Судья Ларионова Т.Ю. Дело № 33а-4257/2022
УИД 76RS0021-01-2022-000198-80
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего судьи Громовой А.Ю.,
судей Моисеевой О.Н., Емельяновой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Антоновой С.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле
19 июля 2022 года
административное дело по апелляционной жалобе представителя Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области по доверенности Перминовой Ольги Анатольевны на решение Тутаевского городского суда Ярославской области от 04 мая 2022 года, которым административные исковые требования Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Моисеевой О.Н., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Администрация Тутаевского муниципального района Ярославской области обратилась в суд с административными исковыми требованиями к Департаменту охраны объектов культурного наследия Ярославской области об оспаривании приказа № от 26.10.2021 года об отказе во включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия, <адрес>.
Требования мотивированы тем, что собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Ярославская область, <адрес>, является Тутаевский муниципальный район Ярославской области.
23.06.2021 года Администрация Тутаевского муниципального района Ярославской области обратилась в Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области с заявлением о включении объекта, <адрес>, в перечень выявленных объектов культурного наследия с представлением справочных сведений об объекте, обосновывающие наличие у объекта признаков культурного наследия. Сведения об объекте изложены в виде выписки из книг <данные изъяты>.
Приказом Департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области <данные изъяты> от 26.10.2021 года было отказано во включении данного объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия.
Администрация Тутаевского муниципального района Ярославской области, не согласившись с данным решением, обратилась с административным иском в суд, в котором также приведены доводы о нарушении процедуры принятия данного приказа, выразившиеся в том, что в адрес заявителя не направлена пояснительная записка с аргументированными выводами, не предоставлена информация о специалистах, проводивших исследование, не проведена историко-культурная экспертиза, обжалуемый приказ не был опубликован в сети Интернет.
Судом принято вышеуказанное решение, с которым не согласен административный истец – Администрация Тутаевского муниципального района Ярославской области в лице представителя Перминовой О.А..
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, вынесении по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований. В апелляционной жалобе указывается на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, заслушав представителей администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области по доверенностям Перминову О.А., Ходякову С.Г. в поддержание доводов жалобы, представителя Департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области по доверенности Алексееву Д.Д., возражавшую против удовлетворения доводов жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о надлежащей организации работ по установлению историко-культурной ценности объекта, выполненной Департаментом охраны объектов культурного наследия Ярославской области, соответственно с соблюдением установленной процедуры; принятия обоснованного решения об отказе во включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в перечень выявленных объектов культурного наследия.
С указанными выводами судебная коллегия не соглашается, и считает их не основанными на материалах дела и законе.
Конституция Российской Федерации гарантирует право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ст.46).
По смыслу статей 218, 227 КАС РФ решения и действия (бездействие) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов лица, обратившегося в суд.
Согласно статье 44 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации каждый имеет право на доступ к культурным ценностям, обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. В порядке реализации указанных конституционных требований законодателем был принят Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", обеспечивающий сохранение, использование, популяризацию и государственную охрану объектов культурного наследия (преамбула). Эти задачи, как следует из содержания указанного Федерального закона, достигаются за счет принятия мер, направленных на выявление и учет объектов культурного наследия, а также за счет последующего обеспечения сохранности этих объектов.
В соответствии положениям статьи 4 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об объектах культурного наследия) под объектами культурного наследия регионального значения понимаются объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации.
Федеральным законодателем гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (абзацы третий и четвертый преамбулы Закона об объектах культурного наследия).
Согласно части 1 статьи 15 Закона об объектах культурного наследия в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия. Реестр формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр, а также посредством исключения из реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из реестра, в порядке, установленном указанным Федеральным законом (статья 16 Закона).
В силу подпункта 15 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, а также осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с пунктом 1.1 и 3.1.1.1 Положения о Департаменте охраны объектов культурного наследия Ярославской области, утвержденного Постановлением Правительства Ярославской области от 17 июня 2015 года N 659-п, Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области (далее - Департамент) является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. При осуществлении государственной охраны объектов культурного наследия: ведет государственный учет объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в том числе: - принимает решения о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия или об отказе во включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия; - формирует и ведет перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Ярославской области; - принимает решения о включении объекта в реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения или об отказе во включении объекта в реестр.
В силу пунктов 1, 3, 4 статьи 16.1 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" региональные органы охраны объектов культурного наследия, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия организуют проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 данного Федерального закона (далее - объект, обладающий признаками объекта культурного наследия). Организация проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, может осуществляться также иными заинтересованными физическими или юридическими лицами.
Региональный орган охраны объектов культурного наследия, в который направлено заявление о включении в реестр объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, организует в срок не более девяноста рабочих дней со дня регистрации в региональном органе охраны объектов культурного наследия указанного заявления работу по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в том числе с привлечением специалистов в области охраны объектов культурного наследия.
По истечении срока, установленного пунктом 3 данной статьи, региональный орган охраны объектов культурного наследия принимает решение о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении указанного объекта в данный перечень и в срок не более трех рабочих дней со дня принятия решения информирует о принятом решении заявителя с приложением копии такого решения.
Статьей 6.1 Закона Ярославской области от 5 июня 2008 года N 25-з "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Ярославской области" предусмотрен аналогичный порядок организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурной ценности.
Порядок проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, устанавливается федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 02.07.2015 N 1905 утвержден Порядок проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия (далее - Порядок), который определяет процедуру проведения таких работ.
Согласно пункту 2 Порядка работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, за исключением объектов археологического наследия, осуществляется самостоятельно физическими и юридическими лицами в соответствии с государственными программами, а также по заказам физических и юридических лиц за счет средств заказчика и представляет собой подготовку сведений об историко-культурной ценности объекта, обосновывающих отнесение объекта к объектам, обладающим признаками объекта культурного наследия, включающую в себя: визуальный осмотр (натурное обследование) и фотофиксацию объекта; сбор документов и материалов (историко-архивные, библиографические и иные исследования) об историко-культурной ценности объекта; изучение и анализ полученных документов и сведений с точки зрения истории, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры.
В соответствии с пунктом 3.3. Административного регламента предоставления государственной услуги по проведению работ по выявлению, определению историко-культурной ценности и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, утвержденного приказом Департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области от 02.09.2016 N 29, рассмотрение заявления и приложенных к нему документов, подготовка документа, являющегося результатом предоставления государственной услуги. Основанием для начала административной процедуры является поступление заявления и приложенных к нему документов начальнику ОУ. Начальник ОУ направляет заявление и приложенные к нему документы работнику ОУ, который в течение 87 рабочих дней со дня регистрации заявления:
- проводит проверку представленных заявителем документов, необходимых для принятия решения о включении либо об отказе во включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия Ярославской области, на соответствие требованиям пункта 2 порядка проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации от 02.07.2015 N 1905 "Об утверждении порядка проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия";
- запрашивает в порядке межведомственного информационного взаимодействия сведения об объекте, обладающем признаками объекта культурного наследия, в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, органах государственной власти, органах местного самоуправления муниципальных образований области, государственном казенном учреждении Ярославской области "Государственный архив Ярославской области" и (или) его филиалах (по месту нахождения объекта), в государственном бюджетном учреждении Владимирской области "Государственный архив Владимирской области" (в случае, если объект расположен на территории городского округа г. Переславля-Залесского), в случае если заявитель не представил указанные сведения самостоятельно, контролирует получение указанных сведений по каналам межведомственного информационного взаимодействия;
- проводит работу по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в том числе организует проведение осмотра объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, и составляет акт осмотра объекта с фотофиксацией;
- готовит проект уведомления в адрес заявителя;
- готовит пояснительную записку о наличии либо отсутствии историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия.
Подготовленный проект уведомления и указанную пояснительную записку работник ОУ передает начальнику ОУ для согласования. Начальник ОУ рассматривает и согласовывает проект уведомления, подписывает пояснительную записку. Согласованный проект уведомления и пояснительная записка о наличии либо отсутствии историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в тот же день передаются директору департамента для рассмотрения и подписания.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции 23.06.2021 года администрацией Тутаевского муниципального района Ярославской области в Департамент подано заявление о включении объекта, <адрес>, в перечень выявленных объектов культурного наследия с представлением справочных сведений об объекте, обосновывающие наличие у объекта признаков культурного наследия. Сведения об объекте изложены в виде выписки из книг <данные изъяты>
Приказом Департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области № от 26.10.2021 года отказано во включении данного объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия.
23.09.2021 года консультант отдела учета объектов культурного наследия Департамента В.Т.В. выполнила осмотр объекта, не уведомив заявителя о дате и времени осмотра, при том, что в рамках Административного регламента сотрудник Департамента организует осмотр объекта, указанное привело к тому, что объект не был осмотрен со стороны северного фасада здания, а также в связи с отсутствием доступа не исследовалось состояние внутренних архитектурно-конструктивных и декоративных элементов. Об указанных обстоятельствах изложено в акте осмотра объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия от 23.09.2021 года.
Заявителю - Администрации Тутаевского муниципального района, не извещенному о дате и времени проведения осмотра не была предоставлена возможность обеспечения доступа в здание для проведения осмотра.
Вопреки позиции представителя административного ответчика, на сохранность элементов «подлинных интерьеров второй половины ХIХ- начала ХХ вв.» указывалось в заявлении, о чем, в том числе, отражена информация в пояснительной записке консультанта отдела В.Т.В.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что административным ответчиком нарушена процедура принятия оспариваемого решения, поскольку не обеспечен надлежащий осмотр объекта, который является первичным этапом процедуры принятия решения.
Более того, каких-либо документов об уровне квалификации консультанта отдела, ее должностных обязанностях, проводившей осмотр объекта, запрашивавшей информацию из архива и подготовившей пояснительную записку об отсутствии историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия (л.д.171-172 том № 1) в материалы дала не представлено.
Подготовленные ею документы не содержат ссылок об имеющемся у нее образовании и уровне квалификации.
Пояснительная записка об отсутствии историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, содержащая основные выводы на основании исследований проведенных вышеназванным консультантом с начальником отдела не согласовывалась и им не подписывалась, в нарушение положений установленного Административного регламента.
Допущенные нарушения Порядка, являются существенными, поскольку именно надлежащий осмотр объекта является основой для последующей оценки историко-культурной ценности объекта, ненадлежащее его выполнение в данном случае исключило возможность оценки объекта на предмет сохранившихся элементов и их исторической ценности и принятия обоснованного решения.
Вместе с этим, в материалы дела представлен – акт государственной историко-культурной экспертизы в отношении спорного объекта, выполненный аттестованным экспертом С.Е.В. (л.д.109-159 том № 1), заключения специалистов, непосредственно осматривавших объект, в том числе допрошенные в судебном заседании 04.03.2022 года: С.Ю.В.., историк-краевед; А.Н.Н.., <данные изъяты> института геодезии и картографии г. Москва; В.Е.А. архитектор – реставратор высшей категории, заслуженный работник культуры РФ, в 2019 году осматривавшая объект, как эксперт Министерства культуры РФ; Б.Д.Д.., сотрудник медиа музея духовной истории <данные изъяты>; С.Л.В. руководитель дома творчества <данные изъяты>, которые единогласно отмечали историко-культурную ценность спорного объекта с точки зрения градостроительства, сохранения средовой застройки <данные изъяты> (л.д.227-229 том № 1).
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что нарушение Порядка является существенным, поскольку его соблюдения является гарантией прав заявителя на полное исследование спорного объекта со стороны компетентного органа и принятие обоснованного решения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает состоявшееся судебное решение подлежит отмене с принятием по делу нового решения о признании незаконным оспариваемого приказа с возложением на административного ответчика обязанности повторно, в сроки установленные Порядком, рассмотреть заявление администрация Тутаевского муниципального района Ярославской области о включении объекта, <адрес>, в перечень выявленных объектов культурного наследия.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Тутаевского городского суда Ярославской области от 04 мая 2022 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать незаконным приказ Департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области от 26 октября 2021 года № 15-В/21 «Об отказе во включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия».
Возложить обязанность на Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области повторно рассмотреть заявление администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области от 23 июня 2021 года о включении объекта, расположенного по адресу <адрес> в единый реестр объектов культурного наследия. Об исполнении настоящего решения сообщить административному истцу и в Тутаевский городской суд Ярославской области.
Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи