К делу № 2- 1299/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской федерации
станица Каневская 31 августа 2017 года
Каневской районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Сеиной Т.П.,
с участием помощника прокурора Каневского района Кучеровой Е.В.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУ – УПФР в Каневском районе Краснодарского края по доверенности Мельниковой Е.А.,
представителя ответчика муниципального бюджетного учреждения муниципального образования Каневской район «Центр комплексного социального обслуживания молодежи «Победа» директора Авакьян М.Е.,
при секретаре Крюковой У.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Каневского района в интересах Российской Федерации к муниципальному бюджетному учреждению муниципального образования Каневской район «Центр комплексного социального обслуживания молодежи «Победа» о признании незаконным включения периода фиктивного трудоустройства в стаж, учитываемый при назначении трудовой пенсии, возврате уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Каневского района обратился в суд в интересах Российской Федерации к ответчику муниципальному бюджетному учреждению муниципального образования Каневской район «Центр комплексного социального обслуживания молодежи «Победа» с иском о признании незаконным включения периода фиктивного трудоустройства в стаж, учитываемый при назначении трудовой пенсии, возврате уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В обоснование требований указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения пенсионного законодательства и законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой установлено, что приговором Каневского районного суда Краснодарского края от 24.05.2016 ФИО1 и ФИО2 признаны виновными в совершении соответственно преступлений, предусмотренных ч.3 ст.160 УК РФ и ч.5 ст.33, ч.3 ст.160 УК РФ, с назначением наказаний в виде условного лишения свободы.
При этом согласно материалам уголовного дела ФИО1, являясь руководителем Муниципального бюджетного учреждения муниципального образования Каневской район «Центр комплексного социального обслуживания молодежи «Победа» (далее - МБУ «ЦКСОМ «Победа»), используя свое служебное положение, внесла в официальные документы учреждения сведения о якобы фактически отработанном Савченко Т.А. рабочем времени в указанном учреждении за период с 22.07.2013 по 27.01.2014, с 01.10.2014 по 31.12.2014. Незаконные действия ФИО1 явились необходимым основанием для неправомерного начисления Савченко Т.А., фактически не выполнявшей трудовые обязанности, заработной платы, а также производства выплат на ее обязательное пенсионное страхование.
Согласно ст.15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со ст.16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ.
Установлено, что в предусмотренном законом порядке трудовой договор между МБУ «ЦКСОМ «Победа» и Савченко Т.А. не заключался, трудовые отношения в период с 22.07.2013 по 27.01.2014, с 01.10.2014 по 31.12.2014 не возникали.
Согласно информации Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каневском районе Краснодарского края (далее - ГУ - УПФ РФ в Каневском районе) от 07.12.2016 № 12-5412 в отношении Савченко Т.А. МБУ «ЦКСОМ «Победа» за период с 22.07.2013 по 27.01.2014, с 01.10.2014 по 31.12.2014 производились выплаты на обязательное пенсионное страхование, при этом сумма уплаченных страховых взносов составила 11 358,98 рублей.
В силу п.2 ст.3 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ) страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
На основании ч.1 ст.11 Закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч.1 ст.4 Закона № 400-ФЗ, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Учитывая, что Савченко Т.А. фактически не выполняла трудовых обязанностей и не состояла в трудовых отношениях с работодателем МБУ «ЦКСОМ «Победа» в период с 22.07.2013 по 27.01.2014, с 01.10.2014 по 31.12.2014, то данный период ее фиктивного трудоустройства незаконно включен в стаж, учитываемый при назначении трудовой пенсии.
Статьей 3 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ) определены цели индивидуального (персонифицированного) учета, одной из которых является обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Абзацем 3 ч.1 ст.8 Закона № 27-ФЗ установлено, что контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статьей 15 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, МБУ «ЦКСОМ «Победа» в связи с отсутствием факта трудовых отношений с Савченко Т.А. должно направить в ГУ - УПФ РФ в Каневском районе уточняющие сведения об отсутствии у Савченко Т.А. стажа работы в данном учреждении в период с 22.07.2013 по 27.01.2014, с 01.10.2014 по 31.12.2014.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273- ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон № 273-ФЗ) под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
Согласно п.2 ч.1 ст.1 Закона № 273-ФЗ противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, в том числе по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
В силу ч.4 ст.5 Закона № 273-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
Таким образом, в результате совершения ФИО1 незаконных действий Савченко Т.А. незаконно получила выгоду для себя в виде включения периода ее фиктивного трудоустройства в МБУ «ЦКСОМ «Победа» с 22.07.2013 по 27.01.2014, с 01.10.2014 по 31.12.2014 в стаж, учитываемый при назначении трудовой пенсии, и при наступлении страхового случая приобретет право на получение пенсии за счет средств Пенсионного фонда РФ.
Согласно ч.3 ст.9 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон №167-ФЗ) финансовое обеспечение обязательного страхового обеспечения, указанного в п.1 ст.9 Закона № 167-ФЗ, осуществляется за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации,
В силу ст.16 Закона № 167-ФЗ средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью, поэтому противоправными действиями ответчиков нарушены имущественные интересы РФ как субъекта гражданских правоотношений.
Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Закон № 250-ФЗ) решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
На основании ч. 4 ст. 21 Закона № 250-ФЗ на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в интересах Российской Федерации.
Просил признать незаконным включение Муниципальным бюджетным учреждением муниципального образования Каневской район «Центр комплексного социального обслуживания молодежи «Победа» периода фиктивного трудоустройства Савченко Т.А. с 22.07.2013 по 27.01.2014, с 01.10.2014 по 31.12.2014 в данном учреждении в стаж, учитываемый при назначении трудовой пенсии;
обязать Муниципальное бюджетное учреждение муниципального образования Каневской район «Центр комплексного социального обслуживания молодежи «Победа» предоставить в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каневском районе Краснодарского края уточняющие сведения об отсутствии у Савченко Т.А. стажа работы в данном учреждении с 22.07.2013 по 27.01.2014, с 01.10.2014 по 31.12.2014;
обязать Муниципальное бюджетное учреждение муниципального образования Каневской район «Центр комплексного социального обслуживания молодежи «Победа» направить в МРИ ФНС России № 4 по Краснодарскому краю сведения об излишне уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование Савченко Т.А. в период ее фиктивного трудоустройства в Муниципальном бюджетном учреждении муниципального образования Каневской район «Центр комплексного социального обслуживания молодежи «Победа» с 22.07.2013 по 27.01.2014, с 01.10.2014 по 31.12.2014 в размере 11 358,98 рублей в целях возвращения данной суммы либо зачета в счет будущих платежей.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал и просил об их удовлетворении.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУ - УПФР в Каневском районе Краснодарского края Мельникова Е.А. поддержала заявленные исковые требования.
Представитель ответчика МБУ ЦКСОМ «Победа» Авакьян М.Е. исковые требования признал полностью.
Третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, выступающее на стороне ответчика, Савченко Т.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Суд на основании ч.4 ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося третьего лица.
Выслушав лиц, участвующих в деле, прокурора, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Как видно из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой Каневского района проверки соблюдения пенсионного законодательства и законодательства о противодействии коррупции установлено, что приговором Каневского районного суда от 24 мая 2016 года ФИО1 и ФИО2 признаны виновными в совершении соответственно преступлений, предусмотренных ч.3 ст.160 УК РФ и ч.5 ст.33, ч.3 ст.160 УК РФ.
Согласно приговору ФИО1, являясь руководителем Муниципального бюджетного учреждения муниципального образования Каневской район «Центр комплексного социального обслуживания молодежи «Победа» (далее - МБУ «ЦКСОМ «Победа»), используя свое служебное положение, внесла в официальные документы учреждения сведения о якобы фактически отработанном Савченко Т.А. рабочем времени в указанном учреждении за период с 22.07.2013 по 27.01.2014, с 01.10.2014 по 31.12.2014.
Незаконные действия ФИО1 явились необходимым основанием для неправомерного начисления Савченко Т.А., фактически не выполнявшей трудовые обязанности, заработной платы, а также производства выплат на ее обязательное пенсионное страхование.
Согласно ч.2 ст. 39 ГПК РФ суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Суд находит, что заявленные исковые требования и признание иска представителем ответчика не противоречат закону и не нарушают охраняемые законом права и интересы других лиц.
Таким образом, имеются основания для принятия судом признания иска представителем ответчика.
Судом разъяснены представителю ответчика последствия принятия судом признания иска ответчиком.
В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
На основании вышеизложенного, следует признать незаконным включение Муниципальным бюджетным учреждением муниципального образования Каневской район «Центр комплексного социального обслуживания молодежи «Победа» периода фиктивного трудоустройства Савченко Т.А. с 22.07.2013 по 27.01.2014, с 01.10.2014 по 31.12.2014 в данном учреждении в стаж, учитываемый при назначении трудовой пенсии;
обязать Муниципальное бюджетное учреждение муниципального образования Каневской район «Центр комплексного социального обслуживания молодежи «Победа» предоставить в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каневском районе Краснодарского края уточняющие сведения об отсутствии у Савченко Т.А. стажа работы в данном учреждении с 22.07.2013 по 27.01.2014, с 01.10.2014 по 31.12.2014;
обязать Муниципальное бюджетное учреждение муниципального образования Каневской район «Центр комплексного социального обслуживания молодежи «Победа» направить в МРИ ФНС России № 4 по Краснодарскому краю сведения об излишне уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование Савченко Т.А. в период ее фиктивного трудоустройства в Муниципальном бюджетном учреждении муниципального образования Каневской район «Центр комплексного социального обслуживания молодежи «Победа» с 22.07.2013 по 27.01.2014, с 01.10.2014 по 31.12.2014 в размере 11 358,98 рублей в целях возвращения данной суммы либо зачета в счет будущих платежей.
Согласно ч.2 ст. 206 ГПК РФ следует установить в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, - до 1 декабря 2017 года.
Руководствуясь ст. ст. 173, 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Принять признание иска представителем ответчика.
Иск прокурора Каневского района в интересах Российской Федерации к муниципальному бюджетному учреждению муниципального образования Каневской район «Центр комплексного социального обслуживания молодежи «Победа» о признании незаконным включения периода фиктивного трудоустройства в стаж, учитываемый при назначении трудовой пенсии, возврате уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование удовлетворить.
Признать незаконным включение Муниципальным бюджетным учреждением муниципального образования Каневской район «Центр комплексного социального обслуживания молодежи «Победа» периода фиктивного трудоустройства Савченко Т.А. с 22.07.2013 по 27.01.2014, с 01.10.2014 по 31.12.2014 в Муниципальном бюджетном учреждении муниципального образования Каневской район «Центр комплексного социального обслуживания молодежи «Победа» в стаж, учитываемый при назначении трудовой пенсии.
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение муниципального образования Каневской район «Центр комплексного социального обслуживания молодежи «Победа» предоставить в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каневском районе Краснодарского края уточняющие сведения об отсутствии у Савченко Т.А. стажа работы в Муниципальном бюджетном учреждении муниципального образования Каневской район «Центр комплексного социального обслуживания молодежи «Победа» с 22.07.2013 по 27.01.2014, с 01.10.2014 по 31.12.2014;
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение муниципального образования Каневской район «Центр комплексного социального обслуживания молодежи «Победа» направить в МРИ ФНС России № 4 по Краснодарскому краю сведения об излишне уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование Савченко Т.А. в период ее фиктивного трудоустройства в Муниципальном бюджетном учреждении муниципального образования Каневской район «Центр комплексного социального обслуживания молодежи «Победа» с 22.07.2013 по 27.01.2014, с 01.10.2014 по 31.12.2014 в размере 11 358 рублей 98 копеек в целях возвращения суммы либо зачета в счет будущих платежей в срок до 1 декабря 2017 года.
На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Краснодарский краевой суд через Каневской районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья