стр. 021а г/пошлина 00 руб.
Судья Шитикова О.А.
Докладчик Брагин А.А. Дело № 33а-620/19
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
от 6 февраля 2019 года город Архангельск
Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе
председательствующего Брагина А.А.,
судей Пыжовой И.А., Рудь Т.Н.
при секретаре судебного заседания Мироненко М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Приморское» на решение Приморского районного суда Архангельской области от 15 ноября 2018 года, которым постановлено:
«административное исковое заявление заместителя Приморского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Приморское» о признании бездействия незаконным, обязании создать маневренный жилищный фонд удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Приморское», выразившееся в отсутствии маневренного фонда на территории сельского поселения.
Возложить на администрацию муниципального образования «Приморское» обязанность в течение 1 года со дня вступления в законную силу решения суда создать на территории МО «Приморское» маневренный жилищный фонд для переселения граждан».
Заслушав доклад судьи Брагина А.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
заместитель прокурора Приморской межрайонной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации МО «Приморское» по созданию маневренного фонда, и возложении обязанности на администрацию МО «Приморское» в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу создать маневренный жилищный фонд.
В обоснование требований указано, что по результатам проведенной прокуратурой проверки соблюдения жилищного законодательства установлено, что на территории административного ответчика отсутствует маневренный жилищный фонд, который предназначен для временного проживания граждан, утративших жилые помещения, чем нарушаются права жителей на жилище и его безопасность.
Суд постановил указанное решение, с которым не согласилась администрация МО «Приморское». В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела. Указывает, что на органы местного самоуправления законодательством об организации местного самоуправления прямо не возложена обязанность создания маневренного фонда жилья такой обязанности не содержит и Жилищный кодекс Российской Федерации, кроме того считает, что расширительное толкование объема полномочий, имеющихся у органа местного самоуправления не допустимо. Указывает, что предоставление гражданам жилых помещений маневренного фонда является одной из возможных альтернатив соблюдения жилищных прав.
В возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора Приморского района, указывает на законность решения суда первой инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав объяснения представителя администрации МО «Приморское» Вешнякова В.А., заслушав прокурора Васильева С.В., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Судом первой инстанции установлено и сторонами не оспаривается, что на территории МО «Приморское» отсутствует специализированный жилой фонд в виде жилых помещений маневренного фонда, что нарушает права граждан, проживающих в непригодных жилых помещениях, представляющих опасность для их жизни и здоровья.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что отсутствие на территории муниципального образования «Приморское» маневренного жилищного фонда свидетельствует о бездействии администрации в соблюдении жилищного законодательства и нарушает права неопределенного круга лиц, нуждающихся в переселении в маневренный жилищный фонд, в случае утраты жилого помещения.
С данным выводом суда судебная коллегия согласна, поскольку он основан на правильно установленных обстоятельствах, имеющих значение для дела, исследованных доказательствах и верном применении норм действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает Федеральный закон № 131-ФЗ.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления сельского поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Подпунктом 3 пункта 1.1 соглашения от 5 октября 2015 года о передаче отдельных полномочий администрации МО «Приморское», заключенного между администрацией МО «Приморский муниципальный район» и администрацией МО «Приморское», поселению переданы полномочия по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
При этом в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. Как указано в п.п. 1 и 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля над его использованием и сохранностью. Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Непригодность жилых домов для проживания является следствием естественного износа, природных условий, бесхозяйственного содержания дома. Признание жилых помещений непригодными для проживания находится в компетенции органа местного самоуправления в отношении муниципального жилищного фонда (п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ).
Исходя из положений ст. 95 ЖК РФ в муниципальной собственности находится маневренный жилищный фонд, предназначенный для временного проживания: граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
Комплексный анализ приведенных законоположений позволяет сделать вывод, что органы местного самоуправления должны осуществлять меры по созданию маневренного жилого фонда для реализации полномочий предусмотренных п.п. 6, 8, 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ в частности участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В силу вышеизложенного доводы апелляционной жалобы об отсутствии у администрации МО «Приморское» обязанности по созданию маневренного жилищного фонда, являются несостоятельными.
Доводы жалобы о том, что предоставление гражданам жилых помещений из маневренного фонда является одним из способов соблюдения жилищных прав граждан, судебная коллегия считает несостоятельными, основанным на неверном толковании норм материального права.
Иные доводы апелляционной жалобы являются аналогичными приведенным в суде первой инстанции, всем им судом дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой судебная коллегия оснований не усматривает.
Поскольку судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, исследованным доказательствам дана оценка в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, то оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 15 ░░░░░░ 2018 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░» - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░.░. ░░░░