Решение по делу № 2-3951/2023 от 29.06.2023

Дело № 2-3951/2023

УИД 47RS0005-01-2023-003590-29

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

              18 декабря 2023 года                      г. Выборг

Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Думчевой А.Б.,

при секретаре Александровой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Выборгского городского прокурора Ленинградской области к администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа №1" об обязании организовать работы по доукомплектованию помещения, используемого для проведения массовых мероприятий (актовый зал) индукционными петлями, об обязании обеспечить финансирование на доукомплектование помещения, используемого для проведения массовых мероприятий индукционными петлями,

УСТАНОВИЛ:

истец обратился в Выборгский городской суд Ленинградской области в интересах неопределенного круга лиц с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа №1", администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области об обязании организовать работы по доукомплектованию помещения, используемого для проведения массовых мероприятий (актовый зал) индукционными петлями, об обязании обеспечить финансирование на доукомплектование помещения, используемого для проведения массовых мероприятий индукционными петлями.

В обоснование заявленных требований истец указал, что в ходе проведенной проверки по факту исполнения законодательства о несовершеннолетних и инвалидов в муниципальных бюджетных образовательных и муниципальных бюджетных образовательных учреждениях в помещении "Средняя общеобразовательная школа №1", используемом для проведения массовых мероприятий (актовый зал), расположенном по адресу: Ленинградская область, Выборг, ул. Выборгская, д.34, отсутствуют индукционные петли.

Допущенные нарушения требований действующего законодательства недопустимы, в связи с тем, что подрывают конституционные принципы обеспечения верховенства закона, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Истец просит обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №1", в течение девяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по доукомплектованию помещения муниципального бюджетного образовательного учреждения "Полянская СОШ», используемого для проведения массовых мероприятий (актовый зал), расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборг, ул. Выборгская, д.34, индукционными петлями; обязать администрацию муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование на доукомплектование помещения муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №1", используемого для проведения массовых мероприятий (актовый зал), расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборг, ул. Выборгская, д.34, индукционными петлями.

Лица, участвующие в деле, уведомленные о месте и времени слушания дела в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствии.

Ответчик, МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №1", возражал против удовлетворения требований, в случае удовлетворения требований прокурора просил установить срок для выполнения до 31 декабря 2025 года.

Третье лицо, Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области", решение спора по существу оставило на усмотрение суда.

Суд, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Суд, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

В силу Федерального закона от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов", принятой в г. Нью-Йорке 13.12.2006 года, государства-участники обязуются обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты.

Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как установлено ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер, и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).

Социально-средовая реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе социально-бытовую адаптацию.

Согласно ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, учитывая его социальную значимость, является одной из важнейших целевых задач при создании и ведении социальной политики в Российской Федерации.

К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в числе прочего, здания социального значения, административные здания и сооружения.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Закрепленная в абз. 6 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ льгота предполагает дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

Подпунктом «г» пункта 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309, установлено, что руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.

Судом установлено, что Выборгской городской прокуратурой Ленинградской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере защиты прав инвалидов в деятельности МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №1", в ходе которой было установлено отсутствие в актовых залах индукционных петель, что также подтверждается сообщением ответчика на запрос прокурора.

23 июня 2023 года по факту выявленных нарушений прокуратурой района в адрес председателя Комитета образования администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области было внесено представление, истребовано объяснение.

Согласно п.п. 1.2, 1.3., 1.4 Устава ответчик является дошкольным бюджетным учреждением.

Собственником имущества и учредителем является МО «Выборгский район» Ленинградской области. Полномочия собственника имущества учреждения, функции и полномочия учредителя осуществляет администрация муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области (п. 1.5. Устава).

Согласно паспорту доступности объекта и услуг МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №1", по рассматриваемому показателю доступности, установлено, что в части обеспечения в помещениях, предназначенных для проведения массовых мероприятий, оборудованных индукционной петлей и звукоусиливающей аппаратурой, также выявлены несоблюдения норм.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что здание МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №1", является объектом социальной инфраструктуры и общественным зданием, и на него в полной мере распространяются требования вышеназванных норм, в силу которых помещения учреждений образования должны быть приспособлены для доступа инвалидов.

Несоблюдение вышеуказанных требований действующего законодательства является нарушением прав и свобод граждан, установленных ст. ст. 7, 18, 19 и 45 Конституции Российской Федерации, поскольку обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения является одним из способов обеспечения их права на достойную жизнь и свободное развитие.

Прокурором заявлены требования об обязании произвести необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа приспособлениями, под которыми, следует понимать надлежащее размещение носителей информации по согласованию с общественными объединениями инвалидов.

Так в соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является обязанностью органа исполнительной власти и отсутствие возможности для ее реализации не может умалять права инвалидов и маломобильных граждан на компенсацию ограничений жизнедеятельности, восстановление их социального статуса, достижение ими материальной и физической независимости.

Установив факт несоблюдения ответчиками исполнения законодательства о несовершеннолетних и инвалидов в муниципальных бюджетных образовательных и муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных исковых требований об обязании организовать работы по доукомплектованию помещения, используемого для проведения массовых мероприятий (актовый зал) индукционными петлями, об обязании обеспечить финансирование на доукомплектование помещения, используемого для проведения массовых мероприятий индукционными петлями.

На основании паспорта доступности для инвалидов здания МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №1", и предоставляемых на нем услуг в сфере образования разработан план мероприятий (дорожная карта).

Согласно указанного плана мероприятий, предназначенных для проведения массовых мероприятий (дорожной карты) такое значение показателей доступности как наличие индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры, должно быть достигнуто до 2030 года.

Согласно положениям ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Поскольку исполнение требований прокурора требует материальных затрат, суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда до 31 декабря 2025 года со дня вступления решения в законную силу.

Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований (п.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Согласно ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина, уплачиваемая по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов.

Требования истца подлежат удовлетворению, соответственно, с МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №1", подлежит взысканию государственная пошлина в размере 600 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Выборгского городского прокурора Ленинградской области к администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа №1", об обязании организовать работы по доукомплектованию помещения, используемого для проведения массовых мероприятий (актовый зал) индукционными петлями, об обязании обеспечить финансирование на доукомплектование помещения, используемого для проведения массовых мероприятий индукционными петлями, расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборг, ул. Выборгская, д.34, удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области в срок до 31 декабря 2025 года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование и организовать работы по доукомплектованию помещения, используемого для проведения массовых мероприятий (актовый зал) индукционными петлями в помещении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №1", расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборг, ул. Выборгская, д.34.

В остальной части отказать.

Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №1", (ОГРН: 1034700875351) в бюджет муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области государственную пошлину в размере 600 руб.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Выборгский городской суд Ленинградской области.

           Председательствующий                 подпись         А.Б.Думчева

Копия верна

Судья Выборгского городского суда             А.Б. Думчева

Помощник                              Р.А.Шихнабиева

Подлинный документ находится в гражданском деле № 2-3951/2023 год в Выборгском городском суде Ленинградской области.

2-3951/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Выборгский городской прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц
Ответчики
администрация муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №1"
Другие
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области
Суд
Выборгский городской суд Ленинградской области
Судья
Думчева Анна Борисовна
Дело на сайте суда
vyborgsky.lo.sudrf.ru
29.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.06.2023Передача материалов судье
30.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.06.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.09.2023Предварительное судебное заседание
14.09.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
16.10.2023Предварительное судебное заседание
18.12.2023Судебное заседание
18.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее