Дело № 2-967/2022
УИД 21RS0023-01-2021-009675-62
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 августа 2022 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Волковой Е.Н.,
при секретаре судебного заседания Краснове Д.В.,
с участием истца Ивановой Л.П.,
представителя истца Ивановой Л.П. – адвоката Паршагиной Е.А., имеющей регистрационный ----- в реестре адвокатов Чувашской Республики и действующей на основании ордера ----- от дата,
представителя ответчика администрации Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики и третьего лица администрации г. Чебоксары Чувашской Республики – ФИО11, действующей на основании доверенности от дата ----- (на представление администрации Ленинского района г. Чебоксары) и доверенности от дата ----- (на представление администрации г. Чебоксары),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ивановой ФИО12 к администрации Ленинского района города Чебоксары Чувашской Республики, с учетом уточнений, о признании незаконными и отмене постановления администрации Ленинского района города Чебоксары Чувашской Республики от дата ----- и постановления администрации Ленинского района города Чебоксары Чувашской Республики от дата -----, о восстановлении на жилищном учете по улучшению жилищных условий в составе семьи из трех человек с момента первичной постановки на учет,
установила:
Иванова ФИО13 обратился в суд с исковым заявлением к администрации Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики, с учетом уточнений в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с требованиями:
- о признании незаконным и отмене постановления администрации Ленинского района города Чебоксары Чувашской Республики от дата ----- об исключении из списка граждан, нуждающихся в первоочередном улучшении жилищных условий «Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов»;
- о восстановлении Ивановой ФИО14 на жилищном учете по улучшению жилищных условий в составе семьи из трех человек (сама, супруг Иванов ФИО15, дата года рождения, сын Иванов ФИО16, дата года рождения) с дата – с момента первичной постановки на учет;
- о признании незаконным и отмене постановления администрации Ленинского района города Чебоксары Чувашской Республики от дата ----- об исключении из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- о восстановлении Ивановой ФИО17 на жилищном учете по улучшению жилищных условий в составе семьи из трех человек (сама, супруг Иванов ФИО18, дата года рождения, сын Иванов ФИО19, дата года рождения) с дата – с момента первичной постановки на учет.
Требования (с учетом уточнений) мотивированы тем, что истец совместно со своим супругом являются собственниками жилого помещения – квартиры площадью 21,6 кв.м., расположенной по адресу: адрес В квартиры зарегистрированы: сама, ее супруг Иванов ФИО20, дата года рождения, сын Иванов ФИО21, дата года рождения. До своей смерти в квартире также был зарегистрирован и проживал ее сын-инвалид Иванов ФИО22, дата года рождения, умерший ФИО1, являвшийся инвалидом с детства. Истец Иванова Л.П. с дата состояла на учете в списке граждан «Инвалиды и семьи, имеющие инвалидов», нуждающихся в улучшении жилищных условий. Истец, сама являющаяся инвалидом третьей группы бессрочно, простояла на учете 25 лет (по состоянию на дата номер в очереди – 394, по состоянию на дата – номер в очереди 35). дата истцом от администрации Ленинского района г. Чебоксары было получено уведомление ----- о том, что она и ее семья постановлением администрации Ленинского района г. Чебоксары от дата ----- исключена из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с обеспеченностью общей площадью более 14,5 кв.м. и жилой площадью более 9 кв.м. При рассмотрении дела в суде истцу стало известно, что, помимо постановления от дата -----, в отношении истца также вынесено постановление от дата ----- об исключении из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с обеспеченностью общей и жилой площадью более учетной нормы. С обоснованием ответчика исключения из списков нуждаемости в жилом помещении по мотивам наличия в собственности истца в период времени с 9 по дата жилого дома площадью 50,6 кв.м., расположенного по адресу: адрес, не согласна. Решение о снятии с учета по указанному основанию принято ответчиком в нарушение ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно, такое решение могло быть принято в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельства, являющегося основанием принятия такого решения. Поскольку выписка из Единого государственного реестра недвижимости о правах Ивановой Л.П. на имеющиеся (имевшиеся) у нее объекты недвижимости, в котором содержались сведения о жилом доме в адрес поступили дата, то решение могло быть принято не позднее тридцати рабочих дней после указанной даты, тогда как решения вынесены спустя более одного года. Кроме того, при принятии решений об исключении из списков не учитывались положения Федерального закона от дата № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», которым регулируются правоотношения с граждане, принятыми на учет до дата. При принятии решений от дата положения Федерального закона от дата № 189-ФЗ, что также повлекло нарушение прав истца и членов его семьи. Ссылаясь на положения Жилищного кодекса РСФСО, Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от дата № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», истцом заявлены вышеуказанные требования.
Истец Иванова Л.П. и его представитель адвокат Паршагина Е.А. Г. исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям, просили удовлетворить. Дополнительно пояснили, что ни истец, ни члены его семьи не имеют жилья, соответствующего постановлению главы администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 15 апреля 2005 года № 129) «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления», которым в действующей редакции по г. Чебоксары Чувашской Республики установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 14,5 кв.м. общей площади жилья на человека. В собственности истца и членов его семьи имеется жилое помещение общей площадью 21,6 кв.м., тем самым, на каждого члена семьи приходится по 7,2 кв.м. общей площади. Кроме того, не согласны с основанием для исключения из списков. Действительно в порядке наследования истец стал собственником земельного участка и жилого дома общей площадью 50,6 кв.м., однако данный дом не был в пригодном для жизни инвалидов состоянии, в связи с чем был оформлен и продан соседу смежного земельного участка.
Истцом также представлены письменные пояснения.
Представитель ответчика администрации Ленинского района г. Чебоксары и третьего лица администрации г. Чебоксары Трифонова Т.Г. исковые требования не признала, просила в иске отказать. Пояснила, что со стороны истца в 2017 году имело место намеренное ухудшение своих жилищных условий. Ивановой Л.П. был оформлен и в течение короткого промежутка времени продан жилой дом и земельный участок. С учетом общей площади квартиры (по ул. 324 стрелковой дивизии адрес) и общей площади жилого дома (в адрес) истец и ее семья не являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий. Нарушение сроков принятия решения объяснила тем, что администрацией района не в полной мере проводится проверка документов лиц, состоящих на учете, если их очередь в получении жилого помещения не подходит. В данном случае, действительно выписка из Единого государственного реестра недвижимости в отношении Ивановой Л.П. поступила в 2020 году, однако к ее изучению приступили в 2021 года при решении о перерегистрации ФИО1 Нарушение срока, установленного ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации не свидетельствует о незаконности решения, так как такой срок не является пресекательным. Непригодность жилого дома, расположенного в адрес, на момент регистрации права собственности за ФИО1 и его отчуждения истцом не доказана, справка сельского поселения таким доказательством не является, а решение соответствующей межведомственной комиссии стороной истца не представлено.
Аналогичные доводы изложены в письменных отзывах.
Третьи лица Иванов О.А., Иванов А.О., извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, участие своих представителей не обеспечили.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав доказательства и письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 40 Конституции Российской Федерации гласит, что каждый имеет право на жилище, и никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Как следует из материалов дела, на основании заявления Ивановой Л.П. от дата решением исполкома райсовета от дата ----- Иванова Л.П., имеющая в составе своей семьи сына-инвалида с детства принята на учет на получение жилой площади. Состав семьи определен из четырех человек (сама ФИО1, супруг ФИО2, сын ФИО3, 1988 года рождения, сын ФИО4). ФИО4, дата года рождения, являлся ребенком-инвалидом.
Сын Ивановой ФИО23 – Иванов ФИО24, дата года рождения, умер дата (свидетельство о смерти I-РЛ ----- выдано Отделом ЗАГС администрации адрес ФИО5 Республики дата).
Иванова Л.П. (истец) признана инвалидом ------», дата первого освидетельствования дата, после повторного освидетельствования - бессрочно (справки серии МСЭ------).
Постановлением главы администрации Ленинского района г. Чебоксары от дата ----- внесены изменения в общий список граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий и в списки граждан «Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов»: (п. 1.1) ФИО4, дата года рождения, состоящий в списке граждан, нуждающихся в первоочередном улучшении жилищных условий «Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов» с дата исключен из списка очередников в связи со смертью; (п.1.2) включена в список «Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов» мать ФИО4 – ФИО1, дата года рождения, с даты установления инвалидности, т.е. с дата, с дата состоящая в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Из письма администрации Ленинского района г. Чебоксары в адрес Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики от дата ----- следует, что администрация района просит внести изменения в сводный список граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих прав на получение субсидии на приобретение жилых помещений в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от дата ----- в связи с включением в список «Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов» ФИО1, дата установления инвалидности дата, состоящую в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с дата. Сын ФИО1 – ФИО4, состоящий с дата в списке «Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов» подлежит исключению из списка очередников в связи с его смертью.
После первоначального принятия и внесения изменений в список граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий «Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов» жилищные условия Ивановой Л.П. изменились.
Как следует из выписок из Единого государственного реестра недвижимости, до дата Иванова Л.П. и члены ее семьи являлись долевыми собственниками жилого помещения – комнаты с кадастровым номером ----- общей площадью 13,3 кв.м., расположенной по адресу: адрес, комната в адрес.
Кроме того, в период с 9 по дата Ивановой Л.П. на праве собственности принадлежал жилой дом с кадастровым номером ----- общей площадью 50,6 кв.м., земельный участок с кадастровым номером ----- площадью 800 кв.м., земельный участок с кадастровым номером ----- площадью 1700 кв.м., расположенные по адресу: ФИО5 Республика, адрес. Основанием для возникновения у Ивановой Л.П. права собственности на жилой дом и земельные участки явилось свидетельство о праве на наследство по завещанию, выданное дата нотариусом Урмарского нотариального округа Чувашской Республики ФИО7 Право собственности на данный жилой дом и земельный участок у Ивановой Л.П. прекращено дата.
После продажи находившихся в собственности Ивановой Л.П. и членов ее семьи объектов недвижимости (комнаты площадью 13,3, жилого дома площадью 50,6 кв.м. и двух земельных участков площадью 800 кв.м. и 1700 кв.м.), Ивановой Л.П. и ее супругом Ивановым О.А. в общую совместную собственность приобретена квартира с кадастровым номером ----- общей площадью 21,6 кв.м. по адресу: адрес (право собственности зарегистрировано дата).
Данные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости, представленных в дело договоров купли-продажи от дата и дата.
Таким образом, в общей совместной собственности Ивановой Л.П. и ее супруга Иванова О.А. имеется жилое помещение – квартира с кадастровым номером ----- общей площадью 21,6 кв.м. по адресу: адрес, ул. 324 стрелковой дивизии, адрес, с ограничением (обременение) объекта недвижимости – ипотека в силу закона в пользу ПАО Сбербанк сроком действия с дата на 192 месяца, основание: кредитный договор от дата (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от дата).
Согласно выписке из лицевого счета от дата, составленной управляющей организацией ООО «Алста», в квартире по адресу: адрес, ул. 324 стрелковой дивизии, адрес, с дата значатся зарегистрированными ФИО1, ее супруг ФИО2 и сын ФИО3
Согласно техническому паспорту жилое помещение квартира, расположенная по адресу: адрес, имеет общую площадь 21,5 кв.м., состоит их жилой комнаты площадью 11, 5 кв.м., кухни площадью 4,8 кв.м., прихожей площадью 2,7 кв.м., шкафа площадью 0,4 кв.м., ванной площадью 2,2 кв.м.
За ФИО3 (сын истца) объекты недвижимости не зарегистрированы, что подтверждается соответствующим Уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений.
Вышеуказанную квартиру (адрес) Иванова Л.П. и члены ее семьи используют для личного проживания.
Постановлением главы администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от дата ----- (в действующей редакции) «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления» по г. Чебоксары Чувашской Республики установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 14,5 кв. м общей площади жилья на человека и норма предоставления по договору социального найма - 16,0 кв. м.
На каждое проживающее в адрес лицо приходится по 7,2 кв.м. общей площади.
Таким образом, на дату покупки жилого помещения – квартиры по адресу: адрес, общая площадь которой составляет 21,6 кв.м. у Ивановой Л.П. и членов ее семьи Иванова О.А. и Иванова А.О. других объектов недвижимости не имелось (выписки и уведомления из Единого государственного реестра недвижимости). Указанной выше выпиской из лицевого счета подтверждается, что Иванова Л.П., ФИО2 и ФИО3 с дата постоянно зарегистрированы в данной квартире.
Постановлением главы администрации Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики от дата ----- Иванова Л.П. исключена из списка граждан, нуждающихся в первоочередном улучшении жилищных условий «Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов», состоявшую в списке с дата, в связи с обеспеченностью жилыми помещениями. В приложении к постановлению указано, что Ивановой Л.П. на праве собственности с 6 по дата принадлежал жилой дом общей площадью 50,6 кв.м. по адресу: адрес, тем самым, она обеспечена общей площадью более 14,5 кв.м., жилой площадью более 9 кв.м. из расчета: 72/51,8 кв.м., 3 чел. Помимо а. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации указано на применение положений решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от дата -----.
дата администрацией адрес Ивановой Л.П. направлено письмо ----- о том, что постановлением администрации адрес от дата ----- она исключена из списка граждан «Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов», нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с обеспеченностью общей площадью 14,5 кв.м. и жилой площадью более 9 кв.м., согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, решению Чебоксарского городского Собрания депутатов от 22 октября 2019 года № 1900 «Об утверждении Порядка реализации жилищных прав гражданами – жителями города Чебоксары».
Постановлением главы администрации Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики от дата ----- Иванова Л.П. исключена из общего списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий «Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов», состоявшую в списке с дата года, в связи с обеспеченностью жилыми помещениями. В приложении к постановлению указано, что Ивановой Л.П. на праве собственности с 6 по дата принадлежал жилой дом общей площадью 50,6 кв.м. по адресу: адрес, тем самым, она обеспечена общей площадью более 14,5 кв.м., жилой площадью более 9 кв.м. из расчета: 72/51,8 кв.м., 3 чел. Помимо а. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации указано на применение положений решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от дата -----.
дата администрацией Ленинского района г. Чебоксары ФИО1 направлено письмо ----- об исключении из общего списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с обеспеченностью общей площадью 14,5 кв.м. и жилой площадью более 9 кв.м., согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, решению Чебоксарского городского Собрания депутатов от дата ----- «Об утверждении Порядка реализации жилищных прав гражданами – жителями адрес».
Принимая указанные решения и исключая Иванову Л.П. с членами семьи из списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ответчик исходил из того, что после регистрации 9 июня 2017 года права собственности на жилой дом общей площадь. 50,6 кв.м. Иванова Л.П. подлежал исключению из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку на каждого члена его семьи приходилось более учетной нормы как жилой, так и общей площади жилого помещения. дата истцом совершены действия по намеренному ухудшению жилищных условий.
Суд находит данные выводы необоснованными.
Исходя из содержания ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
При этом согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Содержание названной нормы закона указывает на то, что наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения. Иное толкование данной нормы может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства.
В ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п.п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
На период с 9 по дата правоотношения в пределах муниципального образования регулировались постановление администрации адрес Чувашской Республики от 14 декабря 2005 года № 288 (в соответствующей редакции) «Об утверждении Положения о порядке реализации жилищных прав гражданами – жителями г. Чебоксары». В Положении о порядке реализации жилищных прав гражданами - жителями города Чебоксары, утвержденном постановлением главы города Чебоксары от 14 декабря 2005 года № 288, было предусмотрено, что право состоять на учете нуждающихся сохраняется за гражданином до получения жилого помещения, за исключением случая улучшения жилищных условий, если общая жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее 14,5 кв. м для граждан, принятых на учет после 1 марта 2005 года; если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее 9,0 кв.м. для граждан, вставших на учет до 1 марта 2005 года; и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
На дату вынесения оспариваемых истцом решений пунктом 7.10 Порядка реализации жилищных прав гражданами – жителями города Чебоксары, утвержденного решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 22 октября 2019 года № 1900, установлено, что граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по нормам и правилам Жилищного кодекса РСФСР (утратил действие 1 марта 2005 года) сохраняют право состоять на данном учете до наступления случаев:
1) улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее 9,0 кв. м;
2) получения бюджетных средств (федеральных, республиканских или бюджета города Чебоксары) на приобретение или строительство жилого помещения;
3) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
4) выезда на постоянное место жительства в другое муниципальное образование;
5) подачи заявления гражданами признанными нуждающимися в жилых помещениях о снятии с учета, подаваемого по месту учета.
Пунктом 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено в качестве одного из оснований для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях - не истечение срока, предусмотренного статьей 53 Жилищного кодекса.
Согласно ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Аналогичные нормы содержатся в п. 3 ч. 1 ст. 13, ст. 16 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений».
При расчете обеспеченности семьи истца общей площадью жилого помещения на одного члена семьи администрацией Ленинского района г. Чебоксары учитывалась общая площадь всех жилых помещений, принадлежащих ФИО1 (по состоянию на дата), в том числе адрес по ул. 324 стрелковой дивизии адрес (21,6 кв.м.), где зарегистрирован истец, а также жилого адрес ФИО5 Республики (50,6 кв.м.).
При принятии решений ответчиком расчет производился исходя из общей площади жилого дома, расположенного по адресу: адрес и не установлена его жилая площадь, тогда как в силу как постановления администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 14 декабря 2005 года № 288 (действовал на дату возникновения права собственности истца), так и решения Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 22 октября 2019 года № 1900 (на дату вынесения оспариваемых постановлений) подлежала выяснению.
Как пояснила истец Иванова Л.П., дом в адрес действительно имеет общую площадь 50,6 кв.м., но данный дом ввиду его технического состояния не был предназначен для постоянного проживания, поскольку в нем отсутствовали какие-либо удобства; стены, пол, потолок имели степень износа, не позволяющую использовать его по назначению – для личного проживания.
В дело представлены доказательства о невозможности проживания семьи истца в жилом доме по адресу: адрес
Так, согласно информации администрации Шигалинского сельского поселения Урмарского района Чувашской Республики от дата ----- в адрес ФИО5 республики никто не проживал и не проживает, так как дом не пригоден для проживания, владельцем использует только земельный участок при доме.
Согласно акту обследования жилищно-бытовых условий, составленному комиссией органа местного самоуправления дата, на указанную дату дом принадлежит ФИО8 Обследованием дома установлено, что общая площадь дома составляет 50,6 кв.м, состоит из двух комнат. Качество дома – щитовой дом, обложенный кирпичом. Крыша протекает. Благоустройство дома и данной жилплощади: отопление печное (неисправное), нет водопровода, газа, канализации, Дом не пригоден для проживания.
В техническом паспорте на жилой дом (объект индивидуального жилищного строительства) – адрес ФИО5 Республики, составленном МУП «Бюро технической инвентаризации Урмарского района» Чувашской Республики 8 февраля 2007 года, содержатся следующие характеристики объекта. Год постройки: 1975. Общая площадь: 50,59 кв.м., жилая площадь: 40,26 кв.м. Благоустройство объекта: отопление печное (50,59), газоснабжение центральное (50,59), электроснабжение (50,59; нет водопровода, горячего водоснабжения, канализации. Техническое описание конструктивных элементов и определение физического износа основных строений, отапливаемых пристроек жилого дома:
- фундаменты: материал: бут/лент., техническое состояние: трещины, износ: 50%, процент износа к строению: 6,5%;
- стены и их наружная отделка: материал: щитовые, техническое состояние: трещины, износ: 50%, процент износа к строению: 16%;
- чердачные перекрытия: материал: деревянные отеплённые, техническое состояние: зазоры, износ: 50%, процент износа к строению: 3%;
- крыша: материал: железная, техническое состояние: ржавчина, износ: 50%, процент износа к строению: 6,8%;
- полы: материал: дощатые, техническое состояние: трещины, поражены гнилью и жучком, износ: 45%, процент износа к строению: 3,6%;
- оконные проемы: техническое состояние: оконные переплеты рассохлись, износ: 40%, процент износа к строению: 3,2%;
- дверные проемы: техническое состояние: дверные полотна осели, износ: 40%, процент износа к строению: 3,2%;
- внутренняя отделка: материал: штукатурка, техническое состояние: трещины, износ: 30%, процент износа к строению: 2,4%;
- наружная отделка: материал: обл. кирп., техническое состояние: трещины, износ: 35%, процент износа к строению: 0,7%.
Таким образом, с даты составления технического паспорта в 2007 году по июнь 2022 года (дата составления акта органом местного самоуправления) состояние дома не улучшилось, напротив, в настоящее время дом не пригоден для проживания.
Ответчиком состоянию объекта недвижимости, принятого в расчет для снятия истца – инвалида третьей группы, оценка не дана.
Представитель ответчика указал, что указанные доказательства не могут оцениваться судом как допустимые, поскольку в силу положений ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 и иных нормативных актов органов государственной власти и местного самоуправления признание жилого помещения непригодным для проживания относится к компетенции соответствующей межведомственной комиссии. Такое заключение в дело не представлено.
Несмотря на возражения стороны ответчика, суд признает представленные выше доказательства как допустимые, поскольку предметом рассмотрения по настоящему делу является законность принятых решений об исключении из списка лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при этом, как следует из материалов дела, истец Иванова Л.П. и члены ее семьи в указанном доме не проживали, до заселения в квартиру площадью 21,6 кв.м. (до 28 апреля 2018 года) длительное время с составом семьи из четырех человек, включая ребенка-инвалида, проживали в комнате площадью 13,3 кв.м. в квартире по адресу: адрес. Обращение в соответствующую межведомственную комиссию является правом собственника и, как правило, обусловлено, защитой своих жилищных прав.
Ответчиком оценка этим обстоятельствам не дана, при этом ответчик исходил из того, что семья истца, состоящая из трех человек, намеренно ухудшила жилищные условия, реализовав принадлежащий ей жилой дом, после чего вновь возникла нуждаемость семьи в улучшении жилищных условий.
Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Указанный срок обусловлен, помимо прочего, возможностью установления обстоятельств, имеющих значение для обоих сторон правоотношений (лиц, состоящих на учете, и органа местного самоуправления, на которое возложена обязанность вести учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий). В частности, орган местного самоуправления, наделенный властными полномочиями, имел возможность получить объяснения Ивановой Л.П. по факту наличия в ее собственности объекта недвижимости, дать заключение о возможности (невозможности) его использования для проживания.
Приведенное требование ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации ответчиком не соблюдено, в течение тридцати рабочих дней со дня поступления дата года выписки из Единого государственного реестра недвижимости, оцененной в октября 2021 года (спустя год) как основание для снятия Ивановой Л.П. с жилищного учета), не принято, что повлекло нарушение ее права доказать отсутствие такого основания.
Несоблюдение сроков принятия решения повлекло для истца затруднения при доказывании отсутствия намеренного ухудшения своих жилищных условий.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 года № 258-О-О, по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему обеспечения их другим жильем. При этом применение ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
На момент совершения сделки по купле-продаже дома семья также нуждалась в улучшении жилищных условий, следовательно, указанные действия совершены не с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем не могут подпадать под действие ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Доказательств умышленного совершения истцом действий с целью искусственного ухудшения своих жилищных условий для последующего получения мер социальной поддержки ответчиком суду не представлено.
Оценивая имеющиеся в деле доказательства, суд не находит оснований для применения ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации о последствиях совершения умышленных действий, в результате которых граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, с учетом положений приведенных норм, суд приходит к выводу о том, что дом с кадастровым номером ----- общей площадью 50,6 кв.м., расположенный по адресу: адрес, принадлежавший Ивановой Л.П. на праве собственности в период с 9 по дата (в течение 7 дней), не подлежит учету при определении уровня обеспеченности семьи истца жилой площадью. Его продажа была связана с тяжелым физическим состоянием и материальным положением истца и членов его семьи, невозможностью использования дома для своего проживания.
Таким образом, с учетом занимаемой площади жилого помещения по адресу: адрес (21,6 кв.м.) и количества зарегистрированных в нем лиц, включая самого истца, (3 человека), обеспеченность истца Ивановой Л.П. и членов ее семьи общей площадью жилого помещения составляет 7,2 кв.м. на каждого (21,6 кв.м. / 3 чел.), что составляет менее учетной нормы, установленной по г. Чебоксары в размере 14,5 кв. м, жилой площадью, соответственно, составляет 3,83 кв.м на каждого.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что на момент снятия истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий дата и дата соответственно истец Иванова Л.П. не была обеспечена жильем, при этом каких-либо намеренных действий, ухудшивших ее жилищные условия, она не совершала, в связи с чем подлежит восстановлению на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении с даты постановки на учет в органе местного самоуправления.
На основании изложенного, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что решения администрации Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики об исключении Ивановой Л.П. из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях, как по общему списку, так и по списку граждан «Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов», являются незаконными, в связи с чем заявленные Ивановой Л.П. исковые требования о признании незаконными постановлений администрации Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики от дата ----- и дата ----- об исключении Ивановой Л.П. из списков граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и возложении на ответчика обязанности восстановить ее в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий как по общему списку, так и по списку «Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов», подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░25 (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ -----), ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 22 ░░░░░░ 2021 ░░░░ № 1820 ░ ░░ 22 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ № 2024, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░» – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1, ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░», ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 22 ░░░░░░ 2021 ░░░░ № 1820.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░26, ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ -----.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░27, ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░28, ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░29, ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ (░░░░░) ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.