Р Е Ш Е Н И Е
01 февраля 2022 года г. Усолье-Сибирское
Судья Усольского городского суда Иркутской области Янова О.В., с участием представителя Федорова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании, в порядке, предусмотренном ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассмотрев ходатайство о восстановлении срока на подачу жалобы и жалобу № 38RS0024-01-2021-000539-26 (12-40/2021) должностного лица эколога ООО «ТМП» Макаровой Кристины Сергеевны на постановление № АТ-678/10 государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Мункуева П.О. № АТ-678/10 от 19 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица эколога ООО «ТМП» Макаровой Кристины Сергеевны,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Мункуева П.О. № АТ-678/10 от 19 ноября 2021 года о назначении административного наказания эколог ООО «ТМП» Макарова К.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 3000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, Макарова К.С. подала жалобу с ходатайством о восстановлении срока на ее подачу, указав в её обоснование, что считает вынесенное постановление №АТ-678/10 необоснованным по следующим основаниям: в период с 01.01.2020 г. по 27.03.2020 г. ООО "ТМП" осуществляло только временное накопление отходов, поступающих на полигон и не производило их окончательное размещение в указанный период, в отсутствие установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - НООЛР).
Из п.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об отходах производства и потребления", п.1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", а также п. 1 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" следует, что лица, осуществляющие временное накопление отходов, могут осуществлять данную деятельность без установления НООЛР.
Вместе с тем, в период осуществления временного накопления отходов, у лиц осуществляющих накопление, в соответствии с действующим законодательством отсутствует обязанность вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
После установления НООЛР 27.03.2020 ООО "ТМП" произвело размещение отходов, накопленных в период с 01.01.2020 по 27.03.2020 в соответствии с требованиями, установленными п.12.1 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (утв. постановлением Правительства РФ от 3 марта 2017 г. N 255) ООО "ТМП" произведен расчет и внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов в полном объеме.
Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год составлена ООО "ТМП" на основании расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду (с учетом периода временного накопления отходов с 01.01.2020 по 27.03.2020).
Вместе с тем, согласно информации, полученной из личного кабинета природопользователя ООО "ТМП", с интернет сайта Росприроднадзора, обе принятые Росприроднадзором декларации от 10.03.2021 и 21.04.2021, по существу были рассмотрены Росприроднадзором только 13.11.2021 года.
Из вышеизложенного следует, что зафиксированные в декларации сведения о внесенной ООО «ТМП» плате за НВОС не рассматривались и не учитывались Росприроднадзором при вынесении постановления №АТ-678/10.
Считает, что в ее действиях отсутствуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП.
Просила: в случае пропуска срока обжалования восстановить пропущенный процессуальный срок обжалования постановления о назначении административного наказания №АТ-678/10 от 19.11.2021; отменить постановление о назначении административного наказания №АТ-678/10 от 19.11.2021 ввиду отсутствия состава правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП; в случае невозможности отменить постановление о назначении административного наказания №АТ-678/10 от 19.11.2021 заменить административное наказание должностному лицу ООО "ТМП" - Макаровой Кристине Сергеевне в виде административного штрафа предупреждением.
В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока подачи жалобы, он может быть восстановлен по ходатайству лица, подающего жалобу. В данном случае, заявителю необходимо указать уважительность причин пропуска срока обжалования постановления.
Судьёй установлено, что копия постановления от 19.11.2021 не была получена Макаровой К.С., конверт вернулся в административный орган 08.12.2021. При этом, первоначально с жалобой Макарова К.С. обратилась 06.12.2021. Таким образом, ходатайство о восстановлении процессуального срока на подачу жалобы на постановление по делу об административном правонарушении подлежит удовлетворению.
Макарова К.С. извещена надлежащим образом в суд не явилась. Представитель Федоров Е.А. в судебном заседании настаивал на доводах жалобы по всем изложенным в ней основаниям.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явись, о рассмотрении дела извещены надлежаще.
Выслушав Федорова Е.А., исследовав материалы административного дела, обозрев административные материалы, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.
Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме (ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ).
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Данные требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при производстве по делу в отношении Макаровой К.С. должностным лицом в области охраны окружающей среды по Иркутской области, соблюдены в полном объеме.
Статьей 8.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определены в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», из которого следует, что обязательным условием при осуществлении хозяйственной деятельности является ее соответствие требованиям в области охраны окружающей среды.
Пунктом 8 статьи 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено требование, согласно которого не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно абз. 2 п. 12 (1) Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду») при превышении установленных нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, лимитов на выбросы загрязняющих веществ и лимитов на сбросы загрязняющих веществ (включая аварийные выбросы и сбросы), лимитов на размещение отходов такие лица при исчислении платы используют формулы, указанные в пунктах 20 и 21 настоящих Правил.
Абз. 6 части 5 статьи 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы применяются коэффициент 25 - за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.
В материалах дела и обжалуемом постановлении указано, что ООО «ТМП» является лицом, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории (далее - Управление) на основании решения заместителя руководителя Управления Е.Ю. Цехмистренко от 16 июля 2021 № 3-р «О проведении плановой выездной проверки» проведена плановая выездная проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью «ТМП» (ООО «ТМП»), ИНН 3851993577, юридический адрес: 665462, Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, ул. Ленина, д. 78, пом. 6 (акт проверки № АТ-678 от 03.08.2021) (учетный номер выездной проверки в ЕРКНМ 38210021000200365458).
Также указано, что в ходе проведения плановой выездной проверки установлено, что с 01.01.2020 по 27.03.2020 ООО «ТМП» осуществляло деятельность на объекте Полигон ТБО в отсутствие установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Согласно представленным Декларациям о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 и 2020 год ООО «ТМП» произведен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов производства и ТБО в пределах установленного лимита на их размещение.
По результатам плановой проверки были выявлены нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды, а именно: нарушение требований абз. 6 п. 5 ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», абз. 2 п. 12 (1) Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду»).
В постановлении указано, что ООО «ТМП» предоставила недостоверную информацию в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020, чем нарушены абз. 2 п. 12 (1) Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду»), абз. 6 п. 5 ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В акте о ходе плановой проверки указано, что на объекте НВОС 25-0138-002084-П площадок накопления отходов, достаточных для накопления отходов свыше 1 тонны не установлено, что подтверждается фототаблицей к акту проверки № АТ-678 от 03.08.2021, а также данными учета в области обращения с отходами ООО «ТМП», согласно которым на объекте НВОС 25-0138-002084-П ежеквартально образуется менее 1 тонны отходов в результате хозяйственной деятельности. Однако в материалах дела отсутствует фототаблица и сведения ежеквартальные, подтверждающая сведения указанные в акте.
Датой совершения правонарушения установлена 03.08.2021 – дата проведения выездной проверки и выявления факта административного правонарушения.
В качестве доказательств вины должностного лица эколога ООО «ТМП» Макаровой Кристины Сергеевны в совершении административного правонарушения, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в материалы дела представлены: копия акта проверки № АТ-678 от 03.08.2021 и приложением к нему; копия паспорта Макаровой К.С; копия приказа № 16-ТБО от 12.04.2021; копия трудового договора УК0000017 от 01.06.2020; копия должностной инструкции от 12.04.2021, фототаблица к акту проверки № АТ-678 от 03.08.2021, данные учета в области обращения с отходами ООО «ТМП», декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что постановление вынесено без установления всех обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении, в связи с чем, является незаконным и необоснованным, подлежит отмене.
Анализируя представленные материалы дела об административном правонарушении и материалы проверки, судья не может согласиться с постановлением, поскольку административным органом не представлены в материалы дела сведения, подлежащие фактические обстоятельства по делу.
А именно представленные в материалы дела документы частично не читаемые, поэтому определить о существенности к составу правонарушения не возможно ( договор от 29.12.2018). Из представленной декларации за 2020 не возможно определить когда она составлена, кроме того в ней отсутствует подпись, не указана дата проверки деклараций, из представленных документов не понятно почему определили дату административного правонарушения 03.08.2021, а не день предоставления декларации (или иные сроки), почему именно субъектом является должностное лицо, если в декларации 2020 отсутствует её подпись или подтвержденная электронная подпись.
С учетом изложенного следует признать, что меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела не приняты. Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста не вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении по результатам рассмотрения жалобы, и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При новом рассмотрении жалобы следует учесть изложенное, обеспечив соблюдение процессуальных прав всех участников производства по настоящему делу, надлежаще проверив с учетом положений действующего законодательства обстоятельства.
С учетом изложенного, вынесенное постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Мункуева П.О. № АТ-678/10 от 19 ноября 2021 года нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене, с возвращением дела на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Жалобу должностного лица эколога ООО «ТМП» Макаровой Кристины Сергеевны удовлетворить.
Постановление № АТ-678/10 государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Мункуева П.О. от 19 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица эколога ООО «ТМП» Макаровой Кристины Сергеевны – отменить, дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица эколога ООО «ТМП» Макаровой Кристины Сергеевны направить на новое рассмотрение.
Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения в Иркутский областной суд.
Судья О.В. Янова