Решение от 05.05.2023 по делу № 8Г-6005/2023 [88-8586/2023] от 09.03.2023

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                                                                                       № 88-8586/2023

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кемерово                                                                                  5 мая 2023 г.

Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Андугановой О.С.

рассмотрел гражданское дело № 13-2207/2022 по иску прокурора Павловского района Алтайского края в интересах Шилина Геннадия Яковлевича к Министерству здравоохранения Алтайского края, краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Павловская центральная районная больница» о возложении обязанности организовать и обеспечить доставку больного от места жительства до места получения медицинской помощи и обратно,

по кассационной жалобе Министерства здравоохранения Алтайского края на определение Алтайского краевого суда от 11 января 2023 г., принятого по заявлению о прекращении исполнительного производства,

установил:

Министерство здравоохранения Алтайского края обратилось в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства от 1 июля 2022 г. В обоснование заявления указывает, что решением Павловского районного суда Алтайского края от 20 января 2020 г. по гражданскому делу №2-117/2020 на Министерство здравоохранения Алтайского края возложена обязанность организовать и обеспечить доставку Шилина Геннадия Яковлевича (далее – Шилина Г.Я.) от места его фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно, по графику гемодиализа, обеспечить финансирование указанных мероприятий.

Определением Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 11 октября 2022 г. заявление Министерства здравоохранения Алтайского края удовлетворено. Прекращено исполнительное производство , возбужденное 1 июля 2022 г. на основании исполнительного листа серии от 20 июня 2022 г., выданного по решению Павловского районного суда Алтайского края от 20 января 2020 г. по делу № 2-117/2020.

Удовлетворяя заявление должника о прекращении исполнительного производства, суд первой инстанции исходил из того, что для исполнения решения Павловского районного суда Алтайского края от 20 января 2020 г. в отношении Шилина Г.Я. у Министерства здравоохранения Алтайского края утрачена возможность, поскольку на данный орган более такая обязанность законом не возлагается. Доказательств нарушения прав Шилина Г.Я. в осуществлении доставки к месту гемодиализа или выплате компенсации расходов на проезд заинтересованным лицом не предоставлено, исполнительное производство возбуждено после утверждения Порядка предоставления материальной помощи гражданам, направленным для прохождения амбулаторного гемодиализа.

Определением Алтайского краевого суда от 11 января 2023 г. определение Железнодорожного районного суда города Барнаула от 11 октября 2022 года отменено. Разрешен вопрос по существу, отказано в удовлетворении заявления Министерства здравоохранения Алтайского края о прекращении исполнительного производства , возбужденного 1 июля 2022 г. на основании исполнительного листа от 20 июня 2022 года серии , выданного по решению Павловского районного суда Алтайского края от 20 января 2020 г. по делу № 2-117/2020.

Министерство здравоохранения Алтайского края обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой поставило вопрос об отмене определения Алтайского краевого суда от 11 января 2023 г. В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает, что судом апелляционной инстанции не были объективно и всесторонне исследованы все имеющие значение для принятия судебного постановления обстоятельства, дана неверная правовая оценка доводам Министерства здравоохранения Алтайского края.

Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.

В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя.

Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение, либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судом кассационной инстанции не установлено нарушение судом апелляционной инстанции норм процессуального права при принятии оспариваемого заявителем судебного постановления.

В силу части 1 статьи 439 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исполнительное производство прекращается судом в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон «Об исполнительном производстве»).

Основания прекращения исполнительного производства предусмотрены статьей 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Согласно пункту 2 части 1 статьи 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство прекращается судом в случае утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).

На основании части 1 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября                  2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают Территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя Территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

Постановлением Правительства Алтайского края от 30 декабря 2021 г. года № 502 утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов. В разделе V «Финансовое обеспечение Программы» указано, что за счет бюджетных ассигнований краевого бюджета может осуществляться финансовое обеспечение транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи, которая оказывается методом заместительной почечной терапии и обратно.

При этом, оплата услуги по транспортировке пациентов реализуется органами социальной защиты населения Алтайского края, в соответствии с приказом Минтрудзащиты Алтайского края от 5 октября 2017 г. № 430 «Об утверждении Порядка рассмотрения обращений малоимущих граждан и семей, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, о предоставлении материальной помощи» (в редакции Приказа Минсоцзащиты Алтайского края от 28 июля 2020 года № 27/Пр/245 «О внесении изменений в приказ Министерства труда и социальной защиты Алтайского края от 5 октября 2017 г. № 430»).

Постановлением Правительства Алтайского края от 30 июня 2022 года № 242 утвержден Порядок предоставления материальной помощи гражданам, направленным для прохождения амбулаторного гемодиализа, в соответствии с которым заявители (их представители) подают заявление о предоставлении материальной помощи по форме, утвержденной Министерством социальной защиты Алтайского края, в краевые государственные казенные учреждения управления социальной защиты населения по городским округам и (или) муниципальным районам (округам) по месту жительства заявителя. Решение о предоставлении материальной помощи или об отказе в ее предоставлении принимается созданным при органах социальной защиты населения комиссиями по предоставлению материальной помощи.

Руководствуясь указанными изменениями порядка финансирования расходов на проезд от места жительства к месту оказания медицинской помощи по гемодиализу, предусматривающего, что финансирование указанных расходов производят органы социальной защиты населения на территории Алтайского края, суд первой инстанции удовлетворил заявление должника о прекращении исполнительного производства, возбужденного в отношении Министерства здравоохранения Алтайского края, указав, что с учетом измененного порядка финансирования указанных расходов, лицом, обязанным возмещать взыскателю расходы на проезд являются органы социальной защиты населения Алтайского края.

Между тем, как, верно, указал Алтайский краевой суд в определении от 11 января 2023 г., на стадии исполнения вступивших в законную силу судебных постановлений правовые основания рассмотренных исковых требований не подлежат проверке и пересмотру при разрешении заявления о прекращении исполнительного производства.

В связи с чем, суд апелляционной инстанции правомерно признал несостоятельными ссылки суда первой инстанции и должника на положения Территориальной программы и постановление Правительства Алтайского края от 30 июня 2022 г., утвержденных и принятых после разрешения спора, по существу, и предусматривающих новую форму социальной поддержки населения.

Согласно части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федераций вступившие в законную силу судебные постановления судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.

Указанные нормы по своему буквальному смыслу направлены на обеспечение обязательности исполнения вступивших в законную силу решений суда, вынесенных в порядке гражданского судопроизводства, и составляют гарантию надлежащей реализации закрепленного в статье 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации права каждого на судебную защиту.

Пункт 2 части 1 статьи 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусматривает прекращение исполнительного производства судом в случае утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).

Данное нормативное положение не предполагает произвольного применения и допускает принятие судом соответствующего определения лишь в случае возникновения на стадии исполнительного производства объективных и неустранимых обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее принудительное исполнение требований исполнительного документа.

По смыслу приведенного правового регулирования прекращение исполнительного производства допускается в случае возникновения на стадии исполнительного производства объективных и неустранимых обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее принудительное исполнение требований исполнительного документа, а не в случае изменения правового регулирования правоотношений сторон в рамках уже рассмотренного спора.

Для прекращения исполнительного производства по указанным в оспариваемом определении судом первой инстанции основаниям необходимым условием является установление факта утраты возможности исполнения исполнительного документа.

При этом на взыскателя процессуальный закон не возлагает бремя предоставления доказательств нарушения его прав в связи с прекращением исполнительного производства.

Само по себе возбуждение исполнительного производства позднее утверждения Порядка предоставления материальной помощи гражданам, направленным для прохождения амбулаторного гемодиализа, при рассмотрении вопроса о прекращении исполнительного производства правового значения не имеет.

Вопреки доводам жалобы, установление в настоящее время мер социальной поддержки лиц, страдающих заболеваниями, при которых имеется необходимость в регулярном посещении процедуры гемодиализа, в виде возможности получения компенсации стоимости проезда, не указывает на возникновение у Министерства здравоохранения Алтайского края неустранимых препятствий в исполнении решения Павловского районного суда Алтайского края от 20 января 2020 г.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворении заявления Министерства здравоохранения Алтайского края о прекращении исполнительного производства , возбужденного 1 июля 2022 г. на основании исполнительного листа от 20 июня 2022 года серии ФС № 037463327, выданного по решению Павловского районного суда Алтайского края от 20 января 2020 г. по делу № 2-117/2020.

Доводы кассационной жалобы фактически направлены на несогласие с выводами суда апелляционной инстанции, на переоценку доказательств по делу и оспаривание правильности выводов суда об установленных им обстоятельствах.

Однако эти доводы, сами по себе не могут служить основанием для отмены судебного постановления кассационным судом общей юрисдикции.

Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного постановления.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции

определил:

░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 11 ░░░░░░ 2023 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░                                                                                   ░.░. ░░░░░░░░░░

8Г-6005/2023 [88-8586/2023]

Категория:
Гражданские
Истцы
Пятый отдел (апелляционно-кассационный) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Шилин Геннадий Яковлевич
Министерство здравоохранения Алтайского края
Другие
ГУ ФССП России по Алтайскому краю
Министерство социальной защиты Алтайского края
СПИ МОСП по ИОВИП ГУ ФССП России по Алтайскому краю Колтакова В.С.
МОСП по ИОВИП ГУ ФССП России по Алтайскому краю
Суд
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Андуганова О.С. - Судья ГР
Дело на сайте суда
8kas.sudrf.ru
05.05.2023Единоличное рассмотрение дела судьей
05.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее