 09.07.2020 № 9-4060 «О дополнительной мере поддержки собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции» дополнительной мерой поддержки является обеспечение собственника, указанного в статье 2 настоящего Закона, с его согласия жилым помещением, площадь которого не более площади, установленной настоящим пунктом, без уплаты разницы между рыночной стоимостью жилого помещения, предоставляемого взамен изымаемого жилого помещения, и размером возмещения за изымаемое жилое помещение, определенного соглашением с собственником (далее - разница). В случае изъятия жилого помещения площадью более 20 квадратных метров, без взимания разницы предоставляется равнозначное жилое помещение или жилое помещение общей площадью, превышающей размер общей площади изымаемого жилого помещения, но не более чем на 13 квадратных метров.

Судом установлено, что ответчики являются собственниками по 1/3 доли каждый, жилого помещения по адресу: <адрес>, где Суханова Н.А. и Панченко Д.И. проживает по настоящее время. Ответчик Попова М.И. имеет в собственности пригодное для жилья жилое помещение по адресу: <адрес>

Заключением межведомственной комиссии № от 15.04.2015 дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

На основании заключения межведомственной комиссии, 22.06.2015 администрация г. Красноярска приняла распоряжение № 55-гх о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, жилых помещений непригодными для проживания.

Постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019 № 144-п названный жилой дом включён в перечень домов, подлежащих сносу в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае в 2019-2025 г.».

22.07.2020 Департаментом городского хозяйства администрации г. Красноярска в адрес ответчиков направлено требования о сносе указанного дома совместно с собственниками других помещений в срок до 1 ноября 2020 г., которое возвращено с отказом о самостоятельном сносе.

Распоряжением № 64-арх. от 26.04.2021 об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером , на котором расположен вышеуказанный жилой дом, направив уведомления ответчику о принятии решения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и объектов недвижимости в целях сноса вышеуказанного многоквартирного дома.

Распоряжением администрации г. Красноярска от 30.12.2021 № 189-арх внесено изменение в п. 8 п. 2 Распоряжения № 64-арх. от 26.04.2021 об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, который следует читать в следующей редакции: «4) № 1, 2, 3, 6, 8, расположенные в многоквартирном доме в городе <адрес>

Согласно отчету об оценке ООО «Авангард-Оценка» от 28.01.2022, составленного по заказу МКУ г. Красноярска «Управление капитального строительства», рыночная стоимость квартиры № <адрес> составляет 2 135 000 руб., 1/3 доли квартиры № <адрес> составляет 795 000 руб. с учётом доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, стоимости доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, убытков, причинённых собственнику в связи с изъятием жилого помещения.

Ответчики Суханова Н.А. и Панченко Д.И. отказались подписывать соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд путем выплаты возмещения. Ответчик Попова М.И. указанное выше соглашение подписала.

28 февраля 2022 г. ответчики Суханова Н.И. и Панченко Д.И. обратились в Департамент градостроительства с заявлением о предоставлении дополнительной меры поддержки по обеспечению жилым помещением в соответствии с Законом Красноярского края от 9 июля 2020 г. № 9-4060 «О дополнительной мере поддержки собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном законом порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции», указав, что на дату признания жилого дома аварийным у них отсутствуют (отсутствовали) иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в собственности или занимаемые на условиях социального найма.

Постановлением Правительства Красноярского края от 29 марта 2019 г. № 144-п утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае на 2019-2025 годы», задачами которой являются строительство, в том числе участие в долевом строительстве многоквартирных домов, для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, в том числе строительство, а также участие в долевом строительстве домов, перечисленных в п. 2 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ (далее - строительство многоквартирных домов), для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда; приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) (далее - приобретение у застройщиков жилых помещений), для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда; приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, в том числе у лиц, не являющихся застройщиками домов (далее - приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками), для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда; выплата лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со ст. 32 ЖК РФ (далее - возмещение гражданам).

Оспариваемый дом № <адрес>, введенный в эксплуатацию в 1959 г. включен в Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 г., являющийся приложением к вышеуказанной программе, под порядковым № 394.

Положениями п. 1 ст. 3 Закон Красноярского края от 9 июля 2020 г. № 9-4060 «О дополнительной мере поддержки собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции» дополнительной мерой поддержки является обеспечение собственника, указанного в статье 2 настоящего Закона, с его согласия жилым помещением, площадь которого не более площади, установленной настоящим пунктом, без уплаты разницы между рыночной стоимостью жилого помещения, предоставляемого взамен изымаемого жилого помещения, и размером возмещения за изымаемое жилое помещение, определенного соглашением с собственником (далее - разница). В случае изъятия жилого помещения площадью более 20 квадратных метров, без взимания разницы предоставляется равнозначное жилое помещение или жилое помещение общей площадью, превышающей размер общей площади изымаемого жилого помещения, но не более чем на 13 квадратных метров.

Разрешая довод представителя истца (ответчика по встречному иску) со ссылкой на Постановление Пленума ВС РФ от 2 июля 2009 г. № 14, суд исходит из того, что в соответствии с правовой позицией, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Президиумом ВС РФ 29 апреля 2014 г., в связи с возникающими в судебной практике вопросами о возможности возложения обязанности на орган государственной власти или местного самоуправления, принявший решение об изъятии земельного участка и жилого помещения, предоставить собственнику жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащем сносу, но не включенном в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, другое пригодное для проживания жилое помещение на праве собственности следует исходить из разъяснений, которые даны в п.п. «и» п. 20 постановления Пленума ВС РФ от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ».

Между тем, данное жилое помещение включено в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, отсутствие в настоящее время у МО - город Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска жилых помещений не может влиять на гарантированные действующим законодательством права Сухановой Н.А., Панченко Д.И.

Доводы представителя истца о том, что в данном случае положения закона Красноярского края от 9 июля 2020 г. не подлежат применению, суд находит несостоятельными, поскольку отсутствие установленного порядка предоставления дополнительной меры поддержки, равно как и отсутствие жилых помещений, не может влиять на гарантированные действующим законодательством права ответчиков по первоначальному иску.

Право на получение другого жилого помещения взамен изымаемого представляет собой самостоятельный способ восстановления жилищного права, выбор которого принадлежит исключительно собственнику изымаемого жилого помещения.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что Суханова Н.И. и Панченко Д.И., обратившиеся в Департамент с соответствующим заявлением, реализуя предоставленное законодательством право выбора, имеют право на предоставление равнозначного жилого помещения взамен изымаемого жилого помещения, признанного аварийным, на МО - город Красноярск следует возложить обязанность предоставить Сухановой Н.И. и Панченко Д.И., отказавшихся от подписания соглашения об изъятии квартиры для муниципальных нужд путем выплаты возмещения и обратившихся в Департамент градостроительства с заявлением о предоставлении дополнительной меры поддержки по обеспечению жилым помещением в соответствии с Законом Красноярского края от 9 июля 2020 г. № 9-4060, равноценное жилое помещение, расположенное на территории г. Красноярска, отвечающее санитарно-техническим нормам, исходя из площади предоставления не менее 32,8 кв.м (1/3 доли Сухановой Н.А. + 1/3 доли Панченко Д.И.) и не более 51,2 кв.м. (32,8 + 13) без уплаты разницы между рыночной стоимостью и стоимостью изымаемого жилого помещения в соответствии с положениями п. 1 ст. 3 Закона Красноярского края от 9 июля 2020 г. № 9-4060.

То обстоятельство, что третий собственник Попова М.И. согласилась на получение денежной компенсации взамен изымаемой у неё 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, не может являться основанием для отказа в удовлетворении встречных исковых требований Суханова Н.А. и Панченко Д.И., реализация и защита жилищных прав которых не может быть поставлена в зависимость от действий иных лиц.

В соответствии с п. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Как следует из материалов дела, Суханова Н.И. и Панченко Д.И с целью получения квалифицированной юридической помощи заключила с ООО «РИО» в лице директора Федянина А.А. договор на оказание юридических услуг, в соответствии с условиями которого, исполнитель принял на себя обязательство представлять интересы Сухановой Н.И. и Панченко Д.И. на стадии судебного урегулирования спора по иску департамента градостроительства о выселении из аварийного жилья, стоимость договора согласована сторонами в размере 30 000 руб., оплата которых в полном объеме подтверждается приходным кассовым ордером от 04.04. 2022.

С учетом требований разумности и справедливости, категории и сложности дела, ценности защищаемого права, объема работы, выполненной представителем истца, количество судебных заседаний, принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», суд полагает необходимым определить оплату услуг представителя в размере 30 000 руб., взыскав их с ответчика в пользу истцов Сухановой Н.И. и Панченко Д.И. в равных долях.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования муниципального образования г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска удовлетворить частично.

Встречные исковые требования Сухановой Надежды Анатольевны и Панченко Дмитрия Ивановича удовлетворить.

Возложить на муниципальное образование – г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска обязанность предоставить Сухановой Надежде Анатольевне и Панченко Дмитрию Ивановичу на праве собственности равнозначное жилое помещение в границах муниципального образования г. Красноярск, отвечающее установленным санитарно-техническим нормам, общей площадью не менее 38,2 кв.м., с учетом допусков, установленных п. 1 ст. 3 Закона Красноярского края от 09.07.2020 N 9-4060 "О дополнительной мере поддержки собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции", взамен изымаемых 1/3 доли в праве общей долевой собственности у каждого на жилое помещение по адресу: <адрес> кадастровый номер 24:50:0300085:676, без уплаты разницы между рыночной стоимостью жилого помещения, предоставляемого взамен изымаемого жилого помещения, и размером возмещения за изымаемое жилое помещение.

После предоставления Сухановой Надежде Анатольевне и Панченко Дмитрию Ивановичу на праве собственности разнозначного жилого помещения, изъять для муниципальных нужд у Сухановой Надежды Анатольевны, Поповой Марии Ивановны и Панченко Дмитрия Ивановича по 1/3 доли у каждого в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> 2, кадастровый номер , прекратив право собственности Сухановой Надежды Анатольевны, Поповой Марии Ивановны и Панченко Дмитрия Ивановича на указанное жилое помещение, и выселив их из указанного жилого помещения.

Признать за муниципальным образованием – г. Красноярск, право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> 2, кадастровый номер

Взыскать с муниципального образования – г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска в пользу Сухановой Надежды Анатольевны и Панченко Дмитрия Ивановича судебные расходы в размере 30 000 руб., по 15 000 руб. в пользу каждого.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Подписано председательствующим.

Копия верна.

Судья Н.В. Бурлак

Мотивированное решение составлено 27 января 2023 г.

2-4811/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Департамент градостроительства Администрации г. Красноярска
Прокурор Центрального района г. Красноярска
Ответчики
Суханова Надежда Анатольевна
Попова Мария Ивановна
Панченко Дмитрий Иванович
Другие
МКУ г. Красноярска "УКС"
Федянин Александр Александрович.
Управление Росреестра по Красноярскому краю
Суд
Центральный районный суд г. Красноярск
Судья
Бурлак Никита Валерьевич
Дело на сайте суда
centr.krk.sudrf.ru
11.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.04.2022Передача материалов судье
13.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.04.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
07.07.2022Предварительное судебное заседание
26.10.2022Судебное заседание
22.12.2022Судебное заседание
27.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее