№ 2а-312/2020
УИД: 23RS0003-01-2019-008417-61
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 января 2020 года Анапский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Михина Б.А.
при секретаре Тарасовой А.Н.
с участием административного истца Беляева Н.К., представителя административного ответчика ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края Втулкина Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Беляева Н. К. и Беляевой В. И. к ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края о необоснованной отмене льгот по налогу на имущество,
у с т а н о в и л :
Беляев Н.К. и Беляева В.И. обратились в суд с административным иском к ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края о необоснованной отмене льгот по налогу на имущество.
В обоснование заявленных требований указали, что административным ответчиком исчислен налог на имущество физических лиц за налоговый период 2018 года по принадлежащему Административным истцам объекту недвижимости с кадастровым номером № находящемуся по адресу: <адрес>. В качестве объекта налогообложения была принята квартира. Однако, в 2017г. для целей налогообложения это был жилой дом, но Инспекция Федеральной налоговой службы по городу-курорту Анапа Краснодарского края в 2018г. переквалифицировала, принадлежащее истцам на праве общей долевой собственности жилое помещение, по виду объекта налогообложения с жилого дома на квартиру и доначислила к доплате Беляевой В.И. налог на имущество физических лиц за налоговый период 2016г. Попутно лишив Административных истцов - пенсионеров по старости (68 лет и 64 года), действовавшей льготы по налогу в этой части.
Согласно данным ЕГРН, которые, в соответствии ч. 5 ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015г. № 218-ФЗ, являются единственным доказательством существования зарегистрированного права, подтвержденным Выпиской из ЕГРН, выданной филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю от 27.05.2019г. исх. № 50-0-1- 309/4105/2019-10382, административные истцы не являются собственниками объекта налогообложения квартиры по адресу: <адрес>. В соответствии с п. 2 ст. 401 НК РФ, для Административных истцов объектом налогообложения является жилой дом для объекта недвижимости с кадастровым номером № по адресу <адрес>, на который право собственности административных истцов зарегистрировано в ЕГРН.
Административные истцы являются пенсионерами, получающими пенсии, назначенные в порядке, установленном пенсионным законодательством. Соответственно, в силу пп. 10 п.1 ст. 407 НК РФ, имеют право на льготу по налогу на имущество физических лиц.
На основании изложенного просят признать незаконным, нарушающим положения п. 2 ст. 401 Налогового кодекса РФ от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ, принятие объектом налогообложения «квартира» Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу-курорту Анапа Краснодарского края, код ИФНС 2301 объекта недвижимости с кадастровым номером № по адресу <адрес>, расположенного на земельном участке с целевым назначением для индивидуального жилищного строительства; признать не соответствующей сведениям Единого государственного реестра недвижимости и, как следствие, недействительной, информацию о виде помещения по СНТС - «30200 - Квартиры» жилого помещения кадастровый № по адресу <адрес> за период с 01 января 2018 г. по 30 ноября 2019 г.; в соответствии с п. 2 ст. 401, во взаимосвязи с пп. 2) п. 4 ст. 407 Налогового кодекса РФ и ст. 16 Жилищного кодекса РФ, признать жилое помещение с кадастровым номером № по адресу <адрес> для целей налогообложения объектом налогообложения - жилой дом (часть жилого дома); признать в отношении Беляевой В. И. недействительным ненормативный акт «Налоговое уведомление № 71843363 от 23.08.2019г. по разделу «РАСЧЕТ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ» в части исчисленной Инспекций Федеральной налоговой службы по городу-курорту Анапа Краснодарского края, код ИФНС 2301 суммы налога за 2018 год 753,00 (Семьсот пятьдесят три) руб. 00 коп. по объекту налогообложения квартира по адресу <адрес>; обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по городу-курорту <адрес>, код ИФНС 2301 восстановить в налоговом периоде 2018 г. в отношении Беляевой В. И. исчисление налога на имущество физических лиц по объекту налогообложения жилые дома, как это было в налоговых периодах до налогового периода 2017 г., в отношении принадлежащего ей на праве собственности объекта недвижимости (жилое помещение) с кадастровым номером № по адресу <адрес>; обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по городу-курорту <адрес> восстановить Беляевой В. И. ранее предоставленную льготу на имущество физических лиц в налоговом периоде 2018 г. по объекту налогообложения жилой дом (жилое помещение с кадастровым номером №) по адресу <адрес> предоставить налоговую льготу за 2018 г. в сумме 753,00 (Семьсот пятьдесят три) руб. 00 коп.; признать в отношении Беляева Н. К. недействительным исчисление налога за налоговый период 2018 г. по объекту налогообложения квартира в отношении принадлежащего ему на праве общей долевой собственности объекта недвижимости (жилое помещение) с кадастровым номером № по адресу <адрес>; обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по городу-курорту <адрес>, код ИФНС 2301 восстановить в отношении Беляева Н. К. исчисление налога в налоговом периоде 2018 г., на имущество физических лиц по объекту налогообложения «жилые дома» как это было в налоговых периодах до налогового периода 2017 г., в отношении принадлежащего ему на праве общей долевой собственности объекта недвижимости (жилое помещение) с кадастровым номером №) по адресу <адрес>; обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по городу-курорту Анапа Краснодарского края восстановить Беляеву Н. К. ранее предоставленную льготу на имущество физических лиц по объекту налогообложения жилой дом (часть жилого дома) по адресу <адрес> предоставить льготу за 2018г. в сумме 753,00 (Семьсот пятьдесят три) руб. 00 коп.; обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по городу-курорту <адрес> не чинить препятствия Беляевой В. И. и Беляеву Н. К. в предоставлении льготы по налогу на имущество физических лиц по объекту налогообложения «жилой дом (часть жилого дома)», в отношении объекта недвижимости (жилое помещение), находящегося у них в общей долевой собственности в единственном числе по данному виду жилого помещения по адресу <адрес>.
В судебном заседании административный истец Беляев Н.К. поддержал заявленные требования по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.
Административный истец Беляева В.И. в судебное заседание не явилась, направила в суд заявление, в котором указала, что просит рассмотреть дело в ее отсутствие. При изложенных обстоятельствах, суд находит возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель административного ответчика в судебном заседании требования не признал, представил в суд возражения в письменной форме.
Проверив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что Беляев Н.К. и Беляева В.И. являются собственниками по ? доли в праве общей долевой собственности жилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается Выпиской из ЕГРН от 27.05.2019г.
Система налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации установлены Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно главе 32 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц в силу ст.400 НК РФ признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения, в соответствии со ст.401 НК РФ, а именно: жилой дом; квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с п. 1, п.2 ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со ст. 85 НК РФ.
Согласно ч.4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).
Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав) (ст.3 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Согласно ч.3 и ст. 4 ст.62 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ в установленных федеральным законом случаях, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляются органом регистрации прав в иные государственные или муниципальные информационные системы посредством информационного взаимодействия с федеральной государственной информационной системой ведения Единого государственного реестра недвижимости в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и предоставленные на основании запроса о предоставлении сведений, независимо от способа их предоставления являются актуальными (действительными) на момент выдачи органом регистрации прав или многофункциональным центром сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Из поступивших 19.01.2018г. в электронном виде в налоговый орган из Росреестра годовых сведений относительно объекта недвижимости с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> следует, что у объекта недвижимости определен вид помещения как квартира с назначением – жилое, что подтверждается скриншотом сайта «АИС Налог-3 ПРОМ» сети «Интернет».
На основании указанных сведений налоговым органом исчислен налог на имущество физических лиц за 2018 год в размере 753 рублей.
Правовыми основаниями для корректировки сведений, поступивших из регистрирующих органов, налоговые органы не наделены.
Налог уплачивается на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом, в котором должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате в установленный срок, объект налогообложения и налоговая база (ст.52 и 409 НК РФ).
При таких обстоятельствах доводы административных истцов о незаконных действиях ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края по переквалификации объекта налогообложения с жилого дома на квартиру и принятии данных сведений для начисления суммы налога за 2018 год, суд считает не обоснованными законом.
Согласно пп.3 п.1 ст.21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (ч.1 ст.56 НК РФ).
С учетом положений статьи 407 НК РФ право на налоговую льготу имеют пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.
Материалами дела подтверждается, что Беляев Н.К. и Беляева В.И. являются лицами, достигшими 60 и 55 лет соответственно, в связи с чем имеют право воспользоваться налоговой льготой.
Пунктом 6 и 7 статьи 407 НК РФ установлено, что физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.
При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.
Следовательно, налоговая льгота на уплату налога на имущество физических лиц предоставляется за один объект недвижимости определенного вида, не используемый в предпринимательской деятельности.
Судом установлено, что Беляевой В.И. принадлежат на праве собственности, в том числе ? доля квартиры с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес> квартира с кадастровым номером № и иные строения, помещения и сооружения с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
На квартиру расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> Беляевой В.И. предоставлена налоговая льгота.
Беляеву Н.К. принадлежит на праве собственности, в том числе 1\2 доля квартиры по адресу: <адрес>, на которую ему предоставлена налоговая льгота.
Следовательно, оснований для предоставления налоговой льготы Беляевой В.И. и Беляеву Н.К. на объект недвижимости – квартира с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края, не имелось.
Более того, вступившим в законную силу решением Анапского городского суда от 04.04.2019г. по делу №2а-960/2019 исковые требования Беляевой В.И. и Беляева Н.К. по обжалованию действий ФГБУ «ФКП Росреестра по Краснодарскому краю» и ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края по необоснованной отмене льготы по налогу на имущество физических лиц за 2015-2016 года были оставлены без удовлетворения. Судом было установлено, что льгота по налогу на имущество была предоставлена истцам в 2016 году на основании сведений, поступивших в 2017 году из регистрирующих органов, а сведения, поступившие в 2018 году в отношении вида спорного имущества (жилого помещения с кадастровым номером №), не позволяют налоговому органу предоставить льготу по налогу на имущество физических лиц.
Из пояснений представителя административного ответчика следует, что за 2016 год по объекту с кадастровым номером № произведен перерасчет в результате чего, сумма налога, подлежащая к уплате в бюджет, составляет 1 697 рублей. Произведение перерасчета в 2019 году за 2016 год согласуется с нормами действующего законодательства.
Итоговая сумма налога на имущество отраженна в уведомлениях, направленных в адрес административных истцов.
Доводы административного истца о признании недопустимыми доказательствами скриншота электронного документа не подлежат удовлетворению, поскольку, принимая решение, суд не ссылался на данное доказательство.
Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу, что для удовлетворения требования о признании решения, действия (бездействия) к ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края незаконным, необходимо установление его противоправности и одновременно факта нарушения прав административных истцов. В тоже время, фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что в действиях налогового органа в данном случае не установлено противоправности, а также нарушений прав административных истцов. В связи с чем, исковые требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
р е ш и л :
В удовлетворении административного искового заявления Беляева Н. К. и Беляевой В. И. к ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края о необоснованной отмене льгот по налогу на имущество отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Анапский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 23 января 2020 года.
Председательствующий: