ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
88-16444/2023
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 1 августа 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Фроловой Т.В.,
судей: Латушкиной С.Б., Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4369/2022 (УИД 42RS0009-01-2022-007147-22) по иску Шиловой С.В. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении период работы в специальный стаж, обязании назначить досрочную страховую пенсию
по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 13 декабря 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 28 марта 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
Шилова С.В. (далее – Шилова С.В., истец) обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области - Кузбассе (далее – ГУ-УПФР в городе Кемерово Кемеровской области – Кузбассе, ответчик) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, включении спорных периодов работы в специальный стаж возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости.
Требования мотивированы тем, что Шилова С.В. работала в условиях, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии в период с 26 августа 1987 г. по 16 марта 2022 г. и выполняет их до настоящего времени.
Истец обратилась в УПФР в г. Кемерово и Кемеровском районе (межрайонное) с целью назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ. Однако, в назначении страховой пенсии на льготных условиях истцу было отказано, поскольку на 16 марта 2022 г. у истца имеется страховой стаж продолжительностью 34 года 4 месяца 25 дней и стаж лечебной деятельности продолжительностью 29 лет 8 месяцев 18 дней при требуемом 30 лет.
Истец указывает на то, что ответчиком не установлено оснований для зачета в стаж лечебной деятельности следующих периодов работы истца: с 5 ноября 1993 г. по 8 февраля 1994 г. - (02 месяца 24 дня) - медицинской сестрой в Муниципальном медицинском предприятии «Детская больница № 2», так как законодателем изначально определена единственная организационно-правовая форма лечебно-профилактических организаций - учреждение, а не предприятие; с 1 февраля 1999 г. по 31 октября 1999 г. (09 месяцев) - медицинской сестрой в МУЗ «ТМО № 10», в связи с тем, что документально не подтверждена занятость в лечебно-профилактическом учреждении, являющимся структурным подразделением территориальных медицинских объединений (ТМО); с 20 апреля 2010 г. по 26 июня 2010 г. (2 месяца, 6 дней) – период прохождения профессиональной переподготовки по специальности «Функциональная диагностика» в Кемеровском областном медицинском колледже.
С указанным решением Шилова С.В. не согласна, поскольку во все вышеуказанные периоды в должности медицинской сестры фактически осуществляла лечебную деятельность в учреждении здравоохранения, выполняя функциональные обязанности постоянно в течение полного рабочего дня в условиях, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
С учетом уточненных исковых требований, истец просила суд признать незаконным решение УПФР в г. Кемерово и Кемеровском районе (межрайонное) от 6 мая 2022 г. № об отказе Шиловой С.В. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого стажа лечебной деятельности, включить периоды трудовой деятельности Шиловой С.В. с 15 ноября 1993 г. по 8 февраля 1994 г. - (02 месяца 24 дня) - медицинской сестрой в Муниципальном медицинском предприятии «Детская больница № 2»; с 1 февраля 1999 г. по 31 октября 1999 г. (09 месяцев) - медицинской сестрой в МУЗ «ТМО № 10» в периоды, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с даты возникновения такого права.
Определением суда от 13 декабря 2022 г. произведена замена ненадлежащего ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области - Кузбассе на надлежащего - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 13 декабря 2022 г. исковые требования Шиловой С.В. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении период работы в специальный стаж, обязании назначить досрочную страховую пенсию удовлетворены.
Признано незаконным решение ОПФР по Кемеровской области-Кузбассу от 6 мая 2022 г. № об отказе в назначении Шиловой С.В. досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
На ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу возложена обязанность зачесть Шиловой С.В. в стаж на соответствующих видах работ период с 15 ноября 1993 г. по 8 февраля 1994 г. медицинской сестрой в Муниципальном медицинском предприятии «Детская больница №2», с 1 февраля 1999 г. по 31 октября 1999 г. медицинской сестрой в МУЗ «ТМО №10» и назначить Шиловой С.В. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с даты возникновения права на пенсию.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 28 марта 2023 г. решение Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 13 декабря 2022 г. отменено в части признания незаконным решение УПФР в г. Кемерово и Кемеровском районе (межрайонное) от 6 мая 2022 г. № в части обязания назначить истцу досрочную страховую пенсию с даты возникновения права на пенсию.
В данной части принято новое решение, которым отказано в обязании Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу назначить Шиловой С.В. досрочно страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 13 декабря 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 28 марта 2023 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений, как незаконных. Кассатор указывает на правомерность решение ОПФР по Кемеровской области-Кузбассу от 6 мая 2022 г. №167114/22 об отказе в назначении Шиловой С.В. досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
В кассационной жалобе кассатор просит рассмотреть дело в отсутствии представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции нарушений, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 17 марта 2022 г. Шилова С.В. обратилась в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. г. № 400- ФЗ «О страховых пенсиях».
6 мая 2022 г. Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу вынесено решение №, которым Шиловой С.В. отказано в установлении пенсии по причине отсутствия требуемого стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной или иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (в наличии специальный стаж - 29 лет 8 месяцев 18 дней, при требуемом - 30 лет).
Как следует из оспариваемого решения, ответчиком зачтены следующие периоды работы: с 26 августа 1987 г. по 14 июля 1989 г. (1 год 10 мес.19 дней); с 27 июля 1989 г. по 31 июля 1991 г. (02 года 00 мес. 5 дней); с 8 августа 1991 г. по 31 июля 1992 г.(0 лет 11 мес. 24 дня); с 1 сентября 1992 г. по 14 ноября 1993 г. (01 год 2 мес. 14 дней); с 9 февраля 1994 г. по 6 июля 1995 г. (01 год 04 мес.28 дней); с 1 ноября 1999 г. по 16 марта 2022 г. (18 лет 03 мес.19 дней).
При этом в специальный стаж Шиловой С.В. не зачтены следующие периоды с 15 ноября 1993 г. по 8 февраля 1994 г. (2 месяца 24 дня) - медицинская сестра в Муниципальном медицинском предприятии «Детская больница № 2», так как законодателем изначально определена единственная организационно-правовая форма лечебно-профилактических организаций - учреждение, а не предприятие; с 1 февраля 1999 г. по 31 октября 1999 г. (9 месяцев) - медицинская сестра в МУЗ «ТМО № 10». На основании пункта 6 правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781, в стаж работы засчитывается на общих основаниях работа в должностях, указанных в списке, в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений. Документально не подтверждена занятость в лечебно-профилактическом учреждении, являющимся структурным подразделением ТМО; в соответствии с пунктом 21 разъяснения №5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78, 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденного постановлением Минтруда России от 22 мая 1996 г. № 29, в специальный трудовой стаж, не включается период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком после 6 октября 1992 г.: с 29 мая 1996 г. по 31 января 1999 г. (2 года 8 месяцев 2 дня); по правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, не предусмотрено включение в специальный стаж периодов: - с 15 июля 1989 г. по 26 июля 1989 г. (12 дней), с 1 августа 1991 г. по 7 августа 1991 г. (7 дней), 1 августа 1992 г. по 16 августа 1992 г. (16 дней), с 17августа 1992 г. по 31 августа 1992 г. (14 дней), с 1 октября 2003 г. по 19 октября 2003 г. (19 дней), с 14 июля 2006 г. по 31 июля 2006 г. (17 дней), с 5 июля 2006 г. по 31 июля 2006 г. (6 дней), с 18 января 2016 г. по 31 января 2016 г (13 дней) - отпуска без сохранения заработной платы.
С указанным решением Шилова С.В. не согласна в части отказа во включении в специальный стаж периодов работы с 15 ноября 1993 г. по 8 февраля 1994 г., с 1 февраля 1999 г. по 31октября 1999г., поскольку в должности медицинской сестры она фактически осуществляла лечебную деятельность в учреждении здравоохранения, выполняя функциональные обязанности постоянно в течение полного рабочего дня в условиях, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно записям в трудовой книжке серии AT-V № Шилова С.В. в спорный период 26 августа 1987 г. принята на должность постовой медицинской сестры отделения №2 в Городскую детскую больницу № 2 (приказ № 104 от 17 августа 1987 г.), 17 июля 1995 г. детская больница № 2 реорганизована в ТМО-10 (Распоряжение администрации города Кемерово № 1411 от 17 июля 1995 г.), 1 ноября 1999 г. ТМО-10 переименовано в МУЗ Детская клиническая больница № 2 (распоряжение администрации г. Кемерово 2902 от 16 декабря 1999 г.), 1 ноября 1999 г. должность постовой медицинской сестры переименована в должность «Медицинская сестра» (приказ № 355 от 1 ноября 1999 г.), Запись № 5 считать недействительной, 1 июня 2000 г. ТМО-10 переименовано в МУЗ Детская клиническая больница № 2 (распоряжение администрации г. Кемерово 1286 от 1 июня 2000 г.).
Как следует из справки ГАУЗ КО КГДКБ №2 № от 13 сентября 2019 г., Шилова С.В. принята в Городскую детскую больницу № 2 на должность медицинской сестры палатной (постовой) с 17 августа 1987 г. (приказ № от 17 августа 1987 г.). Работает по настоящее время Шиловой С.В. предоставлялись отпуска без сохранения заработной платы: с 15 июля 1989 г. по 26 июля 1989 г. (приказ № от 14 июля 1989 г.); с 1 августа 1991 года по 7 августа 1991 г. (приказ № от 30 июля 1991 г.); с 1 августа 1992 г. по 16 августа 1992 г. (приказ № от 20 июля 1992 г.); с 17 августа 1992 г. по 31 августа 1992 г. (приказ № от 13 августа 1992 г.); с 1 октября 2003 г. по 19 октября 2003 г. (приказ № от 2 октября 2003 г.); с 14 июля 2006 г. по 31 июля 2006 г. (приказ № от 25 июля 2006 г.); с 5 июля 2011 г. по 10 июля 2011 г. (приказ №-лс от 1 июля 2011 г.); с 18 января 2016 г. по 31 января 2016 г. (приказ 38-лс от 18 января 2016 г.).
Шиловой С.В. предоставлен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет с 29 мая 1996 г. по 27 августа 1997 г. (приказ №).
Шиловой С.В. предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 3 лет с 28 августа 1997 г. по 31 января 1999 г. (приказ № от 2 февраля 1999 г.).
Шилова С.В. проходила профессиональную переподготовку по специальности «Функциональная диагностика» в Кемеровском областном медицинском колледже с 20 апреля 2010 г. по 26 июня 2010 г. с отрывом от производства, с сохранением среднемесячной заработной платы (приказ №-к от 19 апреля 2010 г.
Справка дана на основании книг приказов за 1987-2018 годы.
Согласно представленной исторической справке 15 ноября 1993 г. Городская детская больница №2 зарегистрирована как муниципальное медицинское предприятие «Детская больница №2» на основании Постановления Администрации города Кемерово «О регистрации предприятий, обществ и организаций» от 15 ноября 1993 г. №285 9 февраля 1994 г. муниципальное медицинское предприятие «Детская больница №2» перерегистрировано в муниципальное медицинское учреждение «Клиническая детская больница №2» на основании Постановления Администрации города Кемерово «О перерегистрации муниципальных медицинских предприятий в медицинские учреждения» от 9 февраля 1994 г. №52.
7 июля 1995 г. муниципальное медицинское учреждение «Клиническая детская больница № 2» реорганизовано путем слияния с муниципальным медицинским учреждением «Детский санаторий «Журавлик» в муниципальное учреждение здравоохранения «Территориальное медицинское объединение №10» на основании распоряжения администрации г. Кемерово №1411 от 17 июля 1995 г. 1 ноября 1999 г. муниципальное учреждение здравоохранения «Территориальное медицинское объединение №10» переименовано в муниципальное учреждение здравоохранения «Детская клиническая больница №2» на основании распоряжения администрации города Кемерово №2902 от 16 декабря 1999 г. Устав муниципального учреждения здравоохранения «Детская клиническая больница № 2» зарегистрирован 1 июня 2000 г. распоряжением администрации города Кемерово № 1286 от 1 июня 2000 г.
Муниципальное учреждение здравоохранения «Детская клиническая больница № 2» переименовано в муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Детская клиническая больница №2» на основании решения Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Кемерово от 24 августа 2011 г. № 2407 и свидетельства государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, серия 42 № от 8 сентября 2011 г.
23 декабря 2016 г. муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Детская клиническая больница №2» переименовано в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Кемеровской области «Кемеровская городская детская клиническая больница №2» на основании решения Департамента охраны здоровья населения Кемеровской области от 20 декабря 2016 г. № 357-16.
29 сентября 2017 г. государственное бюджетное учреждение здравоохранения Кемеровской области «Кемеровская городская детская клиническая больница №2» переименовано в государственное автономное учреждение здравоохранения Кемеровской области «Кемеровская городская детская клиническая больница №2» на основании решения Департамента охраны здоровья населения Кемеровской области от 29 июля 2017 г. № 460-17
Из трудовой книжки Шиловой С.В., следует, что она 26 августа 1987 г. принята на должность медицинской сестрой отделения №2; в дальнейшем ей присвоен 9 разряд медицинской сестры 2-ой категории, детская больница №2 реорганизована в ТМО-Ю; 1 ноября 1999 г. ТМЛ-10 переименовано в МУЗ Детская клиническая больница №2.
Согласно положению о Муниципальном медицинском учреждении «Детская клиническая больница №2» данная организация осуществляет профилактическую, лечебно-диагностическую и реабилитационную помощь населению.
Из уставов МУЗ «Территориальное медицинское объединение №10» от 1995 и 1998 годов следует, что муниципальное учреждение здравоохранения «Территориальное медицинское объединение №10» создано на основе распоряжения администрации г. Кемерово №563 от 31 марта 1995 г. в результате реорганизации путем слияния муниципальных медицинских учреждений «Клиническая больница №2 г. Кемерово» и «Детский санаторий «Журавлик». Учредителем муниципального учреждения здравоохранения является администрация г. Кемерово (в уставе от 1995 года); комитет по управлению имуществом г. Кемерово (в уставе от 1998 года), форма собственности: муниципальная.
Цели и предмет деятельности: оказание амбулаторно-клинической помощи детям; оказание неотложной помощи на дому детям; оказание специализированной стационарной помощи детям города и области; дежурство по экстренной и неотложной помощи стационара по городу.
Согласно распоряжению администрации гор. Кемерово от 31 марта 1995 г. с 1 апреля 1995 г. реорганизовано путем слияния муниципальных медицинских учреждений «Клиническая больница №2 г. Кемерово» и «Детский санаторий «Журавлик» в муниципальное учреждение «Территориальное медицинское объединение №10».
Распоряжением администрации гор. Кемерово от 16 декабря 1999 г. муниципальное учреждение «Территориальное медицинское объединение №10» переименовано с 1 ноября 1999 г. в муниципальное учреждение здравоохранения «Детская клиническая больница №2».
Разрешая спор, исходя из того, что в спорные периоды название и вид деятельности Городской детской больницы № 2 соответствовали действующему на тот момент пенсионному законодательству, что давало право медицинским работникам на пенсию в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья граждан, истец в течение спорных периодов работы осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения в одном и том же учреждении здравоохранения, организационно-правовая форма которого неоднократном менялась, однако его сущность оставалась неизменной, суд первой инстанции пришел к выводу о включении спорных периодов работы Шиловой С.В. с 15 ноября 1993 г. по 8 февраля 1994 г., с 1 февраля 1999 г. по 31 октября 1999 г., и обязал ответчика назначить Шиловой С.В. с даты возникновения права на пенсию.
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции о включении спорных периодов работы Шиловой С.В. в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии досрочно в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении в данной части, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно.
При этом суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции в части возложения на пенсионный орган обязанности назначить истцу страховую пенсию с даты возникновения права на пенсию, указав на то, что с учетом приложения №7 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», и возникновения у истца права на досрочную страховую пенсию по старости в 2021 году, пенсия Шиловой С.В. может быть с учетом переходных периодов назначена не ранее 36 месяцев со дня возникновения такого права, то есть с 5 августа 2024 г., в связи с чем, требования о назначении досрочной страховой пенсии по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ с даты возникновения права не подлежит удовлетворению, в этой части решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований.
В части отказа в удовлетворении заявленных исковых требований апелляционное определение не обжалуется и предметом проверки суда кассационной инстанции не является.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с выводами судебных инстанций, поскольку выводы суда в этой части соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту – Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ досрочное назначение страховой пенсии по старости предусмотрено лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее по тексту - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. №665).
В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. №665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
В пункте 1 Списка №464, действовавшего в спорные периоды трудовой деятельности истца, указаны врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 сентября 2014 г.) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения (абзац второй пункта 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»).
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781, такое учреждение, как территориальное медицинское объединение, не предусмотрено.
Между тем, в соответствии с абзацем 4 пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781, в стаж работы в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения засчитываются периоды работы в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений.
Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, установив, что организационно - правовая форма организации, в которой истец осуществляла лечебную деятельность, изменялась, при этом должностные обязанности истца, условие, содержание и характер труда Шиловой С.В., остались неизменными на протяжении всех спорных периодов, в период с 1 февраля 1999 г. по 31 октября 1999 г. истец работала медицинской сестрой в Клинической детской больнице №2, являвшейся структурным подразделением территориального медицинского объединения №10, судебные инстанции пришли к правомерному выводу о включении периодов трудовой деятельности Шиловой С.В. с 15 ноября 1993 г. по 8 февраля 1994 г. - (02 месяца 24 дня) - медицинской сестрой в Муниципальном медицинском предприятии «Детская больница № 2»; с 1 февраля 1999 г. по 31 октября 1999 г. (09 месяцев) - медицинской сестрой в МУЗ «ТМО № 10» в периоды, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Выводы судов первой и апелляционной инстанций подробно и обстоятельно мотивированы, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения и обстоятельствам дела.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанции пришли к своим выводам, подробно приведены в обжалуемых судебных постановлениях и в дополнительной аргументации не нуждаются.
Вопреки доводам кассационной жалобы судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судами проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в решении, апелляционном определении соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Представленные сторонами доказательства, оценены судом в соответствии с принципами относимости, допустимости доказательств, на основе состязательности и равноправия сторон (статьи 12, 59 и 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы кассационной жалобы о том, что работа в территориальных медицинских объединениях, государственном предприятии, не подлежит включению в специальный стаж истца, повторяют правовую позицию кассатора, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, аналогичны доводам апелляционной жалобы, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, выводы судов не опровергают, не содержат указаний на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, фактически сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств и собранных по делу доказательств, тогда как, в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правом самостоятельно устанавливать обстоятельства дела и давать иную оценку собранным по делу доказательствам, кассационный суд общей юрисдикции не наделен.
Поскольку судами материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Кемерово от 13 декабря 2022 г. с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 28 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 28 марта 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: