Решение по делу № 2-4677/2023 от 26.10.2023

Дело №2-4677/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 декабря 2023г.                                                                                                     г.Смоленск

Ленинский районный суд г. Смоленска

в составе:

председательствующего Кудряшова А.В.

при секретаре Дедовой Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Егорченковой Марины Игоревны в интересах несовершеннолетней Егорченковой Николь Юрьевны к Министерству здравоохранения Смоленской области, ОГБУЗ «Детская клиническая больница» о возложении обязанности по организации бесплатного обеспечения лекарственным препаратом,

у с т а н о в и л:

Егорченкова М.И. в интересах несовершеннолетней дочери Егорченковой Н.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в суд с иском к ответчикам о возложении на Министерство здравоохранения Смоленской области (до переименования – Департамент Смолеснкой области по здравоохранению) обязанности по организации бесплатного обеспечения Егорченковой Н.Ю. на постоянной основе не зарегистрированным на территории Российской Федерации лекарственным препаратом «Флунаризин» в рекомендованных уполномоченной медицинской организацией количестве и дозах, сославшись на то, что последняя является ребенком-инвалидом и страдает дегенеративным заболеванием центральной нервной системы, в связи с чем консилиумом врачей ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России Егорченковой Н.Ю. по жизненным показаниям назначен упомянутый лекарственный препарат, который бесплатно ребенку не предоставляется.

Егорченкова М.И. и ОГБУЗ «Детская клиническая больница», извещенные о времени и месте слушания дела, в судебное заседание своих представителей не направили.

Представитель Министерства здравоохранения Смоленской области Сидоренкова Я.С. в судебном заседании указала на то, что немедленное исполнение требований истца невозможно.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 (вступила в силу для СССР 15.09.1990), государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (ст.6 Конвенции о правах ребенка). Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения (п.1 ст.24 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13.12.2006, ратифицирована Российской Федерацией 25.10.2012 ) признавая, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами-участниками Конвенции о правах ребенка («преамбулы), согласились с тем, что они принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка (пункты 1, 2 ст.7 данной Конвенции).

В соответствии с ч.1 ст.41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18 Конституции Российской Федерации).

Право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Статьей 29 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.15 ст.37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст.82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

На основании п.3 Положения о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09.08.2005 №494, в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.

Пунктом 2 ч.3 ст.80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

В соответствии с Приложением №1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 дети первых трех лет жизни, а также дети-инвалиды в возрасте до 18 лет обеспечиваются при амбулаторном лечении лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно.

Таким образом, действующим правовым регулированием предусмотрено обеспечение детей-инвалидов всеми лекарственными препаратами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших препаратов для медицинского применения. По жизненным показаниям решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации к индивидуальному применению пациентом может быть назначен лекарственный препарат, не зарегистрированный на территории Российской Федерации (п.1 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020).

Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (утверждена постановлением Администрации Смоленской области от 15.03.2023 №105) предусмотрено, что за счет средств бюджетных ассигнований бюджета Смоленской области осуществляется, в частности, обеспечение граждан зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности.

В силу п.2 ст.4 Закона Смоленской области от 28.12.2004 №114-з «О здравоохранении в Смоленской области» обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в соответствии с федеральным и областным законодательством организует уполномоченный орган в сфере здравоохранения, которым на территории Смоленской области является Министерство здравоохранения Смоленской области (постановление Правительства Смоленской области от 10.10.2023 №13).

Исходя из положений п.3.1 Порядка обеспечения отдельных групп населения Смоленской области лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или с пятидесятипроцентной скидкой, утв. постановлением Администрации Смоленской области от 15.02.2005 №36, закупка лекарственных препаратов и специализированных продуктов лечебного питания осуществляется Департаментом Смоленской области по здравоохранению в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Егорченкова Н.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющаяся ребенком-инвалидом (инвалидность установлена ДД.ММ.ГГГГ), страдает следующими заболеваниями: дегенеративное заболевание центральной нервной системы, детская альтернирующая гемиплегия, тип ДД.ММ.ГГГГ (OMIM ДД.ММ.ГГГГ); задержка моторного развития, психического и речевого.

По решению консилиума врачей ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, Егорченковой Н.Ю. по жизненным показаниям назначен не зарегистрированный на территории Российской Федерации лекарственный препарат «Флунаризин» (единственно возможное при данном заболевании лекарственное средство) в количестве 12 упаковок по 5 мг (20 таблеток) на год лечения с учетом веса пациента 9 кг. (дозировка зависит от веса пациента, т.е. не является неизменной).

На обращение Егорченковой М.И. в Департамент Смоленской области по здравоохранению по вопросу организации бесплатного обеспечения ее дочери Егорченковой Н.Ю. данным лекарственным препаратом названным уполномоченным органом дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому по информации ОГБУЗ «Детская клиническая больница» указанное медицинское учреждение формирует пакет документов для получения разрешения и в дальнейшем ввоза в РФ незарегистрированного на территории РФ препарата «Флунаризин».

Как следует из содержания искового заявления, Егорченкова Н.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до настоящего времени названным лекарственным препаратом, назначенным последней консилиумом врачей по жизненным показаниям, не обеспечивается, что фактически лишает ее права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, и нарушает фундаментальное право ребенка на жизнь и здоровье.

Таким образом, с учетом приведенных выше норм законодательства Егорченкова Н.Ю. имеет право на бесплатное обеспечение упомянутым выше лекарственным препаратом, назначенным ей по жизненным показаниям в качестве единственно возможного варианта лечения, в связи с чем суд возлагает на Министерство здравоохранения Смоленской области обязанность по организации бесплатного обеспечения ребенка данным препаратом в рекомендованных дозах.

То обстоятельство, что рекомендованный Егорченковой Н.Ю. лекарственный препарат не зарегистрирован на территории Российской Федерации, основанием для отказа в удовлетворении иска и ограничения конституционного права ребенка на охрану жизни и здоровья служить не может. Иное означает снижение уровня государственных гарантий охраны здоровья Егорченковой Н.Ю, особенно в этом нуждающейся в силу самого характера ее заболевания в связи с которым последней установлена инвалидность. Вследствие этого Егорченкова Н.Ю., как ребенок-инвалид в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 имеет право на обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджета Смоленской области всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно.

При этом в данном случае имеется медицинский документ (решение консилиума врачей ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ), содержащий назначение лекарственного препарата, выданный медицинскими работниками и являющийся основанием для приобретения этого препарата. Отсутствие рецепта врача не может умалять право ребенка-инвалида на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, назначенным ему решением консилиума врачей по жизненным показаниям.

В удовлетворении иска к ОГБУЗ «Детская клиническая больница» надлежит отказать, поскольку данное учреждение является ненадлежащим ответчиком по делу.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Егорченковой Марины Игоревны, предъявленные в интересах несовершеннолетней Егорченковой Николь Юрьевны, удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения Смоленской области организовать полное и своевременное бесплатное обеспечение Егорченковой Николь Юрьевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не зарегистрированным на территории Российской Федерации, назначенным по жизненным показаниям лекарственным препаратом «Флунаризин» в количестве и дозах, рекомендованных уполномоченной медицинской организацией, до отмены данного препарата по медицинским показаниям.

В удовлетворении иска к ОГБУЗ «Детская клиническая больница» отказать.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение одного месяца.

Председательствующий                                         А.В. Кудряшов

«КОПИЯ ВЕРНА»подпись судьи                               А.В. Кудряшовсекретарь судебного заседания Ленинского районного суда г.Смоленска Е.Е. Дедованаименование должности уполномоченного работника аппарата федерального суда общей юрисдикции                                        2023

УИД: 67RS0002-01-2023-006313-55

Подлинный документ подшит в материалы дела № 2-4677/2023

2-4677/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Егорченкова Марина Игоревна, действующая в интересах несовершеннолетней Егорченковой Николь Юрьевна
Ответчики
Департамент Смоленской области по здравоохранению
ОГБУЗ "Детская клиническая больница"
Суд
Ленинский районный суд г. Смоленска Смоленской области
Судья
Шевцова Н.Г.
Дело на сайте суда
leninsky.sml.sudrf.ru
26.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.10.2023Передача материалов судье
30.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.12.2023Судебное заседание
19.12.2023Судебное заседание
19.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее