Решение по делу № 2-265/2018 ~ М-282/2018 от 13.09.2018

Дело года

Р Е Ш Е Н И Е

03 декабря 2018 года <адрес>

Архаринский районный суд <адрес>, в составе:

председательствующего судьи Дьячковой Н.С.,

секретаря судебного заседания ФИО1,

истца- помощника прокурора ФИО2,

ответчика- главы Отважненского сельсовета ФИО3,

представителя третьего лица администрации <адрес> - ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Отважненского сельсовета о возложении обязанности создать на территории сельсовета специализированную службу по вопросам похоронного дела,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Отважненского сельсовета о возложении обязанности создать на территории сельсовета специализированную службу по вопросам похоронного дела, указав, что прокуратурой <адрес> в апреле 2018 года проведена проверка исполнения законодательства о погребении и похоронном деле, по результатам которой установлено следующее.

В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Частью 3 названной статьи предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 -3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

В соответствии с п. 23 ст. 7 Устава Отважненского сельсовета <адрес> к вопросам местного значения Отважненского сельсовета относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В соответствии со статьей 29 указанного Закона органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с названным Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.

Таким образом, создание специализированных служб по вопросам похоронного дела, служит необходимой гарантией реализации права лица, принявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего на выбор между погребением, включающим в себя гарантированный перечень бесплатных услуг, и погребением за счет собственных средств, с последующим получением социального пособия, а также права лица, принявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, на получение гарантированного перечня бесплатных услуг ввиду отсутствия возможности осуществить погребение за счет собственных средств.

Согласно сведениям, представленным администрацией Отважненского сельсовета (исх. от ДД.ММ.ГГГГ), гарантированный перечень услуг по погребению на территории Отважненского сельсовета на безвозмездной основе специализированной службой по вопросам похоронного дела гражданам не оказывается, ввиду отсутствия такой службы, порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела, а также требования к качеству предоставляемых ими услуг Отважненским сельсоветом не установлены.

Таким образом, администрация Отважненского сельсовета не выполняет требования действующего законодательства о погребении и похоронном деле, тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц на исполнение их волеизъявления о достойном отношении к их телу после смерти, а также права лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего, в том числе на оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе.

По фактам выявленных нарушений прокурором района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление главе Отважненского сельсовета о необходимости создать на территории Отважненского сельсовета специализированную службу по вопросам похоронного дела.

ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру района администрацией Отважненского сельсовета представлен ответ о том, что планируется заключение соглашения с МУП «Ритуальные услуги» в целях предоставления на территории Отважненского сельсовета гарантированного перечня услуг по погребению.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Отважненского сельсовета прокуратурой района направлено требование о предоставлении информации об исполнении представления от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно ответу администрации Отважненского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ специализированная служба по вопросам похоронного дела на территории Отважненского сельсовета не создана.

Отсутствие в поселении специализированной службы по вопросам похоронного дела не позволяет в полной мере осуществлять регулирование вопросов организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения, что влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц, проживающих и пребывающих на территории Отважненского сельсовета, в данной сфере правоотношений.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 22, 45, 131 ГПК РФ, ст.ст. 27, 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», просит суд обязать администрацию Отважненского сельсовета Архаринского муниципального района <адрес> в течении шести месяцев со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу создать на территории Отважненского сельсовета специализированную службу по вопросам похоронного дела.

    Представитель ответчика – администрации Отважненского сельсовета в судебном заседании требования прокурора признала.

    Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – представитель администрации <адрес> в судебном заседании с заявленными требованиями прокурора <адрес> не согласна, пояснив, что на основании части 1 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом.

    Создание    специализированных     служб предусмотрено статьями 9 и 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказания близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.

Согласно статье 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В силу части 1 статьи 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Статьей 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» установлен гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемый гражданам на безвозмездной основе.

Из положений статьи 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» следует, что специализированные службы по вопросам похоронного дела создаются в предусмотренных российским гражданским законодательством организационно-правовых формах и в зависимости от этого действуют на основании уставов или положений, которые не противоречат законодательным актам Российской Федерации и ее субъектов, а также зарегистрированы в установленном порядке.

В соответствии с п.22 ч.1, ч.3 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения сельского поселения.

При этом федеральный закон не содержит ни определения понятия «специализированная служба по вопросам похоронного дела», ни характеристики правового статуса данной организации. Не вполне ясно также, является ли создание такой специализированной службы обязательным в каждом муниципальном образовании или осуществляется по мере необходимости, на усмотрение органов местного самоуправления.

При изучении судебной и иной правоприменительной практики, к сожалению, также не было найдено однозначного ответа на эти вопросы.

Что касается организационно-правовой формы специализированной службы по вопросам похоронного дела, то в последнее время судебная практика склоняется к следующей позиции: «Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» не наделяет органы местного самоуправления правом присвоения статуса специализированной службы коммерческое организации, учрежденной физическими и юридическими лицами. <...> органы местного самоуправления вправе создавать только муниципальные учреждения и предприятия, присвоение статуса специализированной службы коммерческой организации не является созданием муниципального учреждения и предприятия» (решение Арбитражного суда <адрес> от 16 ноябре 2007 г. № А41-К2-14008/07), «органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям и положения Федерального закона № 131-ФЗ не предоставляют органам местного самоуправления право делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе)».

В то же время в судебной практике имеется и противоположная правовая позиция, согласно которой возможно создание специализированной службы не только путем создания муниципального предприятия или учреждения, но и путем проведения открытого конкурса с последующим заключением муниципального контракта на выполнение функций специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Более того, некоторые суды полагают, что именно эта процедура способна наилучшим образом обеспечить соблюдение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части оказания населению услуг по погребению в пределах гарантированного перечня.

В Постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А10-3361/2013 суд исходил из того, что федеральным законодательством не определен порядок создания специализированных служб по вопросам похоронного дела, следовательно, органы местного самоуправления не ограничены в правовой регламентации соответствующих вопросов. Создание специализированной службы в форме бюджетного учреждения, в частности, влечет за собой ограничения в работе, накладываемые спецификой правового регулирования деятельности данного юридического лица, и приводит к нарушению п. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ, поскольку данный хозяйствующий субъект монополизирует конкретный вид деятельности - оказание услуг в сфере похоронного дела - на территории соответствующего муниципального образования.

Образование специализированной службы по вопросам похоронного дела посредством проведения конкурса на право получения соответствующего статуса как раз и направлено на соблюдение требований законодательства о защите конкуренции, поскольку предоставляет всем хозяйствующим субъектам, независимо от их организационно-правовой формы, возможность на конкурсной основе оказывать населению услуги по погребению. Все услуги по погребению, в том числе оказываемые в пределах гарантированного перечня, обладают свойствами товара, а соответствующая деятельность специализированных служб всегда является экономической деятельностью и должна осуществляться на конкурентном рынке, следовательно, предпочтительнее определять хозяйствующий субъект, наделяемый правом оказывать ритуальные услуги за счет бюджета, именно на конкурсной основе.

Согласно Письму ФАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ПС/24493 "О рассмотрении обращения" мэру <адрес> «... По вопросу обеспечения гарантированного перечня услуг по погребению органы местного самоуправления вправе создавать специализированные службы по вопросам похоронного дела. При отсутствии возможностей по созданию соответствующих служб, по мнению ФАС России, органы местного самоуправления могут наделять хозяйствующие субъекты статусом специализированных служб, что в целях обеспечения конкуренции должно производиться на конкурсной основе. Однако это не означает, что иные организации не могут предоставлять комплекс услуг в рамках гарантированного перечня с соответствующим возмещением из бюджета.

ФАС России считает, что услуги по погребению невостребованных и безродных должны также осуществляться на конкурсной основе, так как являются предметом отдельно взятого бизнеса, осуществляемого за бюджетные средства.

Специализированные службы по вопросам похоронного дела осуществляют деятельность по гарантированному перечню услуг по погребению. Деятельность, связанная с погребением на коммерческой основе (за плату), что составляет более 90% общего объема услуг по погребению, должна осуществляться в условиях равной конкуренции с иными хозяйствующими субъектами, участниками данного рынка.

Организации, заключившие муниципальный контракт на предоставление услуг по содержанию кладбищ, не могут наделяться контрольными функциями в отношении иных хозяйствующих субъектов и должны осуществлять деятельность исключительно в рамках исполнения контракта». Исходя из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы, что Федеральный закон № 8-ФЗ не дает законодательного определения понятия "специализированная служба по вопросам похоронного дела" и не устанавливает ее организационно-правовую форму. В Федеральном законе № 131-ФЗ термин "служба" также отсутствует. Не используется подобное понятие и в гражданском законодательстве. В связи с этим специализированная служба - это не вид организации, не определенная организационно-правовая форма юридического лица, а статус, присваиваемый субъекту в связи с выполнением функций по оказанию гражданам гарантированных законом ритуальных услуг.

Далее, по терминологии гражданского законодательства создание специализированной службы не означает обязательно учреждение какой-либо муниципальной организации (предприятия или учреждения). Органы местного самоуправления являются учредителями, т.е. участвуют в создании и немуниципальных организаций - открытых акционерных обществ (в порядке, предусмотренном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"), и межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью (ст. 68 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Согласно п. 5.13 "МДК 11-01.2002. Рекомендации о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации" (рекомендованы Протоколом Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ -НС-22/1 Специализированные службы по вопросам похоронного дела создаются в предусмотренных российским гражданским законодательством организационно-правовых формах и в зависимости от этого действуют на основании уставов или положений, которые не противоречат законодательным актам Российской Федерации и ее субъектов, а также зарегистрированы в установленном порядке.

Таким образом, если исходить из того, что специализированная служба - это лишь определенный статус, отражающий круг выполняемых хозяйствующим субъектом функций, то следует признать закономерной возможность наделения этим статусом субъекта, созданного в любой организационно-правовой форме.

Особо следует подчеркнуть, что согласно Федеральному закону № 131-ФЗ на органы местного самоуправления возложено не оказание ритуальных услуг, а организация оказания таковых. Последнее же не подразумевает обязанности по созданию в этих целях каких-либо органов местного самоуправления (их структурных подразделений), организаций, а также по финансированию оказания ритуальных услуг из местного бюджета. Организация оказания услуг есть создание условий, при которых гражданам обеспечивается предоставление этих услуг, а это возможно как силами специально учреждаемых муниципальных организаций, так и путем привлечения и стимулирования хозяйствующих субъектов немуниципальной формы собственности. Кроме того, решение данного вопроса местного значения подразумевает правовое регулирование правоотношений в сфере похоронного дела муниципальными нормативными правовыми актами (определение порядка деятельности общественных кладбищ, установление перечня, критериев качества и стоимости гарантированных услуг по погребению и т.д.).

    

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – представитель Совета народных депутатов в судебном заседании в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлен надлежащим образом.

Судом принято решение о рассмотрении дела в его отсутствие.

    Суд, выслушав помощника прокурора <адрес>, ответчика – главу Отважненского сельсовета, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.    

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Частью 3 названной статьи предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 -3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области» за сельскими поселениями <адрес> закреплены вопросы местного значения, в том числе предусмотренные п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

    В соответствии с п. 23 ст. 7 Устава Отважненского сельсовета <адрес> к вопросам местного значения Отважненского сельсовета относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" за органами местного самоуправления закреплены, в том числе и такие обязанности (полномочия), как осуществление организации похоронного дела, создание специализированных служб по вопросам похоронного дела для погребения умершего и оказания услуг по погребению, определение порядка деятельности обозначенных служб (п. 2 ст. 25, п. 1.2 ст. 29).

Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с данным Федеральным законом.

    В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:

    1) оформление документов, необходимых для погребения;

    2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

    3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

    4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.

(в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ)

    2. Услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

    3. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств:

    Пенсионного фонда Российской Федерации - на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти;

    федерального бюджета - на погребение умерших не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии). Расчеты со специализированной службой по вопросам похоронного дела за погребение умерших не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости, осуществляются Пенсионным фондом Российской Федерации с последующим возмещением расходов Пенсионному фонду Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в размерах, определяемых в соответствии с настоящим пунктом;

    Фонда социального страхования Российской Федерации - на погребение умерших граждан, подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и умерших несовершеннолетних членов семей граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти указанных членов семей;

    бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.

    Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации возмещают специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, в размере, не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.

    В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, этот предел определяется с применением районного коэффициента.

    Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела на основании справки о смерти, если обращение за возмещением указанных услуг последовало не позднее шести месяцев со дня погребения.

    4. Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» установлено, что специализированные службы по вопросам похоронного дела оказывают на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные статьей 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.

В силу ст. 12 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела. Этой же службой осуществляется погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки.

Частью 2 статьи 25 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» предусмотрено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В соответствии со статьей 29 указанного Закона органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с названным Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.

Таким образом, создание специализированных служб по вопросам похоронного дела, служит необходимой гарантией реализации права лица, принявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего на выбор между погребением, включающим в себя гарантированный перечень бесплатных услуг, и погребением за счет собственных средств, с последующим получением социального пособия, а также права лица, принявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, на получение гарантированного перечня бесплатных услуг ввиду отсутствия возможности осуществить погребение за счет собственных средств.

Из сведений, представленных администрацией Отважненского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ, гарантированный перечень услуг по погребению на территории Отважненского сельсовета на безвозмездной основе специализированной службой по вопросам похоронного дела гражданам не оказывается, ввиду отсутствия такой службы, порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела, а также требования к качеству предоставляемых ими услуг Отважненским сельсоветом не установлены.

Таким образом, администрация Отважненского сельсовета не выполняет требования действующего законодательства о погребении и похоронном деле, тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц на исполнение их волеизъявления о достойном отношении к их телу после смерти, а также права лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего, в том числе на оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе.

ДД.ММ.ГГГГ главе Отважненского сельсовета внесено представление прокурора <адрес> по фактам выявленных нарушений прокурором района о необходимости создать на территории Отважненского сельсовета специализированную службу по вопросам похоронного дела.

Согласно ответу администрации Отважненского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ, администрацией Отважненского сельсовета планируется заключение соглашения с МУП «Ритуальные услуги» в целях предоставления на территории Отважненского сельсовета гарантированного перечня услуг по погребению.

Согласно ответу администрации Отважненского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ , администрацией Отважненского сельсовета специализированная служба по вопросам похоронного дела на территории Отважненского сельсовета не создана.

Поскольку отсутствие в поселении специализированной службы по вопросам похоронного дела не позволяет в полной мере осуществлять регулирование вопросов организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения, что влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц, проживающих и пребывающих на территории Отважненского сельсовета, в данной сфере правоотношений.

    На основании изложенного, суд считает требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Отважненского сельсовета о возложении обязанности о возложении обязанности создать на территории сельсовета специализированную службу по вопросам похоронного дела, подлежащими удовлетворению.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Отважненского сельсовета о возложении обязанности создать на территории сельсовета специализированную службу по вопросам похоронного дела, удовлетворить.

Возложить обязанность на администрацию Отважненского сельсовета Архаринского муниципального района <адрес> в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу создать на территории Отважненского сельсовета специализированную службу по вопросам похоронного дела.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение одного месяца.

Председательствующий: (подпись) Н.С. Дьячкова

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

2-265/2018 ~ М-282/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Архаринского района в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
администрация Отважненского сельсовета
Другие
Совет народных депутатов Архаринского района
Администрация Архаринского района
Суд
Архаринский районный суд
Судья
Дьячкова Н.С.
13.09.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.09.2018[И] Передача материалов судье
17.09.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.09.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.09.2018[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.09.2018[И] Судебное заседание
27.09.2018[И] Судебное заседание
30.10.2018[И] Судебное заседание
30.10.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.10.2018[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.11.2018[И] Судебное заседание
03.12.2018[И] Судебное заседание
05.12.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.12.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.01.2019[И] Дело оформлено
10.01.2019[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее