Дело № 2-4971/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Волжский городской суд Волгоградской области в составе:
Федерального судьи Суденко О.В.,
при секретаре Курышовой Ю.М.,
20 августа 2015 года рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волжском гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Волжского Волгоградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области, Муниципальному бюджетному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № <...> об оборудовании здания образовательного учреждения системой телевизионного (видео -) наблюдения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Волжского Волгоградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела к Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № <...>» об оборудовании здания образовательного учреждения системой телевизионного (видео -) наблюдения. В обоснование иска указав, что прокуратурой г. Волжского проведена проверка исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности МБОУ СОШ № <...>, расположенного по адресу: Волгоградская область, город Волжский, улица "."..г., в ходе которой установлено, что МБОУ СОШ № <...> не оборудована системой видеонаблюдения. Согласно ответу администрации городского округа город Волжский Волгоградской области произвести установку видеонаблюдения в МБОУ СОШ № <...> не представляется возможным в связи с отсутствием средств. 15 июня 2015 года при проверке соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности в деятельности МБОУ СОШ № <...> установлено, что ответчиками не проводятся мероприятия, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений, в частности по оборудованию учреждения системой видеонаблюдения для технического контроля за обстановкой. Исполнение требований нормативных правовых актов по технической укрепленности и антитерростической защищенности является обязанностью образовательных организаций. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности детей и работников организации во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц.
Просит обязать администрацию городского округа город Волжский Волгоградской области обеспечить финансирование МБОУ СОШ № <...> расположенного по адресу: Волгоградская область, город Волжский, улица <...> в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, в целях приобретения и установки оборудования системы видеонаблюдения для здания данного образовательного учреждения, оборудования отдельного помещения для охраны с установкой системы видеонаблюдения; обязать МБОУ СОШ № <...> с момента поступления денежных средств, установить в образовательном учреждении систему видеонаблюдения, оборудовать отдельное помещение для охраны с установкой системы видеонаблюдения.
В судебном заседании помощник прокурора г. Волжского Волгоградской области Полуосьмак Ю.А. поддержала исковые требования и уточнения к ним, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации городского округа город Волжский Волгоградской области Ракова А.В. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать, указывая на их необоснованность. Вместе с тем, в случае удовлетворения требований прокурора, просила предоставить срок 4 месяца на исполнение решения суда, указывая на отсутствие в бюджете денежных средств на проведение вышеуказанных мероприятий.
Представитель ответчика МБОУ СОШ № <...> в судебное заседание не явился, о слушании дела извещены, о причинах неявки суд в известность не поставили..
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В силу статей 2, 20, 41 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.
Согласно п. 3 ст. 3 "Конвенции о правах ребенка" государства-участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях.
В соответствии с пунктами 1 и 7 ст. 2 ФЗ от 06.03.2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно п. 4 ст. 3 указанного Закона противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии с п. 3 ст. 5 Закона органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены и муниципальные учреждения образования.
В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.
В силу п. 42 Концепции расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Письмом Рособразования от 16.01.2009 N 16-2235/07-02 "О финансировании мероприятий по обеспечению антитеррористической безопасности образовательных учреждений" предусмотрено предоставление образовательными учреждениями отчетов о выполнении антитеррористических мероприятий, в числе которых значится установка системы видеонаблюдения.
Приказом Рособразования N 2013 от 11.11.2009 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средств на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
Согласно ч. 13 ст. 30 ФЗ от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В соответствии с п. п. 15 ч. 3 ст. 28 ФЗ от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательного учреждения относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 указанного Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц.
Установление системы видеонаблюдения является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.
Отсутствие системы видеонаблюдения в данном образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечивать постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении лиц, находящихся в учреждении.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой г. Волжского проведена проверка исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности МБОУ СОШ № <...> расположенного по адресу: Волгоградская область, город Волжский, улица <...>, в ходе которой установлено, что МБОУ СОШ № <...> не оборудована системой видеонаблюдения.
<...> 2015 года в адрес администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области прокуратурой г. Волжского вынесено представление об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности объектов.
Согласно ответу администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области произвести установку видеонаблюдения в МБОУ СОШ № <...> г. Волжского не представляется возможным в связи с отсутствием средств.
<...> 2015 года в ходе проверки помощником прокурора г. Волжского <...>. соблюдения законодательства о противодействии экстремизму и терроризму в деятельности МБОУ СОШ № <...> г. Волжского, расположенного по адресу: Волгоградская область, город Волжский, улица <...> установлено, что в данном образовательном учреждении отсутствует система видеонаблюдения.
Учитывая, что установка системы видеонаблюдения в образовательной организации является обязательной в силу закона, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора г. Волжского об оборудовании здания образовательного учреждения системой телевизионного (видео -) наблюдения.
В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Судом, с учетом позиций сторон, устанавливается срок в течение четырех месяцев со дня вступления решения в законную силу, в течение которого ответчик администрация городского округа г. Волжский должна обеспечить финансирование ответчика МБОУ СОШ № <...> устранения выявленных нарушений, данный срок суд находит разумным.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 2 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ ответчик - администрация городского округа – город Волжский, как орган местного самоуправления, освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление прокурора города Волжского Волгоградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области, Муниципальному бюджетному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № <...> об оборудовании здания образовательного учреждения системой телевизионного (видео -) наблюдения – удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа город Волжский Волгоградской области обеспечить финансирование муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № <...>. расположенного по адресу: Волгоградская область г. Волжский, ул. <...> в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в целях приобретения и установки оборудования системы видеонаблюдения для здания МБОУ СОШ № <...>, расположенного по адресу: Волгоградская область, город Волжский, улица <...>, оборудования отдельного помещения для охраны с установкой системы видеонаблюдения.
Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № <...> с момента поступления денежных средств, установить в образовательном учреждении систему видеонаблюдения, оборудовать отдельное помещение для охраны с установкой системы видеонаблюдения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья
Справка: мотивированное решение изготовлено <...> августа 2015 года.
Судья