РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июня 2024 года г. Сызрань
Сызранский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Бормотовой И.Е.
при секретаре судебного заседания Арслановой Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-420/2024 по исковому заявлению прокурора Сызранского района к индивидуальному предпринимателю Халтян Э.Х. о возложении обязанности выполнить требования антитеррористической защищенности объекта гостевого дома «Крымза»,
у с т а н о в и л:
Прокурор Сызранского района Самарской области обратился в суд к предпринимателю Халтян Э.Х. с исковым заявлением о возложении обязанности выполнить требования антитеррористической защищенности объекта гостевого дома «Крымза», а именно провести обследование и категорирование объекта, разработать паспорт безопасности объекта – гостевого дома «Крымза», расположенного по адресу: Самарская область, Сызранский район, в районе п. Варламово, КСТ «Швейник», участок №42, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что прокуратурой Сызранского района проведена проверка соблюдения законодательства антитеррористической защищенности индивидуального предпринимателя Халтян Э.Х. В ходе указанной проверки, проведенной с привлечением сотрудника Сызранского МОВО – ФФГКУ УВО ВНГ России по Самарской области, выявлены нарушения требований Федерального закона "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 N 35-ФЗ в гостевом доме «Крымза», расположенном по адресу: Самарская область, Сызранский район, в районе п. Варламово, КСТ «Швейник», участок №42, арендуемого ИП Халтян Э.Х. А именно ИП Халтян Э.Х. не принимались должные меры по исполнению требований к антитеррористической защищённости гостиниц и иных средств размещения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2017 №447, и как следствие этого, по обеспечению антитеррористической защищенности объекта в целом, что влечет нарушение прав граждан на охрану их жизни и здоровья. По результатам проведенной проверки в адрес ИП Халтян Э.Х. 14.04.2023 было внесено представление об устранении нарушений закона. Согласно полученного ответа на представление ИП Халтян Э.Х. нарушения, выявленные в ходе проверки, устранены. Однако, 01.04.2024 в прокуратуру Сызранского района поступила информация из Сызранского МОВО - ФФГКУ УВО ВНГ России по Самарской области о том, что у ИП Халтян Э.Х. в нарушений пункта 37 Требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.04.2017 №447, до настоящего времени паспорт безопасности объекта - гостевого дома «Крымза», расположенного по адресу: Самарская область, Сызранский район, в районе п.Варламово, КСТ «Швейник», участок № 42, не разработан, объект не категорирован. Антитеррористическая защищенность гостиниц должна соответствовать характеру угроз, оперативной обстановке, обеспечивать наиболее эффективное и экономное использование сил и средств, задействованных в обеспечении безопасности.
Представитель истца прокурора Сызранского района Самарской области – помощник прокурора Сызранского района Самарской области Ведерникова Н.Н. в судебном заседании иск поддержала и подтвердила, доводы, изложенные в иске.
Ответчик индивидуальный предприниматель Халтян Э.Х. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом (л.д.36), представила заявление о рассмотрении дела без её участия, исковые требования признает.
Суд, рассмотрев исковое заявление, заслушав истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Положениями ст. 45 ГПК РФ 1. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Закон №35-ФЗ), выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) является обязательным для физических и юридических лиц в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в том числе, на принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет мер предупреждения терроризма (п.п. 1, 7 ст. 2 Закона №35-ФЗ).
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона №35-ФЗ противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма; контртеррористическая операция - комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.
Согласно п. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: 1) в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; 2) в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В соответствии с п.4 ч.2 ст.5 Закона №35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Требования к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения регламентируется Постановлением Правительства РФ от 14.04.2017 №447 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы паспорта безопасности этих объектов» (далее – Требования).
Согласно пункту 1 Требований настоящий документ устанавливает обязательные для выполнения требования к обеспечению антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения, включая вопросы их инженерно-технической укрепленности, категорирования, разработки паспорта безопасности, а также вопросы осуществления контроля за выполнением указанных требований.
В соответствии с п.2 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения (далее - гостиницы) возлагается на руководителя юридического лица, являющегося собственником гостиницы или использующего ее на ином законном основании, или физическое лицо, являющееся собственником гостиницы или использующее ее на ином законном основании (далее - ответственное лицо), если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В целях установления дифференцированных требований по обеспечению антитеррористической защищенности гостиниц осуществляется их категорирование (пункт 5 Требований).
Категорирование гостиниц осуществляется с учетом возможных последствий совершения террористических актов (пункт 6 Требований).
Согласно п.8 Требований для проведения категорирования гостиницы по решению ответственного лица создается комиссия по обследованию и категорированию гостиницы (далее - комиссия), к работе которой могут привлекаться по согласованию представители территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения гостиницы.
Пунктом 11 Требований предусмотрено, что результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования гостиницы, который составляется в одном экземпляре, подписывается всеми членами комиссии и хранится вместе с первым экземпляром паспорта безопасности гостиницы. В случае возникновения в ходе составления указанного акта разногласий между членами комиссии решение принимается ответственным лицом. Члены комиссии, не согласные с принятым решением, подписывают акт обследования и категорирования гостиницы с изложением своего особого мнения, которое приобщается к материалам обследования и категорирования гостиницы.
Согласно п.12 Требований устанавливаются следующие категории опасности гостиниц:
а) гостиницы первой категории опасности - гостиницы, в результате совершения террористического акта на территории которых прогнозируемое количество пострадавших составит более 1 тыс. человек;
б) гостиницы второй категории опасности - гостиницы, в результате совершения террористического акта на территории которых прогнозируемое количество пострадавших составит от 200 до 1 тыс. человек;в) гостиницы третьей категории опасности - гостиницы, в результате совершения террористического акта на территории которых прогнозируемое количество пострадавших составит от 50 до 200 человек;
г) гостиницы четвертой категории опасности - гостиницы, в результате совершения террористического акта на территории которых прогнозируемое количество пострадавших составит менее 50 человек.
Пунктом 16 Требований предусмотрена антитеррористическая защищенность гостиницы независимо от установленной категории опасности обеспечивается путем:
а) проведения организационных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности гостиницы, которые включают в себя:разработку организационно-распорядительных документов по организации охраны, пропускного режима на территории гостиницы; определение должностных лиц, ответственных за антитеррористическую защищенность гостиницы и ее потенциально опасных участков (критических элементов); обеспечение подготовки работников гостиницы к действиям при угрозе совершения и при совершении террористического акта на территории гостиницы; организацию взаимодействия с территориальным органом безопасности, территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделением вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) по месту нахождения гостиницы;
б) проведения мониторинга обстановки, складывающейся в районе расположения гостиницы;
в) оборудования гостиницы необходимыми инженерно-техническими средствами охраны;
г) применения современных информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности гостиницы;
д) осуществления контроля за соблюдением лицами, находящимися на территории гостиницы, требований к обеспечению антитеррористической защищенности гостиницы;
е) осуществления мероприятий по защите информации;
ж) оперативного оповещения и проведения эвакуации посетителей, персонала и должностных лиц гостиницы в случае угрозы совершения или совершения террористического акта на территории гостиницы;
з) проведения мероприятий по минимизации возможных последствий совершения террористического акта на территории гостиницы и ликвидации угрозы совершения террористического акта на территории гостиницы;
и) своевременного информирования территориального органа безопасности, территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения гостиницы об угрозе совершения или о совершении террористического акта на территории гостиницы.
Паспорт безопасности гостиницы является информационно-справочным документом, в котором указываются сведения о состоянии антитеррористической защищенности гостиницы, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку "Для служебного пользования" (пункт 38 Требований).
Паспорт безопасности гостиницы составляется в 3 экземплярах, согласовывается с руководителем территориального органа безопасности или уполномоченным им лицом, руководителем территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения гостиницы и утверждается ответственным лицом (пункт 40 Требований).
Первый экземпляр паспорта безопасности гостиницы хранится у ответственного лица, остальные экземпляры направляются в территориальный орган безопасности и территориальный орган Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделение вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения гостиницы (пункт 42 Требований).
Судом установлено, что Халтян Э.Х. является индивидуальным предпринимателем, что подтверждается свидетельством и уведомлением о постановке на учет в налоговом органе (л.д.15,16).
На основании договора аренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ ИП Халтян Э.Х. арендует у ФИО6 нежилое строение площадью 296,20 кв.м., расположенное по адресу: Самарская область, Сызранский район, в районе п. Варламово, КСТ «Швейник», участок №42 (л.д.19-20).
Прокурором Сызранского района на основании решения от 22.03.2023 №174 проведена проверка соблюдения ИП Халтян Э.Х. требований законодательства РФ о противодействии терроризму в гостевом доме «Крымза», расположенном по адресу: Самарская область, Сызранский район, в районе п. Варламово, КСТ «Швейник», участок №42.
В ходе выездной прокурорской проверки, проведенной с привлечением сотрудника Сызранского МОВО – ФФГКУ УВО ВНГ России по Самарской области, установлено, что администрацией объекта гостевого дома «Крымза» не принимается должных мер по исполнению требований антитеррористической защищённости гостиниц и иных средств размещения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2017 №447. А именно в ходе проверки гостевого дома «Крымза», выявлены следующие нарушения:
- в нарушении п.5 Требований гостевой дом «Крымза» не категорирован;
- в нарушении п.16 пп. «А» Требований - не проведены организационные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности гостиницы;
- в нарушение п.18 пп. «Б» Требований – объект не оборудован системой экстренного оповещения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
- в нарушение п.18 пп. «Г» Требований – объект не оборудован системой пожарной безопасности;
- в нарушение п.18 пп. «Д» Требований – объект не оборудован средствами тревожной сигнализации (кнопкой экстренного вызова наряда полиции);
- в нарушение п.18 пп. «Е» Требований – на информационном стенде отсутствуют телефоны ответственных лиц, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов по месту расположения гостиницы;
- в нарушение п.21 Требований – установленная система видеонаблюдения не обеспечивает непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на территории гостиницы, архивирование и хранение данных в течение 30 дней.
Прокурором Сызранского района Самарской области в адрес ИП Халтян Э.Х. 27.03.2023 было внесено представление об устранении нарушений антитеррористического законодательства (л.д.8-13).
Согласно письма ИП Халтян Э.Х. от 09.11.2023 в адрес прокурора Сызранского района, требования прокурора Сызранского района, изложенные в представлении ИП Халтян Э.Х. частично исполнены, гостевому дому «Крымза» присвоена категория «Без звезд»; приняты нормативные акты по мероприятию по обеспечению антитеррористической защищенности гостевого дома; объект оборудован системой экстренного оповещения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; объект оборудован средствами тревожной сигнализации (кнопкой экстренного вызова наряда полиции); объект оборудован системой пожарной безопасности; в гостевом доме обеспечено архивирование и хранение данных видеонаблюдения в течение 30 дней; в гостевом доме повешен информационный стенд, содержащий схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны ответственных лиц, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов (л.д.14).
Согласно письму от 01.04.2024, поступившему в прокуратуру Сызранского района из Сызранского МОВО - ФФГКУ УВО ВНГ России по Самарской области, в нарушение пункта 37 «Требований к антитеррористической защищённости гостиниц и иных средств размещения», утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.04.2017 №447, у ИП Халтян Э.Х. до настоящего времени отсутствует паспорт безопасности объекта - гостевого дома «Крымза», расположенного по адресу: Самарская область, Сызранский район, в районе п.Варламово, КСТ «Швейник», участок № 42 (л.д.22).
Таким образом, отсутствие паспорта безопасности объекта в гостевом доме «Крымза», расположенном по адресу: Самарская область, Сызранский район, в районе п.Варламово, КСТ «Швейник», участок №42, свидетельствует о непринятии ответчиком мер к антитеррористической защищенности объекта и неисполнении требований федерального законодательства, а именно Постановления Правительства РФ от 14.04.2017 №447 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы паспорта безопасности этих объектов».
Оценив в соответствии с требованиями ст.ст.59, 60 и 67 ГПК РФ совокупность исследованных судом доказательств, принимая во внимание, что отсутствие паспорта безопасности объекта в гостевом доме «Крымза», создает угрозу жизни и здоровья посетителей, сотрудников гостиницы и иных лиц, посещающих гостиницу, учитывая требования закона о том, что ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности гостевого дома возлагается на ИП Халтян Э.Х., суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора, которые подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. (░░░632518707334) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░, ░░░ «░░░░░░░», ░░░░░░░ №42, ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 25.06.2024.
░░░░░