Дело № 12-45/2020 |
|
РЕШЕНИЕ |
|
28 апреля 2020 года |
город Онега |
Судья Онежского городского суда Архангельской области Карелина С.Ю., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Онега - Водоканал» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Архангельской области от 27 ноября 2019 года № 06-02-166/2019
установил:
Постановлением Северного межрегионального управления Росприроднадзора от 27 ноября 2019 года общество с ограниченной ответственностью «Онега - Водоканал» (далее - ООО «Онега-Водоканал») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей, по факту того, что ООО «Онега-Водоканал» при разработке природоохранной документации значительно занижены выбросы загрязняющих веществ канализационных очистных сооружений г. Онега.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Онега-Водоканал» обратилось в суд с жалобой, в которой просит данное постановление отменить как незаконное. В обосновании жалобы указано, что согласно решению Роспотребнадзора, канализационные очистные сооружения (далее - КОС), в ходе проверки которых было выявлено административное правонарушение, исключены из плана проверок на 2019 год, поскольку 19 марта 2019 года КОС были переданы по акту приема-передачи муниципального имущества, относящегося к системам коммунальной инфраструктуры (объекты водоснабжения и водоотведения) МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом, архитектуре и земельным отношениям» администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» в связи с окончанием срока действия договора аренды муниципального имущества от 10 января 2014 года. Начиная с 19 марта 2019 года, ООО «Онега-ВК» не является лицом, эксплуатирующим КОС, а является лишь гарантирующим поставщиком, осуществляющим холодное водоснабжение и водоотведение на основании постановления администрации МО «Онежский муниципальный район» от 21.03.2014 № 238, осуществляя только прием и транспортировку сточных вод от потребителей (юридических и физических лиц) до КОС. Поскольку ООО «Онега-Водоканал» не является лицом, эксплуатирующим КОС, следовательно, не является и лицом, действия которого могут оказывать какое-либо негативное воздействие на окружающую среду, а так как собственником является МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом, архитектуре и земельным отношениям» администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район», то данное лицо в силу п. 1 ст. 209 ГК РФ являясь в спорный период собственником КОС и несет ответственность, как за ненадлежащую эксплуатацию КОС, так и за непринятие мер, исключающих в эксплуатации данного объекта каких-либо негативных воздействий на окружающую среду. Обращает внимание в жалобе, что реконструкция КОС с 2009 г. приостановлена из-за кризисных явлений в экономике, вменяемое в вину обществу административное правонарушение вызвано не бездействием, а незавершенностью реконструкции КОС, которую осуществить невозможно без поддержки органов государственной и муниципальной власти. 29.12.2018 в связи с истечением договора аренды ООО «Онега-Водоканал» обращалось в адрес администрации с письменным обращением о заключении концессионного соглашения в отношении муниципальных объектов водоснабжения и водоотведения, в настоящее время проект концессионного соглашения проходит согласование. Проведены переговоры по получению кредита, но данные заемные средства могут быть выделены обществу для надлежащей эксплуатации КОС лишь после заключения концессионного соглашения. Также ходатайствует в жалобе о замене административного штрафа предупреждением, либо просит признать правонарушение малозначительным и ограничиться устным замечанием.
В судебное заседание представители юридического лица ООО «Онега - ВК», Северного межрегионального управления Росприроднадзора не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
На основании п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена в их отсутствии.
Проверив дело в полном объеме и рассмотрев доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В силу ст. 8.5. КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с ч. 1 и ч. 9 ст. 31.2. Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду. За непредставление декларации о воздействии на окружающую среду или представление недостоверной информации, содержащейся в этой декларации, юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов. Корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществляется в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменению состава, объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обнаружения несоответствия между выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух и данными последней инвентаризации, изменения требований к порядку проведения инвентаризации, а также в случаях, определенных правилами эксплуатации установок очистки газа.
В соответствии ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух, осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения внеплановой выездной проверки проведенной с 9 сентября по 4 октября 2019 года в отношении ООО «Онега - ВК», установлено, что постановлением администрации МО «Онежский муниципальный район» № 238 от 21.03.2014 ООО «Онега-Водоканал» наделено статусом гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение МО «Онежское».
21.03.2019 ООО «Онега-Водоканал» в Управление направлена декларация о воздействии на окружающую среду по объекту НВОС: «Канализационные очистные сооружения ООО «Онега-Водоканал», Архангельская область, в составе которой представлены нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Ранее ООО «Онега - ВК» осуществляло выброс загрязняющих веществ на основании разработанного в 2014 году и согласованного с Управлением проекта нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ), сроком действия до 23 марта 2020 года, на основании которого утверждены нормативы выбросов загрязняющих веществ и выдано разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 5.05.2020 сроком действия до 23.03.2020.
В декларации занижены выбросы по сероводороду, метану и не учтены выбросы по метилмеркаптану. Нормативы допустимых выбросов, заявленные в декларации о воздействии на окружающую среду, не соблюдаются. Также отсутствуют данные по печи отопления в инвентаризационных источниках выбросов и декларации о воздействии на окружающую среду. Корректировка инвентаризации с 2014 года не проводилась. Контроль за воздействием на окружающую среду загрязняющих веществ не ведется.
С учетом приведенных выше норм права, установленных по делу обстоятельств и представленных в дело доказательств государственным инспектором сделан правильный вывод, что ООО «Онега-Водоканал», совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.5 КоАП РФ.
Обоснованность привлечения ООО «Онега-Водоканал», к административной ответственности по ст. 8.5. КоАП РФ сомнения не вызывает, поскольку совокупность исследованных в судебном заседании доказательств (протокол об административном правонарушении № 06-02-166/2019 от 14.11.2019; предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований; акт осмотра от 10.09.2019 года, заключение по результатам проведения исследований от 11.09.2019, акт проверки от 04.10.2019; декларация о воздействии на окружающую среду от 21.03.2019 год, и другие документы в материалах дела) свидетельствует о том, что ООО «Онега-Водоканал» являясь гарантирующей организации, фактически осуществляющее эксплуатацию канализационных очистных сооружений г. Онеги обязано предоставлять достоверную информацию об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов.
В целом приведенные ООО «Онега-Водоканал» в жалобе доводы повторяют доводы, которые были предметом рассмотрения и проверки государственным инспектором и не нашли своего подтверждения, обоснованно отвергнуты по мотивам, изложенным в постановлении, оснований не согласиться с которыми не имеется.
Доводы, изложенные в жалобе, сводятся к субъективной переоценке имеющихся в деле доказательств и не могут служить основанием для отмены обжалуемого постановления, поскольку не опровергают правильности выводов должностного лица.
Довод жалобы о том, что ООО «Онега-Водоканал» исключено из ежегодного плана проведения плановых мероприятий юридических лиц на 2019 год не имеет правового значения для разрешения данного дела, поскольку не исключает вину ООО «Онега-Водоканал» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5. КоАП РФ. Финансовое положение ООО «Онега-Водоканал» не освобождает указанное юридическое лицо от исполнения возложенных на него обязанностей.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
С учетом характера административного правонарушения, оснований для признания совершенного ООО «Онега-ВК» административного правонарушения малозначительным не усматриваю.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса. Вместе с тем, в рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного постановления, при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среда по Архангельской области от 27 ноября 2019 года № 06-02-166/2019 оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «Онега - Водоканал» без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения через Онежский городской суд.
Судья подпись С.Ю. Карелина
<данные изъяты>