Решение по делу № 2-340/2024 от 27.06.2024

Дело № 2-340/2024

УИД 13RS0013-01-2024-000550-85

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Ковылкино 26 июля 2024 г.

Ковылкинский районный суд Республики Мордовия в составе:

председательствующего – судьи Суховой О.В.,

при секретаре судебного заседания – Медведевой О.Ю.,

с участием в деле:

истца – помощника Ковылкинского межрайонного прокурора Ломшина А.М.,

ответчика – Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза М.Г. Гуреева», в лице директора Ястребцевой С.В.,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика – администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия, в лице представителя Вавилкиной З.А., действующей на основании доверенности № 2 от 09.01.2024,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне истца – ПСЧ № 17 ФПС ГПС ГУ МЧС России по Республике Мордовия,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ковылкинского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза М.Г. Гуреева», администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности обеспечить проведение анализа риска и данных о здании образовательного учреждения с целью определения защитных мер от удара молнии, и их выбора,

установил:

Ковылкинский межрайонный прокурор, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза М.Г. Гуреева», администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности обеспечить проведение анализа риска и данных о здании образовательного учреждения с целью определения защитных мер от удара молнии, и их выбора.

В обоснование заявленных исковых требований указал, что Ковылкинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности в деятельности Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза М.Г. Гуреева» (далее – МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза М.Г. Гуреева»), в ходе которой выявлены нарушения названного законодательства. Указанным учреждением в нарушение требований закона не обеспечено проведение в установленном порядке анализа риска и данных о здании образовательного учреждения, расположенного по адресу: Республика Мордовия, Ковылкинский район, г. Ковылкино, ул. Щорса, д. 4, с целью определения защитных мер от удара молнии, и их выбора.

Данные обстоятельства свидетельствуют о невыполнении учреждением требований законодательства, регулирующего обеспечение пожарной безопасности, и ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних, неопределенного круга лиц.

Просит возложить обязанность на МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза М.Г. Гуреева» обеспечить проведение в установленном порядке анализа риска и данных о здании образовательного учреждения, с целью определения защитных мер от удара молнии, и их выбора, в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а также возложить на администрацию Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия обязанность обеспечить финансирование указанных мероприятий.

В судебном заседании представитель истца – помощник Ковылкинского межрайонного прокурора Ломшин А.М. заявленные исковые требования к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза М.Г. Гуреева» поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Определением суда от 26.07.2024, на основании заявления истца об отказе от исковых требований в части, производство по делу прекращено в части возложения на администрацию Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия обязанности обеспечить финансирование проведения в установленном порядке анализа риска и данных о здании образовательного учреждения с целью определения защитных мер от удара молнии, и их выбора.

Представитель ответчика Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза М.Г. Гуреева» директор Ястребцева С.В., в судебном заседании исковые требования прокурора признала и пояснила, что образовательное учреждение готово устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности при содействии администрации Ковылкинского муниципального района, осуществляющей финансирование возглавляемого ею бюджетного учреждения. Просила, в случае удовлетворения исковых требований, снизить размер подлежащей взысканию государственной пошлины, в связи с отсутствием у школы собственных доходов и трудным материальным положением бюджетного учреждения.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика - администрации Ковылкинского муниципального района Вавилкина З.А, действующая по доверенности, в судебном заседании пояснила, что администрация муниципального района является учредителем Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза М.Г. Гуреева» и осуществляет материально-техническое обеспечение данного учреждения, в связи с чем, окажет финансовое и организационное содействие данному учреждению, в целях устранения нарушений федерального законодательства, указанных в исковом заявлении прокуратуры.

Представитель ПСЧ № 17 ФПС ГПС ГУ МЧС России по Республике Мордовия в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.

Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося участника процесса.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и подтверждается представленными материалами и не оспорено ответчиками, Ковылкинской межрайонной прокуратурой Республики Мордовия проведена проверка в МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза М.Г. Гуреева», расположенном по адресу: Республика Мордовия, Ковылкинский район, г. Ковылкино, ул. Щорса, д. 14. В ходе проверки было установлено, что в нарушение требований закона образовательным учреждением не обеспечено проведение в установленном порядке анализа риска и данных о здании образовательного учреждения с целью определения защитных мер от удара молнии, и их выбора.

Положениями Конституции РФ, имеющей высшую юридическую силу, прямое действие и применяемой на всей территории Российской Федерации, гарантировано, что в Российской Федерации охраняется здоровье людей (ст. 7), каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), детство находится под защитой государства (ст. 38).

Согласно ч. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка (одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 и ратифицированной Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 г № 1559-I) государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения.

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и ее цели закреплены ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», одной из которых является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. Одним из принципов политики является ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

В силу положений ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.

В соответствии со ст. ст. 1, 4 Федерального закона № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» социальная инфраструктура для детей - система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей, соблюдения гарантий их прав.

Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

В силу ст. 38 вышеуказанного Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Из п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» следует, что с учетом степени риска причинения вреда минимально необходимые требования, обеспечивающие пожарную безопасность, устанавливаются в технических регламентах.

На основании ст. 5.1 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом от «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».В соответствии с частью 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Во исполнение названного положения Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19.05.2022 № 389/пр утвержден СП 118.13330.2022 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения».

Согласно таблице Б.1 СП 118.13330.2022 перечень основных функционально-типологических групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий свод правил, приведен в приложении Б, в котором указаны дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации, образовательные организации дополнительного образования.

При этом в п. 8.22 СП 118.13330.2022 указано, что молниезащита зданий выполняется с учетом наличия телевизионных антенн и трубостоек телефонной сети или сети проводного вещания. Устройство системы молниезащиты предусмотрено Инструкцией по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной Приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 280 (СО 153-34.21.122-2003).

Таким образом, в силу вышеприведенных нормативных положений вопросы обеспечения устройствами молниезащиты регулируются Инструкцией.

Согласно абз.1 разд.1 Инструкции, последняя распространяется на все виды зданий, сооружения и промышленные коммуникации, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, и предназначена для использования при разработке проектов, строительстве, эксплуатации, а также при реконструкции зданий, сооружений и промышленных коммуникаций.

Как следует из таблицы 2.1 Инструкции к числу обычных объектов, подлежащих обустройству системой молниезащиты, отнесены школы, детские сады.

Таким образом, СП 118.13330.2022 и Инструкция являются нормативными документами, обязательными для применения всеми субъектами, обязанными обеспечивать безопасность зданий и сооружений.

Согласно абз. 1 п. 4.7 СО 153-34.21.122-2003 все возрастающее использование сложного электронного оборудования в уже существующих зданиях требует более надежной защиты от молнии и других электромагнитных помех. Принимается во внимание, что в существующих зданиях необходимые меры по молниезащите выбирают с учетом особенностей здания, таких как конструктивные элементы, существующее силовое и информационное оборудование.

В абз. 2 п. 4.7 СО 153-34.21.122-2003 установлено, что необходимость в защитных мерах и их выбор определяют на основании исходных данных, которые собирают на стадии предпроектных изысканий. Примерный перечень таких данных приведен в таблицах 4.34.6 данной инструкции.

В соответствии с абз. 3 п. 4.7 СО 153-34.21.122-2003 на основании анализа риска и данных, приведенных в таблицах 4.3 - 4.6 данной инструкции, принимается решение о необходимости построения или реконструкции системы молниезащиты.

На основании абз. 3 п. 3.3 СО 153-34.21.122-2003 в общем случае выбор молниеотводов должен производиться при помощи соответствующих компьютерных программ, способных вычислять зоны защиты или вероятность прорыва молнии в объект (группу объектов) любой конфигурации при произвольном расположении практически любого числа молниеотводов различных типов.

Таким образом, действующими нормативными правовыми актами предусмотрено обязательное устройство молниезащиты зданий образовательных учреждений, зданий дошкольных образовательных организаций и образовательных организаций дополнительного образования.

В соответствии с п. 15 ч. 3, п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся в том числе создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, образовательная организация несет ответственность в установленном законом порядке.

Пунктом 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации отнесены вопросы материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудования помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Одной из основных задач образовательного учреждения, согласно Уставу вышеуказанного учреждения является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников.

Анализ вышеуказанных требований закона, а также положений Устава учреждения позволяет сделать вывод о том, что обязанность оборудовать здание образовательного учреждения лежит именно на МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза М.Г. Гуреева».

Определить круг лиц, посещающих Учреждение, не представляется возможным, в связи с чем, данное заявление предъявляется в интересах неопределённого круга лиц.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что отсутствие устройств молниезащиты на зданиях образовательных учреждений отрицательно сказывается на безопасности жизни и здоровья лиц, пребывающих в учреждениях, поскольку не обеспечивается надлежащая пожарная безопасность. Осуществление деятельности образовательными учреждениями в отсутствие устройств молниезащиты не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства о пожарной безопасности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущербу имуществу. Согласно действующему законодательству обязанность оборудования зданий образовательных учреждений устройствами молниезащиты распространяется также на здания, уже находящиеся в эксплуатации вне зависимости от типа крыши, и наличие иных заземляющих устройств не может подменить устройство молниезащиты.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

В связи с изложенным, обязанность по устранению выявленных нарушений, должна быть возложена на МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза М.Г. Гуреева», непосредственно использующего данное здание.

В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

На основании изложенного, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению с предоставлением срока, в течение которого решение суда должно быть исполнено - в течение 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

В силу п. п. 9 п. 1 статьей 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокурор по заявлению в защиту прав, свобод и законных интересов граждан от уплаты государственной пошлины освобожден.

В соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза М.Г. Гуреева» подлежит взысканию госпошлина в размере 6 000 рублей, однако с учетом сложного финансового положения учреждения, а также учитывая, что образовательное учреждение предпринимательской деятельность не занимается, собственных денежных средств не имеет, суд считает возможным снизить размер госпошлины до 300 рублей.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление Ковылкинского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, к Муниципальному бюджетному общеобразователь-ному учреждению «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза М.Г. Гуреева» о возложении обязанности обеспечить проведение анализа риска и данных о здании образовательного учреждения с целью определения защитных мер от удара молнии, и их выбора, удовлетворить.

Возложить на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза М.Г. Гуреева» обязанность обеспечить проведение в установленном порядке анализа риска и данных о здании образовательного учреждения, расположенного по адресу: Республика Мордовия, Ковылкинский район, г. Ковылкино, ул. Щорса, д. 4, с целью определения защитных мер от удара молнии, и их выбора, в течение 12 (двенадцати) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза М.Г. Гуреева» государственную пошлину в размере 300 рублей в доход бюджета Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Ковылкинский районный суд Республики Мордовия.

Судья Ковылкинского районного суда

Республики Мордовия О.В. Сухова

    Мотивированное решение изготовлено 29.07.2024.

    

2-340/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ковылкинский межрайонный прокурор РМ
Ответчики
МБОУ "Ковылкинская средняя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза М.Г. Гуреева"
Администрация Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия
Другие
ПЧ №17 ФПС ГПС ГУ МЧС России по Республике Мордовия в Ковылкино
Суд
Ковылкинский районный суд Республики Мордовия
Судья
Сухова Ольга Владимировна
Дело на сайте суда
kovilkinsky.mor.sudrf.ru
27.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.06.2024Передача материалов судье
01.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.07.2024Подготовка дела (собеседование)
11.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.07.2024Судебное заседание
29.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.08.2024Дело оформлено
26.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее