Дело № 2а-1765/2018
Поступило 24.10.2018 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(мотивированное)
21 ноября 2018 года город Бердск
Бердский городской суд Новосибирской области в составе: председательствующего судьи Новосадовой Н.В.,
при секретаре Телепиной Г.А.,
с участием: старшего помощника прокурора города Бердска Стулиной О.Ж.,
представителя административного ответчика Бутерус Н.Ю.,
представителя заинтересованного лица Чекалиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора города Бердска, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Бердска о возложении обязанности к выполнению требований законодательства о безопасности дорожного движения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Бердска, в интересах неопределенного круга лиц, обратился с административным иском к администрации города Бердска о возложении обязанности к выполнению требований законодательства о безопасности дорожного движения.
В обоснование иска указано, что прокуратурой города Бердска по обращению К.М. проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения в части надлежащего содержания улично-дорожной сети г. Бердска.
Проверкой установлено, что улица Агатовая входит в улично-дорожную сеть г. Бердска, передана на содержание и обслуживание МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» (далее – МКУ «УЖКХ») в июне 2018 года.
МКУ «УЖКХ» создано администрацией города Бердска в целях реализации предусмотренных законодательством полномочий органов местного самоуправления в сфере дорожного хозяйства, на которое, согласно Уставу, возложена организация дорожной деятельности в отношении дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
25.07.2018 года МКУ «УЖКХ» произведен осмотр дорожного полотна ул. Агатовая микрорайона «Раздольный» г. Бердска, в ходе которого выявлено разрушение обочины, подмыв основания дорожного полотна с разрушением асфальтобетонного покрытия, а также опускание бордюрного камня. По информации администрации города Бердска от 04.10.2018 года выявленные дефекты до настоящего времени не устранены.
Просит признать незаконным бездействие администрации города Бердска, выразившееся в непринятии мер к содержанию дороги по ул. Агатовая города Бердска в соответствии с предъявляемыми требованиями; обязать администрацию города Бердска в срок до 01.07.2019 года принять меры к устранению нарушений законодательства о дорогах и дорожной деятельности, безопасности дорожного движения путем организации выполнения ремонтных работ по ул. Агатовая города Бердска в соответствии с требованиями ГОСТ Р50597-2017.
Старший помощник прокурора города Бердска Стулина О.Ж. в судебном заседании заявленные требования поддержала, по основаниям указанным в административном исковом заявлении, приведенном выше. Также просила обратить внимание, что в 2017 году принят новый ГОСТ, по которому установлены наиболее короткие сроки по устранению недостатков дорожной сети, что направлено на обеспечение безопасности дорожного движения. Административным ответчиком с июля 2018 года не принято никаких действенных мер на скорейшее устранение дефектов.
Представитель административного ответчика – администрации города Бердска Бутерус Н.Ю., действующая на основании доверенности (л.д.22,23), исковые требования не признала. Представлен письменный отзыв (л.д.26-27), который поддержала в судебной заседании, и из которого следует, что земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земельные участки (территории) общего пользования, адрес (местоположение): <адрес> площадью 20767,00 кв.м., включен в Реестр муниципального имущества города Бердска постановлением администрации города Бердска от 24.11.2017 года №3332. Право муниципальной собственности города Бердска на указанный земельный участок возникло в связи с отказом собственника земельного участка от соответствующего права, в соответствии с п.4 ст. 56 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 года «О государственной регистрации недвижимости». Элементы улично-дорожной сети, расположенные в квартале <адрес> (находящиеся на земельном участке с кадастровым номером №), как объекты недвижимого имущества не сформированы и в муниципальную собственность города Бердска застройщиком не передавались, в Реестре муниципального имущества не числятся. Оформление автодорог, находящихся на указанном земельном участке возможно только в порядке признания их бесхозяйными, то есть в течение не менее 1,5 лет, ориентировочно к 2020 году. В соответствии с постановлением администрации города Бердска от 14.05.2018 года №615 эксплуатирующей организацией, осуществляющей содержание и обслуживание дорог в <адрес>, имеющих признаки бесхозяйности, определено МКУ «УЖКХ». Передаточным актом от 20.05.2018 года № 21 автодорога <адрес>, протяженностью 267 м. передана для содержания и обслуживания также МКУ «УЖКХ». Работа по обеспечению безопасности дорожного движения ведется непрерывно, однако, бюджетных ассигнований недостаточно для реализации устранения недостатков. Таким образом, говорить о бездействии со стороны администрации города Бердска необоснованно, ежегодно предусматриваются финансовые мероприятия по обустройству и содержанию дорог общего пользования, работы МКУ «УЖКХ» ведутся.
Представитель заинтересованного лица – МКУ «УЖКХ», Чекалина О.А., действующая на основании доверенности (л.д.25, 43,44), полагала заявленные требования не подлежат удовлетворению. Также представлен письменный отзыв на иск (л.д.31), который поддержала в судебном заседании и согласно которому указывают, что 25.07.2018 года специалистами МКУ «УЖКХ» г. Бердска было проведено обследование <адрес>, по результатам которого был составлен акт и локально сметный расчет на выполнение восстановительных работ дорожного полотна. Передача автодороги в МКУ «УЖКХ» <адрес> на содержание и обслуживание была осуществлена в июне 2018 года, тогда как формирование бюджета на 2018 год было произведено в конце 2017 года. Таким образом, в связи с тем, что ремонт <адрес> не включен в план мероприятий на 2018 год, фактическое финансирование данных работ отсутствует, восстановительные работы не проводились. При планировании бюджета МКУ «УЖКХ» г. Бердска на 2019 год, ремонт <адрес> включен в проект бюджета города Бердска. Работы по восстановлению дороги по <адрес>, будут выполнены до 01.07.2019 года.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой города Бердска по обращению К.М. (л.д.6), проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения в части надлежащего содержания улично-дорожной сети г. Бердска.
Согласно акту осмотра дорожного полотна <адрес> от 25.07.2018 года, произведенному комиссией МКУ «УЖКХ» выявлено разрушение обочины, подмыв основания дорожного полотна с разрушением асфальтобетонного покрытия, а также опускание бордюрного камня. Комиссия пришла к заключению о необходимости проведения восстановительных работ (л.д.12).
Согласно Уставу МКУ «УЖКХ», указанная организация создана администрацией города Бердска в целях реализации предусмотренных законодательством полномочий органов местного самоуправления в сфере дорожного хозяйства, на которое возложена организация дорожной деятельности в отношении дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ (л.д.7-11).
В соответствии с постановлением администрации города Бердска от 14.05.2018 года № 615 (л.д.28) эксплуатирующей организацией, осуществляющей содержание и обслуживание дорог в <адрес>, имеющих признаки бесхозяйности, определено МКУ «УЖКХ».
Автодороги в микрорайоне «Раздольный» переданы администрацией города Бердска МКУ «УЖКХ» по передаточному акту от 20.05.2018 года №21 (л.д.29-30).
Из ответа администрации города Бердска от 04.10.2018 года (л.д.13), следует, что передача автодороги МКУ «УЖКХ» г. Бердска на содержание и обслуживание была осуществлена в июне 2018 года, тогда как формирование бюджета на 2018 год произведено в конце 2017 года. В связи с тем, что ремонт <адрес> не включен в план мероприятий на 2018 года, фактическое финансирование данных работ отсутствует. При планировании бюджета МКУ «УЖКХ» г. Бердска на 2019 год, ремонт <адрес> включен в проект бюджета города Бердска (л.д.13).
Таким образом, из представленных материалов следует, что выявленные дефекты дорожного полотна <адрес> с момента выявления и до настоящего времени не устранены.
На основании п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.9 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Под дорожной деятельностью понимается дорожная деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п.6,12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ).
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (ч.1,2 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ).
Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям, установлены ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» утвержденным Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст.
Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 определено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин (местное разрушение дорожного покрытия, имеющее вид углубления с резко очерченными краями), просадок (деформация дорожной одежды, имеющая вид углубления с плавно очерченными краями, без разрушения материала покрытия), проломов (полное разрушение дорожного покрытия на всю толщину, имеющее вид углубления с резко очерченными краями), колей (деформация покрытия с образованием углублений по полосам наката с гребнями или без гребней выпора) и иных повреждений, (таблица А.1 приложения А).
Согласно пункту 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 обочины и разделительные полосы не должны иметь дефектов (таблица А.2 приложения А), влияющих на безопасность дорожного движения.
В соответствии с пунктом 6.5.2 ГОСТ Р 50597-2017, дорожные ограждения и бортовой камень не должны иметь дефектов, указанных в таблице Б.4 приложения Б (отсутствие бортового камня - открытая поверхность имеет разрушения более чем на 20% площади или на поверхности имеются сколы глубиной более 3,0 см; нарушение положения бортового камня - Вертикальное отклонение одного бортового камня от его проектного положения на 10 см и более).
В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов. В случаях, когда для устранения дефекта по технологии проведения работ необходимы определенные погодно-климатические условия, срок устранения дефекта исчисляется с момента их наступления (п.п.4.4, 4.3 ГОСТ Р 50597-2017).
В соответствии с указанным ГОСТом сроки устранения дефектов покрытия проезжей части составляют от 1 до 20 суток; дефектов обочин – от 1 до 14 суток; дорожных ограждений и бортового камня от 3 до 5 суток.
В соответствии с ч.1,2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Таким образом, с учетом приведенных выше правовых норм, администрация города Бердска обязана была принять незамедлительные меры, в соответствии с установленными государственными стандартами к устранению выявленных разрушений дороги <адрес>, чего сделано не было.
Доводы представителя административного ответчика о том, что отсутствует бездействие со стороны администрации, поскольку приняты меры, которые заключались в передаче улично-дорожной сети, в том числе <адрес>, для содержания и обслуживания МКУ «УЖКХ», являются несостоятельными, поскольку факт передачи еще не свидетельствует о принятии всех необходимых и достаточных мер по организации содержания и обслуживания дорог. Также не могут быть приняты как обоснованные и заслуживающие внимание доводы администрации города Бердска о том, что ремонтные работы по <адрес> не были включены в бюджет города на 2018 год, а также об отсутствии иных финансовых средств, поскольку указанные обстоятельства не снимают с органов местного самоуправления обязанности по содержанию, в том числе ремонту дорог, что направлено на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Учитывая установленные по делу обстоятельства и представленные доказательства, поскольку доказано наличие дефектов дороги <адрес>, доказательств, свидетельствующих о том, что администрацией, с учетом приведенных выше материальных норм и государственных стандартов, не приняты все меры для их устранения, что безусловно нарушает права неопределенного круга лиц в том числе на безопасность дорожного движения, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
При этом, определяя сроки устранения нарушения законодательства, заявленные административным истцом, судом учитываются погодно-климатические условия, мнение административного ответчика, заинтересованного лица.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,218 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Требования прокурора города Бердска Новосибирской области, в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации города Бердска, выразившееся в непринятии мер к содержанию дороги по <адрес> в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Обязать администрацию города Бердска в срок до 01.07.2019 года принять меры к устранению нарушений законодательства о дорогах и дорожной деятельности, безопасности дорожного движения путем организации выполнения ремонтных работ по <адрес> в соответствии с требованиями ГОСТ Р50597-2017.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Новосибирский областной суд через Бердский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья /подпись/ Н.В. Новосадова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 22 ноября 2018 года.
Судья /подпись/ Н.В. Новосадова