Решение по делу № 2-5036/2018 от 22.10.2018

Дело № 2-5036/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 ноября 2018 года                           город Саратов

Ленинский районный суд г. Саратова в составе

председательствующего судьи Токаревой Н.С.,

при секретаре Нуштаевой Н.А.,

с участием прокурора – помощника прокурора Ленинского района г. Саратова Лещенко А.И.,

представителя ответчика государственного учреждения здравоохранения «Саратовская городская поликлиника № 9» Батыревой Е.Е.,

Министерства здравоохранения Саратовской области по доверенности Казиной Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Ленинского района г. Саратова в интересах несовершеннолетнего ФИО12 Александровича к государственному учреждению здравоохранения «Саратовская городская поликлиника № 9», Министерству здравоохранения Саратовской области, Министерству финансов Саратовской области о признании незаконным бездействия возложении обязанности обеспечивать лекарственными препаратами в соответствии с медицинскими рекомендациями,

установил:

И.о. прокурора Ленинского района г. Саратова обратился в суд с исковым заявлением в интересах несовершеннолетнего ФИО13 к государственному учреждению здравоохранения (далее – ГУЗ) «Саратовская городская поликлиника № 9», Министерству здравоохранения Саратовской области, Министерству финансов Саратовской области, в котором просит признать бездействие ГУЗ «Саратовская городская поликлиника № 9» выразившееся в непредоставлении рецепта на выдачу малолетнему ФИО1 в необходимом количестве жизненно необходимого лекарственного препарата – «МНН-Ромиплостим» (международное непатентованное наименование - Энплейт), незаконным, обязать ГУЗ «Саратовская городская поликлиника № 9» выписать ФИО1 льготные рецепты на получение лекарственного препарата «МНН-Ромиплостим» (международное непатентованное наименование - Энплейт) в необходимом объеме и в соответствии с его диагнозом, обязать «Саратовская городская поликлиника № 9» выписать ФИО1 льготные рецепты на получение лекарственного препарата «МНН-Ромиплостим» не предоставленные в 2015, 2016, 2017 г.г. (международное непатентованное наименование - Энплейт), признать бездействие министерства здравоохранения Саратовской области, выразившееся в непредоставлении несовершеннолетнего ФИО1 жизненно необходимых и рекомендованных лекарственных препаратов, незаконным, обязать министерство здравоохранения Саратовской области, ГУЗ «Саратовская городская поликлиника № 9», министерство финансов Саратовской области обеспечить несовершеннолетнего ФИО1, 05.04.2011 года рождения, лекарственным препаратом «МНН-Ромиплостим» (международное непатентованное наименование – Энплейт) в рекомендованной дозировке согласно выписанным заключениям Федерального государственного бюджетного учреждения Министерства здравоохранения Российской Федерации «Российская детская клиническая больница» (ФГБУ «РДКБ» Минздрава России) от 20.11.2015, 01.12.2016, 19.10.2017 и 02.08.2018 г.г.

В обосновании иска прокурором указано, что в ходе проведенной проверки установлено, что ФИО1, 05.04.011 года рождения, страдает редким (орфанным) заболеванием – хроническая иммунная тромбоцитопическая пурпура (синдром Эванса), рецидивирующее течение, D69.3, которое включено в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2012 г. № 403.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2012 г. № 403 утвержден Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или его инвалидности (далее – «орфанные» заболевания). В данном Перечне под номером 5 значится Идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура (синдром Эванса), код заболевания D69.3.

ФИО1 состоит на диспансерном учете в ГУЗ «Саратовская городская поликлиника № 9» с диагнозом: Хроническая идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура.

С 11.11.2015 г. по 20.11.2015 г. находился на стационарном обследовании в ФГБУ «РДКБ» Минздрава России, где был выставлен диагноз: Хроническая иммунная тромбоцитопеническая пурпура, рецидивирующее течение (МКБ D 69.3), относится к группе орфанных заболеваний, после чего, ФИО1 включен в Федеральный регистр лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан и их инвалидности, его регионального сегмента.

Кроме того, в отношении ФИО1 установлен статус «ребенок-инвалид» с октября 2015 г. Инвалидность повторно установлена 01.05.2018 г.

В связи с непрерывно-рецидивирующим течением заболевания, отсутствием эффекта от проводимой ранее терапии, сохраняющейся глубокой тромбоцитопении, показана терапия агонистом рецептора тромбопоэтина, препаратом «МНН-Ромиплостим» (международное непатентованное наименование – Энплейт). Указанная терапия назначена по жизненным показаниям для постоянного длительного применения.

В последующем, малолетний ФИО1 находился на стационарном обследовании в ФГБУ «РДКБ» Минздрава России в период с 23.11.2016 г. по 01.12.2016 г., с 11.10.2017 г. по 19.10.2017 г. и с 25.07.2018 г. по 02.08.2018 г., где ему подтверждался вышеуказанный диагноз и рекомендации по продолжению терапии агонистом рецептора тромбопоэтина, препаратом «МНН-Ромиплостим» (международное непатентованное наименование – Энплейт). Препарат назначен по жизненным показаниям для предотвращения рецидивирования и прогрессии основного заболевания, замене не подлежит.

Кроме того, клиникой профпаталогии и гематологии СГМУ им. В.И. Разумовского неоднократно (последний раз 07.09.2018 г.) выдавались заключения, подтверждающее необходимость приема препарата «МНН-Ромиплостим» (международное непатентованное наименование – Энплейт).

Согласно представленной информации Министерства здравоохранения Саратовской области от 08.10.2017 г. препарат «МНН-Ромиплостим» (международное непатентованное наименование – Энплейт) не может быть закуплен за счет средств областного и федерального бюджетов, поскольку отсутствуют в Перечне лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебной комиссии медицинских организаций (Приложение № 2 к распоряжению Правительства РФ от 23.10.2017 г. № 2323-р).

ФИО1 обследован в Федеральном государственном бюджетном учреждении Министерства здравоохранения Российской Федерации «Российская детская клиническая больница» (ФГБУ «РДКБ» Минздрава России) в отделении дневного стационара гематологического и онкологического профиля с 11.11.2015 г. по 20.11.2015 г., с 23.11.2016 г. по 01.12.2016 г., с 11.10.2017 г. по 19.10.2017 г. и с 25.07.2018 г. по 02.08.2018 г.

В соответствии с заключением врачебной комиссии от 20.11.2015 ФИО1 по жизненным показаниям назначена лекарственная терапия препаратом «МНН-Ромиплостим» (международное непатентованное наименование – Энплейт) в необходимых дозировках и в установленные периоды (в дозе 10 мкг/кг п/к 1 раз в неделю постоянно длительно с контролем уровня тромбоцитов. Препарат назначен по жизненным показателям с целью предотвращения рецидивирования и прогрессии основного заболевания, замене не подлежит. Потребность в препарате составляет 5 флаконов по 250 мкг в месяц).

Заключениями Врачебной комиссии ФГБУ «РДКБ» Минздрава России от 01.12.2016, 19.10.2017, 02.08.2018 г.г. ФИО7 данные рекомендации подтверждены.

Кроме того, в заключении главного внештатного детского гематолога Министерства здравоохранения Саратовской области, доцента ФИО8 (последнее 07.09.2018) указано: «Препарат замене не подлежит, перерывы в лечении недопустимы. Эффект от терапии полный. Пациент не получает препарат с августа 2018 года.

Наличие имеющегося заключения врачебной комиссии, подтверждающего диагноз малолетнего ФИО1 и обосновывающее необходимость назначения лекарственной терапии препаратом «МНН-Ромиплостим» (международное непатентованное наименование – Энплейт), свидетельствует о соблюдении установленных федеральным законодательством порядков и условий назначения по жизненным показаниям лекарственных препаратов, входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи.

Таким образом, право на обеспечение лекарственным препаратом у малолетнего ФИО1 возникло с момента подтверждения указанного диагноза и назначения лекарственной терапии препаратом «МНН-Ромиплостим» (международное непатентованное наименование – Энплейт), а именно с 20.11.2015 г.

В этой связи законный представитель несовершеннолетнего ФИО1 – Ромаденкова И.А. обращалась в ГУЗ «Саратовская городская поликлиника № 9» в 2015 - 2018 г.г. по вопросу выписки льготного рецепта на препарат «МНН-Ромиплостим» (международное непатентованное наименование – Энплейт). В свою очередь, в выписке льготного рецепта в необходимом, предусмотренном заключениями комиссии объеме, было отказано. ГУЗ «Саратовская городская поликлиника № 9» направлялись заявки на указанный препарат в Министерство здравоохранения Саратовской области.

Однако, в 2017 году положенных 52 флаконов «МНН-Ромиплостим» (международное непатентованное наименование – Энплейт) ФИО1 выдано не было. Также, в необходимом объеме лекарственный препарат в 2015 и 2016 годах не выдавался.

В свою очередь, в 2018 г. малолетнему ФИО1 «МНН-Ромиплостим» (международное непатентованное наименование – Энплейт) был выдан в количестве 20 флаконов вместо 52. Таким образом, до настоящего времени ФИО1 в полном объеме не обеспечен жизненно важным лекарственным средством.

Кроме того, отсутствие денежных средств на приобретение лекарственного препарата не может послужить основанием для снижения уровня государственных гарантий по обеспечению малолетнего ФИО1 необходимыми для ее жизнедеятельности лекарствами. Переписка между публичными органами и Ромаденковой И.А. по поставленному вопросу не подтверждает предоставления несовершеннолетнему лекарственных препаратов, назначаемых по жизненным показаниям.

На основании изложенного, бездействие Министерства здравоохранения Саратовской области, выразившееся в непредоставлении малолетнему ФИО1 жизненно необходимых лекарственных препаратов – «МНН-Ромиплостим» (международное непатентованное наименование – Энплейт), является незаконным и может привести к трагическим последствиям.

Помощник прокурора Ленинского района г. Саратова Лещенко А.И. в судебном заседании отказался от части заявленных требований - признать бездействие министерства здравоохранения Саратовской области, выразившееся в непредоставлении несовершеннолетнего ФИО1 жизненно необходимых и рекомендованных лекарственных препаратов, незаконным, обязать ГУЗ «Саратовская городская поликлиника № 9» выписать ФИО1 льготные рецепты на получение лекарственного препарата «МНН-Ромиплостим» (международное непатентованное наименование - Энплейт) в необходимом объеме и в соответствии с его диагнозом, обязать «Саратовская городская поликлиника № 9» выписать ФИО1 льготные рецепты на получение лекарственного препарата «МНН-Ромиплостим» не предоставленные в 2015, 2016, 2017 году (международное непатентованное наименование - Энплейт). Отказ от части иска принят судом, производство в данной части исковых требований прекращено. Кроме того, уточнил заявленные требования (п.5), в которых просил обязать министерство здравоохранения Саратовской области обеспечить несовершеннолетнего ФИО1, 05.04.2011 года рождения, лекарственным препаратом «МНН-Ромиплостим» (международное непатентованное наименование – Энплейт) в рекомендованной дозировке согласно выписанным заключениям Федерального государственного бюджетного учреждения Министерства здравоохранения Российской Федерации «Российская детская клиническая больница» (ФГБУ «РДКБ» Минздрава России) от 02.08.2018 г. в установленные медицинскими рекомендациями сроки. Просил удовлетворить требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГУЗ «Саратовская городская поликлиника № 9» Батырева Е.Е. в судебном заседании представив письменные возражения пояснила, что все необходимые действия исполнены и с их стороны никакого бездействия не имеется. Кроме того, считала, что является ненадлежащим ответчиком по делу.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Саратовской области Казина Н.Г. в судебном заседании представив письменные возражения просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель ответчика Министерства финансов Саратовской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, возражений на исковое заявлений, а также заявлений об отложении слушания дела либо рассмотрения дела без участия их представителя в судебное заседание не представил.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Ромаденкова И.А. в судебное заседание не явилась, о дне слушания извещена, просит о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области, Клиника Гематологии и профпатологии СГМУ в судебное заседании не явился, о дне слушания извещены, причина не явки не известна.

При указанных обстоятельствах, суд, с учетом мнения явившихся участников процесса, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным перейти к рассмотрению дела по существу с отсутствие не явившихся участников процесса.

Суд, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав путем оглашения в судебном заседании письменные доказательства, содержащиеся в материалах дела, и оценив их в совокупности на предмет относимости, достоверности и допустимости, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Исходя из данного конституционного положения законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы отдельным категориям граждан.

Это же отражено и в ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ).

Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения; защиты семьи, материнства; отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (ч. 2 и ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

Из п. 5 ст. 10 Закона № 323-ФЗ следует, что доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Пункт 3 ч. 1 ст. 16 этого же Закона устанавливает, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.

Из данного нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.

На основании п. 8 ч. 1 ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды.

Как следует из представленных документов, прокуратурой Ленинского района г. Саратова проведена проверка по публикации статьи «В Саратове минздрав отказывает в лекарствах ребенку с редким заболеванием», в которой указывается на непредоставление ФИО1, 05.04.2011 года рождения, жизненно необходимого лекарственного средства.

В ходе проведенной проверки установлено, что ФИО1, 05.04.011 года рождения, страдает редким (орфанным) заболеванием – хроническая иммунная тромбоцитопическая пурпура (синдром Эванса), рецидивирующее течение, D69.3, которое включено в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2012 г. № 403.

Частью 4 статьи 44 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено ведение Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, в целях обеспечения таких граждан лекарственными препаратами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2012 г. № 403 утвержден Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или его инвалидности (далее – «орфанные» заболевания). В данном Перечне под номером 5 значится Идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура (синдром Эванса), код заболевания D69.3.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Положениями Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Закон № 178) предусмотрена возможность предоставления малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

При этом, исходя из положений статей 6.1, 6.2 Закона № 178, инвалиды имеют право на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения.

Как установлено статьей 37 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации (часть 1 статьи 37).

Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) (части 2 и 3 статьи 37).

Стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения (часть 4 статьи 37).

Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (часть 5 статьи 37).

ФИО1 состоит на диспансерном учете в ГУЗ «Саратовская городская поликлиника № 9» с диагнозом: Хроническая идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура.

С 11.11.2015 г. по 20.11.2015 г. находился на стационарном обследовании в ФГБУ «РДКБ» Минздрава России, где был выставлен диагноз: Хроническая иммунная тромбоцитопеническая пурпура, рецидивирующее течение (МКБ D 69.3), относится к группе орфанных заболеваний, после чего, ФИО1 включен в Федеральный регистр лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан и их инвалидности, его регионального сегмента.

Кроме того, в отношении ФИО1 установлен статус «ребенок-инвалид» с октября 2015 г. Инвалидность повторно установлена 01.05.2018 г.

В связи с непрерывно-рецидивирующим течением заболевания, отсутствием эффекта от проводимой ранее терапии, сохраняющейся глубокой тромбоцитопении, показана терапия агонистом рецептора тромбопоэтина, препаратом «МНН-Ромиплостим» (международное непатентованное наименование – Энплейт). Указанная терапия назначена по жизненным показаниям для постоянного длительного применения.

В последующем, малолетний ФИО1 находился на стационарном обследовании в ФГБУ «РДКБ» Минздрава России в период с 23.11.2016 г. по 01.12.2016 г., с 11.10.2017 г. по 19.10.2017 г. и с 25.07.2018 г. по 02.08.2018 г., где ему подтверждался вышеуказанный диагноз и рекомендации по продолжению терапии агонистом рецептора тромбопоэтина, препаратом «МНН-Ромиплостим» (международное непатентованное наименование – Энплейт). Препарат назначен по жизненным показаниям для предотвращения рецидивирования и прогрессии основного заболевания, замене не подлежит.

Кроме того, клиникой профпаталогии и гематологии СГМУ им. В.И. Разумовского неоднократно (последний раз 07.09.2018) выдавались заключения, подтверждающее необходимость приема препарата «МНН-Ромиплостим» (международное непатентованное наименование – Энплейт).

Согласно представленной информации Министерства здравоохранения Саратовской области от 08.10.2017 г. препарат «МНН-Ромиплостим» (международное непатентованное наименование – Энплейт) не может быть закуплен за счет средств областного и федерального бюджетов, поскольку отсутствуют в Перечне лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебной комиссии медицинских организаций (Приложение № 2 к распоряжению Правительства РФ от 23.10.2017 г. № 2323-р).

26.11.2018 г. заключен государственный контракт _88204 на поставку лекарственного препарата для медицинского применения Ромиплостим с целью обеспечения льготных категория граждан.

На основании ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся, в том числе, защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; разработка, утверждение и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения.

В ст. 6.1. Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» установлен перечень граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в который входят и дети-инвалиды.

Важнейшей социальной услугой, направленной на реализацию права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, является услуга по обеспечению необходимыми лекарственными препаратами. В рамках набора социальных услуг предоставляются не все лекарственные средства, а только те, которые предусмотрены стандартом медицинской помощи и Перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2016 г. № 2885-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2017 год», а также перечнем лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.

Однако действующим законодательством предусмотрены случаи, когда лицу, имеющему право на получение набора социальных услуг, лекарственное средство не предусмотренное ни стандартом оказания медицинской помощи, ни Перечнем лекарственных препаратов может быть предоставлено за счет средств федерального или областного бюджетов. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» допускает возможность назначения и применения лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости или по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (ст. 37).

Аналогичная норма содержится и в Приказе Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 г. № 255 «О Порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг», Приказе Минздрава России от 20.12.2012 г. 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» согласно которым в случае недостаточности фармакотерапии при лечении отдельных заболеваний по жизненно важным показаниям и при угрозе жизни и здоровью пациента могут применяться иные лекарственные средства по решению врачебной комиссии, утвержденной главным врачом лечебно-профилактического учреждения.

Таким образом, получатель набора социальных услуг имеет право на предоставление лекарственного препарата, не предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, только по решению врачебной комиссии в случае индивидуальной непереносимости, угрозы жизни и здоровью пациента и по жизненным показаниям.

В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 г. № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации», врачебная комиссия медицинской организации создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи гражданам. Врачебная комиссия осуществляет одну из функций по принятию решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям): не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, по торговым наименованиям.

Согласно статьи 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» врачебная комиссия состоит из врачей и возглавляется руководителем медицинской организации или одним из его заместителей.

ФИО1 обследован в Федеральном государственном бюджетном учреждении Министерства здравоохранения Российской Федерации «Российская детская клиническая больница» (ФГБУ «РДКБ» Минздрава России) в отделении дневного стационара гематологического и онкологического профиля с 11.11.2015 г. по 20.11.2015 г., с 23.11.2016 г. по 01.12.2016 г., с 11.10.2017 г. по 19.10.2017 г. и с 25.07.2018 г. по 02.08.2018 г.

В соответствии с заключением врачебной комиссии от 20.11.2015 г. ФИО1 по жизненным показаниям назначена лекарственная терапия препаратом «МНН-Ромиплостим» (международное непатентованное наименование – Энплейт) в необходимых дозировках и в установленные периоды (в дозе 10 мкг/кг п/к 1 раз в неделю постоянно длительно с контролем уровня тромбоцитов. Препарат назначен по жизненным показателям с целью предотвращения рецидивирования и прогрессии основного заболевания, замене не подлежит. Потребность в препарате составляет 5 флаконов по 250 мкг в месяц).

Заключениями Врачебной комиссии ФГБУ «РДКБ» Минздрава России от 01.12.2016 г., 19.10.2017 г., 02.08.2018 г. ФИО7 данные рекомендации подтверждены.

Кроме того, в заключении главного внештатного детского гематолога Министерства здравоохранения Саратовской области, доцента ФИО8 (последнее 07.09.2018 г.) указано: «Препарат замене не подлежит, перерывы в лечении недопустимы. Эффект от терапии полный. Пациент не получает препарат с августа 2018 г.

Наличие имеющегося заключения врачебной комиссии, подтверждающего диагноз малолетнего ФИО1 и обосновывающее необходимость назначения лекарственной терапии препаратом «МНН-Ромиплостим» (международное непатентованное наименование – Энплейт), свидетельствует о соблюдении установленных федеральным законодательством порядков и условий назначения по жизненным показаниям лекарственных препаратов, входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи.

Пункт 10 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относит организацию обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности.

Вместе с тем, согласно п. 5.3 Приказа Министерства здравоохранения Саратовской области от 22 марта 2018 года N 45-п «Об организации льготного лекарственного обеспечения» (далее – Приказ Минздрава СО) руководители медицинских и иных организаций, имеющих право выписки льготных рецептов обеспечивают своевременное формирование заявок в АИС ЛЛО о потребности в лекарственных препаратах, медицинских изделиях, лечебном питании для граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение.

Таким образом, Министерство здравоохранения Саратовской области управомочено разрешить вопрос об обеспечении необходимыми лекарственными препаратами несовершеннолетнему ФИО1 в пределах своей компетенции с учетом собственного правового статуса, места в системе органов государственной власти и межведомственного взаимодействия, получения субвенций из федерального бюджета, а также с применением положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и других нормативных правовых актов.

Вместе с тем, представленные стороной ответчика документы фактически не являются предопределяющими условиями при которых имеются основания для отказа в удовлетворении иска, поскольку как установлено судом и не оспорено сторонами как с момента установления диагноза, так и по настоящее время обеспечение несовершеннолетнего ФИО1 лекарственным препаратом – «МНН-Ромиплостим», не осуществляется.

Кроме того, оценивая данный довод, суд, считает, что отсутствие достаточных средств в бюджете, не может являться основанием для снижения уровня государственных гарантий для данной категории граждан.

Доводы о дефиците финансовых средств на льготное лекарственное обеспечение граждан, суд находит несостоятельными, поскольку данная позиция ответчика противоречит действующему законодательству и может повлечь существенное нарушение прав граждан.

Кроме того, выполнение возложенных законом на орган государственной власти обязанностей не ставится в зависимость от наличия или отсутствия средств, необходимых для их исполнения.

Таким образом, в удовлетворении требований к ГУЗ «Саратовская городская поликлиника №9» надлежит отказать, поскольку данный ответчик является ненадлежащим по делу.

Согласно ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

При указанных обстоятельствах, суд, учитывая обстоятельства, требования, заявленные в иске, а также обстоятельства нуждаемости несовершеннолетнего в применении лекарственных препаратов, счел возможным обратить решение суда к немедленному исполнению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Обязать Министерство здравоохранения Саратовской области обеспечить несовершеннолетнего обеспечить несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственным препаратом «МНН-Ромиплостим» (международное непатентованное наименование – Энплейт) в рекомендованной дозировке согласно выписанным заключениям Федерального государственного бюджетного учреждения Министерства здравоохранения Российской Федерации «Российская детская клиническая больница» (ФГБУ «РДКБ» Минздрава России) в установленные медицинскими рекомендациями сроки.

Обязать Министерство финансов Саратовской области дополнительно выделить Министерству здравоохранения Саратовской области финансовые средства в необходимых размерах для обеспечения лекарственными препаратами несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Решение суда подлежит немедленному исполнению в полном объеме в части возложения на Министерство здравоохранения Саратовской области по обеспечению несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения лекарственным препаратом и в части возложения на Министерство финансов Саратовской области выделении Министерству здравоохранения Саратовской области финансовых средств в необходимых размерах для обеспечения лекарственными препаратами несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В остальной части заявленных требований и.о. прокурора Ленинского района г. Саратова в интересах несовершеннолетнего ФИО1, отказать.

На решение Ленинского районного суда г. Саратова может быть подана апелляционная жалоба в Саратовский областной суд через Ленинский районный суд г. Саратова в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья:                                    

2-5036/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
прокуратура Ленинского района г.Саратова
Информация скрыта
Ответчики
Министерство здравоохранения Саратовсой области
Министерство финансов Саратовской области
ГУЗ "Саратовская городская поликлиника №9"
Другие
Ромаденкова Инна Александровна
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Саратовской области
Суд
Ленинский районный суд г. Саратов
Дело на сайте суда
leninsky.sar.sudrf.ru
03.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.05.2020Передача материалов судье
03.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.05.2020Судебное заседание
03.05.2020Судебное заседание
03.05.2020Судебное заседание
03.05.2020Судебное заседание
03.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее