Решение по делу № 2а-1524/2020 от 29.09.2020

Дело № 2а-1524/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 октября 2020 года г. Иваново

Октябрьский районный суд города Иваново в составе:

председательствующего судьи Каташовой А.М.,

при секретаре Гуськовой М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Иваново к ЛАА о взыскании налога и пени,

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Иваново (далее – ИФНС г. Иваново, Инспекция) обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просит взыскать с ЛАА задолженность по транспортному налогу за 2014-2017 года в сумме 3 237 рублей; пени, начисленные за несвоевременную уплату транспортного налога в сумме 58 рублей 16 копеек, а также государственную пошлину в установленном законом размере.

Требования мотивированы тем, что ЛАА, имея в собственности транспортные средстваВАЗ 21099, гос.рег.знак , Киа Рио DC2432, гос.рег.знак и ВАЗ 21053, гос.рег.знак , является плательщиком транспортного налога. Однако обязанность по его уплате за 2014-2017 года не исполнил. В этой связи по транспортному налогу за 2014-2016 года налоговым органом за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начислены пени за каждый календарный день допущенной просрочки в общей сумме 39 рублей 74 копейки; за неуплату транспортного налога за 2017 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начислены пени в размере 18 рублей 42 копейки. В его адрес административным истцом были направлены требования об уплате налогов и пени, которые оставлены ЛАА без исполнения.

Также Инспекция просит восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу административного искового заявления, указывая на наличие уважительных причин пропуска срока, которыми являются отсутствие ресурсов на реализацию процедуры взыскания, большое количество претензионно-искового материала и налогоплательщиков.

Представитель административного истца ИФНС г. Иваново в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Административный ответчик ЛАА в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался своевременно и надлежащим образом в порядке гл. 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) по адресу регистрации, судебные извещения, направленные в его адрес им не получены по неизвестным суду причинам.

Вместе с тем, суд считает административного ответчика извещенным надлежащим образом, поскольку из системного толкования положений ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и п.п. 64 - 65 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат и судебное извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

В соответствии со ст. 150 КАС РФсуд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Обязанность оплачивать законно установленные налоги и сборы определена положениями ст. 57 Конституции РФ и п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

В силу п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358НК РФ (ст. 357НК РФ).

Как следует из норм ст. 358 НК РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговая база по транспортному налогу в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (ст. 359 НК РФ).

Налоговыеставки транспортного налога на 2014, 2015, 2016 и 2017 годы установлены ст. 2 Закона Ивановской области № 88-ОЗ «О транспортном налоге» в редакциях Закона Ивановской области от 30 ноября 2004 года № 158-ОЗ, от 18 ноября 2014 года № 89-ОЗ, от 06 октября 2015 года № 96-ОЗ соответственно.

Абзацем 3 п. 1 ст. 363 НК РФ в редакции Федерального закона от 02 декабря 2013 года № 334-ФЗ определено, что налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Последующие редакции настоящей статьи устанавливают срок уплаты налога - не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Таким образом, срок уплаты транспортного налога для налогоплательщиков - физических лиц установлен:за 2014 год - не позднее 01 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть не позднее 01 октября 2015 года, за 2015 и 2016 годы - не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть за 2015 год - не позднее 01 декабря 2016 года, за 2016 год - не позднее не позднее 01 декабря 2017 года, за 2017 год - не позднее не позднее 01 декабря 2018 года.

На основании п. 1 ст. 362НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что на имя ЛАА были зарегистрированы следующие транспортные средства:

- ВАЗ 21099, гос.рег.знак ,в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- Киа Рио DC 2432, гос.рег.знак , в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- ВАЗ 21053, гос.рег.знак , в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 46-48).

Принимая во внимание, что налоговое законодательство связывает обязанность по уплате налога с фактом регистрации транспортного средства за конкретным лицом, ЛАА является плательщиком транспортного налога.

В связи с нахождением в собственности административного ответчика указанных транспортных средств, Инспекцией исчислен транспортный налог за 2014, 2015, 2016 и 2017 года, для уплаты которого в адрес ЛАА налоговым органом направлялись налоговые уведомления:

- ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ для уплатытранспортный налог за 2014, 2015, 2016 годы (л.д. 11, 12),

- ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ для уплатытранспортный налог за 2017 год (л.д. 14, 15).

В них имелись расчет налога, данные об объектах налогообложения, периодах взыскания, содержались сведения относительно суммы налога и сроке его уплаты.

Суммы транспортного налога за 2014-2017 года в установленные законом сроки административным ответчиком оплачены не были, и налоговым органом на сумму задолженности в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени:

- за неуплату транспортного налога за 2014 год за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 12 рублей 44 копейки (л.д. 16);

- за неуплату транспортного налога за 2015 год за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 09 рублей 04 копейки (л.д. 16);

- за неуплату транспортного налога за 2016 год за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 18 рублей 26 копеек (л.д. 16);

- за неуплату транспортного налога за 2017 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 18 рублей 42 копейки (л.д. 15).

В адрес ЛАА Инспекцией были выставлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями):

- по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога за 2014, 2015,2016 годы в сумме 2079 рублей и начисленных пени в сумме 39 рублей 74 копейки с установлением срока для погашения имеющейся задолженности до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19, 20);

- по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога за 2017 год в сумме 1158 рублей и начисленных пени в сумме 18 рублей 42 копейки с установлением срока для погашения имеющейся задолженности до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17, 18).

Указанные требования в добровольном порядке в установленный в них в срок административным ответчиком не исполнены.

Согласно расчету, представленному налоговым органом, сумма задолженности ЛАА по транспортному налогу за 2014-2017 года по автомобилям, находящимся у него в собственности в указанный налоговый период, составляет 3237 рублей. Данный размер налога является правильным, арифметически верным, административным ответчиком не оспорен.

Как следует из расчета транспортного налога, налог на автомобиль ВАЗ 21099, гос.рег.знак , за 2014 год начислен ЛАА исходя из владения им указанным автомобилем в период 11 месяцев.

Однако исходя из представленных в суд документов указанное транспортное средство находилось во владении ЛАА в 2014 году все 12 месяцев.

Вместе с тем суд не находит оснований для корректировки расчета транспортного налога за 2014 год, поскольку отсутствуют правовые основания для выхода за пределы заявленных административным истцом требований.

На основании ч.ч. 1, 3, 4 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Поскольку административный ответчик в установленный законодательством о налогах и сборах срок задолженность по транспортному налогу за 2014-2017 годы не уплатил, то ему правомерно налоговым органом начислены пени за период просрочки, в частности, по налогу за 2014-2016 годы за период соДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по налогу за 2017 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обстоятельств, освобождающих от начисления пени, предусмотренных ч.ч. 3, 8 ст. 75 НК РФ, у суда не имеется.

Суд соглашается с представленными истцом расчетами начисленных на спорную недоимку за 2014-2017 года пени (л.д. 15, 16) и принимает их, поскольку произведены они в соответствии с требованиями ст. 75 НК РФ, исходя из действующей ставки рефинансирования, утвержденной Центральным банком РФ, в период просрочки уплаты налога, исходя из суммы недоимки.

Стороной административного ответчика представленные расчеты пени не оспорены, иных расчетов суду не представлено.

Данные лицевого счета налогоплательщика ЛАА (л.д. 21-22) свидетельствуют о том, что до настоящего времени недоимка по транспортному налогу за 2014-2017 годы в общей сумме 3237 рублей и начисленные пени административным ответчиком не погашены в полном объеме.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет, в том числе, соблюден ли срок обращения в суд (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).

Проверяя соблюдение налоговым органом срока на обращение в суд с административным исковым заявлением к ЛАА, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по местужительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с «заявлением» о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абз. 3 п. 2 настоящей статьи.

Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

С учетом вышеуказанных положений НК РФ, суд полагает, что срок на обращение налогового органа в суд с заявлением о взыскании с ЛАА задолженности по транспортному налогу за 2014, 2015, 2016, 217 годы и начисленным пени необходимо исчислять с даты истечения срока на добровольное исполнение самого последнего требования , т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

Соответственноза принудительным взысканием суммы задолженности по налогу и пени Инспекция должна была обратиться к мировому судье не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела следует, что с заявлением о вынесении судебного приказа Инспекция обратилась в адрес мирового судьи судебного участка Октябрьского судебного района <адрес> только в апреле 2020 года, в связи с чем определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ в принятии заявления о вынесении судебного приказа отказано в силу п. 3 ч. 3 ст. 123.4 КАС РФ ввиду пропуска установленного законом срока на обращение в суд (л.д. 8).

Таким образом, налоговым органом срок для принудительного взыскания с ЛАА недоимки по транспортному налогу за 2014-2017 годы и пени по транспортному налогу пропущен к мировому судье более чем на 6 месяцев.

Инспекцией с административным иском представлено заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи указанного административного искового заявления в Октябрьский районный суд <адрес>, в котором указано, что срок на обращение в суд был пропущен по причине отсутствия ресурсов на реализацию процедуры взыскания ввиду невозможности формирования пакета документов для суда в полном объеме, а также большого количества претензионно-искового материала.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -О-О).

Суд считает, что указанные ИФНС <адрес> обстоятельства не могут являться основанием для удовлетворения заявленного ходатайства, так как оформление необходимых документов для взыскания недоимок по налогам и обращение в судебные органы за её взысканием является неотъемлемой функцией налогового органа. Требование о сроках, в течение которых указанная функция должна реализовываться, четко закреплено действующим налоговым законодательством.

Суд считает, что в данном случае своевременность подачи к мировому судье заявления о выдаче судебного приказа зависела исключительно от волеизъявления и действий налогового органа. Доказательств того, что он был лишен реальной возможности для этого, в том числе по причине отсутствия ресурсов, суду не представлено.

Иных доказательств, свидетельствующих о наличии причин объективного характера, препятствовавших или исключавших реализацию административным истцом права на судебную защиту в срок, установленный законом, налоговым органом суду также не представлено, в ходе судебного разбирательства они не установлены.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска (ч. 5 ст. 180 КАС РФ).

При таких обстоятельствах, учитывая, что на дату обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание сумм налога и пени в связи с пропуском установленного шестимесячного срока в отсутствие каких-либо уважительных причин, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления Инспекции.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Иваново к ЛАА о взыскании налога и пени отказать.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Октябрьский районный суд города Иваново в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Каташова А.М.

Мотивированное решение суда изготовлено 11 ноября 2020 года.

2а-1524/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
ИФНС России по г. Иваново
Ответчики
Лебедев Александр Александрович
Суд
Октябрьский районный суд г. Иваново
Судья
Каташова А.М.
Дело на сайте суда
oktyabrsky.iwn.sudrf.ru
29.09.2020Регистрация административного искового заявления
30.09.2020Передача материалов судье
01.10.2020Решение вопроса о принятии к производству
01.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.10.2020Судебное заседание
28.10.2020Судебное заседание
11.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее