№ 2-6148/2023
УИД: 56RS0018-01-2023-005428-03
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 сентября 2023 года г. Оренбург
Ленинский районный суд города Оренбурга в составе председательствующего судьи Семиной О.В., при секретаре Коновалове М.И., с участием:
представителя ответчика - Оренбургского линейного отдела МВД России на транспорте Найденовой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гумерова Марата Мударисовича к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Оренбургской области, Оренбургскому линейному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте, Министерству внутренних дел Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Гумеров М.М. обратился с названным иском, указав, что Гумеровой Э.Р. ... Миллибаевой Э.И. предоставлена карточка учета транспортного средства, содержащая персональные данные Гумерова М.М. и ..., в связи с чем Миллибаевой Э.И. было объявлено дисциплинарное взыскание в виде выговора. Ему действиями должностного лица распространением персональных данных причинен моральный вред, выразившийся в беспокойстве, нарушении сна, потере доверия к государственным органам.
Истец просил суд взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Оренбургской области компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб., в счет возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины - 300 руб.
Определением суда от 18 июля 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МВД России, которое определением суда от 8 августа 2023 года привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Определением суда от 8 августа 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Миллибаева Э.И.
Представитель ответчика – Министерства финансов Российской Федерации Толмачева Е.Е., действующая на основании доверенности от 30 марта 2022 года, выданной в порядке передоверия, в письменном отзыве возражала против удовлетворения иска, заявляя о том, что Минфин России не является надлежащим ответчиком, поскольку распространение сведений осуществлено сотрудником Оренбургского ЛО МВД России на транспорте Миллибаевой Э.И., следовательно, ответственность может быть возложена на главного распорядителя бюджетных средств – МВД России.
В письменных возражениях на иск представитель ответчика - Оренбургского ЛО МВД России на транспорте Найденова И.А., действующая на основании доверенности, просила производство по иску, предъявленному к Оренбургскому ЛО МВД России, прекратить, ввиду того, что отдел не является надлежащим ответчиком, поскольку действия по предоставлению персональных данных не были связаны с исполнением властных полномочий, Миллибаева Э.И. в правоотношениях выступала как частное лицо.
В судебное заседание истец Гумеров М.М., третье лицо Миллибаева Э.И., представители ответчиков Минфина России и МВД России не явились, судом о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом по правилам главы 10 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Истец просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон, при имеющихся сведениях об извещении.
В судебном заседании представитель ответчика Оренбургского ЛО МВД России на транспорте Найденова И.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований по доводам, изложенным в отзыве на иск, указав, что Миллибаева Э.И. действовала как частное лицо. Её сестра попросила посмотреть, переоформлялось ли совместно нажитое имущество мужем при разводе. Миллибаева Э.И. предоставила своей сестре сведения. Никакого письма, документа подписанного органом или руководителем отдела не было. Найденова И.А. указала, что по изложенным обстоятельствам Миллибаева Э.И. была привлечена к дисциплинарной ответственности. Иные лица, в том числе ее руководитель ... к дисциплинарной ответственности не привлекались. Полагала, что не имеется доказательств нравственных страданий Гумерова М.М.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ч.1 ст.24 Конституции России).
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции России права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу части 1, пункта 4 части 3 статьи 17 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" полиция наделена правом обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется, в числе прочего, в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, запрашивать и получать от медицинских организаций сведения о гражданах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями насильственного характера либо с ранениями и телесными повреждениями, полученными в результате дорожно-транспортных происшествий, о гражданах, имеющих медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности, а также о лицах, признанных больными наркоманией либо потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, на которых судьей при назначении административного наказания возложена обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.
Кроме того, согласно пункту 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, для решения задач, возложенных на них названным Федеральным законом, при осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводят оперативно-розыскные мероприятия в форме наведения справок.
Отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой в том числе юридическими и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств регулируются Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных"
Согласно нормам ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ используются следующие основные понятия:
1) персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
2) оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
3) обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
Исходя из ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.
В соответствии с п.5 ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что в ... ... Миллибаевой Э.И. с использованием оперативно-справочного учета «ФИС ГИБДД-М» получена карточка учета транспортного средства, отражающая содержание регистрационного действия от ... в отношении автомобиля марки «...», государственный регистрационный знак ..., и сведения о собственнике транспортного средства - Гумерове М. М..
Из объяснений Миллибаевой Э.И. от ..., данных в ходе проведения служебной проверки начальнику ..., следует, что указанная карточка учета транспортного средства марки «...», государственный регистрационный знак ... ею получена и выдана в распечатанном виде по устной просьбе ее родственницы ...
Из заключения по результатам служебной проверки Оренбургского ЛО МВД России на транспорте от ... следует, что ... Милибаева Э.И. получила сведения вне проведения проверочных мероприятий, не в интересах службы, но в личных целях по просьбе родственницы ...
Между тем, указанная карточка учета транспортного средства содержит информацию о персональных данных истца с указанием полных установочных данных, в том числе даты и места рождения, паспортных данных и места жительства.
В ходе служебной проверки установлено, что в действиях ... Миллибаевой Э.И. имел место факт распространения информации ограниченного доступа, в том числе персональных данных гражданина.
Изложенные обстоятельства дела лица, участвующие в деле, не оспаривали.
Приказом по Оренбургскому ЛО МВД России на транспорте N 54 л/с от 21 марта 2022 года в связи с использованием информации, полученной при работе с «ФИС ГИБДД-М», содержащей персональные данные лица, не в служебных целях и за ее несанкционированную передачу третьим лицам, а также невыполнение требований по защите информации ограниченного доступа на объекте информатизации на ... Миллибаеву Э.И. наложено дисциплинарное взыскание – выговор.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона N 152-ФЗ если субъект персональных данных считает, что оператор осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований настоящего Федерального закона или иным образом нарушает его права и свободы, субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие оператора в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке (пункт 1). Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке (пункт 2).
Согласно п.1 ст.24 Федерального закона N 152-ФЗ лица, виновные в нарушении требований настоящего Федерального закона, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность (пункт 1). Моральный вред, причиненный субъекту персональных данных вследствие нарушения его прав, нарушения правил обработки персональных данных, установленных настоящим Федеральным законом, а также требований к защите персональных данных, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Возмещение морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных субъектом персональных данных убытков (пункт 2).
Из приведенного следует, что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Федерального закона, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность. Моральный вред, причиненный субъекту персональных данных вследствие нарушения его прав, нарушения правил обработки персональных данных, а также требований к защите персональных данных, подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Анализ собранных по делу доказательств позволяет суду прийти к выводу, что указанным в ч.1 ст. 6 Федерального закона N 152-ФЗ допустимым случаям обработки персональных данных их обработка в отношении истца Гумерова М.М. со стороны Миллибаевой И.Э. не соответствует, что свидетельствует о незаконности такой обработки персональных данных Гумерова М.М.
По изложенным основаниям суд приходит к выводу о том, что в результате виновных действий ... Миллибаевой Э.И. были нарушены личные неимущественные права истца, защита которых гарантирована статьями 23, 24 Конституции РФ. Ответчиком допущено нарушение прав и свобод человека и гражданина при обработке персональных данных Гумерова М.М., в том числе право на неприкосновенность его частной жизни, личную тайну. В результате нарушения личных неимущественных прав истцом были перенесены нравственные страдания. При этом такое нарушение имело место со стороны должностного лица государственного органа, в связи с чем истец безусловно испытал беспокойство в связи с утратой доверия к государственному органу, обязанному обеспечивать охрану прав граждан. Таким образом, судом установлен факт причинения истцу морального вреда вследствие виновного действия должностного лица Оренбургского линейного отдела МВД России на транспорте.
Доводы ответчика Оренбургского ЛО МВД России на транспорте о том, что Миллибаева Э.И. действовала как частное лицо подлежат отклонению, поскольку при совершении действий Миллибаевой Э.И. частным образом последняя не имела бы доступа к соответствующему учету «ФИС ГИБДД-М», тогда как в данном случае незаконное распространение данных стало возможным именно вследствие наличия у неё доступа к учетным данным по занимаемой должности.
При установленных обстоятельствах должностное лицо Оренбургского ЛО МВД России на транспорте не вправе было обрабатывать персональные данные Гумерова М.М., указанные действия произведены ответчиком в нарушение положений Федерального закона N 152-ФЗ «О персональных данных».
Как следует из абз. 2 п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 года N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц", при разрешении споров, возникших в связи с распространением информации о частной жизни гражданина, необходимо учитывать, что в случае, когда имело место распространение без согласия истца или его законных представителей соответствующих действительности сведений о его частной жизни, на ответчика может быть возложена обязанность компенсировать моральный вред, причиненный распространением такой информации (статьи 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Целью Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ согласно его статье 2 является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
Поскольку действующим законодательством Российской Федерации в области персональных данных установлено обязательное для соблюдения оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование соблюдения целей и порядка обработки персональных данных, суд приходит к выводу, что неправомерными действиями должностного лица Оренбургского ЛО МВД России были нарушены личные неимущественные права Гумерова М.М., что повлекло причинение ему нравственных страданий.
При таком положении, суд признает за истцом право на компенсацию морального вреда.
Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно пп. 1 п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Учитывая изложенные положения норм пп. 1 п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 16, 125, 1069, 1071 Гражданского Кодекса Российской Федерации суд приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком по заявленному иску о возмещении вреда, причиненного в результате незаконного действия должностного лица органа государственной власти, от имени Российской Федерации должен выступать главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности – в данном случае Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Как указал Пленум Верховного суда Российской Федерации в п. 81 Постановления от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», иск о возмещении вреда, причиненного незаконными постановлением, действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя, предъявляется к Российской Федерации, от имени которой в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств – ФССП России (п. 3 ст. 125, ст. 1071 ГК РФ, п.п. 1 п. 3 ст. 158 БК РФ). Неправильное определение истцом ответчика либо государственного органа, выступающего от имени Российской Федерации, не может влечь за собой отказ в принятии искового заявления, его возвращение, оставление без движения либо отказ в иске только по этому основанию. Суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству в судебном акте указывает ответчиком Российскую Федерацию, привлекает к участию в деле надлежащий государственный орган – ФССП России, наделенный полномочиями выступать от имени Российской Федерации в суде по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя. При удовлетворении иска о возмещении вреда в резолютивной части решения суд указывает о взыскании суммы вреда с Российской Федерации в лице ФССП России за счет казны Российской Федерации.
Таким образом, вышеуказанным положением Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что по искам о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) и решений государственных органов (должностных лиц), надлежащим ответчиком выступает государственный орган, являющийся главным распорядителем средств федерального бюджета.
В соответствии с пп. 100 п. 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 21 декабря 2016 N 699, МВД России осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета.
При этом Оренбургский линейный отдел МВД России на транспорте является территориальным органом МВД России.
С учетом изложенного МВД России является надлежащим ответчиком по иску, тогда как в удовлетворении исковых требований, предъявленных к Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК по Оренбургской области и к Оренбургскому ЛО МВД России следует отказать.
В соответствии со статьей 1099 Гражданского кодекса РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 ГК РФ.
Согласно ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред.
С учетом установленных обстоятельств дела, личности и индивидуальных особенностей истца, степени его нравственных страданий, степени вины нарушителя суд находит разумной сумму денежной компенсации морального вреда, подлежащую взысканию в пользу Гумерова М.М. в размере 7 000 руб.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. (░░░░░░░ ...): ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 7000 ░░░., ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - 300 ░░░.; ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 29 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ /░░░░░░░/ ░.░. ░░░░░░
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2-6148/2023.