Гражданское дело №2-4684/2018
копия
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 июля 2018 года г.Красноярск
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
Председательствующего судьи Полянской Е.Н.
При секретаре Олиной А.А.
С участием представителя истца Зеленого Д.С.
Представителя ответчика Стройновой И.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кравченко Н.Н. к администрации Центрального района в г. Красноярске о признании действий незаконными, возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Кравченко Н.Н. обратилась в суд с иском к администрации Центрального района в г. Красноярске, требования мотивировала тем, что является вдовой К.В.А.- участника боевых действий в Афганистане, имеет сына К.Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который является инвали<адрес> группы (инвалид с детства).
16.02.1992 супруг истицы был поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении по категории «участник ВОВ». В 2002 году супруг истицы умер. К этому времени подошла очередь на получение жилья и документы на ее получение находились в стадии оформления. После смерти мужа истцу и ее сыну было отказано в предоставлении жилого помещения, им сообщили, что они перестали числиться в очереди на получение жилья.
25.08.2015 истец обратилась в Администрацию Центрального района в г. Красноярске с просьбой предоставить информацию о том, что семья состояла на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. 07.07.2015 им был дан письменный ответ о том, что на основании распоряжения администрации района от 29.12.2012 они были сняты с учета нуждающихся в обеспечении жильем в соответствии с пунктом 2 части 1 ст.56 ЖК РФ. Таким образом, в 2002 году им сообщили, что они сняты с очереди на получение жилья, а фактически сняли с учета в 2012 году, при этом распоряжение о снятии с учета они не получали ни в 2002, ни в 2012 году.
Как ветеран боевых действий, супруг истицы состоял на учете с 1992 года и имел право на льготное получение жилья, а право истицы производно от права супруга, так как она являлась членом его семьи. После смерти мужа она приобрела право на льготное обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, поскольку отвечает требованиям, указанным в пункте 4 ч.2 ст.21 Федерального закона «О ветеранах». В соответствии с законодательством, она должна находиться в той же очереди с тем же порядковым номером, так как после смерти мужа право на получение жилья по Федеральному закону «О ветеранах» не утратила. Предоставление жилья на условиях социального найма относится к функциям администрации района, поэтому она обратилась в администрацию Центрального района в г. Красноярске с заявлением о предоставлении ей, как супруге умершего ветерана боевых действий, и сыну, как ребенку умершего ветерана, благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в г. Красноярске. Однако в предоставлении жилья ей было отказано без законных оснований. Незаконными действиями ответчика ей причинены моральные страдания, которые выражаются в подавленном настроении, апатии, ухудшении физического здоровья.
Просит признать незаконными действия администрации Центрального района в г. Красноярске по снятию с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, восстановить ее на учете как супругу умершего ветерана боевых действий, обязать предоставить в соответствии с положениями Федерального закона «О ветеранах» благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте г. Красноярска не менее нормы предоставления; взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию морального вреда 50 000 руб.
В судебном заседании представитель истца Зеленый Д.С., действующий по доверенности от 19.03.2018, исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Полагает, что у истца есть несколько оснований для обеспечения жильем: она имеет право на получение жилого помещения за счет средств федерального бюджета как вдова участника боевых действий, а так же имеет право на получение жилья из муниципального жилого фонда, поэтому жилое помещение должно быть предоставлено в солидарном порядке- за счет средств федерального и муниципального бюджета. В настоящее время истец проживает в <адрес> на условиях аренды. Где проживала ранее, пояснить не может.
Представитель ответчика Стройнова И.Н., действующая на основании доверенности от 11.01.2018, исковые требования не признала, поддержала доводы письменного отзыва, в котором указала, что 16.01.1992 супруг истицы- К.В.А., признан нуждающимся в жилом помещении по категории «ветеран боевых действий» с составом семьи: сам, жена Кравченко Н.Н., сын К.Н.В., сын Н.М.А.
Решением жилищной комиссии администрации района от 29.12.2012 К.В.А. был снят с учета нуждающихся в жилом помещении в связи с полученной информацией о его смерти, а семья снята с учета в связи и выездом на другое постоянное место жительства. Кроме того, в соответствии с установленной компетенцией, администрация района в г. Красноярске не наделена полномочиями по предоставлению жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. Согласно Закону Красноярского края от 25.03.2010 №10-4487 «О порядке обеспечения жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» гражданам, указанным в ст.1 Закона, в том числе членам семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий, вставшим на учет до 01.01.2005, предоставляется единовременная денежная выплата на приобретение жилого помещения в собственность за счет средств федерального бюджета (при условии сохранения права состоять на данном учете). Полагает, что оснований для взыскания компенсации морального вреда стороной истца не приведено и доказательств не представлено.
Представитель третьего лица Министерства социальной политики <адрес> не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, представил письменный отзыв, в котором возражает против удовлетворения исковых требований. Согласно доводов отзыва, истец как вдова ветерана боевых действий в органах социальной защиты населения Красноярского края не состоит, меры социальной поддержи, предусмотренные ст.21 Федерального закона «О ветеранах» не получает. Министерство не располагает информацией, получала ли истец после смерти супруга удостоверение, дающее право на меры социальной поддержки в соответствии со ст.21 Федерального закона «О ветеранах», в то время как заявительный порядок реализации права на обеспечение жильем обязывает заявителя предоставить документ, подтверждающий льготный статус. Право умершего супруга на первоочередное получение жилья в соответствии со ст.16 Федерального закона «О ветеранах» не переходит по наследству к пережившей его супруге. Кравченко Н.Н. не состояла в администрации Центрального района в г. Красноярске на учете как вдова ветерана боевых действий. При сохранении жилищных условий после смерти супруга истец продолжала бы состоять на учете в целях получения жилого помещения на общих основаниях, но по информации администрации Центрального района в г. Красноярске жилищные условия семьи изменились, семья выехала на место жительства за пределы г. Красноярска. Поэтому полагает, что администрация обоснованно сняла истца с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд находит исковые требования необоснованными и не подлежащим удовлетворению в силу следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, супруг истцы К.В.А.16.01.1992 был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в Центральном исполкоме райсовета г. Красноярска как участник боевых действий в Афганистане составом семьи 4 человека, включая супругу Кравченко Н.Н., сына К.Н.В., сына Н.М.А. На момент постановки на жилищный учет семья проживала в жилом помещении по адресу <адрес>, жилой площадью 18,2 кв.м.
15.04.2011 в администрацию района поступила информация из отделения УФМС России по Красноярскому краю в Центральном районе г. Красноярска о том, что К.В.А. умер в 2002 году, Кравченко Н.А. 1965 г. рождения, К.Н.В. 1991 г. рождения и Н.М.А. 1982 г. рождения сняты с регистрационного учета в связи с выбытием в п. Курагино Красноярского края.
Решением жилищной комиссии при администрации Центрального района в г. Красноярске от 29.12.2012 Кравченко Н.Н., К.Н.В., Н.М.А. сняты с учета в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма по основанию пункта 3 части 1 ст.56 ЖК РФ.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 20.04.2018, в собственности истицы находились: в период с 24.08.2004 по 16.09.2004 -1/2 доля в праве собственности на жилое помещение по адресу <адрес> общей площадью 33,40 кв.м., в период с 23.09.2004 по 28.11.2006 1/3 доля в праве собственности на жилой дом по адресу <адрес>, общей площадью 68,10 кв.м.;
в период с 19.02.2008 по 26.10.2012 жилой дом общей площадью 35,4 кв.м., расположенный по адресу <адрес>.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 21.04.2018, в собственности сына истицы -Кравченко Н.В. находились: в период с 24.08.2004 по 16.09.2004 -1/2 доля в праве собственности на жилое помещение по адресу <адрес> общей площадью 33,40 кв.м., в период с 23.09.2004 по 28.11.2006 1/3 доля в праве собственности на жилой дом по адресу <адрес> общей площадью 68,10 кв.м.
Согласно акта обследования материально- бытовых условий от 29.01.2013, составленного комиссией УСЗН администрации Курагинского района Красноярского края, с сентября 2012 года истица с сыном Кравченко Н.В. проживала в арендуемом жилом помещении по адресу <адрес>.
В материалы дела представлен договор найма жилого помещения от 19.06.2016, заключенный между Кравченко Н.Н. и О.В.Л., по условиям которого последний передал истице во временное пользование жилое помещение по адресу <адрес>
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания, с 11.04.2017 по 11.10.2018 истец зарегистрирована по месту пребывания по адресу г. Красноярск, проспект им. Газеты «Красноярский рабочий» 116а-45.
В соответствии с пунктом 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно части 1 ст.56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета (пункт 1);
их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (пункт 3);
получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения(пункт 4);
предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей (пункт 5);
выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет (пункт 6).
Таким образом, истец, как поставленная на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., могла быть снята с этого учета либо по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 1 марта 2005 г., давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Как следует из материалов дела и не оспаривается стороной истца, Кравченко Н.Н. в 2004 году выехала на другое постоянное место жительства из г. Красноярска. Помимо данных о снятии с регистрационного учета и наличии права собственности на жиле помещения в других муниципальных образованиях, указанные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о постановке на учет физического лица в налоговом органе, выданными 18.04.2007 истице и ее сыну К.Н.В. инспекцией ФНС России по Промышленновскому району Кемеровской области, удостоверением Кравченко Н.В., о том, что он является членом семьи умершего военнослужащего, выданным МУ «Управление социальной защиты населения» Промышленновского района Кемеровской области, сведениями о выдаче паспорта истице Отделением УФМС России по Кемеровской области в Промышленновском районе 19.08.2008, и Кравченко Н.В. 31.05.2012 отделением УФМС России по Красноярскому краю в Курагинском районе, протоколом обследования материально- бытовых условий, составленным УСЗН администрации Курагинского района, согласно которому истица в 2012 году поживала в п. Курагино, ей оказывалась материальная помощь.
При таком положении, в связи с наличием информации о выезде истицы на место жительства в другое муниципальное образование, администрацией Центрального района в г. Красноярске в 2012 году правомерно было принято решение о снятии ее семьи с жилищного учета. Более того, в период с момента постановки на жилищный учет жилищные условия и место жительства семьи неоднократно изменялись, однако сведения об этом в администрацию района истец не предоставляла.
При таком положении, правовых оснований для признания незаконными действий администрации по снятию истца с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении и восстановлении ее на учете как супругу умершего ветерана боевых действий суд не усматривает.
Требование истца о возложении на администрацию Центрального района в г. Красноярске о возложении обязанности предоставить в соответствии с положениями Федерального закона «О ветеранах» на условиях социального найма жилое помещение не основано на нормах законодательства, регламентирующего порядок обеспечения жильем указанной категории граждан.
Так, статьей 21 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрены меры социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 23.2 названного Закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Обеспечение жильем, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, указанных в статье 21 Федерального закона "О ветеранах", вставших на учет до 01.01.2005, на территории Красноярского края осуществляется в соответствии с Законом Красноярского края от 25.03.2010 N 10-4487 «О порядке обеспечения жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов, инвалидов и семей, имеющих детей – инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» (пункт 3 ст.1, Закона).
Меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются гражданам, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и сохраняющим право состоять на данном учете на момент обеспечения их жилым помещением в соответствии с настоящим Законом (статья 2 Закона).
При этом социальная поддержка по обеспечению жильем указанной категории граждан осуществляется по их выбору в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность; строительство индивидуального жилого дома; участие в долевом строительстве многоквартирного дома (статья 5 Закона).
В силу ст.6 Закона, предоставление указанных мер социальной поддержки осуществляется Министерством социальной политики Красноярского края лицам, поставленным на жилищный учет по соответствующему основанию, в заявительном порядке, на основании представленного перечня документов.
Таким образом, полномочиями по предоставлению жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» лицам, вставшим на жилищный учет до 01.01.2005 администрация Центрального района в г. Красноярске не наделена, и возможность предоставления жилья на условиях социального найма такой категории граждан не предусмотрена.
В этой связи, оснований для возложения на ответчика обязанности предоставить истцу жилое помещение суд не усматривает.
В силу ст.1099 ГК РФ, основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 настоящего Кодекса.
Статьей 151 ГК РФ установлено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Доказательств причинения вреда личным неимущественным правам Кравченко Н.Н. кем- либо из сотрудников администрации Центрального района в г. Красноярске истцом не представлено, поэтому оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда суд так же не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Кравченко Н.Н. к администрации Центрального района в г. Красноярске о признании действий незаконными, возложении обязанности восстановить в списке нуждающихся в обеспечении жильем, предоставить на условиях социального найма жилое помещение, взыскании компенсации морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Центральный районный суд г. Красноярска.
Председательствующий /подпись/ Е.Н. Полянская
Копия верна. Судья Е.Н. Полянская