Дело № 2-3036/2016
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
15 декабря 2016 года город Бугульма
Бугульминский городской суд Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи И.В. Назаровой,
при секретаре О.С. Литовченко,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мингалиева Т.М. к ГУ Управление пенсионного фонда России в Бугульминском районе и г.Бугульма о назначении пенсии по случаю потери кормильца,
У С Т А Н О В И Л :
Т.М. Мингалиев обратился в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Бугульминском районе и г. Бугульма о назначении пенсии по случаю потери кормильца. Указал, что он является студентом очной формы обучения <данные изъяты>, получает стипендию в размере 376 рублей, самостоятельного заработка не имеет. ДД.ММ.ГГГГ умер отец истца – ФИО1, который при жизни полностью содержал его, оплачивала учебу, обеспечивал всем жизненно необходимым, однако ответчик в назначении ему пенсии отказал.
Истец Т.М. Мингалиев и третье лицо на стороне истца – его мать ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержали. Пояснили, что истец проживал с отцом, который, кроме официального заработка, подрабатывал электриком, имел стабильный дополнительный доход, сын находился на его полном содержании.
Представитель ответчика О.В. Антонова ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, ранее в судебном заседании пояснила, что факт иждивения должен быть подтвержден свидетельскими показаниями.
Допрошенные в качестве свидетелей ФИО3, ФИО4, ФИО5 показали, что по договоренности между родителями их сын (истец) жил с отцом, который имел постоянный дополнительный заработок, содержал сына, строил дом, у матери не было материальной возможности содержать сына.
Суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на пенсию по случаю потери кормильца, условия и порядок получения которой согласно статье 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 и пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" одним из видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению является пенсия по случаю потери кормильца.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 11 указанного Федерального закона право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.
На основании пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).
В соответствии с пунктами 2, 3, 4 статьи 10 вышеназванного закона нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются, в том числе: дети умершего кормильца не достигшие 18 лет, а также дети умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (пункт 2).
Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (пункт 3).
Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет (пункт 4).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умер отец истца ФИО1.
Истец Мингалиев Т.М., ДД.ММ.ГГГГ, является студентом <данные изъяты> по очной форме обучения, получает стипендию в размере 376 рублей в месяц.
Законодатель под иждивением понимает нахождение лица на полном содержании кормильца или получение от него такой помощи, которая является для него постоянным и основным источником средств существования.
Юридическое значение для решения вопроса об иждивенстве лица имеют следующие обстоятельства: постоянный характер оказываемой помощи и помощь как основной источник существования члена семьи умершего.
Отнесение к нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца совершеннолетних детей, обучающихся в образовательных учреждениях обусловлено тем, что эти дети, лишившись необходимого материального содержания, для завершения процесса обучения нуждаются в поддержке со стороны государства: специфика организации учебного процесса в рамках очной формы получения образования существенно ограничивает возможности приобретения данной категорией лиц постоянного источника средств к существованию за счет самостоятельной трудовой деятельности.
Из материалов дела следует, что официальный заработок ФИО1 в последний год его жизни составлял в среднем 4-5 тысяч рублей в месяц, с ДД.ММ.ГГГГ (последние три месяца жизни) он не имел постоянного места работы.
При этом из объяснений истца и его матери, подтвержденных показаниями свидетелей, следует, что до смерти ФИО1 проживал вместе со своим сыном (истцом) и полностью содержал его; основным источником средств существования их семьи является не официальный заработок ФИО1, а его дополнительный доход от работы по гражданско-правовым договорам (работал электриком).
Оценивая представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит выводу о доказанности факта нахождения истца на иждивении у отца, поскольку собственных доходов за исключением стипендии он не имеет, что свидетельствует о его нахождении на полном иждивении своих родителей, в том числе отца, от которого он регулярно (ежемесячно) получал материальную помощь, которая являлась для него постоянным и основным источником средств к существованию.
Оснований не доверять показаниям свидетелей у суда нет. Доказательств обратного ответчиком суду не представлено.
Согласно статье 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (пункт 1).
Страховая пенсия назначается ранее дня обращения за страховой пенсией, определенного частью 2 настоящей статьи, в следующих случаях: страховая пенсия по случаю потери кормильца - со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией (подпункт 3 пункта 5).
С учетом приведенной нормы закона требование истца о назначении ему пенсии по случаю потери кормильца со дня смерти его отца является законным и обоснованным, поэтому иск подлежит полному удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░.░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░1, ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░