Решение по делу № 2а-4345/2021 от 03.06.2021

Дело № 2а-4345/2021

39RS0002-01-2021-004614-97

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

гор. Калининград 22 сентября 2021 г.

Центральный районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи: Кисель М.П.,

при секретаре: Оксенчук А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прошкиной Олеси Александровны, Казакевич Галины Витальевны к Администрации ГО «Город Калининград», Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации ГО «Город Калининград» о признании незаконным решения, обязании устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с названными требованиями, в обоснование которых указали, что являясь сособственниками жилого дома с кадастровым номером (), < Дата > года постройки, расположенного по адресу: < адрес > и арендаторами земельного участка для индивидуальной жилой застройки, с кадастровым номером (), на основании договора № от 23.03.2021, сроком до 23.03.2070.

Уведомлением Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации ГО «Город Калининград» (КМИиЗР АГО) от 30.04.2021 Прошкиной О.А. и Казакевич Г.В. неправомерно отказано в предоставлении муниципальной услуги предоставления ЗУ с им в собственность за плату как собственникам жилого дома с , по основанию расположения земельного участка во втором поясе зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно бытового водоснабжения, установленной непосредственно санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.4.11100-02.

При принятии оспариваемого акта КМИиЗР АГО не учтено, что исключительное право на приобретение ЗУ с в собственность имеют только истцы, являющиеся собственниками дома, расположенного на нем; факт расположения ЗУ вблизи зоны санитарной охраны не определяет, его ограниченность в обороте. При этом, границы зоны санитарной охраны не установлены и не отражены государственном кадастре недвижимости, кадастровом паспорте. Утвержденный проект ЗСО отсутствует, а в договоре аренды земельного участка сведений об ограничении участка в обороте не имеется.

Учитывая ошибочность установления ответчиком факта ограниченности спорного ЗУ в обороте, истцы просили признать незаконным решение администрации Городского округа «Город Калининград», в предоставлении в собственность Прошкиной Олесе Александровне, Казакевич Галине Витальевне земельного участка с кадастровым номером , выраженный в уведомлении от 30.04.2021г. исх. ; обязать администрацию Городского округа «Город Калининград» в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить в полном объеме допущенные нарушения прав Прошкиной Олеси Александровны, Казакевич Галины Витальевны путем рассмотрения их заявления о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером , в соответствии с требованиями законодательства.

В судебное заседание истцы не явились, обеспечили явку своего представителя по доверенности Русько Г.А. заявленные требования поддержал по изложенным основаниям, натаивал, что ответчиком не представлено доказательств, вхождения ЗУ в особую зону.

Представитель ответчика администрации ГО «Город Калининград» Папин Б.Ф. с заявленными требованиями не согласился, просил в удовлетворении иска отказать, учесть, что в документах территориального планирования и градостроительного зонирования отображаются зоны с особыми условиями использования территории, установленные в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. ЗУ с попадает в границы второго пояса зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Акцентировал внимание суда, что в соответствии с требованиями п. 2.3.2.6 СанПиН2.1.4.1110-02 «Питьевая вода и водоснабжение населённых мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы», для территории городского округа «горд Калининград» в правилах отражена граница второго пояса ЗСО размером 3 км.

Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, дав им оценку в соответствии с положениями ст. 84 КАС РФ суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом достоверно установлено, не оспорено сторонами и объективно подтверждается материалами дела, что на основании договора от 23.03.2021 административные истцы являются арендаторами земельного участка с кадастровым номером , площадью < ИЗЪЯТО > кв.м., из земель населенных пунктов, предоставленного для использования под жилой дом, сроком до 23.03.2070.

13.04.2021 Прошкина О.А. и Казакевич Г.В. обратились к административному ответчику с заявлением (вх. ) о. предоставлении земельного участка с кадастровым номером им в собственность за плату как собственникам жилого дома расположенного по адресу: < адрес >

Ответом КМИиЗР АГО от 30.04.2021 исх. Васильеву А.Ю. представляющему интересы Прошкиной О.А., Казакевич Г.В., отказано в удовлетворению по мотиву расположения спорного участка в границах зоны с особыми условиями использования территории и территорий объектов культурного наследия ПЗЗ АГО, утвержденных решением городского совета депутатов Калининграда от 14.12.2017 № 339, земельный участок с расположен в зоне санитарной охраны источников водоснабжения, 2 пояс (Н-3).

Решением городского Совета депутатов Калининграда от 25.12.2017 № 339 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», в том числе, установлен II пояс зоны санитарной охраны поверхностных источников водоснабжения Калининградского водопровода (индекс зоны Н-3), в границах которого расположен ЗУ с

Доказательств обратного суду не представлено.

В соответствии со ст. 6 ЗК РФ объектами земельных отношений являются земельные участки.

Согласно ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии со статьей 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

п. 1 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случая, предусмотренного пп. 6 п. 2 данной статьи. Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 названного кодекса.

Из содержания п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что если иное не установлено этой статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

п. 6 ст. 39.16 ЗК РФ определено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.

Согласно пп. 14 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В соответствии с частью 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

СанПиН 2.1.4.1110-02 определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения (пункт 1.2).

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 1.3).

Пунктом 1.4 СанПин 3.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденного Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 года № 10 предусмотрено, что на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и подземных источников, организуются зоны санитарной охраны в составе трех поясов, целью создания которых является санитарная охрана источников водоснабжения от загрязнения. Санитарная охрана водозаборов обеспечивается санитарно-защитной полосой (п. 1.5 СанПин 2.1.4.1110-02),

ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и Третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Границы зон первого и второго пояса санитарной охраны поверхностных источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определяются в соответствии с разделами 2.3.1 и 2.3.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 в зависимости от характеристик поверхностных источников с учетом конкретных условий.

Согласно пункту 2.3.2.5 указанного акта зона второго пояса зон санитарной охраны на водоемах должна быть удалена по акватории во все стороны от водозабора на расстояние 3 км - при наличии нагонных ветров до 10% и 5 км - при наличии нагонных ветров более 10%.

Размеры зон второго пояса зон санитарной охраны поверхностных источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определяются в соответствии с разделом 2.3.2 СанПиН 2.1.4.1110-02.

Из содержания разделов 2.3.1 и 2.3,2 СанПиН 2.1.4.1110-02 следует, что данными санитарными правилами установлены минимальные расстояния границ поясов зон санитарной охраны.

Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ) и отображаются на картах генерального плана муниципального образования в составе материалов по его обоснованию (подпункт 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ).

Подпунктом 2 пункта 2 статьи 30 ГрК РФ предусмотрено, что правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования.

В силу пункта 5 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, границы территорий исторических поселений федерального значения, границы территорий исторических поселений регионального значения.

Генеральный план городского округа "Город Калининград" утвержден решением Городского совета Калининграда от 06.07.2016 N 225.

Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" утверждены решением Городского совета Калининграда от 25.12.2017 N339.

Генеральный план и Правила землепользования и застройки ГО «Город Калининград» приняты уполномоченным на дату их принятия органом с соблюдением процедур, Предусмотренных статьями 24 - 25, 31 - 32 ГрК РФ, официально опубликованы в установленном порядке.

Абзацем вторым пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Таких утвержденных границ и режима зон санитарной охраны (ЗСО) источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения органом исполнительной власти Калининградской области действительно не установлено. Нормативный правовой акт органа исполнительной власти Калининградской области, устанавливающий в городском округе «Город Калининград» зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не принят.

Более того, Постановление администрации Калининградской области от 18 июля 1995 г. № 348 «Об утверждении зон санитарной охраны водоисточников и сооружений Калининградского водопровода и комплекса мероприятий по улучшению санитарного состояния этих зон» утратило силу с 3 декабря 2015 г. в связи с изданием постановления Правительства Калининградской области от 3 декабря 2015 г. № 673, которым данное постановление признано утратившим силу.

Вместе с тем, данные обстоятельства не свидетельствуют о прекращении существования зон санитарной охраны, ранее установленных постановлением администрации Калининградской области от 18 июля 1995 г. № 348, они сохраняют свое действие и отражены в документах территориального планирования и градостроительного зонирования.

Пунктом 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 2.1.4 определено, что отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зон санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.

Кроме того, Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» не содержит положений о признании утратившими силу ранее изданных актов, устанавливающих границы зон санитарной охраны, а лишь предусматривает иной порядок установления таких зон.

В соответствий с требованиями п. 2.3.2.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 граница второго пояса ЗСО устанавливается для водоемов (водохранилищ, озер) в обе стороны по берегу на 3 или 5 км в зависимости от местных санитарных и гидрологических условий.

Для территории городского округа «Город Калининград» в Правилах отражена граница второго пояса ЗСО размером 3 км. ЗСО организуются в составе трех поясов, в каждом из которых устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятии, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Режим охранной зоны предполагает ограничения и в использовании земель в границах поясов ЗСО.

Пунктом 2.3.2.7 СанПиН 2.1.4.1110-02 определено, что территория второго пояса ЗСО источников водоснабжения по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в зависимости от конкретной санитарной ситуации может быть увеличена, то есть по смыслу действующего законодательства проектирование границ требуется только для случаев увеличения минимальных размеров этих зон, устанавливаемых СанПиН.

При этом СанПиН 2,1.4.1110-02 не предусматривает возможность уменьшения территории второго пояса ЗСО.

Принимая во внимание значимость водных объектов для окружающей среды и человека, одно лишь отсутствие в государственном кадастре недвижимости указанной информации не может служить достаточным основанием для вывода об отсутствии зоны санитарной охраны.

Более того, в соответствии с пунктом 8 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-Ф3 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 455-ФЗ) до 1 января 2025 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022 года одним из следующих способов: 1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения; 2) согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством; 3) нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории; 4) решением суда.

Согласно ч. 13 ст. 26 вышеуказанного Федерального закона с 1 января 2022 г. определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно- защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют.

Пунктом 9 Закона N 342-Ф3 установлено, что в случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, указанной в части 8 настоящей статьи, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности.

Проанализировав приведенные нормы в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что поскольку минимальные размеры Поясов зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения непосредственно установлены санитарными правилами и нормативами СанПиН 2.1.4.1110-02, то зона санитарной охраны считается установленной, несмотря на отсутствие проекта границ ЗСО, а также соответствующих сведений в едином государственном реестре недвижимости.

Таким образом, доводы истца об отсутствии соответствующих зон основан на ошибочном толковании норм в сфере установления размера и границ ЗСО.

Кроме того, сведениями размещенными в открытых источниках в том, числе публичной карте ГО «город Калининград» объективно подтверждается нахождение спорного ЗУ в границах 2 пояса ЗСО.

Фактически установленные обстоятельства, а также совокупность приведенного нормативно правового обоснования, определяют легитимность ответа КМИиЗР АГО от 30.04.2021 исх. и свидетельствуют об отсутствии правовых основания для возложения на Администрацию городского округа «Город Калининград» обязанности предоставить Прошкиной О.А. и Казакевич Г.В. спорный земельный участок в собственность.

Руководствуясь ст. 174, 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Прошкиной Олеси Александровны, Казакевич Галины Витальевны – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 06 октября 2021 г.

Судья:

2а-4345/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прошкина Олеся Александровна
Казакевич Галина Витальевна
Ответчики
Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО «Город Калининград»
Администрация ГО Город Калининград
Суд
Центральный районный суд г. Калининград
Судья
Кисель Максим Павлович
Дело на сайте суда
centralny.kln.sudrf.ru
03.06.2021Регистрация административного искового заявления
03.06.2021Передача материалов судье
04.06.2021Решение вопроса о принятии к производству
04.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.06.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.07.2021Предварительное судебное заседание
06.09.2021Судебное заседание
22.09.2021Судебное заседание
22.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее